ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-372/19 от 27.06.2019 Ленинскогого районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-372/2019,

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Бирюкова А.В.,

при секретаре Степухиной О.М.,

с участием истца Л.А.А.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе Волгоградской области Слобуновой М.Г.

27 июня 2019 года в г. Ленинске Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе Волгоградской области о включении в трудовой стаж периодов трудовой деятельности, перерасчете пенсии и выплате недополученной пенсии,

установил:

Л.А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе Волгоградской области, далее – УПФР, о включении в трудовой стаж периодов трудовой деятельности, перерасчете пенсии и выплате недополученной пенсии, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия по старости, однако УПФР отказано в зачете в его стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в крестьянском (фермерском) хозяйстве «Орфей» в должности водителя.

Плательщиком страховых взносов за членов КФХ «Орфей» в спорный период являлся глава КФХ - Л.Ю.В.. Он, Л.А.А., не являлся главой КФХ и не мог самостоятельно перечислять страховые взносы в УПФР за себя.

Истец просит суд обязать ответчика включить в его общий трудовой стаж для перерасчета его страховой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выплатить недополученную им пенсию с учетом перерасчета за неучтенный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Л.А.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, суду показал, что не оспаривает того, что глава КФХ «Орфей» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не перечислял в УПФР страховые взносы за членов КФХ. Однако, учитывая то, что он сам не мог за себя перечислять страховые взносы в УПФР, полагает, что не перечисление КФХ «Орфей» в спорный период страховых взносов в УПФР не должно лишить его права получать пенсию по старости в большем размере.

Представитель УПФР Слобунова М.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истца, суду показала, что КФХ «Орфей», членом которого являлся истец, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не перечисляло взносов на обязательное пенсионное страхование на счета, указанные налоговым органом, и потому в силу п.1 ст.10 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указанный период обоснованно исключен УПФР при расчете страхового стажа.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

Согласно п.1 ст.10 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее - Федеральный закон № 173-ФЗ, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 89 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в спорный период, было предусмотрено, что в общий трудовой стаж включается любая работа:

в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации;

иная работа, на которой работник, не будучи рабочим и служащим, подлежал государственному социальному страхованию;

индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим федеральным законом. Застрахованными лицами являются в том числе граждане, работающие по трудовому договору, и граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно ранее действующему Закону РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство являлось самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков и представляло форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.

В силу ст. 25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», действовавшего в спорный период, глава и другие члены крестьянского (фермерского) хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях; страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства (п.1); время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (п.6).

Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации является обязательным условием для зачета в общий стаж работы, так как в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 1020 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации», крестьянские хозяйства должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российский Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года. Сведения о доходе от указанной деятельности предоставляются государственными территориальными налоговыми инспекциями уполномоченным Пенсионного фонда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 821 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2000 год» названное Постановление было отменено, но было установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу членов крестьянских (фермерских) хозяйств и общин по всем основаниям независимо от источников финансирования, за истекший календарный год не позднее 01 апреля 2001 года. Выплаты, начисленные и полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам (на дату начисления) на данный продукт (товар, услугу) в конкретной местности.

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за уплатой страховых взносов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования.

В соответствии со ст. 257 Гражданского кодекса РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, а плоды, продукция и доходы, полученные в результат деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

В соответствии с разъяснениями п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 19954 года № 2/1 крестьянские фермерские хозяйства не являются юридическими лицами, поэтому плательщиками взносов в Пенсионный фонд являются глава и члены крестьянского (фермерского) хозяйства.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, а плоды и доходы, полученные в результате деятельности хозяйства, являются общим имуществом его членов и используются по соглашению между ними.

В обзоре практики применения законодательства по вопросам уплаты страховых взносов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в Пенсионный фонд РФ от 12 октября 1993 года № ЛЧ-12/4031-ИН было указано, что по Закону РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет форму свободного предпринимательства.

Согласно Закону РФ от 25 декабря 1992 года № 4232-1 «О внесении изменений в ст.8 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 09 июля 1993 года № 5357-1 «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на второе полугодие 1993 года» для крестьянских (фермерских) хозяйств тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен в размере 5 процентов их дохода, который отражается в представляемых ими налоговым органам ведомостях финансовых результатов (форма №5-КХ) в соответствии с письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации и Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России от 02 февраля 1993 года № ВГ-6-02/54/а/02-09/110.

Действующее законодательство не предусматривает начисление страховых взносов на заработную плату членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Установленное законодателем правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (ст.237 КЗоТ РФ в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1), не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, глава и члены фермерских хозяйств), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя (Определение Конституционного суда РФ от 04 декабря 2007 года № 950-О-О).

Впоследствии законодательство в области пенсионного страхования, в области деятельности фермерских хозяйств неоднократно изменялось. Однако неизменным оставалась необходимость регистрации КФХ в налоговых органах, в пенсионном фонде, представление фермерами отчетов о ведении деятельности, о полученных доходах, о перечислении взносов на обязательное пенсионное страхование на счета, указанные налоговыми органами.

ДД.ММ.ГГГГЛ.А.А. была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с нормами действующего в указанный период Федерального закона № 173-ФЗ.

Л.А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в крестьянско (фермерском) хозяйстве «Орфей», что подтверждено его трудовой книжкой колхозника.

При назначении Л.А.А. пенсии из подсчета страхового стажа был исключен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ его трудовой деятельности в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства «Орфей». Основанием исключения указанного периода послужило отсутствие начисления и уплаты крестьянским (фермерским) хозяйством страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за указанный период.

Крестьянское (фермерское) хозяйство «Орфей» было поставлено на учет в территориальном органе Пенсионного фонда РФ в качестве плательщика страховых взносов ДД.ММ.ГГГГ.

При составлении бухгалтерской отчетности с 1992 года крестьянские (фермерские) хозяйства руководствовались Рекомендациями по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, разработанными Фондом поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств «Российский фермер» и согласованными с Госкомстатом СССР от ДД.ММ.ГГГГ.

Основными учетными регистрами, рекомендуемыми для ведения в крестьянском (фермерском) хозяйстве в спорный период, являлись книга учета имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (форма № 1-кх), книга учета продукции и материалов (форма № 2-кх), книга учета труда (форма № 3-кх), журнал учета хозяйственных операций (форма № 4-кх) и ведомость финансовых результатов (форма № 5-кх).

Представитель ответчика в судебном заседании показал, что за период с момента регистрации в пенсионном органе в качестве плательщика страховых взносов до момента снятия с учета в связи с ликвидацией (ДД.ММ.ГГГГ) крестьянским (фермерским) хозяйстве «Орфей» ведомость формы № 5-кх была представлена два раза: с убытками за 1994 г., и в 1998 г. в связи с отсутствием деятельности и дохода.

Эти обстоятельства истец в судебном заседании не оспаривал, более того, подтвердил их, показав, что материальное положение КФХ «Орфей» в 90-х годах было очень тяжелым.

Согласно ответу УПФР в Ленинском районе от ДД.ММ.ГГГГ № Л-14-19/14 Л.А.А. отказано в зачете в стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в соответствии со ст.11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполняются на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п.16 Правил от ДД.ММ.ГГГГ периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

КФХ «Орфей» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не производило уплату обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда.

Таким образом, УПФР правомерно на основании действующих на момент назначения истцу трудовой пенсии по старости нормативных правовых актов, с учетом сведений об отсутствии доходов крестьянского (фермерского) хозяйства «Орфей» в спорный период и, как следствие, отсутствии уплаты указанным крестьянским (фермерским) хозяйством страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, исключило из подсчета страхового стажа Л.А.А. период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С принятием Федерального закона № 212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования изменился порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, в том числе и для крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии с ч.2 ст.14 Закона № 212-ФЗ главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного ч.2 ст.12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Л.А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе Волгоградской области об обязании включить в общий трудовой стаж Л.А.А. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет пенсии Л.А.А. с учетом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании выплатить Л.А.А. недополученную пенсию с учетом перерасчета за неучтенный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Бирюков А.В.

Копия верна

Судья Бирюков А.В.