ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3727/17 от 08.10.2018 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-3727/2017

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2018 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Тэрри Н.Н.,

при секретаре Шефинг О.В.,

с участием представителя истца Бован Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края к обществу с ограниченной ответственностью «Интер-Качество» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (истец) обратилось в суд с иском к ООО «Интер-Качество», в котором просит обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами;

- провести профессиональное обучение лиц, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, подтвержденное свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности;

- осуществить отнесение образующихся в процессе деятельности отходов 1-4 классов опасности к конкретному классу опасности; на основании данных о составе отходов, оценке степени их негативного воздействия на окружающую среду составить паспорта отходов 1-4 классов опасности;

- представить отчетность за 2015 год об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами;

- произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и внести платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 кварталы 2015 года;

- получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих веществ) веществ в атмосферный воздух.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Интер – Качество» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 20.02.2016 по 22.03.2016 в отношении ООО «Интер-Качество», выявлены нарушения последним природоохранного законодательства. По результатам проверки обществу выдано предписание №267 об устранении выявленных нарушений в срок до 20.09.2016. Внеплановая проверка в период с 26.09.2016 по 21.10.2016 показала, что требования предписания №267 в установленный срок не выполнены, выдано новое предписание №1466 со сроком исполнения до 20.03.2017. В последующем был проведен ряд проверок, выданы новые предписания, за неисполнение которых ООО «Интер-Качество» неоднократно привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоРФ об административных правонарушениях. Последняя внеплановая проверка, проведенная в период с 17.05.2018 по 14.06.2018, показала, что предписание со сроком исполнения 15.05.2018 под №1655, ответчиком не выполнено. Истом в отношении ответчика составлен протокол и направлен на рассмотрение в суд. В настоящее время ответчик продолжает нарушать требования ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об охране атмосферно воздуха», ФЗ «Об отходах производства и потребления», в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании представитель истца Бован Е.В. на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.

Представитель ООО «Интер-Качество» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, под роспись в листе извещения.

Кроме того, судебная корреспонденция ответчику ООО «Интер-Качество» направлялась по юридическому адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, однако, на момент рассмотрения дела конверт по истечению срока хранения возвращен почтовым отделением в суд.

В соответствии с п.3 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В силу ст.167, 233-244 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, с учетом мнения представителя истца, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии.

В статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых, в том числе, относятся:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

-платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

-обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

-обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия

ООО «Интер-Качество» - действующее юридическое лицо, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 90-95).

Основным видом деятельности данной организации является производство крупы и гранул из зерновых культур.

Установлено, что на основании приказа ГУ природных ресурсов и экологии Алтайского края №267 от 17.02.2016, в отношении ООО «Интер-Качество» проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Алтайского края в области охраны окружающей среды, проверки фактов, изложенных в обращении директора ООО «****» ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 от 29.01.2016 №23 о нарушении ООО «Интер-Качество» природоохранного законодательства, служебной записке госинспектора Алтайского края в области охраны окружающей среды.

По результатам данной проверки составлен акт проверки №267 от 23.03.2016, в котором отражены все допущенные ООО «Интер-Качество» нарушения природоохранного законодательства, вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 20.09.2016.

Согласно материалам дела, в период с 20.02.2016 по 14.06.2018 в отношении ответчика был организован ряд выездных проверок, по результатам которых выносились новые предписания, а также устанавливались новые сроки для устранения выявленных нарушений, ввиду неисполнения ответчиком ранее вынесенных предписаний.

По результатам проверки, проведенной в период с 31.10.2017 по 28.11.2017, ООО «Интер-Качество» было выдано новое предписание №1655 со сроком исполнения до 15.05.2018.

Требования предписания №1655 ответчиком к указанному сроку не выполнены, в связи с чем, в отношении общества составлен протокол об административном нарушении по ч.1 ст. 19.5 КоРФ об административных правонарушениях.

Согласно предписанию №1655 ООО «Интер-Качество» в срок до 15.05.2018 было необходимо:

- назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами;

- провести профессиональное обучение лиц, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, подтвержденное свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности;

- осуществить отнесение образующихся в процессе деятельности отходов 1-4 классов опасности к конкретному классу опасности; на основании данных о составе отходов, оценке степени их негативного воздействия на окружающую среду составить паспорта отходов 1-4 классов опасности;

- представить отчетность за 2015 год об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами;

- произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и внести платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 кварталы 2015 года;

- получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих веществ) веществ в атмосферный воздух.

В судебном заседании установлено, что на момент проведения проверки (14.06.2018) предписание не исполнено, а именно:

- не представлены (отсутствуют) документы, подтверждающие назначение в установленном порядке ответственных лиц за обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами согласно п.3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681;

- не представлены (отсутствуют) документы, подтверждающие проведение профессионального обучения лиц, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами 1-4 класса опасности согласно ч.1 ст.15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ;

- не проведена паспортизация отходов 1-4 классов опасности, не осуществлено отнесение образующихся в процессе деятельности отходов 1-4 классов опасности к конкретному классу опасности согласно ч.ч.1,3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, документы, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности и паспорта отходов 1-4 класса опасности на момент проверки не предъявлены;

- не представлена отчетность за 2015г. об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, в соответствии с п. 8 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ;

-не произведены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов производства и потребления) и не внесены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 кварталы 2015г., согласно п.1 ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды», требований п.1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду»; согласно порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1991 №632, Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, за размещение отходов производства и потребления»;

- не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями п.4 ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ и п.1 ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 №96-ФЗ.

Ответчиком факт нарушения природоохранного законодательства не оспорен, подтверждается документально.

Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая предмет исковых требований, обстоятельства дела и позицию, изложенную в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепринятых норм международного права и международных договоров Российской Федерации», о том, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства», следовательно, решение суда должно исполняться в разумные сроки, суд полагает возможным применить нормы ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив срок 3 (три) месяца с даты вступления решения в законную силу для его исполнения (как просит истец в своем заявлении), поскольку для устранения всех выявленных нарушений природоохранного законодательства ответчику требуется определенное время.

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей, от уплаты которой истец освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст.ст.103, 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Интер – Качество» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами;

- провести профессиональное обучение лиц, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, подтвержденное свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности;

- осуществить отнесение образующихся в процессе деятельности отходов 1-4 классов опасности к конкретному классу опасности; на основании данных о составе отходов, оценке степени их негативного воздействия на окружающую среду составить паспорта отходов 1-4 классов опасности;

- представить отчетность за 2015 год об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами;

- произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и внести платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 кварталы 2015 года;

- получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих веществ) веществ в атмосферный воздух.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Интер – Качество» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

С учетом положений ч.2 ст.108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заочное решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2018 года.

Судья Н.Н. Тэрри