ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3733/20 от 23.04.2021 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-405/2021

УИД 27RS0003-01-2020-005439-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 апреля 2021г. г. Биробиджан ЕАО

Биробиджанский районный суд ЕАО

в составе судьи Лаврущевой О.Н.

с участием помощника военного прокурора Лузина К.А.

представителя ответчика Матафоновой Н.В.

при помощнике Карпенко Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России о возложении обязанности совершить определённые действия, -

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности совершить определённые действия. Свои требования мотивировал тем, что Военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона проведена проверка технического состояния и оборудования многоквартирного дома № 2 (инв. № 48) военный городок № 1. по адресу: ЕАО, Ленинский район, с.Бабстово, ул.Юбилейная, д. 2. Установлено, что многоквартирный дом требует проведения как текущего, так и капитального ремонта.

Просил суд: 1) Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту здания многоквартирного дома № 2 (инв. № 48» (военный городок № 1, дислоцированный по адресу: Еврейская автономная область. Ленинский район, с. Бабстово, ул. Юбилейная, д. 2; 2) бязать Министерство обороны Российской Федерации обеспечить в срок до 31декабря 2021 г. включение в план капитального ремонта на 2022г. многоквартирного дома № 2 (инв. № 48) военного городка № 1 с. Бабстово, с одновременным выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт; 3) Обязать Министерство обороны Российской Федерации обеспечить в срок до 31декабря 2022г. проведение капитального ремонта многоквартирного дома № 2 (инв. № 48) военного городка № 1 с. Бабстово связанного с: ремонтом мягкой кровли (450 м.кв.); ремонтом выхода на кровлю 2 шт.); заменой тамбурных дверей (3 шт.); заменой оконных блоков (9 шт.); остеклением окон (70 м.кв.): установкой пружин (6шт.); ремонтом отмостки (198м.кв. заделкой трещин межпанельных швов (1800 п/м); ремонтом окон в подвальных помещениях (4шт.); ремонтом и утеплением тамбурных дверей (8 шт.); заменой трубы отопления с1100 мм. (320 м.кв.); установкой радиаторов отопления в подъездах (10 шт.); заменой трубы ХВС с! 100 мм. (160 шт.); заменой соединительных муфт Д110 (5шт.); заменой ревизий Д110 (3 шт.); заменой уголков 90 ДНО (6 шт.); заменой кабеля ВВГ 2*0,5 (80 п/м); заменой понижающего трансформатора (1 шт.); заменой трубы ХВС Д25 (160 п/м); заменой трубы отопления Д25 (90 п/м); заменой кабеля ВВГ 2*2,5 (80 п/м); заменой патронов (10 шт.); восстановлением асфальтного покрытия (270 м.кв.); 4) Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в лице жилищно-коммунальной службы № 3 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округл обеспечить в срок до 31 декабря 2021 г. выполнение текущего ремонта многоквартирного дома № 2 (инв. 48) военного городка № 1 с. Бабстово связанного с: штукатуркой стен и потолка (250 м.кв.); побелкой стен (397,5 м.кв.); покраска стен (450 м.кв.); восстановлением скамеек (5 шт.); профлист оцинкованный (4 м.кв.); выравниванием подходов к подъездам (4 шт.); восстановлением ПВХ перил в подъездах (35 м/п); восстановлением игровой площадки (1 шт.); уголок металлический для восстановления по периметру козырьков (20 м.).

В судебном заседании помощник военного прокурора Лузин К.А. доводы иска поддержал, требования изменил. Просил суд: 1) Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту здания многоквартирного дома № 2 (инв. № 48), расположенного в военном городке № 1 по адресу: ЕАО, Ленинский район, с. Бабстово, ул. Юбилейная, д. 2;

2) Обязать Минобороны России в срок до 31 декабря 2022 года выполнить капитальный и текущий ремонт многоквартирного дома № 2 (инв. №48) расположенного в военном городке № 1 по адресу: ЕАО, Ленинский район, с.Бабстово, ул. Юбилейная, д. 2., связанного с: ремонтом кровли 400 м.кв.; заделкой трещин межпанельных швов (1900 м.); ремонтом отмостки (188 м.кв.); ремонтом окон (70 м.кв.); ремонтом (установка) внутренних дверей (поквартирные входные двери) (70 шт.); ремонтом дверей (тамбурные/металлические) (3 шт.); заменой ВРУ-04 (1 шт.); штукатуркой стен и потолка (250 м.кв.); побелкой стен (397,5 м.кв.); покраской стен (450 м.кв.); восстановлением ПВХ перил в подъездах (30 м/п); восстановлением игровой площадки (1 шт.); ремонтом (установка) дверных замков (70 шт.); ремонтом (установка) навесов (20 шт.); установкой продухи (2,34 м.кв.); заменой трубы отопления Д-80мм. (160 м.); заменой задвижек Д-80мм (6 шт.); заменой трубы ХВС Д-80мм. (80 м.); заменой канализации Д-110мм (40 м.); заменой трубы ХВС Д-25мм (180 м.); заменой трубы отопления Д-20мм (1400 м.); заменой электропровода (500 м.); заменой электрощита (25 шт.); установкой урн (5 шт.); установка скамеек (5шт.); установкой бельевой площадки (1 шт.); установкой беседки (1 шт.).

Отказался от требований: 1) Обязать Минобороны России обеспечить в срок до 31 декабря 2021 г. включение в план капитального ремонта на 2022г. многоквартирного дома №2 (инв. № 48) военного городка №1 с.Бабстово, с одновременным выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт; 2)Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в лице жилищно-коммунальной службы № 3 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округл обеспечить в срок до 31 декабря 2021 г. выполнение текущего ремонта многоквартирного дома № 2 (инв. 48) военного городка № 1 с. Бабстово. Просил производство по делу в части этих требований прекратить. Последствия отказа от иска, установленные ст.221 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны.

В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (далее ФГБУ "ЦЖКУ") Матафонова Н.В. с исковыми требованиями не согласилась. Не возражала прекратить производство по делу в части требований от которых прокурор отказался. Суду пояснила, что в ФГБУ "ЦЖКУ" не поступал государственный заказ на ремонт жилых помещений. Как только будет государственный заказ и субсидирование, учреждение произведет необходимые работы.

В судебное заседание представитель третьего лица ФКУ «ОСК ВВО» не явился, о времени и месте его проведения извещен.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, считает, что отказ истца от части требований необходимо принять, в остальной части иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором

В силу ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На основании пп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.

В целях выполнения возложенных на него функций приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155, создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Приказа и пп.12 и 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ», утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 № 607 (далее Устав), основной деятельностью учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

26.09.2017 между государственным заказчиком – Министерством обороны РФ и ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ (управляющая компания) заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ № 3-УЖФ/ВВО-1.

Из акта приема-передачи от 2017 года следует, что указанный многоквартирный дом передан в управление ФГБУ «ЦЖКУ». Также в акте указано, что дом является пятиэтажным, год постройки – 1978, сведения о последнем капитальном ремонте отсутствуют.

По результатам проведения осеннего осмотра (25.09.2020) указанного многоквартирного дома, выявлено неудовлетворительное состояние, требуется: ремонт кровли 400 м.кв.; заделка трещин межпанельных швов (1900 м.); ремонт отмостки (188 м.кв.); ремонт окон (70 м.кв.); ремонт (установка) внутренних дверей (поквартирные входные двери) (70 шт.); ремонт дверей (тамбурные/металлические) (3 шт.); замена ВРУ-04 (1 шт.); штукатурка стен и потолка (250 м.кв.); побелка стен (397,5 м.кв.); покраска стен (450 м.кв.); восстановление ПВХ перил в подъездах (30 м/п); восстановление игровой площадки (1 шт.); ремонт (установка) дверных замков (70 шт.); ремонт (установка) навесов (20 шт.); установка продухи (2,34 м.кв.); замена трубы отопления Д-80мм. (160 м.); замена задвижек Д-80мм (6 шт.); замена трубы ХВС Д-80мм. (80 м.); замена канализации Д-110мм (40 м.); замена трубы ХВС Д-25мм (180 м.); замена трубы отопления Д-20мм (1400 м.); заменой электропровода (500 м.); замена электрощита (25 шт.); установка урн (5 шт.); установка скамеек (5шт.); установка бельевой площадки (1 шт.); установка беседки (1 шт.).

Из акта осмотра, дефектного акта следует, что спорному дому требуется капитальный и текущий ремонт.

В силу ч.2 ст.681, ч.2 ст.676 ГК РФ, капитальный ремонт жилого дома, является обязанностью собственника. На основании ст.44, п.7ст.46 ЖК РФ решение о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме принимается собственником многоквартирного дома (если все помещения в доме принадлежат одному собственнику).

В соответствии со ст.125 ГК РФ, Положения о Министерстве обороны РФ (утверждено Указом Президента от 16.08.2004 №1082), Министерство обороны РФ осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.Порядок организации и проведения капитального и текущего ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации определен в Руководстве по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждено приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2017 года № 860 (далее Руководство).

Руководство определяет общий порядок коммунально-эксплуатационного обеспечения органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пунктом 2 Руководства предусмотрено, что коммунально-эксплуатационное обеспечение – вид материально-технического обеспечения (в пределах доведенных лимитов на эти цели), включающий в себя техническое обслуживание, санитарное содержание, текущий ремонт материально-технической базы Вооруженных Сил и пр.

Материально-техническая база Вооруженных Сил РФ включает в себя объекты хозяйственного назначения, к которым относится, в том числе, казарменно-жилищный фонд (пункт 3 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 года № 333).

Текущий ремонт осуществляется в соответствии с приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (пункт 2 Руководства).

Как следует из пункта 2 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее Положение), настоящее Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

Пунктом 4.1 Положения предусмотрено, что текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиками не представлено доказательств, опровергающих доводы иска военного прокурора, как в части необходимости ремонта, так и в части непринятия надлежащих мер по содержанию указанного многоквартирного дома.

ФГБУ «ЦЖКУ» является бюджетным учреждением на основании Устава выполняет государственное задание сформированное и утвержденное учредителем в соответствии с основными видами деятельности. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется учреждением в рамках выделенных субсидий из государственного бюджета (п.6, п.32 Устава).

Обязанность по проведению текущего и капитального ремонта может быть установлена для бюджетного учреждения в отношении имущества, принадлежащего ему на вещном праве (праве оперативного управления – пункт 1 статьи 123.121 ГК РФ), либо в силу обязательства, возникающего на основании государственного задания (пункт 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), или на основании договора (контракта) (пункт 4 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

ФГБУ «ЦЖКУ» не владеет спорным домом на праве оперативного управления. Из материалов дела следует, что дом передан в управление учреждения и эксплуатацию. Минобороны России не утверждалось государственное задание о проведении ФГБУ «ЦЖКУ» текущего либо капитального ремонта спорного дома.

Согласно пункту 6 Руководства ФГБУ «ЦЖКУ» отнесено к коммунально-эксплуатационным органам (организациям).

В соответствии с пунктом 13 Руководства, ФГБУ «ЦЖКУ» предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов, а также организации и исполнения поставки коммунально-эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооруженных Сил за счет и в пределах субсидий из федерального бюджета, выделяемых: на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Филиалы ФГБУ «ЦЖКУ» несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре; взаимодействие с органами местного самоуправления; принятие решений при участии в комиссии по приемке законченных строительством объектов (пункт 14 Руководства).

Общее руководство коммунально-эксплуатационным обеспечением возложено на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ДЭС) (пункт 7 Руководства).

Пунктами 55-61 Руководства предусмотрено, что текущий ремонт казарменно-жилищного фонда производится с учетом разработанной сметно-технической документации на текущий ремонт; утвержденный командующим войсками военного округа план текущего ремонта в течение одного дня направляется в ДЭС; план текущего ремонта за все Вооруженные Силы формирует ДЭС с последующим утверждением заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на данные работы в текущем году.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. Спорный жилой дом, находится в состоянии, требующем как капитального, так и текущего ремонта. Собственник (Министерство обороны РФ), надлежащих мер к проведению такого ремонта не принимает, в связи с чем, нарушаются жилищные права неопределенного круга лиц. Следовательно, суд считает необходимым признать незаконным бездействие собственника – Министерства обороны РФ, выразившееся в непринятии надлежащих мер по проведению капитального ремонта здания.

Учитывая, что государственного задания по ремонту спорного дома не утверждалось, ФГБУ «ЦЖКУ» не предоставлялось финансовое обеспечение для выполнения государственного задания в рамках выделенных субсидий, суд считает необходимым возложить на Министерство обороны РФ обязанность выполнить капитальный и текущий ремонт спорного дома. Министерство обороны РФ как собственник должно принять соответствующие решения о проведении капитального и текущего ремонта спорного дома. Составить план ремонта, утвердить государственное задание на ремонт. При этом суд не исключает, что после соблюдения всех условий определенных пп.55-61 Руководства, ФГБУ «ЦЖКУ» будет исполнять и контролировать исполнение контрактов по капитальному и текущему ремонту спорного дома.

В соответствии со ст. 39, ст. 220 ГПК РФ производство по делу в части требований от которых заместитель военного прокурора отказался, подлежит прекращению.

Рассматривая вопрос о сроке, исполнения решения, суд приходит к следующему выводу.

Для устранения выявленных прокурором недостатков необходимо не только выполнение работ по капитальному и текущему ремонту, но проведение ряда организационных мероприятий: составление смет, плана текущего ремонта, проведение аукционов для заключения договоров с подрядчиками и т.д..

Следовательно, суд считает разумным сроком исполнения решения, срок заявленный военным прокурором до 31 декабря 2022 года.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить определённые действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту здания многоквартирного дома № 2 (инв. № 48), расположенного в военном городке № 1 по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Бабстово, ул. Юбилейная, д. 2.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в срок до 31 декабря 2022 года выполнить капитальный и текущий ремонт многоквартирного дома № 2 (инв. № 48) расположенного в военном городке № 1 по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Бабстово, ул.Юбилейная, д. 2., а именно: ремонт кровли 400 м.кв.; заделка трещин межпанельных швов (1900 м.); ремонт отмостки (188 м.кв.); ремонт окон (70 м.кв.); ремонт (установка) внутренних дверей (поквартирные входные двери) (70 шт.); ремонт дверей (тамбурные/металлические) (3 шт.); замена ВРУ-04 (1 шт.); штукатурка стен и потолка (250 м.кв.); побелка стен (397,5 м.кв.); покраска стен (450 м.кв.); восстановление ПВХ перил в подъездах (30 м/п); восстановление игровой площадки (1 шт.); ремонт (установка) дверных замков (70 шт.); ремонт (установка) навесов (20 шт.); установка продухи (2,34 м.кв.); замена трубы отопления Д-80мм. (160 м.); замена задвижек Д-80мм (6 шт.); замена трубы ХВС Д-80мм. (80 м.); замена канализации Д-110мм (40 м.); замена трубы ХВС Д-25мм (180 м.); замена трубы отопления Д-20мм (1400 м.); заменой электропровода (500 м.); замена электрощита (25 шт.); установка урн (5 шт.); установка скамеек (5шт.); установка бельевой площадки (1 шт.); установка беседки (1 шт.).

Прекратить производство по делу в части требования обязать Министерство обороны Российской Федерации обеспечить в срок до 31 декабря 2021г. включение в план капитального ремонта на 2022 г. многоквартирного дома № 2 (инв. № 48) военного городка № 1 с.Бабстово, с одновременным выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт.

Прекратить производство по делу по иску заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России о возложении обязанности совершить определённые действия.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд.

Судья О.Н. Лаврущева