Решение составлено в мотивированной форме 20 февраля 2017
Дело № 2-371/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Верхняя Пышма 13 февраля 2017 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Ю.С. Колесовой,
при секретаре Н.М. Шаниной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гончаровой Ирины Юрьевны к Администрации ГО Верхняя Пышма о признании незаконными решений органа местного самоуправления, возложении обязанности,
установил:
Гончарова И.А. обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа Верхняя Пышма о возложении обязанности изменить вид
разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с зоны разрешенного использования Р-3 на зону Ж-1 Зона жилых домов усадебного типа; изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с зоны разрешенного использования И-5 на зону Ж-1 Зона жилых домов усадебного типа.
До вынесения решения в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец дополнил исковые требования, просил признать незаконными ответы Администрации ГО Верхняя Пышма от 28.01.2013 № 239-02, от 14.07.2016 № 01-01-23/4771, от 07.09.2016 № 01-01-23/6246.
В обоснование административного иска указано, что Гончарова И.Ю. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № в п. Санаторный ГО Верхняя Пышма. В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права от 22.08.2011 № 66АД930840 земельный участок № относятся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: база отдыха. В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> земельный участок № относятся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: котельная. Истец неоднократно обращался в Администрацию городского округа Верхней Пышмы с заявлениями об изменении территориальных зон земельных участков Р-3, И-5 на территориальную зону Ж-1, однако на данные обращения получены отказы от Администрации ГО Верхняя Пышма от 28.01.2013 № 239-02, от 14.07.2016 № 01-01-23/4771; от 07.09.2016 № 01-01-23/6246. Истец полагает, что указанные ответы Администрации ГО Верхняя Пышма являются незаконными и нарушают права и законные интересы административного истца. Так, ответ Администрации ГО Верхняя Пышма от 28.01.2013 № 239-02 об отказе в изменении разрешенного вида использования земельных участков вынесен в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ст. 15 Устава ГО Верхняя Пышма, в нарушение которых главой Администрации ГО Верхняя Пышма не принято решение о проведении публичных слушаний.
На обращение от 21.06.2016 вх. № УАиГ/1091 Администрацией ГО Верхняя Пышма подготовлен ответ от 14.07.2016 № 01-01-23/4771 об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма, утвержденные Решением Думы городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 30 апреля 2009 г. N 5/14 (далее - ПЗЗ) и изменений в Генеральный план ГО Верхняя Пышма (далее - Генплан) для изменения территориальной зоны: земельного участка с кадастровым номером № с зоны разрешенного использования Р-3 на зону Ж-1; земельного участка с кадастровым номером № с зоны разрешенного использования И-5 на зону Ж-1 - со ссылкой о том, что не представлены обоснования для внесения указанных изменений. На обращение от 10.08.2016 № 5985 с обоснованиями внесения изменений в ПЗЗ, в Генплан для изменения территориальных зон письмом Администрации ГО Верхняя Пышма от 07.09.2016 № 01-01-23/6246 также отказано в изменении территориальной зоны. Данные решения, по мнению административного истца, являются незаконными, противоречат ч. 4 ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ст. 15 Устава ГО Верхняя Пышма, не содержат мотивированного основания для отказа в изменении территориальной зоны, не проведены публичные слушания. Нарушены права и законные интересы административного истца на распоряжение земельными участками по своему усмотрению, на возможность перевода земельных участков из одной категории в другую органом местного самоуправления на основании заявления собственника.
В судебном заседании представитель административного истца Ординарцев Д.В. поддержал требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель Администрации ГО Верхняя Пышма Черемных Е.В. с административным иском не согласилась. Подержала изложенные в отзыве доводы, в котором в иске просила отказать по следующим основаниям. В нарушение ч. 1 ст. 4 КАС Российской Федерации истец не представила доказательств нарушения её прав и законных интересов, в чем они выразились, какие препятствия созданы для осуществления прав и дальнейшего использования земельных участков, принадлежащих истцу, при отказе органа по вопросу внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории ГО Верхняя Пышма, утвержденные решением Думы ГО Верхняя Пышма № 5/14 от 30.04.2009 и в Генеральный план ГО Верхняя Пышма применительно к населенному пункту пос. Санаторный, утвержденному решением Думы ГО Верхняя Пышма № 20/7 от 2014. По оспариванию ответа от 28.01.2013 № 23-02 просят применить срок исковой давности. Полагают, что требования истца фактически направлены на оспаривание Генерального плана ГО Верхняя Пышма и ПЗЗ ГО Верхняя Пышма, следовательно, иск не подсуден данному суду. Ссылка истца на ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации является необоснованной, поскольку в ГО Верхняя Пышма утвержден Генеральный план и ПЗЗ. Истец просит изменить территориальные зоны земельных участков, т.е. внести изменения в Генеральный план и ПЗЗ, что предусматривает проведение процедур и предоставление пакета документов, предусмотренных ст. 23-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, т.е. только по итогам публичных слушаний. При этом заявителем не представлены обоснования необходимости внесения изменений в Генплан и ПЗЗ, что является обязательным в силу требований Градостроительного кодекса Российской Федерации. В оспариваемых отказах администрации ГО Верхняя Пышма имеется ссылка на отсутствие обоснований, причем перечень документов является открытым. Действующим законодательством не предусмотрена возможность в судебном порядке обязывать орган местного самоуправления вносить изменения в Генплан и ПЗЗ, возможно только оспаривание существующих положений.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Гончарова И.Ю. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № в п. Санаторный ГО Верхняя Пышма, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права.
Земельный участок № относятся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - база отдыха; земельный участок № относятся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – котельная, что подтверждено кадастровыми паспортами земельных участков.
Истец оспаривает решения Администрации ГО Верхняя Пышма на обращения Гончаровой И.С. об изменении разрешенного вида использования земельных участков, а по существу - территориальной зоны, выраженные в письмах от 28.01.2013 № 239-02, от 14.07.2016 № 01-01-23/4771, от 07.09.2016 № 01-01-23/6246.
В отношении требования о признании незаконным решения Администрации ГО Верхняя Пышма на обращение Гончаровой И.С. об изменении разрешенного вида использования земельных участков, выраженного в письме от 28.01.2013 № 239-02, суд приходит к выводу о пропуске срока исковой давности.
В силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока без уважительной причины в соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено судом, об оспариваемом решении истцу было известно не позднее февраля 2013. Административное исковое заявление подано в суд 23.09.2016, то есть за пределами установленного законом для обращения в суд срока, каких-либо уважительных причин пропуска указанного срока административным истцом не названо.
Таким образом, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд с требованием о признании незаконным решения Администрации ГО Верхняя Пышма на обращение Гончаровой И.С. об изменении разрешенного вида использования земельных участков, выраженное в письме от 28.01.2013 № 239-02, что является основанием для отказа в его удовлетворении.
В отношении требований о признании незаконными решений, содержащихся в письмах Администрации ГО Верхняя Пышма от 14.07.2016 № 01-01-23/4771, от 07.09.2016 № 01-01-23/6246 суд также не усматривает правовых оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.
В своих обращениях от 21.06.2016, 10.08.2016 Гончарова просит внести изменения в Генеральный план ГО Верхняя Пышма и ПЗЗ ГО Верхняя Пышма, а именно изменить территориальную зону земельного участка с кадастровым номером № с зоны Р-3 на зону Ж-1; земельного участка с кадастровым номером <адрес> с зоны И-5 на зону Ж-1.
В письме Администрации ГО Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что на заседании комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе во внесении изменений в Генеральный план городского округа Верхняя Пышма и в Правила землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма применительно к территории поселка Санаторный, в границах земельных участков с кадастровыми номерами: № расположенных по адресу: <адрес> в части изменения территориальных зон: Р-3 (зона объектов рекреационного и туристического назначения и туризма) на территориальную зону Ж-1 (зона жилых домов усадебною типа). Р-2 (зона озеленения общего пользования) на территориальную зон) Ж-1 (зона жилых домов усадебного типа), И-5 (зона инженерной инфраструктуры объектов теплоснабжения) на территориальную зону Ж-1 (зона жилых домов усадебного типа). Основания для отказа: Не представлены обоснования для внесения изменений в Генеральный план ГО Верхняя Пышма и в Правила землепользования застройки на территории городского округа Верхняя Пышма применительно к территории поселка Санаторный; Земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне санитарной охраны источников водоснабжения (11 пояс) от артезианской скважины; 3) при изменении вышеперечисленных территориальных зон на зону Ж-1, использование земельных участков не будет соответствовать их назначению, виду разрешенного использования, а также требованиям технических и градостроительных регламентов.
В письме Администрации ГО Верхняя Пышма от 07.09.2016 № 01-01-23/6246 указано, что на заседании комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма от 01.09.2016 было принято решение об отказе по вопросу о внесении изменений в Генеральный план городского округа Верхняя Пышма и в Правила землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма применительно к территории поселка Санаторный, в границах земельных участков с кадастровыми номерами: №, расположенных по адресу: Россия, <адрес>, база отдыха «Балтым», в части изменения территориальных зон: Р-3 (зона объектов рекреационного и туристического назначения и туризма) на территориальную зону Ж-1 (зона жилых домов усадебного типа), И-5 (зона инженерной инфраструктуры объектов теплоснабжения) на территориальную зону Ж-1 (зона жилых домов усадебного типа), по следующим основаниям: не представлены обоснования для внесения изменений в Генеральный план
городского округа Верхняя Пышма и в Правила землепользования и застройки на
территории городского округа Верхняя Пышма применительно к территории поселка
Санаторный; земельный участок с КН № расположен в зоне И-5 (зона
инженерной инфраструктуры объектов теплоснабжения), при изменении
территориальной зоны на Ж-1 его площадь не будет соответствовать требованиям
градостроительных регламентов согласно ст. 108 ч. III Правил землепользования и
застройки на территории городского округа Верхняя Пышма.
Оспариваемые решения Администрации ГО Верхняя Пышма не противоречат положениям ст. 23-25, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, в том числе их рассмотрения на публичных слушаниях.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к рекреационным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Внесение изменений в правила землепользования и застройки производится в том же порядке, который предусмотрен для принятия правил землепользования и застройки. Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено два вида оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки: обязательные основания (п. 1 ч. 2 ст. 33) - несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшие в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; необязательные основания (п. 2 ч. 2 ст. 33) - поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Глава местной администрации может принять или отклонить с указанием причин отказа предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки по необязательным основаниям.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа ГО Верхняя Пышма, утвержденным решением Думы ГО Верхняя Пышма № 5/14 от 30.04.2009 земельный участок с кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне Р-3 (зона объектов рекреационного и туристического назначения и туризма), для которой установлен разрешенный вид использования – база отдыха.
Земельный участок кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне И-5 (зона объектов инженерной инфраструктуры теплоснабжения территорий), для которой установлен разрешенный вид использования – база отдыха «Балтым» котельная.
Таким образом, обязательные основания для внесения изменений в правила землепользования и застройки на основании обращений заявителя у Администрации Го Верхняя Пышма отсутствовали.
Предложения Гончаровой И.Ю. о внесении изменений в правила землепользования об изменении территориальных зон земельных участков отклонены с указанием причин отказа - отсутствие обоснования необходимости внесения таких изменений в Генеральный план ГО Верхняя Пышма и в ПЗЗ ГО Верхняя Пышма, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне санитарной охраны источников водоснабжения (11 пояс) от артезианской скважины; при изменении вышеперечисленных территориальных зон на зону Ж-1, использование земельных участков не будет соответствовать их назначению, виду разрешенного использования, а также требованиям технических и градостроительных регламентов, что не противоречит вышеуказанным положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Поскольку нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты не содержат указания на обязанность органа местного самоуправления изменить территориальную зону по заявлению физического лица, при этом истцом не обоснована необходимость изменения территориальной зоны и вида разрешенного использования земельных участков и невозможность использования земельных участков при имеющихся условиях, с учетом того, что принадлежащий истцу участок расположен в зоне с особыми условиями использования (рекреационная зона), суд отказывает в удовлетворении требования о возложении на Администрацию ГО Верхняя Пышма обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с зоны разрешенного использования Р-3 на зону Ж-1 Зона жилых домов усадебного типа; изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с зоны разрешенного использования И-5 на зону Ж-1 Зона жилых домов усадебного типа.
Суд полагает, что отказом в изменении вида разрешенного использования земельного участка права и охраняемые законом интересы административного истца не нарушаются, поскольку приобретал земельные участки с определенным видом разрешенного использования (база отдыха и котельная), а запрашиваемая заявителем цель использования земельных участков – на зону Ж-1 (зона жилых домов усадебного типа) не соответствует правоустанавливающим документам. По существу требования Гончаровой направлены на обход положений законодательства о предоставлении земельных участков для строительства, с целью последующего строительства жилых домов на непредназначенном для этого земельном участке, либо увеличения его рыночной стоимости.
Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении административного иска Гончаровой Ирины Юрьевны к Администрации ГО Верхняя Пышма о признании незаконным отказов в изменении территориальной зоны земельных участков, возложении обязанности изменить территориальные зоны земельных участков отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционный жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья Ю.С. Колесова