Кировский районный суд г. Хабаровска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кировский районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-373/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2012 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Лебедевой А.Ю.,
с участием представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности от 01.02.2-012 года сроком на одни год,
с участием представителя ответчика - Военного комиссариата - ФИО2, действующей на основании доверенности от 20.10.2011 года сроком на одни год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 ФИО6 к Военному комиссариату Хабаровского края, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании премии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчикам, в обоснование иска указав, что она работала в отделе Военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному району г. Хабаровска в должности помощника начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов с 16.05.2011 года по трудовому договору, 05.12.2011 года уволена по сокращению штата работников (п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ). С 22.12.2011 года вновь принята на работу в отдел Военного комиссариата Хабаровского края на должность старшего помощника начальника отделения и с ней заключен новый трудовой договор. В конце 2011 года ей стало известно от работников о выплате всем работникам по результатам работы дополнительной выплаты (премии) за 3, 4 квартал 2011 года, предусмотренной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 года № 1010. Однако ей выплата указанной премии не была произведена. Считает, что ей работодателем не выплачена премия по результатам работы в нарушении действующего законодательства. Просит взыскать сумму премии за третий квартал и четвертый квартал 2011 года пропорционально проработанному времени с 01 июля по 05 декабря 2011 года и с 22 декабря по 31 декабря 2011 года в размере 50 217,39 рублей. А также просит взыскать судебные расходы, связанные с оформлением доверенности представителя 1 200 рублей и оплату услуг представителя 15 000 рублей.
От ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» поступили возражения на иск в которых указано, что с исковыми требованиями не согласны, просят отказать в их удовлетворении. Так, ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» (далее -Учреждение) в соответствии с Положением, утвержденным Министром обороны Российской Федерации 12 сентября 2011 года, осуществляет деятельность с 01 января 2011 года, а в части начисления и выплаты заработной платы работникам воинских частей и учреждений, зачисленных на финансовое обеспечение, с 01 марта 2011 года. Учреждение создано в целях осуществления финансового планирования и финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и организаций. Учреждение является уполномоченным финансовым органом Министерства обороны Российской Федерации и предназначено для финансово-экономического обеспечения воинских частей, дислоцирующихся на территории субъекта РФ, на основании заключаемого на безвозмездной основе договора за счет и в пределах ассигнований по утвержденным воинским частям и организациям бюджетным сметам. Для военного комиссариата Хабаровского края Учреждение является распорядителем бюджетных средств и осуществляет его финансирование в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на выплату заработной платы. Истец работала в отделе военного комиссариата по Хабаровскому краю по Центральному и Железнодорожному районам г.Хабаровска. Военный комиссариат Хабаровского края является самостоятельным юридическим лицом, имеет лицевой счет бюджетополучателя, самостоятельно осуществляет начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала. Заработная плата истцу вплоть до увольнения с работы (прекращения трудового договора) 05 декабря 2011 года начислялась и выплачивалась военным комиссариатом Хабаровского края. Договор на обслуживание с военным комиссариатом Хабаровского края не заключался. В силу вышеизложенного требования истца о взыскании с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» премии заявлены к не надлежащему ответчику и не подлежат удовлетворению. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации 26 декабря 2006 года N 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» Министром обороны РФ был издан приказ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Данная дополнительная выплата не является обязательной для всех военнослужащих и лиц гражданского персонала, так как формируется за счет экономии бюджетных средств на выплату денежного довольствия и заработной платы и предназначена для материального стимулирования военнослужащих и лиц гражданского персонала по результатам исполнения ими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование; отсутствие отдельного порядка определения размера материального стимулирования, уменьшения либо его лишения позволяет сделать вывод о предоставлении соответствующему командиру (начальнику) права на основании представленных непосредственными командирами (начальниками) рапортов единолично оценить служебную деятельность подчиненных военнослужащих и лиц гражданского персонала и исполнение ими должностных обязанностей и принять отдельное решение в отношении каждого военнослужащего и лица гражданского персонала о выплате ему данной премии либо не выплате без указания каких-либо причин и обоснований; размер дополнительного материального стимулирования определяется непосредственными командирами (начальниками) исходя из доведенного размера расчетной суммы и объема бюджетных средств, распределенных распорядителем бюджетных средств на соответствующее подразделение, в зависимости от численности личного состава. В силу вышеизложенного требование истца о взыскании в его пользу дополнительного материального стимулирования не основано на законе и удовлетворению не подлежит, так как решение о выплате премии и её размере, принимается соответствующим командиром исходя из доведенного объема бюджетных средств, распределенных на соответствующее подразделение распорядителем бюджетных средств, и от желания истца получить премию в определенном им размере не зависит. Данный вид премии не включается в состав заработной платы (систему оплаты труда), не носит регулярный характер выплаты. Таким образом, премирование лиц гражданского персонала ВС РФ (работающих) производится по результатам работы за месяц, квартал, год. Ежеквартальная премия выплачивается за счет экономии бюджетных средств в пределах доведенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств. Фонд экономии распределяется между лицами гражданского персонала с учетом личного вклада каждого. Премии, как часть заработной платы, представляют собой денежные выплаты за достижения определенных результатов в труде. Применение премиальных систем направлено на создание у работников материальной заинтересованности в достижении тех показателей, которые не предусмотрены основной оплатой по должностному окладу, т.е. дополнительное материальное стимулирование не является гарантированной частью заработной платы. С учетом того, что поощрение работников за добросовестный труд путем выплаты денежных премий, а также определение размера такого поощрения является исключительно правом работодателя, а не его обязанностью и может устанавливаться им в зависимости от их вклада в результаты деятельности, при этом включение в списки подлежат только работающие лица гражданского персонала. Считают оплату услуг представителя, которую истец просит взыскать с ответчика явно завышенной.
От Военного комиссариата поступили возражения на иск, в которых указано, что в соответствии с приказом военного комиссара Хабаровского края от 18.11.2011 г. № 524-4 ФИО3 была уволена с должности помощника начальника отделения (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) отдела военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровск 5 декабря 2011 года по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ — в связи с сокращением штата работников. ФИО3 были перечислены все полагающиеся ей выплаты, в том числе премию за отработанный период с 1 по 5 декабря 2011 года в полном размере, единовременное денежное вознаграждение за отработанный период с 1 января по 30 ноября 2011 года в полном размере, компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 21 календарный день за отработанный период с 16 мая по 5 декабря 2011 года и выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
В своем заявлении ФИО3 поясняет, что работодатель - военный комиссар, незаконно не выплатил ей премию за 3-й квартал и 4-й кварталы 2011 г. пропорционально отработанному времени, считают данные требования не обоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Система оплаты труда лиц гражданского персонала, включающая размеры окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования установлена трудовыми договорами с работниками, коллективным договором и приложениями к нему. Данными нормативно-правовым актами дополнительное материальное стимулирование не предусмотрено, не входят в систему оплаты труда и не являются обязательными. В 2008 году Правительство Российской Федерации своим постановлением № 583 постановило ввести с 1 декабря 2008 г. новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба. В соответствии с этим, Министром обороны РФ был издан приказ № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583» от 10 ноября 2008 года. Данным приказом были утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений МО РФ (далее Положение) и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений МО РФ (далее Порядок). В разделе 3 Положения доведены особенности оплаты труда гражданского персонала воинских частей, в том числе условия, размеры и порядок установления выплат стимулирующего характера, входящих в систему оплаты труда гражданского персонала МО РФ. Выплаты на дополнительное материальное стимулирование, введенные приказом МО РФ 2010 г. № 1010, в Положении не отражены, никаких изменений в Положение, в связи с изданием приказа МО РФ М 1010, не было. Кроме этого, при формировании годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений МО РФ в соответствии с требованиями вышеуказанного Порядка, выплаты на дополнительное материальное стимулирование, введенные приказом МО РФ 2010 г. № 1010, как показатели формирования годового фонда оплаты труда не учитываются.
Премии, как часть заработной платы, представляют собой денежные выплаты за достижение определенных результатов в труде. Применение премиальных систем направлено на создание у работников материальной заинтересованности в достижении тех показателей, которые не предусмотрены основной оплатой по должностному окладу, т.е. дополнительное материальное стимулирование не является гарантированной частью заработной платы, не носит регулярного порядка и не включается в состав заработной платы.
Из п. 2 приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 г. следует, что выплаты дополнительного материального стимулирования по результатам работы производится лицам гражданского персонала, работающим в организациях Вооруженных Сил РФ. С учетом того, что поощрение работников за добросовестный труд путем выплат и денежных премий, а также определение размера такого поощрения является исключительным правом работодателя, а не его обязанностью и может устанавливаться им в зависимости от вклада в результаты деятельности, при этом включению в списки подлежат только работающие лица гражданского персонала. В списки для дополнительного материального стимулирования истец непосредственным руководителем не включалась, приказ о ее премировании не издавался. На день доведения лимитов выделенных средств на дополнительное материальное стимулирование, истец была уволена из военного комиссариата Хабаровского края.
Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные премии гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации за счет экономии бюджетных средств, полученных в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010г. № 1010. Объем дополнительного материального стимулирования для организаций Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается исходя из численности личного состава и расчетной суммы материального стимулирования. Таким образом, на момент выделения лимитов бюджетных обязательств ФИО3 не являлась работником военного комиссариата, вследствие чего объем дополнительного материального стимулирования для военного комиссариата Хабаровского края был рассчитан распорядителем бюджетных средств только с учетом работающего гражданского персонала. Телеграммное распоряжение начальника финансово-экономического отделения № 1203 с установлением порядка выплаты от 12.12.2011 поступило в отдел военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровск 12.12.11, а 15.12.2011 в вышестоящее командование была направлена телеграмма о выделении денежных средств на премирование лиц гражданского персонала, утвержденная руководителем ФКУ УФО МО РФ по Хабаровскому краю.
Лица гражданского персонала, работающие в отделе военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровск получили выплаты на основании приказа военного комиссара от 21 декабря 2011 года № 584-4 после фактического выделения денежных средств и получения разрешения на их выплату (согласно расходному расписанию от 19 декабря 2011 года №187/59982/096). Отсутствия порядка определения размера материального стимулирования, уменьшения либо его лишения позволяет сделать вывод о предоставлении соответствующему начальнику права единолично оценить служебную деятельность подчиненных лиц гражданского персонала. Конкретный размер дополнительного материального стимулирования определяется непосредственно руководителем организации в пределах объемов бюджетных средств по результатам исполнения гражданского персонала должностных обязанностей. Ежеквартальная премия выплачивается за счет экономии бюджетных средств, при ее наличии, в пределах, доведенных на эти цели лимитов. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Из текста и смысла приказа не следует, что дополнительное материальное стимулирование (премии) лицам гражданского персонала выплачивается по итогам работы за какой либо определенный период и пропорционально отработанному времени. Предусмотренный порядок выплаты премии ежеквартально не свидетельствует о том, что премия выплачивается за работу в течение квартала. Кроме того, дополнительные выплаты преследуют цель усиления материальной заинтересованности работников в повышении качества работы, развития активности, инициативы работников, эффективной реализации поставленных целей и задач, повышения профессиональной культуры работников, добросовестного отношения к труду и т.д. Назначение этих выплат свидетельствует о неопределенном временном периоде, за который может производиться выплата. Временной промежуток, за который производится выплата, определяется работодателем при издании приказа о премировании. Просят в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме.
В судебное заседание истец не явилась, ее представитель иск поддержал в полном объеме, уточнив требования, с учетом возражений ответчиков просит взыскать премию и судебные расходы с Военного комиссариата.
Представитель ответчика Военного комиссариата иск не признала на основании доводов изложенных в возражениях, подтвердив, что взысканий истец за период работы в третьем, четвертом квартале 2011 года не имела. Заявила о чрезмерности судебных расходов.
Представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании исследованных по делу доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.
ФИО3 16.05.2011 года принята на работу, в соответствии с приказом военного комиссара Хабаровского края от 18.11.2011 г. № 524-4 ФИО3 была уволена с должности помощника начальника отделения (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) отдела военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровск 5 декабря 2011 года по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ — в связи с сокращением штата работников.
С 22.12.2011 года вновь принята на работу в отдел Военного комиссариата Хабаровского края на должность старшего помощника начальника отделения и с ней заключен новый трудовой договор.
Телеграммное распоряжение начальника финансово-экономического отделения № 1203 с установлением порядка выплаты за счет экономии денежных средств за июль-декабрь 2011 года, от 12.12.2011 поступило в отдел военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровск 12.12.11, а 15.12.2011 в вышестоящее командование была направлена телеграмма о выделении денежных средств на премирование лиц гражданского персонала, утвержденная руководителем ФКУ УФО МО РФ по Хабаровскому краю. Из всех указанных документов о распределении денежных средств следует, что премия выплачивается за июль-декабрь 2011 года. Лица гражданского персонала, работающие в отделе военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровск получили выплаты на основании приказа военного комиссара от 21 декабря 2011 года № 584-4, согласно которого произведена дополнительная выплата материального стимулирования гражданского персонал с июля по декабрь 2011 года, сотруднику по аналогичной с истцом должности того же отдела, премия определена в 55 000 рублей.
Однако истцу выплаты данной премии произведено не было.
Трудовыми договорами с истцом, в оплату труда включены компенсационные, стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки и другие виды выплат), премиальные выплаты по итогам работы.
В Положении о порядке выплаты гражданскому персоналу военного комиссариата единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного года - Приложение № 10 к коллективному трудовому договору, указано, что денежные средства не использованные в течение года на выплату вознаграждения используются на установление выплат стимулирующего характера (п. 1.2), выплаты производятся пропорционально отработанному времени (п. 2.5.), снижение премии производится на грубые нарушения трудовой дисциплины ( п.3.1.).
Из норм Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует, что обязанность доказывания при разрешении трудовых споров лежит на работодателе.
Частью 2 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Из положений ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что стимулирующие характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) входят в понятие заработной платы (оплаты труда работника).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Приказом Минобороны России от 26 июля 2010 г. N 1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, которым установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.
Судом установлено, что премия за третий и четвертый квартал 2011 года, предусмотренная приказом Минобороны Российской Федерации от 26.07.2010 года № 1010, сформирована и распределена между работниками Военного комиссариата в декабре 2011 года, выплата премии также предусмотрена трудовым и коллективным договором. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении истцом трудовой дисциплины, либо иных оснований, повлекших за собой принятие решения о лишении ее премии за отработанный ей период, ответчиком не представлено. Доводы ответчиков о том, что премированию подлежат только лица, являющиеся работниками учреждения на момент принятия решения о выплате премии суд находит необоснованными, учитывая, что премия выплачена за конкретный период времени – июль-декабрь 2011 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца премии за выполнение трудовых обязанностей за проработанное время, в пределах заявленных истцом требований и на основании произведенных ей расчетов, оснований не принимать которые у суда не имеется.
Учитывая установленный порядок финансирования Военного комиссариата и уточнение исковых требований, суд считает возможным взыскать в пользу истца премию за выполнение трудовых обязанностей за третий и четвертый квартал 2011 года с Военного комиссариата.
Истцом представлены: квитанция об оплате услуг представителя 15 000 рублей и нотариально удостоверенная доверенность, за что по тарифу взыскано 1 200 рублей.
Согласно статье 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе и расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах и другие.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 355-О, указано, что, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Поскольку решение состоялось в пользу истца, учитывая возражения ответчиков относительности чрезмерности взыскиваемых судебных расходов, сложность дела и объем оказанных истцу по настоящему делу юридических услуг, суд находит возможным взыскать с Военного комиссариата в пользу истца судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей, что считает разумным с учетом сложности дела и объема оказанных услуг. Расходы, понесенные истцом в размере 1200 руб. за нотариальное удостоверение доверенности суд считает возможным отнести к судебным расходам и взыскать их с Военного комиссариата. Всего в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 6 200 рублей.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3 ФИО7 к Военному комиссариату Хабаровского края о взыскании премии – удовлетворить.
Взыскать в пользу ФИО3 ФИО8 с Военного комиссариата Хабаровского края премию за третий квартал и четвертый квартал 2011 года в размере 50 217,39 рублей, судебные расходы 6 200 рублей, а всего 56 417, 39 рублей
В удовлетворении требований ФИО3 ФИО9 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании премии – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 03.04.2012 года.
Судья: /Якимова Л. В./
Решение не вступило в законную силу.