ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3704/2021 от 09.02.2022 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-488/2022

УИД 91RS0002-01-2020-009098-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Томащака А.С.,

при помощнике Куртаджиевой Э.С.,

с участием представителя истца Бабина А.И. - адвоката Якубовской Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабина Александра Игоревича к Государственному унитарному предприятию "Крымэнерго", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым об установлении платы за публичный сервитут, взыскании платы за публичный сервитут,

установил:

Бабин Александр Игоревич, согласно уточненным исковым требованиям, обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию "Крымэнерго", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым об установлении платы за публичный сервитут на земельный участок площадью 5425 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 550 468, 57 рублей, взыскании платы за публичный сервитут в вышеуказанном размере с ответчика в пользу истца, а также взыскании расходов на оплату государственной пошлины.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 5425 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута» (далее Приказ ) на данный земельный участок установлен публичный сервитут сроком на 49 лет для строительства ВЛ 110 кВ Симферопольская ТЭЦ- Аэропорт, ВЛ 110 кВ Жаворонки-Аэропорт. Обладателем публичного сервитута определено Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымэнерго". Пунктом 5 Приказа , установлена обязанность Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" обеспечить внесение сведений об установлении публичного сервитута в Единый государственный реестр недвижимости, заключение соглашений о плате за публичный сервитут с правообладателями обслуживающих земельных участков. Сведения об установлении публичного сервитута, которым обременен принадлежащий истцу земельный участок внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, присвоен учетный номер зоны 90.00.2.62. Срок публичного сервитута - 49 лет. В течении всего срока использование Земельного участка в соответствии с разрешенным использованием невозможно в связи с осуществлением публичного сервитута. В результате установления публичного сервитуту права собственника данного земельного участка существенно ограничены, а именно истец не имеет возможности использовать земельный участок по его целевому назначению. Вместе с тем, размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения не определены Приказом , Соглашение о публичном сервитуте истцу не направлялось. С 2018 года истец не однократно обращался с письменными и устными заявлениями к ответчику о заключении с истцом, как собственником земельного участка, соглашения (договора) о плате за публичный сервитут, однако получал отказы по разным основаниям. ГУП РК «КРЫМЭНЕРГО» письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что строительство объекта «Сети внешнего электроснабжения для технического присоединения электроустановок Объектов аэропортовой инфраструктуры, созданных в результате развития аэропортового комплекса «Симферополь» завершено в 2018 году. Декларация о готовности объекта к эксплуатации зарегистрирована Службой государственного строительного надзора Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, объект введен в основные фонды в декабре 2018 года и стоимость объектов ОС в бухгалтерском и налоговом учете сформирована. ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и ГУП РК «Крымэнерго» было направлено требование (претензия) об установлении соразмерной платы за публичный сервитут и осуществлении выплаты. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым сообщило что обязанность по заключению соглашения о плате за публичный сервитут в течении всего срока его действия и произведения уплаты лежит на ГУП РК «Крымэнерго». ГУП РК «Крымэнерго» письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. отказало в удовлетворении требований истца, что стало основанием для обращения в суд с указанным иском.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить по основаниям и доводам изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представив ходатайство об отложении рассмотрения дела, которое протокольным определением суда оставлено без удовлетворения.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений против иска не предоставил.

Заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе передавать другим лицам свое имущество, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. п. 1 - 3, 7 ст. 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации. Плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не установлено ст. 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации.

Плата за публичный сервитут рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в установленных границах публичного сервитута. Плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N135- ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Пунктами 13 и 14 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

В соответствии с п. 12 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г. (далее - Обзор), плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.

Согласно пункту 5 статьи 274 ГК РФ и пункту 6 статьи 23 ЗК РФ собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Если при рассмотрении дела усматриваются основания для предоставления права ограниченного пользования чужим земельным участком, судам необходимо, в соответствии с приведенными положениями закона, определить размер платежей, подлежащих внесению собственнику обременяемого земельного участка, что предполагает вынесение данного вопроса в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию (часть 2 статьи 56 ГПК РФ, часть 2 статьи 65 АПК РФ), и при отсутствии согласия собственника объекта недвижимости, обременяемого сервитутом, на безвозмездное пользование - возложение на истца обязанности по представлению доказательств обоснованности предлагаемого к установлению размера платы, в том числе путем назначения экспертизы. При несогласии с предложенным размером платы за сервитут ответчик вправе представить доказательства в обоснование своих возражений (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ). Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами.

При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком.

Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов истца и ответчика необходимо учитывать конкретные условия и объем сервитута.

Аналогичная позиция изложена в п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона Республики Крым от 15.09.2014 № 74-ЗРК «О размещении инженерных сооружений» (Закон №74-ЗРК), публичный сервитут устанавливается на основании решения соответствующего органа местного самоуправления поселения (городского округа), а в случаях размещения объектов государственного значения, предусмотренных целевыми государственными программами, объединенной укрупненной схемой размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, градостроительной документацией, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и документами территориального планирования Республики Крым, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации, - исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного Советом министров Республики Крым (далее - уполномоченные органы).

В соответствии со ст. 8 Закона № 74-ЗРК размер платы за публичный сервитут, а также порядок и срок ее внесения определяются соглашением, заключаемым обладателем сервитута с правообладателем обслуживающего земельного участка.

Если в течение одного месяца со дня принятия решения об установлении публичного сервитута указанное в части первой настоящей статьи соглашение не подписано правообладателем обслуживающего земельного участка вследствие его отсутствия по адресам его места жительства или нахождения юридического лица либо вследствие его отказа от переговоров по данному вопросу с обладателем публичного сервитута, обладатель публичного сервитута вправе приступить к использованию земельного участка для целей, в соответствии с которыми он был установлен.

Правообладатель обслуживающего земельного участка вправе заключить соглашение о плате за публичный сервитут в течение всего его срока действия, а в случае несогласия с размером платы за публичный сервитут - вправе требовать его установления в судебном порядке.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Бабину Александру Игоревичу, на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 5425 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 29.05.2017 №716 «Об установлении публичного сервитута» (далее Приказ ) на данный земельный участок установлен публичный сервитут сроком на 49 лет для строительства ВЛ 110 кВ Симферопольская ТЭЦ- Аэропорт, ВЛ 110 кВ Жаворонки-Аэропорт.

Обладателем публичного сервитута определено Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымэнерго".

Пунктом 5 Приказа , установлена обязанность Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" обеспечить внесение сведений об установлении публичного сервитута в Единый государственный реестр недвижимости, заключение соглашений о плате за публичный сервитут с правообладателями обслуживающих земельных участков.

Сведения об установлении публичного сервитута, которым обременен вышеуказанный земельный участок внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, присвоен учетный номер зоны 90.00.2.62.

Срок публичного сервитута - 49 лет, в связи с чем в течении всего срока использование Земельного участка в соответствии с разрешенным использованием невозможно в связи с осуществлением публичного сервитута.

При этом размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения не определены Приказом .

ГУП РК «КРЫМЭНЕРГО» письмом от ДД.ММ.ГГГГ, сообщило истцу, что строительство объекта «Сети внешнего электроснабжения для технического присоединения электроустановок Объектов аэропортовой инфраструктуры, созданных в результате развития аэропортового комплекса «Симферополь» завершено в ДД.ММ.ГГГГ. Декларация о готовности объекта к эксплуатации зарегистрирована Службой государственного строительного надзора Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, объект введен в основные фонды в ДД.ММ.ГГГГ года и стоимость объектов ОС в бухгалтерском и налоговом учете сформирована.

ДД.ММ.ГГГГ Бабин А.И. в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и ГУП РК «Крымэнерго» направил требование (претензия) об установлении соразмерной платы за публичный сервитут и осуществлении выплаты.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым сообщило что обязанность по заключению соглашения о плате за публичный сервитут в течении всего срока его действия и произведения уплаты лежит на ГУП РК «Крымэнерго».

ГУП РК «Крымэнерго» письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. отказало в удовлетворении требований об установлении платы за публичный сервитут.

В ходе судебного заседания была назначена судебная оценочная экспертиза, которая проведена ООО "Крымская Экспертиза"

Согласно выводам, изложенным в заключении от ДД.ММ.ГГГГ судебной оценочной экспертизы проведенной ООО "Крымская экспертиза" следует, что в ходе изучения объекта исследования, в том числе его наиболее эффективного использования, анализа рынка недвижимости и соответствующих расчетов, Эксперт пришел к выводу, что размер единовременной платы за публичный сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 5425 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Бабину Александру Игоревичу, с разрешенным использованием земель: для ведения личного подсобного хозяйства, составит 4 017 289,42 руб. Так как выплаты за публичный сервитут в отношении земельного участка носят периодический характер выплат, то размер ежегодной платы за публичный сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 5425 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, на территории Мирновского сельского совета, принадлежащего на праве собственности Бабину Александру Игоревичу, с разрешенным использованием земель: для ведения личного подсобного хозяйства, составит 480 000,87 руб. в год в течение 49 лет (срок действия публичного сервитута в соответствии с материалами делами) без последующей индексации на коэффициент инфляции. Размер выплат за публичный сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 5425 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Бабину Александру Игоревичу, с разрешенным использованием земель: для ведения личного подсобного хозяйства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил: 1 550 468,57 руб.

В связи с чем суд, при разрешении заявленных исковых требований, принимает как надлежащее доказательство выводы, изложенные в заключении от ДД.ММ.ГГГГ судебной оценочной экспертизы проведенной ООО "Крымская экспертиза" поскольку экспертиза проведена на основании определения суда, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, оснований сомневаться в правильности и обоснованности выводов, изложенных в судебной экспертизе, у суда не имеется, поскольку экспертиза является мотивированной и четкой, имеет научную и практичную основу, основывается на тщательном исследовании технической документации, соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в суде, соответствующим требованиям ст. 67 ГПК РФ.

В связи с чем имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Бабина Александра Игоревича к Государственному унитарному предприятию "Крымэнерго", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым об установлении платы за публичный сервитут, взыскании платы за публичный сервитут - удовлетворить.

Установить плату за публичный сервитут на земельный участок площадью 5425 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 550 468, 57 рублей.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия "Крымэнерго" в пользу Бабина Александра Игоревича плату за публичный сервитут на земельный участок площадью 5425 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 550 468, 57 рублей и государственную пошлину оплаченную при подаче иска в размере 15 952,34 рубля, а всего 1 566 420,91 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором и другими лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле, если вопрос об их правах и обязанностях был разрешен судом, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Томащак

(мотивированный текст решения изготовлен 14 февраля 2022 года)

Судья А.С. Томащак