Дело № 2-373/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2014 года г. Владимир
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи И.Н. Мысягиной
при секретаре О.Н. Хлыстовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Владимирского гарнизона в интересах ФИО2 к Управлению Федеральной службы безопасности России по Владимирской области об обязании производить выплату пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, предусмотренной ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере 30%, взыскании недополученной пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме ### 13 коп.,
у с т а н о в и л :
Военный прокурор Владимирского гарнизона обратился в суд с иском в интересах прав и законных интересов пенсионера подполковника в отставке ФИО2 к Управлению Федеральной службы безопасности России по Владимирской области об обязании производить ФИО2 выплату пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, предусмотренной ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере ###, взыскании недополученной пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме ### коп.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что ФИО2 обратился в военную прокуратуру Владимирского гарнизона с заявлением о защите его нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения, из которого следует, что с ДД.ММ.ГГГГ году ему выплачивалась пенсия в меньшем размере, чем установлено действующим законодательством.
Проведенной прокурорской проверкой исполнения должностными лицами УФСБ России по Владимирской области законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, их пенсионного обеспечения, установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ года получает пенсию по выслуге лет, является подполковником в отставке.
В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 поступило уведомление за подписью начальника ФЭО УФСБ России по Владимирской области подполковника ФИО1, согласно которому ему произведен перерасчет процентной надбавки за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ года, при этом, при расчете размера пенсии, в части установления процентной надбавки за выслугу лет, был учтен не весь период военной службы (### лет), а его часть - ### лет, в связи с чем процентная надбавка составила не ###%, а ###%.
В ходе проверки из ФЭО УФСБ России по Владимирской области было получено сообщение о том, что оснований для установления процентной надбавки за выслугу лет к пенсии ФИО2 в большем размере, чем ### %, не имеется, в связи с чем, выплаты в большем размере производиться не будут.
Согласно представленной из УФСБ России по Владимирской области информации и данных пенсионного дела ФИО2, последний проходил военную службу в <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. - в <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ года по октябрь ДД.ММ.ГГГГ – в <данные изъяты>
Общая выслуга лет ФИО2, с учетом всех периодов военной службы, составила более 20 лет, что дает ему право на пенсию. В Вооруженные силы РФ ФИО2 не переводился, а в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 переехал на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, после чего принял гражданство РФ.
Должностные лица ФЭО УФСБ России по Владимирской области произвели расчет начисления пенсии ФИО2 на основании данных о прохождении военной службы указанных в личном деле пенсионера. При этом было признано, что общая выслуга лет ФИО2 составила более ДД.ММ.ГГГГ лет, т.е. изучены приказы прохождения военной службы в <данные изъяты> и <данные изъяты>, таким образом, признано его право на пенсию за выслугу лет. Однако, при расчете процентной надбавки за выслугу лет, являющейся составной частью пенсии, ФИО2 засчитан период военной службы только в <данные изъяты>, что составило ДД.ММ.ГГГГ лет, в связи с чем процентная надбавка была установлена в размере ###%.
В обоснование вышеуказанного расчета, должностные лица ФЭО УФСБ России по Владимирской области сослались на пункт 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет (в том числе и процентной надбавки за выслугу лет для назначения пенсии), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ###, а также на письмо Финансово-экономического управления 7 Службы ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ ###, пояснив, что указанные нормы распространяются только на граждан Российской Федерации.
Однако из анализа норм действующего законодательства Российской Федерации и государств-участников СНГ усматривается, что право ФИО2 на получение пенсии, в части установления размера процентной надбавки за выслугу лет, нарушено по следующим основаниям.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ### «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в размере ### % при выслуге от ### до ### лет и более.
Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет (в том числе и процентной надбавки за выслугу лет для назначения пенсии), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ###.
Подпунктом «Б» Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет (в том числе и процентной надбавки за выслугу лет для назначения пенсии), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ###, предусмотрено засчитывать в календарном исчислении в выслугу лет для назначения процентной надбавки военную службу в Вооруженных силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств-участников Содружества Независимых Государств.
Вместе с этим, при исчислении выслуги лет, необходимо учесть положение ст.62 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «О воинской обязанности и военной службе» переходный период, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода, который согласно ст.2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» был определен до ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно ст. 2 Соглашения стран СНГ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств», размер денежного довольствия для назначения пенсии военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие и их семьи.
Согласно консультативному заключению ### о толковании применения положений ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ, Экономический суд СНГ пришел к выводу, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства-участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в другое государство-участник, выслуга лет для определения процентной надбавки для назначения пенсии исчисляется в соответствии с частью второй статьи 2 Соглашения по нормам законодательства государства нового места жительства.
Должностное лицо ФЭО УФСБ России по Владимирской области, как орган, назначающий пенсию военным пенсионерам, не выполнил требования ст. 2 ФЗ от 07.11.2011г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ### и отказался их выполнять в связи с неправильным толкованием данных норм законодательства.
Что касается доводов ответчика о том, что спорный период военной службы ФИО2 в <данные изъяты> не может быть учтен при подсчете процентной надбавки и в соответствии с п.п. «д» Правил, поскольку гражданство РФ ФИО2 приобрел только в 2005 году, то они являются несостоятельными. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации,
Вопрос сохранения прав и льгот военнослужащих, поступивших (призванных) на военную службу в Союзе ССР и остававшихся на военной службе в вооруженных силах и иных воинских формированиях государств - участников Содружества Независимых Государств, в целом решен Соглашением между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, подписанным ДД.ММ.ГГГГ года, в том числе и главой <данные изъяты>.
Нормы названного Соглашения не только закрепляют сохранение уровня прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, но и устанавливают для них, в числе других, право сохранять гражданство государства - участника Содружества (бывшей республики Союза ССР), которое они имели до поступления (призыва) на военную службу, после увольнения с военной службы принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное место жительства на его территории или избрать другое место жительства.
Другими словами, образовавшиеся государства взяли на себя обязательства по сохранению и обеспечению прав и законных интересов военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, поступивших (призванных) на военную службу в Союзе ССР.
В настоящее время ФИО2 является гражданином РФ и получателем пенсии в соответствии с законодательством РФ.
Анализ вышеуказанных правовых норм, с учетом установленных в ходе проверочных мероприятий обстоятельств, позволяет прийти к выводу о необходимости включения (на основании п.п. «д» п. 2 Правил) переходного периода военной службы ФИО2 в <данные изъяты> <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ включительно для расчета процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, которая при выслуге от ДД.ММ.ГГГГ лет (выслуга ФИО2 свыше 20 лет), в соответствии п. 13 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» составляет 30%.
Согласно имеющегося расчета УФСБ России по Владимирской области, сумма недополученной ФИО2 пенсии (разница между фактически выплаченной суммой пенсий (с учетом процентной надбавки ###% - ### рублей) и подлежащей выплате пенсии (с учетом процентной надбавки 30% - ###) составила ежемесячно: в ДД.ММ.ГГГГ года - ###, ДД.ММ.ГГГГ года - ###, ДД.ММ.ГГГГ - ###, ДД.ММ.ГГГГ - ###
Таким образом, всего недоплата за период с июня по ДД.ММ.ГГГГ года составила ### 08 коп., что является существенным нарушением прав гражданина, уволенного с военной службы.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Снижение покупательной способности неполученных своевременно денег является причинением убытков, которые в соответствии со ст.ст. 15, 1064, 1082 ГК РФ должны быть полностью компенсированы.
Указанная позиция отражена и в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ., которым установлено, что гражданам, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб и в частности потери от инфляции, а также иной ущерб, причиненный неправомерными действиями командования и иных органов или должностных лиц. При определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.
Согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, сводный индекс потребительских цен составил: с июля по ДД.ММ.ГГГГ года - ###%, с августа по ДД.ММ.ГГГГ года- ###%.
Таким образом, размер недополученной ФИО2 пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ### 08 копеек ежемесячно подлежит перерасчету с учетом индекса потребительских цен, и составляет ### 84 копейки.
Просит удовлетворить заявленные исковые требования и обязать Управление ФСБ России по Владимирской области с ДД.ММ.ГГГГ производить ФИО2 выплату пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, предусмотренной ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере 30 процентов, взыскать с Управления ФСБ России по Владимирской области в пользу ФИО2 недополученную сумму пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно с учетом индексации в размере ### 13 копеек.
Истец ФИО2 в полном объеме поддержал заявленные Военным прокурором Владимирского гарнизона исковые требования и просит их удовлетворить по вышеизложенным доводам.
Представитель ответчика с заявленными исковыми требованиями не согласен, просит отказать в их удовлетворении по следующим основаниям.
В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 вышел в отставку. В органах КГБ СССР он проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты>. Учитывая данные сведения, в органах КГБ СССР его выслуга составила ###, а в <данные изъяты> - ###
Согласно ответу УФМС по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### ФИО2 приобрел гражданство РФ ДД.ММ.ГГГГ в Генконсульстве РФ в Одессе в соответствии с п.«а» ст.18. Закона «О гражданстве Российской Федерации», а не так, как указывают органы военной прокуратуры с ДД.ММ.ГГГГ года.
В настоящее время ФИО2 находится на пенсионном обеспечении в УФСБ России по Владимирской области. Размер пенсионного обеспечения должностными лицами УФСБ России по Владимирской области был произведен на основании представленного в адрес УФСБ расчета выслуги лет, который располагался в пенсионном деле ФИО2 В адрес УФСБ личное дело ФИО2 никогда не приходило и соответственно какие-либо сведения за основу для расчета процентной надбавки не брались. В тоже время органы военной прокуратуры неверно утверждают, что должностные лица УФСБ произвели расчет начисления пенсии на основании данных о прохождении военной службы указанных в личном деле пенсионера.
В соответствии с требованиями ст.ст.43 и 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГг. ### «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» - денежное довольствие для исчисления пенсий военнослужащим исчисляются из их денежного довольствия. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Нормы ст.ст. 43 и 49 вышеназванного Закона от ДД.ММ.ГГГГ, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №4-О-О, направлены на обеспечение реализации пенсионных прав военнослужащих и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права и свободы.
Применение в данном случае норм национального законодательства, регулирующего порядок установления выслуги лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет, не может быть расценено как снижение уровня пенсионного обеспечения ФИО2 и нарушения его прав и социальных гарантий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. ### утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Учитывая положения ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ определяет, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащих засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
Согласно ч. 2 этой же статьи следует, что размер денежного довольствия для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи, то есть в рассматриваемой ситуации - в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации. Таким образом, в статье 2 Соглашения для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (часть первая), в другом - для определения размера денежного довольствия (часть вторая) установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства.
Данная позиция разъяснена решением Экономического Суда Содружеств Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГг. ###, согласно которому выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии, в том числе на льготных условиях по месту прохождения службы в одном из государств-участников Соглашения военнослужащему, уволенному с военной службы и переехавшему на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
В Консультативном заключении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГг. ### о толковании применения статьи 2 Соглашения указано, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства - участника Соглашения на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения, принимается исключительно для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. Процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие. В таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.
На основании изложенного полагает, что имеются правовые основания, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами, для исчисления процентной надбавки прибывшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения. При этом учитываются периоды их военной службы в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах этих государств только при условии, что при прохождении военной службы указанные лица являлись гражданами Российской Федерации и были переведены в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (подпункт «в» пункта 2 Правил).
Период службы ФИО2 в <данные изъяты> не подлежит включению в выслугу лет для исчисления процентной надбавки. Выслуга лет для назначения пенсий и выслуга лет для определения размера процентной надбавки как вида денежного довольствия имели свое целевое назначение. Выслуга лет для назначения пенсии применялась при установлении права на пенсию за выслугу лет и определения размера исчисления данной пенсии в процентах. Выслуга лет для определения размера процентной надбавки как вида денежного довольствия служила для установления права на получения процентной надбавки и исчисления ее в процентах.
В соответствии с требованиями ст. 1109 ГК РФ оснований, для удержания за предыдущие периоды излишне выплаченных денежных средств, начисленных, в связи с неправомерным включением в расчет ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет отдельных периодов военной службы в иностранных государствах, не имеется.
В этой связи полагает, что оснований для удовлетворения искового заявления Военного прокурора Владимирского гарнизона о проведении ФИО2 выплаты пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за выслугу к окладу денежного содержания в размере 30 процентов и взыскании с УФСБ недополученной суммы пенсии в пользу ФИО2 не имеется. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В ходе судебного заседания установлено, что ФИО2 проходил военную службу в органах КГБ СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., а в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – в <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 вышел в отставку. В органах КГБ СССР выслуга ФИО2 составила ДД.ММ.ГГГГ, а в <данные изъяты> – ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 УСБУ в <...> была назначена и в настоящее время выплачивается пенсия за выслугу лет. Пенсия ФИО2 была назначена за выслугу ### лет в размере ###%, надбавки за выслугу ### лет в размере ### %, календарная выслуга определена ### лет. Продолжительность выслуги лет включала в себя военную службу как в СССР, так и в <...>. Размер пенсии был исчислен исходя из денежного оклада ФИО2, оклада по воинскому званию, надбавки за выслугу лет, за службу в ПВ, за секретность, за квалификационный класс. Вышеизложенное подтверждается протоколом о назначении пенсии за выслугу лет, утвержденным начальником УСБУ в Одесской области <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 был пересмотрен размер пенсии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». При исчислении пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком была учтена статья 2 Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств» (ДД.ММ.ГГГГг., <...>), пересмотр выслуги лет для назначения пенсии не производился.
С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ### «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» и письмом Финансово-экономического Управления 7 Службы ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГг. ### и указанием (ШТ ### от ДД.ММ.ГГГГ.) о исчислении пенсии лицам как ранее прибывшим, так и вновь прибывающим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств, был произведен перерасчет ежемесячной (процентной) надбавки за выслугу лет к окладу, который составил 25 % (при выслуге 19 лет).
В соответствии с положениями ст.ст. 43 и 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГг. ### «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» – денежное довольствие для исчисления пенсий военнослужащим исчисляются из денежного довольствия. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Применение в данном случае норм национального законодательства, регулирующего порядок установления выслуги лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет, не может быть расценено как снижение уровня пенсионного обеспечения ФИО2 и нарушение его прав и социальных гарантий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. ### утверждены Правила исчисления выслуги лет для начисления процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств определен Соглашением от ДД.ММ.ГГГГг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащих засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
Часть 2 данной статьи предусматривает, что размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Таким образом, в статье 2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГг. для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (часть первая), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (часть вторая) установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства.
Толкование части 1 статьи 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство - участника Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
В консультативном заключении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ. ### о толковании применения статьи 2 Соглашения указано, что процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств- участников, на территории которых проживают военнослужащие. В таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.
Это правило в отношении выслуги лет ФИО2 для определения его права на пенсию ответчиком соблюдено. Пенсия ему исчислена из расчета ### лет, что составило ###% от денежного содержания, ежемесячная (процентная) надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания определена в размере ### % (при выслуге ### лет).
Часть 2 статьи 2 Соглашения предусматривает, в каком порядке определяется размер денежного довольствия для назначения пенсии – по законодательству государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие, то есть в данном случае – в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации.
Указанная норма не содержит прямого указания на выслугу лет для определения размера процентной надбавки, однако, она подразумевает в контексте как необходимый элемент при определении процентной надбавки, являющейся видом денежного довольствия для назначения пенсии. Порядок расчета процентной надбавки не может быть иным, чем установленный применительно к денежному довольствию. В этой связи правило о подлежащем применению законодательстве в отношении денежного довольствия распространяется и на выслугу лет для определения процентной надбавки.
Таким образом, процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых проживает военнослужащий, и в таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.
В соответствии с Положением о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенным в действие приказом Министерства Обороны СССР ### от ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет офицеров для выплаты процентной надбавки за выслугу засчитывались только периоды службы на должностях офицерского состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, Железнодорожных войсках со дня подписания приказа о присвоении офицерского звания до исключения их из списков части.
ДД.ММ.ГГГГг. принято Постановление Правительства Российской Федерации ### «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей», которым утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и в выслугу лет для назначения надбавки стали засчитываться дополнительные периоды военной службы (в том числе по призыву).
В соответствии с пп. «в» п.2 указанных Правил, в выслугу лет военнослужащих для назначения процентной надбавки за выслугу лет засчитывается в календарном исчислении военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников Содружества Независимых Государств. В том случае, если они в установленном порядке были переведены в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В ходе судебного заседания установлено, что ФИО2 окончил военную службу и был уволен в отставку из Пограничных войск <данные изъяты>, и в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации не переводился.
Согласно сообщению УФМС по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ. ### ФИО2 приобрел гражданство Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. в Генконсульстве РФ в Одессе в соответствии с пунктом «а» ст. 18 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, период службы ФИО2 в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. не подлежат зачету в выслугу лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет. В этой связи решение пенсионного органа о перерасчете процентной надбавки исходя из ###-летней выслуги и приведении размера пенсии истца в соответствие с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ### является обоснованным.
С учетом изложенного, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету размера пенсии истца не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд принимает во внимание также то обстоятельство, что из преамбулы Соглашения от ДД.ММ.ГГГГг. усматривается, что оно основывается на Соглашении между государствами – участниками Содружества Независимых Государств «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно этому Соглашению, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств – участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленный ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР (статья 1); полнота политических, социально-экономических и личных прав и свобод названных категорий лиц, в том числе, на получение пенсии, установленной законодательством, в соответствии с нормами международного права и положениями этого Соглашения устанавливается и обеспечивается государствами Содружества своим законодательством (статья 2).
Согласно ст. 1 Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества независимых Государств» от ДД.ММ.ГГГГг., пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружеств и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, установленный законодательством государств – участников не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Анализ названных Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГг. в их взаимосвязи показывает, что закрепленное в Соглашениях положение о сохранении государствами-участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должен быть определен конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.
Во исполнение Соглашения от ДД.ММ.ГГГГг. в Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГг. принят Закон ### «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей», которым в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации определены правовые основания назначения пенсий и порядок их исчисления.
Согласно статье 43 и части первой статьи 49 названного Закона, пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; пенсии при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру, исходя их уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.
Нормы ст.ст.43 и 49 вышеназванного Закона от ДД.ММ.ГГГГ., как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГг. №4-О-О, направлены на обеспечение реализации пенсионных прав военнослужащих и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права и свободы.
Изложенное указывает на то, что положения статьи 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГг. о необходимости сохранения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, нашли отражение как в законе от ДД.ММ.ГГГГ., так и иных подзаконных актах, в том числе, и в постановлении Правительства №524, которые не противоречат указанному Соглашению.
Таким образом, применение в данном случае норм национального законодательства, регулирующего порядок установления выслуги лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет, не может быть расценено как снижение уровня пенсионного обеспечения истца и нарушение его прав и социальных гарантий.
С учетом вышеизложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных Военным прокурором Владимирского гарнизона исковых требований в защиту прав и законных интересов ФИО2 и считает возможным отказать Военному прокурору Владимирского гарнизона в их удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Отказать Военному прокурору Владимирского гарнизона, обратившемуся в суд в интересах ФИО2, к Управлению Федеральной службы безопасности России по Владимирской области о возложении обязанности с ДД.ММ.ГГГГ производить ФИО2 выплату пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, предусмотренной ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере ###%, взыскании недополученной пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. включительно с учетом индексации в сумме ### 13 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.Н. Мысягина
Мотивированное решение суда изготовлено 21.01.2014г.
Стороны вправе ознакомиться с решением суда 21.01.2014г.
Судья И.Н. Мысягина