ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-372/2016 от 14.10.2016 Мотыгинского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-372/2016г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Мотыгино 14 октября 2016 года

Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Петушковой О.Ю.

с участием помощника прокурора Мотыгинского района Красноярского края Ахтамьяновой Г.Р.

при секретаре Конобеевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокиной Т.В. к Мотыгинскому районному Совету депутатов, МО Мотыгинский район в лице ФЭУ администрации Мотыгинского района Красноярского края о признании трудового договора заключенным на неопределенный срок, о признании решения районного Совета депутатов незаконным, о восстановлении на работе, взыскании выплат и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Сорокина Т.В. обратилась в суд с иском к Мотыгинскому районному Совету депутатов, МО Мотыгинский район в лице ФЭУ администрации Мотыгинского района Красноярского края о признании трудового договора заключенным на неопределенный срок, о признании решения районного Совета депутатов незаконным, о восстановлении на работе, взыскании выплат и компенсации морального вреда, мотивируя тем, что в результате назначения Мотыгинским районным Советом депутатов (решение от 16.12.2010 года), на основании срочного трудового договора (от 17.12.2010 года) она исполняла обязанности по должности муниципальной службы председателя контрольно-счетного органа Мотыгинского района с 01.01.2011 года. В силу действующего законодательства трудовые отношения возникают на основании трудового договора, заключаемого в соответствии Трудового кодекса Российской Федерации (статья 16). В трудовом праве срок является юридически значимой категорией, исчисление сроков регламентируется (статья 14). На муниципальных служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе (статья 11 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Положения закона о муниципальной службе указывают на то, что муниципальная служба является профессиональной деятельностью, осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.

Условие о срочном характере ее трудового договора утратило силу по причине отсутствия требований сторон о расторжении договора в связи с истечением его срока. Она продолжила работу, следовательно, ее трудовой договор стал заключенным на неопределенный срок. Однако, 01.03.2016 года ей было вручено письмо районного Совета депутатов от 29.02.2016 № 67 о прекращении ее полномочий 29.02.2016 года в связи с принятием депутатами решения (№ 5-38 от 25.02.2016 года) «О назначении Романова С.В. на должность председателя Контрольно-счетного органа Мотыгинского района».

31.03.2016 года Мотыгинским районным Советом депутатов принято решение № 6-41 «Об освобождении от занимаемой должности руководителя контрольно-счетного органа Мотыгинского района»: «п.1. Освободить от занимаемой должности руководителя контрольно-счетного органа Мотыгинского района Сорокину Т.В. с 31 марта 1016 года, на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - истечение срока трудового договора». Полагает, что принятое решение, иные действия должностных лиц нарушили ее права и законные интересы. Прекращение трудового договора в связи с истечением его срока презюмирует: наличие трудового договора, свидетельствующего о срочном характере трудовых отношений, порядок, предусматривающий письменное предупреждение работника не менее, чем за три дня до увольнения о прекращении договора, наступление даты или события, с которыми связано прекращение трудового договора. Полагает, что приведенные выше положения не соблюдены, ее лишили возможности трудиться. Поскольку в полном объеме расчет с нею не производился, считает подлежащими взысканию следующие выплаты:

Классные чины муниципальной службы присваиваются муниципальным служащим в установленном порядке. Муниципальному служащему, замещающему должность муниципальной службы на неопределенный срок, очередной классный чин присваивается не позднее чем через десять дней после истечения срока прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине(два года для советника муниципальной службы)без проведения квалификационного экзамена.

Учитывая, что трудовой договор стал считаться договором, заключенным на неопределенный срок, то по истечении 10 дней у районного Совета депутатов возникла обязанность принятия локального акта о присвоении ей очередного классного чина. Вследствие указанного бездействия ухудшилось ее квалификационное положение и снизилось денежное содержание. Считает, что снижение материальных гарантий, должно быть устранено путем восстановления права и исполнения обязательства в натуре.

Сумма к возмещению по ее расчетам составляет 4 192,13 руб., (оклад 4852 руб., 33% от оклада составляют 1601,16 руб., 25% от оклада составляют 1213 руб., (1601,16- 1213) х 1,8 =698,69 руб., 698,69 руб. х 6 мес. = 4 192,13 руб.)

Лишением возможности трудиться ей причинен материальный ущерб в размере неполученного ежемесячного денежного содержания.

Размер ущерба составляет:(начисления за месяц) 41 921,28 руб. х 4 мес. - (29 795,45 губ. + 6947 руб.) выплаты в марте = 130 942,67 руб.

Компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 5к.д.((30+16+12+9):12*2-6)по расчетам составляет 7 270,15руб. (5к.д. х 1454,03 руб.).

Денежная компенсация за задержку выплат по договору:

-(пункт 5.6) двухмесячного денежного содержания 01.03.2016-05.05.2016 года, 41 921,28 руб. х 2 х 1/300 х 8,25% х 65 к.д. = 1 498,69 руб.

- (пункт 5.7) ежемесячное денежное содержание с 01.04.2016-05.05.2016 года,

41 921,28 руб. х 1/300 х 8,25% х 34к.д. = 391,96 руб.

- (пункт 5.7) ежемесячное денежное содержание 01.05.2016-02.06.2016 года,

41 921,28 руб. х 1/300 х 8,25% х 32 к.д. = 368,91 руб.

- (пункт 5.7.) ежемесячное денежное содержание 01.06.2016-30.06.2016 года,

41 921,28 руб. х 1/300 х 8,25% х 30к.д. = 345,85 руб. по классному чину: 01.03.2016-30.06.2016 года

4 192,13 х 1/300 х 8,25% х 122 к.д. = 140,65 руб. по компенсации за неиспользованный отпуск: 01.03.2016-30.04.2016 года

7 270,15 руб. х 1/300 х 8,25% х 122 к.д. = 243,91 руб.

Итого: 1 498,69+391,96+368,91+345,85+140,65+243,91=2989,97 руб.)

Ей причинён моральный вред. Ее нравственные страдания, наступившие в результате нарушения трудовых прав и дискриминации, выражаются в том, что она длительный период времени находилась в психологически неблагоприятном состоянии, испытывала стресс, ощущала беззащитность, чувство обиды за несправедливые действия по отношению к ней неуважительное отношение к ее правам, была вынуждена затратить время на свою защиту. Компенсацию причиненного морального вреда оценивает в 50 000 рублей.

Просит признать решение Мотыгинского районного Совета депутатов от 31.03.2016 № 6-41 «Об освобождении от должности руководителя контрольно-счетного органа Мотыгинского района» незаконным; восстановить ее на работе в Контрольно-счетном органе Мотыгинского района в должности председателя; признать бездействие ответчиков в части непринятия локального акта о присвоении очередного классного чина дискриминационным восстановить право на присвоение очередного классного чина; взыскать неначисленную и невыплаченную часть денежного содержания, связанную с (оплатой за очередной классный чин на дату вынесения судом решения (за 6 месяцев 2016 года сумма составила 4 192,13 руб.); взыскать с ответчика в ее пользу по день вынесения решения суда:

денежное содержание за время вынужденного прогула (по расчету 130 942,67 руб.),

компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 7 270,15 руб. (за 5к.д.),

денежную компенсацию за задержку выплат (расчетная сумма 2 989,97 руб.),

взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

29.08.2016 года от истицы поступили в суд уточненные исковые требования, согласно которым просит признать задолженность по выплате денежного содержания в части доплаты за классный чин на дату восстановления в должности (расчетная сумма 18 864,63 руб.) и взыскать ее с ответчика в ее пользу, взыскать с ответчика в ее пользу на дату восстановления в должности денежное содержание за время вынужденного прогула (расчетная сумма 232 357,70 руб.), признать запись в трудовой книжке об увольнении недействительной; взыскать с ответчика в ее пользу по дату выплаты денежную компенсацию за задержку выплат:

по доплате за классный чин (расчетная сумма 4 290,29 руб.)

двух месячного денежного содержания по пункту 5.6. трудового договора (расчетная сумма 830,04 руб.) и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

13.10.2016 года от истицы поступили в суд уточненные исковые требования, согласно которым просит признать трудовой договор от 17.12.2010 года заключенным на неопределенный срок; признать решение Мотыгинского районного Совета депутатов от 31.03.2016 № 6-41 «Об освобождении от занимаемой должности руководителя контрольно-счетного органа Мотыгинского района» незаконным; признать запись в трудовой книжке об увольнении недействительной; восстановить ее на работе в Контрольно-счетном органе Мотыгинского района в должности председателя; обязать ответчика присвоить очередной классный чин с 02.06.2014 года; признать задолженность по выплате денежного содержания в части доплаты за классный чин с 02.06.2014 года (расчетная сумма 19 862,76 руб.) и взыскать ее с ответчика в ее пользу; взыскать с ответчика в ее пользу денежное содержание за время вынужденного прогула (расчетная сумма 30б 802, 40 руб.);взыскать с ответчика в ее пользу денежную компенсацию за задержку выплат:

- по доплате за классный чин (расчетная сумма 4 763,09 руб.)

2-х месячного денежного содержания по пункту 5.6. трудового договора (расчетная сумма 830,04 руб.); взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей 00 копеек.

В судебном заседании истица Сорокина Т.В. подтвердила доводы, изложенные в иске, настаивает на их удовлетворении, суду показала, что условие о срочности трудового договора, заключенного с ней 17.12.2010 года, считает не соответствующим трудовому законодательству. Часть 2 статьи 57 ТК РФ обязывает в трудовом договоре указывать обстоятельство, на основании которого договор имеет определенный срок действия, в формулировке, соответствующей тому или иному случаю, перечень которых приведен в статье 59 Трудового кодекса Российской Федерации. Срочность трудового договора должна быть обоснована, иначе трудовые отношения носят постоянный характер. На момент заключения трудового договора - 17.12.2010 года, отношения регулировались трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе, в которых установлено, что муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанность по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Часть 1 статьи 2 Федерального закона закрепляет понятие муниципальной службы, как профессиональной деятельности, осуществляемой на постоянной основе. Тем не менее, срок трудового договора был установлен, причина заключения срочного трудового договора отсутствует. Хотя считает, что она являлась муниципальным служащим, а не выборным лицом как депутаты. Действительно ей было предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, однако, она с ним не согласилась и подписать отказалась. О сессии, где решался вопрос об ее увольнении она не знала, в телефонном режиме ей тоже об этом никто не сообщал, данную новость она узнала по слухам, также узнала и о том, что был принять новый председатель, а она еще не была уволена, поэтому ею ключи от рабочего кабинета никому не передавались. Считает увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ незаконным, так как ее договор носит характер договора, заключенного на неопределенный срок, к исполнению обязанностей председателя КСО она приступила фактически после подписания трудового договора.

Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» вступил в силу 01.10.2011 года и в соответствии части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеет обратной силы. Изменения в трудовой договор со дня его подписания не вносились. Первый классный чин ей (муниципальный советник 3 класса) был присвоен 24.05.2012 года (распоряжение Мотыгинского районного Совета депутатов от 24.05.2012 № 25). Если трудовые отношения в соответствии законодательства имеют постоянный характер, то очередной классный чин согласно Закону Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» должен быть присвоен не позднее, чем через 10 дней, после истечения 2х летнего срока прохождения муниципальной службы в предыдущем чине. Соответственно, очередной классный чин должен быть присвоен не позднее 02.06.2014 года (23.05.2014 + 10 к.д). Просит признать трудовой договор от 17.12.2010 года заключенным на неопределенный срок; признать решение Мотыгинского районного Совета депутатов от 31.03.2016 № 6-41 «Об освобождении от занимаемой должности руководителя контрольно-счетного органа Мотыгинского района» незаконным; признать запись в трудовой книжке об увольнении недействительной; восстановить ее на работе в Контрольно-счетном органе Мотыгинского района в должности председателя; обязать ответчика присвоить очередной классный чин с 02.06.2014 года; признать задолженность по выплате денежного содержания в части доплаты за классный чин с 02.06.2014 года (расчетная сумма 19 862,76 руб.) и взыскать ее с ответчика в ее пользу; взыскать с ответчика в ее пользу денежное содержание за время вынужденного прогула (расчетная сумма 309 058, 30 руб. на день вынесения решения суда); взыскать с ответчика в ее пользу денежную компенсацию за задержку выплат: по доплате за классный чин (расчетная сумма 4 763,09 руб.); 2-х месячного денежного содержания по пункту 5.6. трудового договора (расчетная сумма 830,04 руб.); взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей 00 копеек.

Представитель ответчика Мотыгинского районного Совета депутатов – консультант юрист - Квашева А.В., действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения исковых требований, мотивируя тем, что в соответствии с решением Мотыгинского районного Совета депутатов от 11.11.2010 №6-77 «Об утверждении порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы - руководителя контрольно-счетного органа Мотыгинского района» по результатам состоявшегося конкурса решением Мотыгинского районного Совета депутатов от 16.12.2010 №7-92 «О назначении лица на должность муниципальной службы руководителя контрольно-счетного органа Мотыгинского района» путем тайного голосования истец была назначена на должность председателя Контрольно-счетного органа Мотыгинского района. По итогам принятого решения между Главой Мотыгинского района и Истцом был заключен трудовой договор от 17.12.2010 года на период 5 лет, которым определено приступить к исполнению обязанностей с 01.01.2011 года. В Положении о контрольно-счетном органе Мотыгинского района имеется пункт 4 статьи 5, согласно которого, «Если по истечении срока полномочий председатель контрольно-счетного органа не назначен, то ранее назначенный председатель продолжает исполнять свои обязанности до назначения нового председателя контрольно-счетного органа, но не более 3 месяцев». Данное требование так же было предусмотрено Положением о контрольно-счетном органе в первоначальной редакции от 2010 года, учитывая, что новый председатель КСО не был назначен до окончания трудового договора с истицей, они воспользовались данным пунктом.

В декабре 2015 г. по итогам встречи с истцом было подготовлено дополнительное соглашение и направлено для подписания истцу, которым предлагалось:

- заменить словосочетания «Глава района» на «председатель Мотыгинского
районного Совета депутатов»;

- привидение пункта 1.3. договора в части срока действия договора в
соответствии с нормами Положения о контрольно счетном органе;

исключения пунктов 5.6, 5.7 договора которыми установлены дополнительные гарантии при увольнении.

Истец отказалась от подписания данного соглашения в части исключения пунктов 5.6 и 5.7. и в ответ направила предложение о подписании дополнительного соглашения без учета исключения пунктов 5.6 и 5.7, а к данному вопросу просила вернуться после ее приезда.

Направляя для подписания дополнительное соглашение, председателем РСД было выражено желание прекратить трудовые отношения с Сорокиной Т.В. с учетом норм п.4 ст.5 Положения. Соответственно доводы истца о том, что ни одна сторона не выразила желания о прекращении трудового договора, являются не верными. Следует отметить и тот факт, что в период своей трудовой деятельности, Истец ни одно дополнительное соглашение к трудовому договору не подписала.

На заседание 6 очередной сессии Мотыгинского района, 31 марта 2016 года, был внесен проект решения «Об освобождении от занимаемой должности руководителя контрольно-счетного органа Мотыгинского района» и он был принят депутатами Мотыгинского районного Совета депутатов. Срок вступления в силу данного решения определен как - «Со дня принятия», о его рассмотрении, а впоследствии и принятии, председателем РСД лично истец в телефонном режиме был уведомлен. Данным решением срок, установленный Положением о КСО для исполнения полномочий председателя «но не более 3 месяцев» соблюден, так как последним днем была дата 31 марта 2016 года, исчисляемая с 01 января 2016 года. Решение от 31.03.2016 года № 6-41 было размещено на данном сайте, соответственно Истец имела возможность ознакомиться с данным решением. Копия данного решения была направлена в КСО, для подготовки действующим председателем контрольно-счетного органа всех необходимых документов для выплаты выходного пособия истице при увольнении, установленных трудовым договором. Уведомление истцу о прекращении трудового договора от 2010 года было так же направлено почтой на адрес контрольно-счетного органа, поскольку они не знали место проживания, регистрации Сорокиной Т.В., ее личное дело хранилось в кабинете КСО.

Зная о том, что решение от 31.03.2016 года № 6-41 принято, Сорокина Т.В. за внесением записи в трудовую книжку и получением копии решения обратилась только 30 мая 2016 года, о чем составлен акт передачи трудовой книжки 31 мая 2016 год, которая находилась на руках у истца, что не позволяло произвести запись в день расторжения трудового договора. В части удовлетворения заявленных требований по выплате надбавки за классный чин, возражают так как они не имели возможности отследить кадровую политику КСО, так как ею занималась истица, и она сама могла бы инициировать ей присвоение классного чина, кроме этого характер ее работы носил определенный срок. Учитывая, что с заявленными требованиями по восстановлению на работе не согласны, соответственно и полагают, что и требования по выплате морального вреда и компенсаций являются не обоснованными. Просят в иске к Мотыгинскому районному Совету депутатов отказать.

Представитель ответчика – председатель Мотыгинского районного Совета депутатов Яковлев С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, мотивируя тем, что между Главой Мотыгинского района и Истцом был заключен трудовой договор от 17.12.2010 года на период 5 лет, которым определено приступить к исполнению обязанностей с 01.01.2011 года. В Положении о контрольно-счетном органе в Мотыгинском районе имеется пункт согласно которого, «Если по истечении срока полномочий председатель контрольно-счетного органа не назначен, то ранее назначенный председатель продолжает исполнять свои обязанности до назначения нового председателя контрольно-счетного органа, но не более 3 месяцев». Поскольку новый председатель КСО не был назначен до окончания трудового договора с истицей, они предложили истице поработать еще три месяца до назначения председателя, на что Сорокина Т.В. согласилась.

Представитель ответчика – ФЭУ Администрации Мотыгинского района – юрист - Петрашина Д.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, мотивируя тем, что их учреждение не является работодателем истицы и соответственно они к заявленным требованиям никакого отношения не имеют.

Представитель третьего лица – председатель КСО Мотыгинского района Романов С.В. полагает, что истицу с должности уволили законно, так как закончился срок ее трудового договора, он на основании решения Мотыгинского районного Совета депутатов назначен председателем КСО и работает по настоящее время.

Суд, выслушав истицу Сорокину Т.В., представителей ответчика Мотыгинского районного Совета депутатов – Яковлева С.А., Квашневу А.В., юриста ФЭУ администрации Мотыгинского района - Петрашину Д.В., представителя третьего лица - председателя КСО – Романова С.В., заключение помощника прокурора, полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению частично, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт I) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Из ст. 16 ТК РФ следует, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

На основании ст. 58 ТК РФ, трудовые договоры могут заключаться:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Из ст. 61 ТК РФ следует, что трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора в том числе, является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

В соответствии со ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.

Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:

незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

На основании ст. 4 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» классные чины муниципальной службы присваиваются муниципальным служащим правовым актом представителя нанимателя (работодателя) персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, с учетом продолжительности муниципальной службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности муниципальной службы.

В случае временного перевода муниципального служащего на другую должность муниципальной службы классный чин присваивается с учетом продолжительности муниципальной службы по основной должности муниципальной службы.

Муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы на определенный срок полномочий, за исключением муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей муниципальной службы, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы на неопределенный срок, а также муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы категории "руководители" высшей группы должностей на определенный срок полномочий, классные чины присваиваются без проведения квалификационного экзамена.


Как установлено в судебном заседании, 16.12.2010 года Мотыгинским районным Советом депутатов было принято решение «О назначении лица на должность муниципальной службы руководителя КСО Мотыгинского района» и руководителем КСО Мотыгинского района назначена Сорокина Т.В. 17.12.2010 года между нею и Главой Мотыгинского района был заключен трудовой договор, согласно п. 1.3 настоящий договор заключен сроком 5 лет. На основании п. 1.4 договора, руководитель КСО обязуется приступить к исполнению полномочий с 01.01.2011 года. В суде истица подтвердила, что до этой должности она работала председателем КУМИ администрации района, сразу после назначения ею стали осуществляться функции руководителя КСО, она разрабатывала учредительные документы КСО для их регистрации, занималась другими организационными мероприятиями.

Согласно ст. 8 Положения о контрольном органе в Мотыгинском районе, утвержденного решением Мотыгинского районного Совета депутатов от 30.09.2010 № 5-49 по истечении срока полномочий руководитель контрольно – счетного органа продолжает исполнять свои обязанности до назначения вновь избранного руководителя контрольно – счетного органа.

На основании решения Мотыгинского районного Совета депутатов от 10.12.2015 г. № 4-20 « О внесении изменения в решение Мотыгинского районного Совета депутатов от 30.09.2010 г. № 5-49 были внесены изменения в Положение о контрольно – счетном органе. Согласно п.4 ст. 5 Положения, если по истечении срока полномочий председатель контрольно – счетного органа не назначен, то ранее назначенный председатель продолжает исполнять свои обязанности до назначения нового председателя контрольно – счетного органа, но не более трех месяцев.

Работодателем истице было предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору от 16.12.2015 года, Сорокина Т.В. отказалась его подписывать, следовательно, данное соглашение недействующее, что подтверждается материалами дела.

Трудовой договор с истицей был заключен 17.12.2010 года сроком на 5 лет, следовательно, 17.12.2015 года он должен был быть расторгнут, однако, как показали в суде представители ответчика Мотыгинского районного Совета депутатов, новый руководитель КСО 17.12.2015 года не был назначен и истица продолжала выполнять обязанности как начальник КСО Мотыгинского района на основании п. 4 ст. 5 Положения о контрольно – счетном органе.

На основании решения Мотыгинского районного Совета депутатов от 25.02.2016 года № 5-38 на должность председателя КСО Мотыгинского района был назначен Романов С.В., в суде истица показала, что на сессии она не присутствовала, так как ее никто не известил о том, что назначена сессия депутатов и что в повестку включен вопрос о назначении нового председателя, доказательств, опровергающих данный факт представителями ответчика суду не представлено.

09 марта 2016 года между представителем работодателя Мотыгинского районного Совета депутатов, председателем Мотыгинского районного Совета депутатов Яковлевым С.А., именуемым в дальнейшем «Представитель работодателя» и председателем КСО Романовым С.В. был заключен трудовой договор о прохождении муниципальной службы сроком на 5 лет, где указана дата начала работы со дня подписания сторонами договора - 09.03.2016 года и дата окончания – 09.03.2021 г.

В материалах дела имеется приказ № 1-к от 01.01.2011 года руководителя КСО Мотыгинского района Сорокиной Т.В. о том, что она приступила к исполнению обязанностей руководителя КСО сроком с 01.01.2011 года по 01.01.2016 года и приказ председателя КСО Романова С.В. от 09.03.2016 года б/н о приеме на работу Романова С.В. председателем КСО Мотыгинского района по срочному трудовому договору на 5 лет, данные доказательства суд считает недопустимыми, поскольку ни Сорокина Т.В., ни Романов С.В. не были наделены работодателем надлежащими полномочиями для принятия таких приказов, кроме этого в приказе Сорокиной Т.В. указан срок договора – по 01.01.2016 года, который не был указан в ее трудовом договоре, что подтверждается материалами дела.

24 марта 2016 года Председатель Мотыгинского районного Совета депутатов направил истице уведомление о расторжении трудового договора, в котором указывает, что срочный трудовой договор с нею будет расторгнут с 31.03.2016 года и что до его истечения она должна выполнять свои служебные обязанности, однако данный документ Сорокиной Т.В. был направлен не по ее месту жительства, а по месту работы и как подтвердил в суде Романов С.В. он его получил вместо истицы, уже будучи назначенным председателем КСО Мотыгинского района. То есть на данный момент одну должность – председателя КСО Мотыгинского района занимали одновременно два человека – Сорокина и Романов, пояснить причину возникновения такой ситуации, представители ответчика суду не могли, о данном факте также свидетельствуют акты об отсутствии Сорокиной Т.В. на рабочем месте от 28, 29, 30 марта 2016 года, где в качестве члена комиссии указан председатель КСО - Романов С.В.

В суде истица показала, что с 09.03.2016 года по 11 марта 2016 года она находилась в отпуске, в период с 14 марта 2016 года по 27.05.2016 года - по листку нетрудоспособности.

На основании решения Мотыгинского районного Совета депутатов от 31.03.2016 года истица была освобождена от занимаемой должности руководителя КСО Мотыгинского района с 31 марта 2016 года на основании п.2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – истечение срока трудового договора. Данное решение вступило в силу со дня принятия, подписано – 11.04.2016 года. Распоряжение об увольнении истицы не издавалось, по какой причине представители ответчика пояснить в суде не смогли.

Суд считает, что срок действия трудового договора, заключенного с Сорокиной Т.В. в соответствии со ст. 61 ТК РФ начинает течь с момента подписания, то есть с 17.12.2010 года, а срок его окончания - 17.12.2015 года, однако, учитывая п. 4 ст. 5 Положения о КСО и согласие Сорокиной Т.В. его срок был продлен и время его окончания – 17.03.2016 года. Однако, истица работодателем не была уволена в день окончания трудового договора, то есть 17.03.2016 года, а была уволена только 31.03.2016 года, что подтверждается материалами дела, в связи с чем договор, заключенный с истицей приобрел характер трудового договора, заключенного на неопределенный срок и соответственно ее увольнение по п.2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ суд расценивает как незаконное.

Из представленных материалов дела, а именно, из трудового договора с истицей следует, что она была назначена на должность муниципальной службы руководителя КСО по итогам проведения конкурса, ее должность имеется в Перечне должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Мотыгинский район, 24.05.2012 года распоряжением главы Мотыгинского района ей был присвоен классный чин «муниципальный советник 3 класса» и установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу, таким образом, должность Сорокиной Т.В. не выборная, она не является депутатом на освобожденной основе, а является муниципальным служащим, соответственно, по мнению суда, не было никаких оснований заключать с нею трудовой договор на определенный срок.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что увольнение Сорокиной Т.В. по п.2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ и решение Мотыгинского районного Совета депутатов от 31.03.2016 № 6-41 «Об освобождении от должности руководителя контрольно-счетного органа Мотыгинского района» являются незаконными и она подлежит восстановлению на работе в прежней должности, то есть в должности председателя КСО Мотыгинского района с 01.04.2016 года, запись в ее трудовой книжке об увольнении № 19 от 31.03.2016 года об освобождении от занимаемой должности на основании пункта 2 части 1 статьи 77 ТК РФ следует признать недействительной.

Учитывая изложенное выше, в её пользу с работодателя подлежит взысканию оплата вынужденного прогула.

Осуществляя расчет подлежащих взысканию денежных сумм, суд исходит из того, что согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (ред. от 15.10.2014) «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

За период, предшествующий увольнению истицы, ее среднедневной заработок составлял 2 255 рублей 90 копеек, что подтверждается представленными стороной ответчика расчетом бухгалтера МКУ «Централизованная бухгалтерия МО Мотыгинский район», проверив который, суд считает необходимым согласиться и сторонами в судебном заседании не оспаривался.

Количество дней вынужденного прогула с 31.03.2016 года по 14.10.2016 года согласно производственного календаря на 2016 год, составляет 137 рабочих дней, следовательно, оплата вынужденного прогула составит 2 255 рублей 90 копеек х 137 дней = 309 058 рублей 30 копеек.

После увольнения истица получила денежное содержание в размере в размере 251 527 рублей 68 копеек, что ею не оспаривалось в ходе судебного заседания, таким образом, оплата вынужденного прогула, подлежащая взысканию в пользу истицы составляет: 309 058 рублей 30 копеек - 251 527 рублей 68 копеек = 57 530 рублей 62 копейки.

Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Суд, исходя из обстоятельств дела, в связи с нарушением конституционного права истицы на труд, с учетом объема и характера причиненных нравственных страданий истице, выразившихся в ее незаконном увольнении, с занимаемой ею должности, учитывая степень вины ответчика, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истицы компенсации морального вреда частично в размере 5 000 (пять) тысяч рублей 00 копеек.

В остальной части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.

На основании распоряжения главы Мотыгинского района № 25 от 24.05.2012 года, Сорокиной Т.В. по итогам квалификационного экзамена был присвоен классный чин «муниципальный советник 3 класса», то есть когда ее договор был заключен на определенный срок, следовательно, в период ее работы по трудовому договору, заключенному на определенный срок, классный чин ей мог быть присвоен или не присвоен по результатам квалификационного экзамена, в связи с чем, суд не может обязать ответчика присвоить истице классный чин по вышеуказанным обстоятельствам, в связи с чем, полагает отказать истице и в выплате доплат за классный чин.

С заявлением о присвоении ей очередного классного чина она обратилась к ответчику после ее увольнения – 30.05.2016 года.

В удовлетворении ходатайства истице Сорокиной Т.В. о вынесении частного определения в адрес работодателя в связи с нарушением ее трудовых прав, суд полагает отказать, так как данные требования не являются требованиями материального характера, и суд на них реагирует на свое усмотрение исходя из всех обстоятельств по делу.

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Истица просит взыскать с ответчика компенсацию за несвоевременную выплату двухмесячного денежного содержания в сумме 830 рублей 04 копейки за период с 31.03.2016 года по 05.05.2016 года. В указанный Сорокиной Т.В. период, ставка рефинансирования была 11%, таким образом, расчет компенсации производится следующим образом:

0,11 (процентная ставка) : 150 (ключевая ставка) х 83842 рубля 56 копеек (выплата за два месяца) х 36 = 2 213 рублей 28 копеек, учитывая, что Сорокина Т.В. просит взыскать 830 рублей 04 копейки, они подлежат удовлетворению в пределах заявленных сумм.

В удовлетворении исковых требований истицы к ФЭУ администрации Мотыгинского района Красноярского края суд считает отказать, поскольку данное учреждение не является работодателем истицы.

Решение суда о восстановлении на работе в соответствии со ст. 211 ГПК РФ, подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Сорокиной Т.В. к Мотыгинскому районному Совету депутатов, МО Мотыгинский район в лице ФЭУ администрации Мотыгинского района Красноярского края о признании трудового договора заключенным на неопределенный срок, о признании решения районного Совета депутатов незаконным, о восстановлении на работе, взыскании выплат и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Мотыгинского районного Совета депутатов Красноярского края № 6-41 от 31.03.2016 года об освобождении от занимаемой должности руководителя контрольно-счетного органа Мотыгинского района Сорокиной Т.В..

Признать трудовой договор от 17.12.2010 года, заключенный между Главой Мотыгинского района и Сорокиной Т.В. заключенным на неопределенный срок.

Признать запись в трудовой книжке Сорокиной Т.В. № 19 от 31.03.2016 года об освобождении от занимаемой должности на основании пункта 2 части 1 статьи 77 ТК РФ недействительной.

Восстановить Сорокину Т.В. в должности председателя контрольно-счетного органа Мотыгинского района с 01 апреля 2016 года.

Взыскать с контрольно-счетного органа Мотыгинского района в пользу Сорокиной Т.В. заработную плату за время вынужденного прогула в размере 57 530 (пятьдесят семь тысяч пятьсот тридцать) рублей 62 копейки, компенсацию по ставке рефинансирования банка за несвоевременную выплату двухмесячного денежного содержания в размере 830 (восемьсот тридцать) рублей 04 копейки и компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Сорокиной Т.В. отказать за необоснованностью.

Решение в части восстановления Сорокиной Т.В. на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Подписано председательствующим.

Копия верна.

Судья: Петушкова О.Ю.