Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2014 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е:
Председательствующего судьи Емельяновой В.О.
При секретаре Коневой И.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «СТУИО» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «СТУИО» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указал на то, что 20 апреля 1972 года, спустя 1 месяц после своего рождения он был прописан для проживания в трехкомнатную квартиру <адрес>, общей площадью 32.4 кв.м., в которой проживает один в настоящее время, что следует из выписки из домовой книги. 30 ноября 2000 г. наймодатель - Войсковая часть № 53140, за которой в конце 1990-х годов были закреплены в результате передачи с баланса на баланс жилые дома по ул. Знаменской, выдало ему ордер № № на данную квартиру. Вышеуказанная квартира является федеральной собственностью, что следует из ответа ФГКУ «Центррегионжилье» от 26. сентября 2013г. По сведениям, сообщенным ФГУП «118 арсенал ВМФ», дом целиком передан в оперативное управление ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, согласно приказу Министра обороны № 206 от 11 февраля 2011г. При его обращении в сентябре 2013г. в ТУ Росимущества по НСО было сообщено письмом от 02 сентября 2013г., что его квартира была передана в муниципальную собственность г. Новосибирска на основании распоряжения ТУ Росимущества по НСО от 06 декабря 2007 г. № 1933-р, однако, акт ее приема - передачи не подписан и не утверждался в одностороннем порядке ТУ Росимущества по НСО, при этом квартиру уже исключили из реестра федерального имущества, как указывается в письме от 24 апреля 2013г. Он направил запрос в МКУ «Городское жилищное агентство» г. Новосибирска, которое письмом от 02 июля 2013г. сообщило, что его квартира в муниципальную собственность не передавалась и в реестре муниципального имущества не значится. В связи с этим, его квартира на сегодняшний момент является собственностью Российской Федерации. 11 февраля2011г. Министром обороны РФ был подписан приказ № 206, в соответствии с которым жилой дом, в котором находится его квартира, был закреплен на праве оперативного управления за Ответчиком №2. Однако ответчик не предпринял мер направленных на регистрацию своего права оперативного управления и не внес данные о квартире в реестр федерального имущества, что делает невозможным оформление договора приватизации на его квартиру. В сентябре 2013 года он обратился в ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о приватизации занимаемой квартиры, на что 26 сентября 2013г получил отказ, мотивированный отсутствием у ответчика полномочий по заключению договоров приватизации. С аналогичным заявлением он обратился в ФГКУ СибТУИО МО РФ содержащим просьбу передать ему по договору в порядке приватизации занимаемую им квартиру. В ответ на его заявление ФГКУ СибТУИО МО РФ сообщило о невозможности заключения договора приватизации его квартиры, по мотиву якобы отсутствия у руководства ответчика полномочий по распоряжению жилыми помещением в пользу граждан. Ранее он не использовал права на приватизацию. В связи с тем, что ответчики не производят оформление права оперативного управления на квартиру, которое возникает с момента государственной регистрации прав в Росреестре, а также не считают возможным для себя распоряжаться квартирой по мотивам отсутствия полномочий на такое действие, ему создаются препятствия в ее приватизации по независящим от него причинам и переходе к нему права собственности. Полагает, что вопрос с не оформлением прав кого-либо из субъектов прав на квартиру, обязанных в силу закона передавать ее в собственность граждан, а также с отсутствием порядка распоряжение жилым фондом Министерства обороны РФ, не должен препятствовать реализации его безусловного права на приватизацию. Просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на трёхкомнатную <адрес>
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.57).
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом (л.д.50), об уважительности причин неявки суду не сообщил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменный отзыв, в котором указал, что заявленные исковые требования он не признаёт в полном объеме, поскольку считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование иска указал, что не является надлежащим ответчиком по делу. Согласно Уставу ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ целями деятельности Учреждения являются обеспечение в ВС РФ решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества ВС РФ, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом ВС РФ по решениям министерства обороны РФ и руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ. ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. В связи с реорганизацией учреждений и организаций Министерства обороны РФ в настоящее время не создано соответствующей организации, которая была бы наделана полномочиями Министерства обороны РФ по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений в порядке, установленном Законом «О приватизации жилищного фонда в РФ». Полномочия по рассмотрению вопроса предоставления жилья гражданам, находящимся в трудовых, либо служебных отношениях с Министерством обороны РФ возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и его региональные отделения, в частности ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 03 ноября 2010 г. № 1455 уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, на территории НСО – чрез ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. Жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, предоставлено ФИО1 на основании ордера № 352 от 30 ноября 2000г. В соответствии с п.п. «м» п.2 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008г. № 1053 Министерства обороны РФ в целях управления имуществом ВС РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. Однако в соответствии с указанием министра обороны РФ № 205/2/709 от 15 октября 2009г., изданным во исполнение поручения Президента РФ о формировании к 2012 г. фонда служебных жилых помещений, запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фона. Таким образом, в соответствии с приведенными нормами законов, подзаконных нормативных актов, служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Жилые помещения жилого фонда ФС РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Таким образом, у истца отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации (л.д.34-38).
Представитель ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д.52) причин неявки суду не сообщил.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, руководствуясь законом, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с требованиями ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или, соответственно, законом субъекта РФ.
По смыслу указанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Судом установлено, что 30 ноября 2000г. ФИО1 был выдан ордер № № (л.д.9).
Судом установлено, что в квартире № № в г. Новосибирске зарегистрирован и проживает: ФИО1, № квартиросъемщик с 1972г., что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.10).
Спорная квартира предоставлена на основании ордера, выданного в установленном законом порядке, с истцом фактически заключен договор социального найма, истец осуществляет пользование спорным жилым помещением и несет бремя содержания на основании договора социального найма. Не заключение договора социального найма в письменной форме не влечёт его недействительность.
Также судом установлено, что на основании приказа МО РФ № 206 от 11 февраля 2011г. «О закреплении недвижимого и движимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ», квартира закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «СибТУИО» МО РФ, что следует из перечня недвижимого имущества (л.д.11-14).
Согласно ответу № 5876/04 от 21 апреля 2013г. Управления Росимущества по НСО <...> в реестре федерального имущества не числится (л.д.15).
Согласно ответу № 7120/04 от 20 мая 2013г. Управления Росимущества по НСО в дополнение к письму № 5876/04 от 21 апреля 2013 г. квартира № № передана в муниципальную собственность г. Новосибирска на основании распоряжения ТУ Росимущества по НСО от 06.12.2007г. № 1933-р (л.д.16).
Согласно ответу № 13244/06 от 02 сентября 2013г. Управления Росимущества по НСО квартира <адрес> Новосибирска передана в муниципальную собственность г. Новосибирска на основании распоряжения ТУ Росимущества по НСО от 06 декабря 2007г. № 1933-р. Акт приема-передачи не подписан и не представлен департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска в Территориальное управление (л.д.17).
Согласно ответу МКУ «ГЖА» № 3421 от 02 июля 2013г. квартира 3 <адрес> г. Новосибирска в реестре муниципального имущества г. Новосибирска не значится (л.д.22).
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 12 февраля 2014 г. № № сведения о зарегистрированных правах на <...> отсутствуют.
Занимая квартиру на основании договора социального найма, которая относится в настоящее время к федеральной собственности, как следует из приказа Министра обороны РФ № 206 от 11 февраля 2011 г. истец имеет все основания для приобретения этого жилого помещения в собственность на условиях, предусмотренных законом. При этом спорная квартира в реестре федерального имущества не значится, требования вышеназванного приказа Министра обороны РФ о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и оперативного управления ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в месячный срок не выполнено, что является препятствием для реализации права истца на приватизацию.
Ст.6 указанного выше Закона предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с ч.1, 3, 4 ст.214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации». От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294,296).
В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ, казенное предприятие и учреждение за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с ч.1 ст.299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с ч. 3 ст.125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно «Положению о Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004г. № 1082, действовавшего на момент перехода права оперативного управления на указанное недвижимое имущество к ответчику, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
При этом отсутствие регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом за фактическим правообладателем ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ не может являться препятствием для реализации права истца на приватизацию жилья.
Таким образом, суд пришёл к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, требования, предъявленные к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ являются необоснованными.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 августа 1993г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Следует учитывать, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
Как усматривается из копии кадастрового паспорта (л.д.8), составленного Новосибирским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», квартира <адрес> является изолированной и имеет общую площадь 32,4 кв.м.
В силу статьи 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно справке МКУ «ГЖА» ФИО1 не использовал право приватизации жилья на территории г. Новосибирска (л.д.23).
Следовательно, истец вправе реализовать своё право на приобретение в собственность в порядке приватизации занимаемое им жилое помещение, находящееся в федеральной собственности.
Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности за ФИО1 на <...>.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ « Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на квартиру № <адрес>, общей площадью квартиры -32,4 кв.м.
В удовлетворении исковых требований к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено : 25 марта 2014 г.
Судья: В.О. Емельянова
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№