86RS0001-01-2021-006799-83
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Вахрушева С.В.,
при помощнике судьи Ахияровой М.М.,
с участием:
представителя истца Макаровой Е.А. – адвоката Рудик О.С., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ№,
представителя ответчика БУ «Ветеринарный центр» - Мустафина А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3720/2021 по иску Макаровой Елены Александровны к Бюджетному учреждению Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Ветеринарный центр» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,
установил:
истец Макарова Елена Александровна обратилась в суд с иском к ответчику Бюджетному учреждению Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Ветеринарный центр» (далее по тексту БУ ХМАО – Югры «Ветеринарный центр») о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что
Исковые требования мотивированы тем, что между истцом Макаровой Е.А. и ответчиком БУ ХМАО – Югры «Ветеринарный центр» заключён трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно предмета которого ответчик предоставил Истцу работу в должности Заместителя директора учреждения, а истец обязался выполнять эту работу в соответствии с условиями трудового договора и должностной инструкцией. Названный выше трудовой договор заключен на неопределённый срок. Заработная плата истца базируется исходя из оклада в размере 17 575 рублей, помимо оклада, суммируется из размера районного коэффициента, северной надбавки и стимулирующих выплат (согласно Положению об оплате труда). Согласно п. 25 Положения об оплате труда работников БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр», «Выплата за интенсивность и высокие результаты работы характеризуется степенью напряженности в процессе которых устанавливается за: высокую результативность работы; участие в выполнении важных работ, мероприятий; обеспечение безаварийной, безотказной и бесперебойной работы всех служб учреждения». Кроме того, приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы и срока представления на установление стимулирующих выплат работникам» был установлен срок ежемесячно, не позднее 20 числа текущего месяца, начальникам структурных подразделений учреждения, представлять в приемную учреждения по адресу электронной почты представления на установление стимулирующих выплат работникам по форме согласно Приложению 1 к настоящему приказу, и приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ лс/к. Стимулирующие выплаты устанавливаются по решению руководителя Учреждения в пределах фонда оплаты труда, с учетом доведенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств бюджета автономного округа и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (пункт 21 Положения об оплате труда). За март - сентябрь 2021 года Макарова Е.А. ни разу не привлекалась к дисциплинарной ответственности, у ответчика не было ни одного основания для применения снижения стимулирующей выплаты в соответствии с Положением об оплате труда. Истцу была выплачена заработная плата не в полном объеме с марта 2021 года по сентябрь 2021 года в размере 337 498 рублей 62 копейки. Март 2021 года 137 260 рублей 76 копеек - 63 797 рублей 26 копеек = 73 463 рублей 50 копеек; Апрель 2021 года 112 304 рубля 31 копейка - 52 197 рублей 77 копеек =60 106 рублей 54 копейки; Май 2021 года 222 015 рублей 60 копеек - 179 484 рублей 10 копеек = 42 531 рублей 50 копеек; Июнь 2021 года 52 604 рубля 24 копейки - 28 116 рублей 41 копейка = 24 487 рублей 83 копейки; Июль 2021 года 137 260 рублей 76 копеек - 63 797 рублей 26 копеек = 73 463 рублей 50 копеек; Август 2021 года 127 584 рубля 88 копеек - 97 531 рубль 64 копейки = 30 053 рублей 24 копейки; Сентябрь 2021 года 140 941 рубль 60 копеек - 107 549 рублей 09 копеек = 33 392 рубля 51 копейка. Основанием для снижения стимулирующих выплат должны быть конкретные факты ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей или нарушений трудовой дисциплины Макаровой Е.А., которых не было. С учётом обстоятельств, при которых были нарушены права работника, ценности объёма защищаемого права (не своевременная и не в полном объёме выплаченная заработная плата в течении 7 месяцев), его длительности, системности, степени вины работодателя, характера причиненных истцу нравственных страданий, а также требований разумности и справедливости, просит суд взыскать компенсацию морального вреда в размере 105 000 рублей, исходя из того, что истица оценивает каждый месяц в размере 15 000 рублей. На основании изложенного, истец Макарова Е.А. просит суд: взыскать с ответчика БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» не доначисленную и выплаченную заработную плату не в полном объёме с марта 2021 года по сентябрь 2021 года в размере 337 498 рублей 62 копейки, из которых: за март 2021 года 73 463 рублей 50 копеек; за апрель 2021 года 60 106 рублей 54 копейки; за май 2021 года 42 531 рублей 50 копеек; за июнь 2021 года 24 487 рублей 83 копейки; за июль 2021 года 73 463 рублей 50 копеек; за август 2021 года 30 053 рублей 24 копейки; за сентябрь 2021 года 33 392 рубля 51 копейка; взыскать с ответчика БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» компенсацию морального вреда в размере 105 000 рублей.
Истец Макарова Е.А., надлежаще извещённая о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах своей неявки суд не известила. Суд, руководствуясь ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца.
Представитель истца Макаровой Е.А. – адвокат Рудик О.С. в судебном заседании настояла на удовлетворении иска, изложив суду доводы искового заявления.
Представитель ответчика БУ «Ветеринарный центр» - Мустафин А.А. в судебном заседании иск не признал, в соответствии с доводами письменных возражений суду показал, что Разделом 4 Трудового договора с истцом предусмотрены выплаты, которые состоят издолжностного оклада, перечни и размеры выплат компенсационного характера, в том числе выплаты стимулирующего характера, которые могут производиться по решению руководителя Учреждения в пределах фонда оплаты труда, с учётом доведённых бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств бюджета автономного округа и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, аналогичные показатели содержаться в Положении об оплате труда работников бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Согласно штатного расписания бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Ветеринарный центр» выплаты, которые учреждение гарантирует работнику осуществляются в полном объёме, от приносящей доход деятельности на должность заместителя директора предусмотрена выплата с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере: 125 661 рублей в год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учётом экономических показателей по приносящей доход деятельности размер выплат уменьшен всем работникам, в том числе Макаровой Е.А. и составляет: 120 365 рублей в год. Средняя заработная плата за полный отработанный месяц у Макаровой Е.А. составляет: 63 797 рублей, отклонения в сторону увеличения по стимулирующим выплатам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили 62 168, 52 рублей. В 2021 году средства на стимулирующие выплаты из бюджета автономного округа не выделялись, исключение составляет гарантированная выплата за выслугу лет, единовременное пособие к отпуску в размере одного фонда, в настоящее время размер стимулирующих выплат напрямую зависит от приносящей доход деятельности, которая не носит постоянный характер, меняется от объёма оказанных услуг и не может быть одинаковой во все периоды. Конкретный размер стимулирующих выплат определяется в соответствии с личным вкладом работника в общие результаты работы и целевыми показателями эффективности работы Учреждения. Указанные показатели зависят от трудовой деятельности заместителя директора по финансам Макаровой Е.А., которые предусмотрены должностной инструкцией (пункт 1.6) Макарова Е.А. отвечает за организацию работы по достижению финансовых результатов деятельности учреждения, организацию и реализацию мер по повышению эффективности использования бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности; разработку проектов локальных нормативных актов учреждения, касающихся финансового планирования, бухгалтерского учёта. Пунктом 2.1 должностной инструкции предусмотрено, что Макарова Е.А. организует управление движением финансовых ресурсов учреждения, обеспечивает разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовую устойчивость, однако вопреки должностной инструкции задачи, которые возложены на Макарову Е.А. не осуществляются, отсутствует взаимодействие с органами исполнительной власти о необходимости выделения дополнительных средств автономного округа на гарантированные выплаты, в том числе выплаты стимулирующего характера. Положением по оплате труда работников бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Ветеринарный центр», предусмотрены основные условия оплаты труда работников Учреждения, порядок и условия осуществления компенсационных выплат, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат, критерии их установления, порядок и условия оплаты труда руководителя Учреждения, его заместителей, главного бухгалтера, порядок формирования фонда оплаты труда Учреждения, другие вопросы оплаты труда. Требуя 230% стимулирующих выплат, который не начинается с максимально допустимого значения и не установлен конкретный размер, предусмотренный Положением по оплате труда ответчик полагает, что истец злоупотребляет процессуальными правами. Учитывая исковое заявление Макаровой Е.А. у каждого работника имеются все основания требовать максимальный размер стимулирующих выплат без учёта экономических показателей учреждения, стимулирующие выплаты, а также их размер формируются от средств приносящей доход деятельности. В исковом заявлении Макаровой Е.А. усматривается дискриминация по отношению к другим работникам, осуществление прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, кроме того стимулирующие выплаты не уменьшены в сравнении с предыдущим периодом. В случае выплаты максимальных стимулирующих выплат всем работникам, учреждению необходимы дополнительные финансовые средства в размере: 192 211 757 рублей, которые в учреждении отсутствуют. Лимиты бюджетных обязательств бюджета автономного округа (субсидия), которые доводятся до учреждения по заработной плате состоят из следующих финансовых средств (гарантированные выплаты): - должностной оклад; - компенсация за вредные условия труда; - выплата за выслугу лет; - выплата за классность водителям; - выплата за ученую степень; - районный и северный коэффициент; - единовременное пособие к отпуску в размере одного фонда, данное обстоятельство подтверждается штатным расписанием учреждения. Остальные выплаты осуществляются из средств приносящей доход деятельности в размере не более 60% от годового дохода. Норма как установление себе стимулирующих выплат в трудовом договоре истца, Положении об оплате труда и иными локальными актами учреждения не предусмотрена. В соответствии с разделом 4 пункта 20 Положения по оплате труда, к стимулирующим выплатам относится: выплата за выслугу лет - выплата, которая устанавливается всем работникам учреждения на основании приказа о приёме на работу, данная выплата предусмотрена бюджетом автономного округа; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплата за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы (I, II, III, IV квартал и календарный год) - носят оценочный характер, оплачиваются от приносящей доход деятельности, которые регламентированы Положением о порядке образования и использования средств, полученных от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Ветеринарный центр», утверждено ДД.ММ.ГГГГ. Перечень, размеры, диапазон за интенсивность и высокие результаты работы стимулирующих выплат устанавливаются в соответствии с таблицей 6 и таблицей 6.1 Положения по оплате труда. Размеры и условия стимулирующих выплат для всех категорий работников устанавливаются согласно приложения 1, 2, 3, в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы Учреждения. Приложение 1 к Положению по оплате труда работников устанавливает показатели оценки эффективности деятельности работников по выплатам стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты в работе к таким показателям относится: Высокая результативность в работе; Участие в выполнении важных работ, мероприятий; 3.Обеспечение безаварийной безотказной и бесперебойной работы всех структурных подразделений учреждения (пункт 25 Положения по оплате труда). Пунктом 26 предусмотрено, что выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются в соответствии с показателями эффективности деятельности работников, согласно приложения 2 Положения по оплате труда. При установлении размера выплаты за качество выполняемых работ учитывается: успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей в соответствующем периоде; высокое качество выполняемых работ; персональный вклад каждого работника в общие результаты деятельности; выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения. Оценка работы заместителя директора осуществляется директором учреждения регулярно, в процессе осуществления работником своих трудовых функций, основным критерием оценки работы заместителя директора по финансам является качество, полнота и своевременность выполнения работником задач предусмотренной должностной инструкцией (пункт 4.2.1, пункт 4.3 должностной инструкции). Выплата премии относится к мотивации работников к более качественному труду, является мерой поощрения. Основными направлениями расходования средств от приносящей доход деятельности является: оплата труда работников и начисления на оплату труда; выплаты социального характера; компенсационные, стимулирующие и иные выплаты работникам, предусмотренные Положением об оплате труда работников; расходы на основную деятельность и развитие учреждения и его филиалов. Средства, полученные от приносящей доход деятельности, расходуются в следующих размерах: начисления на выплаты по оплате труда не более 60% от годового дохода; Расходы на основную деятельность и развитие учреждения и его филиалов не менее 40% от годового дохода. Директор учреждения осуществляет общее руководство, распределение и контроль над приносящей доход деятельностью учреждения. Таким образом определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера устанавливается работодателем с целью стимулирования труда работников и является его правом, а не обязанностью, Трудовым договором ДД.ММ.ГГГГ№ и Положением по оплате труда учреждения не установлен конкретный размер, стимулирующих выплат, который подлежит оплате. Указанные обстоятельства подтверждаются планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, согласованное Ветеринарной службой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в котором предусмотрено на оплату труда 182 000 000 рублей на все учреждение, увеличение в 2021 году произошло по причине доведения отдельным категориям работников заработной платы до МРОТ. За счёт приносящей доход деятельности 33 500 000 рублей (л.д.73 – 80).
Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» (работодатель) и истцом Макаровой Еленой Александровной в г.Ханты –Мансийске заключён трудовой договор №, согласно условиям которого работодатель предоставляет работнику работу по должности Заместитель директора, работа у работодателя является для работника основной, трудовой договор заключён на неопределённый срок, испытательный срок не установлен (17 - 27).
Приказом БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» о приёме на работу от ДД.ММ.ГГГГ№л Макаровой Е.А. установлен оклад в размере 17 575 рублей, выплаты компенсационного характера: северная надбавка 50%, районный коэффициент 1.7; Стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет - 25% (16).
Разделом 4 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что работнику могут производиться выплаты стимулирующего характера: выплата за интенсивность и высокие результаты в работе – до 130 % (ежемесячно, в сроки, установленные для выплаты заработной платы), и устанавливается за: высокую результативность работы; участие в выполнении важных работ, мероприятий; обеспечение безаварийной, безотказной и бесперебойной работы всех служб учреждения; особый режим работы; систематическое досрочное выполнение работы с проявлением инициативы, творчества, с применением в работе современных форм и методов организации труда; выполнение работником учреждения важных работ, не определённых трудовым договором.
Этим же разделом предусмотрена выплата за качество выполняемых работ до 100% от оклада (ежемесячно, в сроки, установленные для выплаты заработной платы), и устанавливается за: успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей в соответствующем периоде; высокое качество выполняемой работы; персональный вклад каждого работника в общие результаты деятельности; выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса и уставной деятельностью учреждения, а также в соответствии с показателями эффективности деятельности учреждения, установленными приказом Ветслужбы Югры.
Стимулирующие выплаты устанавливаются (раздел 4 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№) по решению руководителя Учреждения в пределах фонда оплаты труда, с учётом доведенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств бюджета автономного округа и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Конкретный размер стимулирующих выплат определяется в соответствии с личным вкладом работника в общие результаты работы и целевыми показателями эффективности работы Учреждения.
Согласно Должностной инструкции Заместителя директора БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр», утверждённой ДД.ММ.ГГГГ, заместитель директора подчиняется непосредственно директору учреждения, возглавляет финасовую-экономическую работу учреждения и имеет в подчинении: бухгалтерию учреждения, планово-экономический отдел, отдел государственного заказа. Заместитель директора осуществляет следующие трудовые функции: организует управление движением финансовых ресурсов учреждения, обеспечение разработки финансовой стратегии предприятия и его финансовой устойчивости; руководит разработкой проектов учетной, налоговой политики учреждения, перспективных и текущих планов финансово-хозяйственной деятельности, положений об оплате труда, приносящей доход деятельности, иных положений, касающихся финансовой деятельности учреждения; осуществляет контроль за состоянием, движением и целевым использованием средств, выделенных учреждению из бюджета автономного округа и средств учреждения, полученных от приносящей доход деятельности, результатами финансово-хозяйственной деятельности исполнением обязательств учреждения; своевременно и в полном объёме обрабатывает и представляете должностным лицам с соответствующими полномочиями отчетную и иную документацию; организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности учреждения и разработке мероприятий по повышению эффективности управления финансами; руководит деятельностью финансовых подразделений учреждения, организует работы по повышению квалификации, аттестации работников, оказывает методическую помощь работникам учреждения по финансовым вопросам, а так же участвует в проведении внутренних проверок учреждения, связанных с вопросами финансово-хозяйственной деятельности учреждения, принятие мер по их разрешению в соответствии с действующим законодательством; взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами всех форм собственности, физическими лицами по вопросам деятельности учреждения в пределах своей компетенции; принимает участие в проведении инвентаризаций имущественных, материальных ценностей; осуществляет контроль за исполнением приказов и распоряжений директора в пределах своей компетенции; принимает участия в разработке структуры и штатного расписания учреждения; в пределах своих полномочий: визирует приказы, положения, инструкции; разрабатывает проекты планов, проведение планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений, оборудования и осуществление контроля за их своевременным выполнением; обеспечивает надежную защиту документов (информации), содержащих конфиденциальные сведения, включая персональные данные сотрудников учреждения; соблюдает ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 года за №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативно правовыми актами; обеспечивает соблюдение подчинёнными ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнении ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года за № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; своевременно принимать меры по выявлению и устранению любой возможности возникновения конфликта интересов. Своевременно в письменной форме уведомлять директора учреждения о фактах совершения подчиненными коррупционных правонарушений или о возможностях их возникновения; проводит правовое просвещение и знакомит подчиненных с нормативно-правовыми актами в сфере противодействия коррупции и антикоррупционными мероприятиями; обязан уведомлять директора учреждения обо всех случаях обращения к нему и подчиненным каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. С указанной должностной инструкцией Макарова Е.А. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28 - 33).
Приказом БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об оплате труда работников учреждения (137, 138).
Разделом IV Положения об оплате труда работников БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» установлен порядок и условия осуществления стимулирующих выплат, критерии их установления (л.д.139 - 165).
К стимулирующим выплатам относятся:
- выплата за выслугу лет:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплата за качество выполняемых работ;
- премиальная выплата по итогам работы (I, II, III, IV квартал, календарный год).
Не допускается установление иных видов стимулирующих выплат, не соответствующих установленным настоящим Положением.
Стимулирующие выплаты устанавливаются по решению руководителя Учреждения в пределах фонда оплаты труда, с учетом доведенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств бюджета автономного округа и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Перечень, размеры и условия осуществления стимулирующих выплат устанавливаются в соответствии с таблицей 6 и таблицей 6.1. настоящего Положения.
Таблицей 6 указанного Положения предусмотрено, что выплата за интенсивность и высокие результаты в работе – до 130 % (для заместителя директора учреждения – таблица 6.1) (ежемесячно, в сроки, установленные для выплаты заработной платы), и устанавливается за: высокую результативность работы; участие в выполнении важных работ, мероприятий; обеспечение безаварийной, безотказной и бесперебойной работы всех служб учреждения; особый режим работы; систематическое досрочное выполнение работы с проявлением инициативы, творчества, с применением в работе современных форм и методов организации труда; выполнение работником учреждения важных работ, не определённых трудовым договором.
Этой же таблицей предусмотрена выплата за качество выполняемых работ до 100% от оклада (ежемесячно, в сроки, установленные для выплаты заработной платы), и устанавливается за: успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей в соответствующем периоде; высокое качество выполняемой работы; персональный вклад каждого работника в общие результаты деятельности; выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса и уставной деятельностью учреждения, а также в соответствии с показателями эффективности деятельности учреждения, установленными приказом Ветслужбы Югры.
Пунктом 25 Положения об оплате труда работников БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» установлено, что выплата за интенсивность и высокие результаты работы характеризуется степенью напряженности в процессе труда и устанавливается за: высокую результативность работы; участие в выполнении важных работ, мероприятий; обеспечение безаварийной, безотказной и бесперебойной работы всех служб учреждения); систематическое досрочное выполнение работы с проявлением инициативы» творчества, с применением в работе современных форм и методов организации труда и др.; выполнение работником Учреждения важных работ, не определенных трудовым договором.
Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы не учитываются при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, кроме районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Выплата за качество выполняемых работ устанавливается в соответствии с показателями оценки эффективности деятельности работников, согласно приложения 2 настоящего Положения.
В качестве оценки эффективности деятельности работников используются индикаторы, указывающие на их участие в создании и использовании ресурсов учреждения (человеческих, морально-технических, финансовых, технологических: и информационных).
Индикатор представлен в исчисляемом формате (в единицах, штуках, долях, процентах и прочих единицах измерений) для эффективного использования в качестве инструмента оценки деятельности. Оценка деятельности с использованием индикаторов осуществляется на основании статистических данных, результатов диагностирования» замеров, опросов.
Инструменты оценки (критерии, типы работы и индикаторы, оценивающие данный критерий, вес индикатора) устанавливаются в зависимости от принятых показателей эффективности деятельности учреждения и отдельных работников.
Максимальный размер выплаты за качество выполняемых работ устанавливается в процентах от должностного оклада работника.
Выплата устанавливается ежемесячно, персонально по каждому работнику на основании показателей оценки эффективности деятельности работника.
При установлении размера выплаты за качество выполняемых работ следует учитывать: успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей в соответствующем периоде; высокое качество выполняемой работы; персональный вклад каждого работника в общие результаты деятельности; выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельностью учреждения. Выплаты за качество выполняемых работ не учитываются при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, кроме районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, максимальный размер стимулирующих выплат для истца возможен в размере 230 % от должностного оклада (выплата за интенсивность и высокие результаты в работе - 130% + выплата за качество выполняемых работ - 100%).
В соответствии с протоколом заседания комиссии по установлению стимулирующих выплат работникам БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» от ДД.ММ.ГГГГ, работникам учреждения и его филиалам в городах округа, установлены стимулирующие выплаты за апрель 2021 года, в том числе Макаровой Е.А. за интенсивность и высокие результаты работы – 0%, за качество выполняемых работ – 40% (л.д.182 – 185).
В соответствии с протоколом заседания комиссии по установлению стимулирующих выплат работникам БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» от ДД.ММ.ГГГГ, работникам учреждения и его филиалам в городах округа, установлены стимулирующие выплаты за май 2021 года, в том числе Макаровой Е.А. за интенсивность и высокие результаты работы – 0%, за качество выполняемых работ – 40% (л.д.186 – 189).
В соответствии с протоколом заседания комиссии по установлению стимулирующих выплат работникам БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» от ДД.ММ.ГГГГ, работникам учреждения и его филиалам в городах округа, установлены стимулирующие выплаты за июнь 2021 года, в том числе Макаровой Е.А. за интенсивность и высокие результаты работы – 0%, за качество выполняемых работ – 40% (л.д.190 – 193).
В соответствии с протоколом заседания комиссии по установлению стимулирующих выплат работникам БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» от ДД.ММ.ГГГГ, работникам учреждения и его филиалам в городах округа, установлены стимулирующие выплаты за август 2021 года, в том числе Макаровой Е.А. за интенсивность и высокие результаты работы – 0%, за качество выполняемых работ – 40% (л.д.194 – 199).
В соответствии с протоколом заседания комиссии по установлению стимулирующих выплат работникам БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» от ДД.ММ.ГГГГ, работникам учреждения и его филиалам в городах округа, установлены стимулирующие выплаты за сентябрь 2021 года, в том числе Макаровой Е.А. за интенсивность и высокие результаты работы – 0%, за качество выполняемых работ – 40% (л.д.200 – 206).
Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с п. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Статьей 191 ТК РФ установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (выдает премию и др.).
Таким образом, премии и другие поощрительные выплаты являются частью заработной платы, условия, порядок и критерии выплаты которых могут быть отражены в трудовом договоре работника или утверждены в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (положении об оплате труда, положении о премировании и т.п.).
По смыслу приведённых норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключённого между работником и работодателем.
Установление системы премирования (стимулирования) работника является прерогативой соответствующего работодателя, а поощрение работников является правом, а не обязанностью работодателя, при этом премия (стимулирующая выплата) является переменной частью оплаты труда, следовательно, её размер не является фиксированным, зависит от усмотрения работодателя и устанавливается в целях усиления материальной заинтересованности работников в повышении качества работы, своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей.
Однако работодатель, предусмотрев в указанных локальных нормативных актах условия и порядок осуществления стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты и за качество выполняемых работ, не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанности по её выплате либо произвольно снижать её размер. В данном случае ответчиком должны быть представлены надлежащие доказательства в обоснование его доводов о правомерности снижении истцу стимулирующего вознаграждения с указанием на принятие соответствующего решения руководителем БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» с указанием критериев оценки работы истца.
Между тем, доказательств применения критериев оценки работы истца, ответчиком БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» суду вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, не представлено.
В связи с отсутствием доказательств, подтверждающих факт применения критериев оценки работы истца, который послужил бы поводом для снижения размера стимулирующей выплаты за март 2021 года, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика и необходимости взыскания в пользу истца суммы неполученных стимулирующих выплат в размере 73 463 рубля 50 копеек.
Между тем, премирование работников является правом работодателя и производится по его решению при наличии определённых критериев.
С апреля 2021 года установление стимулирующих выплат работникам БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» производилось решениями комиссии по установлению стимулирующих выплат работникам БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр», где оценивались показания работников за интенсивность и высокие результаты работы и за качество выполняемых работ.
Таким образом, поскольку из локального нормативного акта работодателя следует, что установление стимулирующих выплат не входит в систему оплаты труда как обязательная выплата, так как не является постоянной частью оплаты труда работников, зависит от наличия свободных денежных средств и результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения в целом, учитывая, что суд не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организации и давать оценку качеству выполненных работ конкретному работнику, не начисление истцу стимулирующих выплат с апреля по сентябрь 2021 года с соблюдением установленных процедур оценки её труда, не свидетельствует о нарушении трудовых прав истца.
Поскольку стимулирующие выплаты являются выплатами, зависящими от усмотрения работодателя, оснований для возложения на ответчика обязанности по начислению и выплате истцу указанной стимулирующей выплаты с апреля по сентябрь 2021 года суд не усматривает, в связи с чем требования иска в указанной части удовлетворению не подлежат.
Таким образом, доводы иска подлежат удовлетворению в указанной части полностью.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 года №2 «О применении судами РФ ТК РФ», суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причинённого ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Суд, учитывая характер нарушения трудовых прав работника, объём и характер причинённых работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости, считает возможным определить размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика, в размере 5 000 рублей.
Таким образом, иск в указанной части подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, которые согласно ст.88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Поскольку истец от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса освобождён, суд согласно ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ, ст.ст.50, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ, полагает необходимым взыскать с ответчика сумму государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 2 703 рубля 91 копейку.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить частично иск Макаровой Елены Александровны к Бюджетному учреждению Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Ветеринарный центр» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.
Взыскать с Бюджетного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Ветеринарный центр» в пользу Макаровой Елены Александровны невыплаченную стимулирующую выплату в размере 73 463 рубля 50 копеек за март 2021 года и компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей; а всего к взысканию 78 463 (семьдесят восемь тысяч четыреста шестьдесят три) рубля 50 (пятьдесят) копеек.
Отказать в остальной части иска.
Взыскать в порядке распределения судебных расходов с Бюджетного учреждению Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Ветеринарный центр» в пользу местного бюджета г.Ханты – Мансийск сумму государственной пошлины в размере 2 703 (две тысячи семьсот три) рубля 91 (девяносто одну) копейку.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 08 декабря 2021 года.
Председательствующий подпись С.В. Вахрушев
копия верна:
Судья Ханты – Мансийского
районного суда С.В.Вахрушев