Дело № 2-372/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 октября 2019 года пгт. Кировское Кировский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Церцвадзе Г.Д. при секретаре Асановой Э.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации 3-и лица Администрация Кировского района Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, ОАО «Энекс» об установлении платы за публичны сервитут, У С Т А Н О В И Л: первоначально ФИО1 обратилась в суд с иском указав, что в рамках исполнения ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, осуществлены работы по строительству объекта федерального значения «Высоковольтной линии электропередач 220 кВ» по титулу «Сооружение электросетевого энергомоста Российская Федерация -полуостров Крым» на территории Республики Крым. Правообладателем установленного публичного сервитута по данной ФЦП выступает филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Юга. В результате осуществленных строительно-монтажных работ на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, лот №, участок №, без её согласия смонтировано технологическое оборудование - опора линий электропередач №. Тем самым истец лишен возможности использовать часть своего земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования (сельское хозяйство). Привлеченное истцом ООО «Югмортрансервис», выполнившее топографическую съемку земельного участка, подтвердило наличие на его территории указанной опоры линий электропередач. ДД.ММ.ГГГГ в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым и в Администрацию Кировского района Республики Крым направлены претензионные письма с просьбой рассмотреть вопрос о демонтаже установленной на участке истца опоры линий электропередач с ее последующим вывозом за пределы границ участка. В соответствии с ответами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и Администрации Кировского района Республики Крым ответам (№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) правообладателем публичного сервитута по данной федеральной целевой программе выступает филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Юга. В ответ на направленные в ПАО «ФСК ЕЭС» и филиал ПАО «ФСК ЕЭС» -МЭС Юга от ДД.ММ.ГГГГ обращения, филиал АО «ЦИУС ЕЭС» - ЦИУС Юга сообщил (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № Ц5/2/579), что в соответствии со ст. 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК правообладатель земельного участка, в границах которого установлен публичный сервитут, вправе заключить соглашение о плате за публичный сервитут (в течение всего срока действия), в котором определяются размер платы, порядок и срок ее внесения, а в случае несогласия с размером платы за публичный сервитут - требовать его установления в судебном порядке. В соответствии с условиями договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ№ оформление, подписание и оплата по соглашениям о плате за публичный сервитут входят в договорные обязательства ЭНЕКС (ОАО), в лице филиала «ЭНЕКС» (ОАО) «Южэнергосетьпроект». ДД.ММ.ГГГГ в адрес филиала «ЭНЕКС» (ОАО) «Южэнергосетьпроект» направлялись копии правоустанавливающих документов на принадлежащий истцу земельный участок с отражением сведений о его границах в действующей системе координат для дальнейшего рассмотрения и оформления соглашения о плате за публичный сервитут. ДД.ММ.ГГГГ в филиал «ЭНЕКС» (ОАО) «Южэнергосетьпроект» повторно направлялось письмо с просьбой ускорить рассмотрение вопроса по оформлению соответствующего соглашения. Ответ не получен. Соглашение не подписано. ДД.ММ.ГГГГ в филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Юга и ПАО «ФСК ЕЭС» направлена претензия о необходимости рассмотрения вопроса о заключении соглашения о плате за публичный сервитут, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего истцу. Ответ не получен. Соглашение не подписано. Истец просит обязать ответчиков заключить соглашение с ФИО1 о плате за публичный сервитут, расположенный в границах принадлежащего ей земельного участка, либо осуществить демонтаж установленной на принадлежащем истцу земельном участке опоры линий электропередач с ее последующим вывозом за пределы границ участка. Взыскать с ответчиков 300 рублей оплаченной государственной пошлины. Взыскать с ответчиком 5000 рублей понесенных расходов за оплату услуг ООО «Югмортрансервис». Впоследствии истец изменила заявленные исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, просила обязать ответчика заключить с истцом соглашение о пользовании публичным сервитутом. Взыскать с ответчика установленную единоразовую плату за публичный сервитут в размере 43 806 рублей, расходы по оплатуе судебной экспертизы в размере 38 500 рублей и 770 рублей комиссии за оплату экспертизы, расходы на оформление доверенности 2 200 рублей, расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей, расходы на оплату услуг ООО «Югмортрансервис» 5 000 рублей. Первоначальные ответчики ПАО "ФСК ЕЭС", ПАО "ФСК ЕЭС"-МЭС Юга исключены из числа ответчиков с учетом мнения истца, выраженного в уточненном исковом заявлении. Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представила телефонограмму о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации представителя в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, что подтверждается телеграммой, а также обратным почтовым уведомлением. Третьи лица Администрация Кировского района Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, ОАО «Энекс» представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела. Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ. Изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что в соответствии с Государственным актом серии ЯБ № (Том 1 л.д.37-38) истец является собственником земельного участка площадью 3,5756 га. расположенного на территории <адрес> кадастровый №. Названный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №, право собственности зарегистрировано за ФИО1, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (Том 1 л.д.39-43), а также выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (Том 1 л.д.230-232), согласно которой категория земель – земли сельскохозяйственного использования, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, границы земельного участка установлены. В результате осуществленных строительно-монтажных работ на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> лот №, участок №, смонтировано технологическое оборудование - опора линий электропередач №. Исходя из кадастровой съемки, выполненной ООО «Югмортрансервис» в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ, через земельный участок, расположенный на территории Журавского сельского совета (земельный пай) проходят линии электропередач, установлена опора № (Том 1 л.д.36). Ввиду названных обстоятельств истец обратилась в суд с требованиями о выплате платы за публичный сервитут. Установлено, что на основании Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «О размещении инженерных сооружений» Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении публичного сервитута», которым установлен публичный сервитут на 49 лет в границах зоны с особыми условиями использования территории - охранной зоны объектов ««Высоковольтная линия 220 кВ Кафа - Симферопольская (в габаритах 330 кВ) с расширением подстанции 330 кВ Симферопольская» 2 Этап в объёме: ВЛ 220 кВ Симферопольская - Кафа IIцепь; Расширение ПС 330 кВ Симферопольская.; «Две 2-цепныевысоковольтные линии 220 кВ Вышестеблиевская - Кафа с заходом навысоковольтные линии 220 кВ Камыш-Бурунская, расширение подстанцииКамыш-Бурунская» в объёме: ВЛ (КВЛ) 220 кВ Тамань - Кафа I цепь (от ПС220 кВ Кафа до ПП Крым); ВЛ (КВЛ) 220 кВ Тамань - Кафа II цепь (от ПС220 кВ Кафа до ПП Крым); ВЛ (КВЛ) 220 кВ Тамань - Кафа № (от ПС 220кВ Кафа до ПП Крым); ВЛ (КВЛ) 220 кВ Тамань - Камыш-Бурун (от ПС 220кВ Камыш-Бурун до ПП Крым)» на земельных участках согласноприложению, общей площадью 2559,8402 га, расположенных на территорииБелогорского, Кировского, Ленинского, Симферопольского районов и городских округов Керчь, Феодосия, Судак. Обладателем публичногосервитута определено открытое акционерное общество «Федеральная сетеваякомпания Единой энергетической системы». Приказ опубликован наофициальном сайте Правительства Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ (Том 2 л.д.3-4). Исходя из названного приказа (пункт 2) обладателем публичного сервитута определено Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», учрежденное распоряжением ОАО РАО «ЕЭС России» от ДД.ММ.ГГГГ№-р. Впоследствии, приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№» в пункт 2 приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены следующие изменения: слова «Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», учрежденное распоряжением ОАО РАО «ЕЭС России» от ДД.ММ.ГГГГ№-р» заменены словами «Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации». Как следует из материалов дела каких-либо соглашений, предметом которых являлось бы предоставление права ограниченного пользования частью земельного участка принадлежащего истцу в целях размещения объекта «Сооружение электросетевого энергомоста Российская Федерация – полуостров Крым» суду не представлено. Так, в соответствии с реестром договоров на компенсацию оплаты за публичный сервитут, установленный в целях размещения объекта по титулу «Высоковольтная линия 220 кВ Кафа-Симферопольская (в габаритах 330 кВ) с расширением подстанции 330 кВ Симферопольская» (Том 2 л.д.121-134), представленное ОАО «Энекс» осуществлявшим оформление соглашений о плате за публичный сервитут между правообладателями земельных участков и ОАО «ФСК ЕЭС», указание на наличие соглашения с ФИО1 отсутствует. Исходя из положений статьи 23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 ЗК РФ. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются. Публичный сервитут может устанавливаться в том числе для размещение объектов электросетевого хозяйства. Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении (пункт 7 статьи 23 ЗК РФ). Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 8 статьи 23 ЗК РФ). Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель (пункт 9 статьи 23 ЗК РФ). В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса (размещение объектов электросетевого хозяйства), на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 ЗК РФ. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом. (пункт 12 статьи 23 ЗК РФ). Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (пункт 14 статьи 23 ЗК РФ). Согласно пункту 17 статьи 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Исходя из части 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 15.09.2014 № 74-ЗРК "О размещении инженерных сооружений" публичный сервитут устанавливается на основании решения соответствующего органа местного самоуправления поселения (городского округа), а в случаях размещения объектов государственного значения, предусмотренных целевыми государственными программами, объединенной укрупненной схемой размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, градостроительной документацией, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и документами территориального планирования Республики Крым, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации, - исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного Советом министров Республики Крым. Публичный сервитут является правом лица на ограниченное пользование землями или земельными участками и устанавливается в целях обеспечения следующих видов деятельности: размещения инженерных сооружений (пункт 1 части 2 статьи 4 Закона Республики Крым от 15.09.2014 № 74-ЗРК). Согласно части 6 статьи 5 Закона Республики Крым от 15.09.2014 № 74-ЗРК "О размещении инженерных сооружений" публичный сервитут устанавливается на срок до 50 лет для целей размещения инженерных сооружений или объектов недропользования и их неотъемлемых принадлежностей либо на срок до пяти лет (краткосрочный публичный сервитут) на время проведения изыскательских и исследовательских работ, складирования строительных материалов и размещения временных построек или геологического изучения земель. В соответствии со ст. 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе, и для размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения). В соответствии со ст. 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Согласно ст. 39.43 ЗК РФ публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости. Решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения в соответствии с пунктом 8 статьи 39.47 настоящего Кодекса правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута. Согласно ст. 6 Закона Республики Крым от 15.09.2014 года N 74-ЗРК "О размещении инженерных сооружений" публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с настоящей статьей, считается установленным с момента внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ранее - с момента внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости). Разрешая спор, суд исходит из того, что перечисленные выше приказы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым об установлении публичного сервитута и внесении в него изменений не отменены, являются действующими, они не противоречат указанным выше положениям законодательства Российской Федерации и Республики Крым. Судом установлено, что через земельный участок принадлежащий истцу с кадастровым № проходят линии электропередач, а также установлена соответствующая опора, что подтверждается сведениями, содержащимися на официальном интернет ресурсе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ – «Публичная кадастровая карта» /pkk5.rosreestr.ru. Согласно перечню передаваемого в безвозмездное пользование имущества (Том 2 л.д.164-165) сооружение электросетевого Энергомоста Российская Федерация – полуостров Крым «Высоковольтная линия 220 кВ Кафа-Симферопольская с расширением подстанции 330 кВ Симферопольская» протяженностью 11 600 м» имеет кадастровый №. Указанное обстоятельство усматривается и из кадастровой выписки о земельном участке (Том 1 л.д.41). В соответствии с выпиской из ЕГРН (Том 1 л.д.230) на земельный участок с кадастровым № имеются сведения о наличии кадастрового номера расположенного в пределах земельного участка объекта недвижимости - № Исходя из ответа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-А на часть земельного участка с кадастровым № расположенного <адрес>, лот № участок №, распространяется действие зоны с особыми условиями использования территории № а именно установлен публичный сервитут на срок 49 лет в границах указанной зоны. Сведения об установлении публичного сервитута внесены в Единыйгосударственный реестр (кадастр) недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании Карта(План) территории Охранных зон объектов: ВЛ 220 кВ Симферопольская - Кафа II цепь; ВЛ (КВЛ) 220 кВ Тамань - Кафа I цепь (от ПС 220 кВ Кафа до ПП Крым); ВЛ (КВЛ) 220 кВ Тамань - Кафа II цепь (от ПС 220 кВ Кафа до ПП Крым); ВЛ (КВЛ) 220 кВ Тамань - Кафа № 3 (от ПС 220 кВ Кафа до ПП Крым); ВЛ (КВЛ) 220 кВ Тамань - Камыш-Бурун (от ПС 220 кВ Камыш-Бурун до ПП Крым). Карта (План) составлен на основании Приказа Министерства имущественных земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении публичного сервитута». Распоряжением Кировской районной государственной администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ была согласована карта (план) объекта «Сооружение электросетевого энергомоста Российская Федерация - полуостров Крым», содержащая сведения о границах публичного сервитута объекта электросетевого хозяйства. Таким образом, судом достоверно установлено, что через принадлежащий истцу земельный участок проходит названный выше объект электросетевого хозяйства, а также установлена опора линии электропередач №. Для определения платы за публичный сервитут, определением Кировского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ назначена оценочная экспертиза в ООО «Крымский центр экспертно-правовой помощи», перед экспертом поставлен вопрос: Определить соразмерную плату за пользование публичным сервитутом на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>, лот №, участок № ? Согласно заключению ООО «Крымский центр экспертно-правовой помощи» №-Э от ДД.ММ.ГГГГ (Том 3 л.д.3-46) единоразовая плата за публичный сервитут за участок земли площадью 6 200 кв.м., расположенный на земельном участке № лот №, <адрес> будет составлять 43 806 рублей. В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оценивая заключение эксперта по назначенной судом экспертизе в совокупности с другими представленными доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд находит заключение эксперта объективным и подлежащим принятию во внимание при разрешении настоящего дела, наряду с другими доказательствами. Подготовивший заключение эксперт имеет соответствующее образование, квалификацию эксперта, стаж экспертной работы и был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Оснований сомневаться в достоверности выводов не имеется, в связи с чем, суд принимает заключение эксперта в порядке ст. 67 ГПК РФ в качестве средства обоснования выводов суда. Поскольку установлено, что обладателем публичного сервитута является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации, сведения об установлении публичного сервитута внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, то истцом обоснованно заявлены требования об обязании ответчика заключить соглашение об установлении публичного сервитута в отношении принадлежащего ей земельного участка и взыскании платы за установленный публичный сервитут в размере 43 806 рублей, в связи с чем, суд полагает требования в данной части подлежащими удовлетворению. При этом, довод Федерального государственного бюджетного учреждения «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации о том, что надлежащим ответчиком по делу является ПАО "ФСК ЕЭС", который является правообладателем объекта, суд находит несостоятельным ввиду следующего. Ответчик ссылается на то обстоятельство, что объект – сооружение энергомоста Российская Федерация – полуостров Крым возведенный в том числе на земельном участке истца сдан государственному заказчику Министерству энергетики Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ объект передан по договору безвозмездного пользования ПАО ФСК «ЕЭС» в связи с чем, полагает что размер платы должен быть согласован обладателем объекта. Вместе с тем, в силу статьи 8 Закона Республики Крым от 15.09.2014 N 74-ЗРК (ред. от 29.12.2018) "О размещении инженерных сооружений" размер платы за публичный сервитут, а также порядок и срок ее внесения определяются соглашением, заключаемым обладателем сервитута с правообладателем обслуживающего земельного участка: собственником или лицом, которому такой земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, либо арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что именно Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации, как обладатель публичного сервитута обязано заключить с ФИО1 соглашение об установлении публичного сервитута в отношении принадлежащего последней земельного участка. В соответствии со статьей 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу положений статьи 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы. В силу статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на проведение судебной экспертизы 39 270 рублей (38 500 рублей и 770 рублей) (Том 3 л.д.109), расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей (Том 1 л.д.1), расходы на производство топографической съемки в размере 5 000 рублей в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ (Том 1 л.д.35), как связанные с настоящим делом и подтвержденные документально. Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 94 ГПК РФ, статья 106 АПК РФ, статья 106 КАС РФ). Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу. При этом как следует из доверенности (Том 1 л.д.75) от имени ФИО1, указанная доверенность не выдавалась для участия представителя в конкретном деле по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации об установлении платы за публичны сервитут, в связи с чем, указанные расходы возмещению не подлежат. Кроме того, принимая во внимание, что согласно ст. 333.19 НК РФ, размер госпошлины от взыскиваемой суммы должен составить 1514,18 рублей, тогда как истцом была оплачена сумма в размере 300 рублей, то с ответчика в доход местного бюджета подлежит довзысканию государственная пошлина в размере 1214,18 рублей из расчета (1514,18 рублей – 300 рублей). На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации заключить с ФИО1 соглашение об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым №, площадью 35756 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации в пользу ФИО1 плату за установленный публичный сервитут в размере 43 806 рублей, расходы на проведение судебной экспертизы 39 270 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, расходы на производство топографической съемки 5 000 рублей, а всего 88 376 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказать. Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации госпошлину в доход местного бюджета в размере 1 214,18 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 11 октября 2019 года. Судья: |