ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-373/2016 от 30.03.2016 Слюдянского районного суда (Иркутская область)

Заочное Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 марта 2016 года г.Слюдянка Иркутской области

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Газимзянова А.Р., при секретаре Мишиной Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-373/2016 по иску Сорокиной Л. П. к ПАО «ВТБ 24» об истребовании документов по кредитному договору,

У С Т А Н О В И Л :

В обоснование иска указано, что между Сорокиной Л.П. и ПАО «ВТБ 24» был заключен кредитный договор № *** от "ДАТА". По условиям договора банк открыл заемщику текущий счет в рублях, обязался осуществлять его обслуживание и предоставить истцу кредит. Заемщик обязался возвратить банку полученный кредит и выплатить за его пользование проценты в размере, сроки и на условиях, указанных в договоре.

Истцу необходима выписка по лицевому счету для перерасчета ранее уплаченных денежных средств, для выявления незаконно удержанных штрафов, неустоек, комиссий, расчета процентов за пользование чужими денежными средствами.

"ДАТА". истец направил в Банк претензию об истребовании копий документов по кредитному делу ввиду их отсутствия у заемщика. Однако банк требуемые документы истцу не предоставил. Таким образом, имеет место нарушение Банком положений закона «О банках и банковской деятельности».

Согласно положениям Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Указанная информация должна быть предоставлена потребителю бесплатно. Истец является потребителем банковских услуг; ему должна быть предоставлена информация о состоянии его лицевого счета. Непредставление банком данных документов расценивается как нарушение потребительских прав клиента.

На основании выше изложенного истец просил обязать ПАО «ВТБ 24» предоставить копии документов по кредитному договору заемщика Сорокиной Л.П., а именно: копию кредитного договора № *** от "ДАТА"., копию приложения к договору, копию графика платежей, расширенную выписку по лицевому счету заемщика с момента заключения договора по день подачи иска в суд.

В судебное заседание истец Сорокина Л.П. не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания по указанному истцом месту жительства; судебное извещение вернулось с отметкой почты «истец срок хранения». В соответствии с положениями ч.1 ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации и месту фактического проживания лица корреспонденцией является риском для него самого, все неблагоприятные последствия которого несет данный гражданин. На основании абз.2 п.1 ст.165.1 ГК РФ, с учетом положений ч.4 ст.1 ГПК РФ суд приходит к выводу о надлежащем извещении истца о месте и времени судебного заседания. При подаче иска Сорокина Л.П. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик ПАО «ВТБ 24» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, что следует из сайта Почта России. Доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание ответчик не представил; не просил рассмотреть дело в его отсутствие; возражения по иску не направил. Дело в соответствии с положениями ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в отсутствие не явившегося в судебное заседание ответчика рассмотрено по правилам заочного судопроизводства.

Поскольку, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ неявка одной из сторон не является препятствием к рассмотрению дела, суд, исследовав материалы дела, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска на основании следующего.

В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

7 февраля 1992 был принят Закон РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей", который регулировал отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливал права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определял механизм реализации этих прав.

Согласно Закону, потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы (Преамбула Федерального закона № 2300-1 ФЗ).

Из искового заявления следует, что между Сорокиной Л.П. и ПАО «ВТБ 24» "ДАТА". был заключен кредитный договор № ***.

Истец полагала, что нарушены ее права как потребителя финансовых услуг, поскольку Банком не исполнены ее требования о предоставлении испрашиваемых документов по кредитному договору.

В подтверждение факта обращения к кредитору истцом представлен документ – Претензия (л.д.7), из которой следует, что "ДАТА"г. Сорокина Л.П. обратилась в ЗАО «ВТБ 24» с требованием о предоставлении ей документов, а именно: копии кредитного договора № *** от "ДАТА". с приложением, копии графика платежей и расширенной выписки по лицевому счету с момента заключения договора. Также заемщик просила произвести фактический перерасчет по сумме основного долга и начисленных процентов без учета комиссий и страховых премий /взносов; денежные средства, незаконно удержанные и перечисленные со счета заемщика, в виде комиссий, страховых премий/взносов перечислить в счет погашения основной суммы долга; расторгнуть кредитный договор № *** от "ДАТА". О принятом решении заемщик просила уведомить в течение семи дней.

Из указанного документа следует, что заемщик просит расторгнуть кредитный договор № *** от "ДАТА"., вместе с тем, согласно исковому заявлению, между заемщиком и кредитором был заключен договор № *** от "ДАТА".

В связи с неисполнением Банком требований заемщик обратилась в суд за защитой своих нарушенных прав.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 196 ч.3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Исходя из норм гражданского законодательства Российской Федерации лицо, чьи права или законные интересы нарушены, вправе обратиться за судебной защитой; в обоснование доводов гражданин должен указать на соответствующие обстоятельства, представить доказательства (ст.ст. 131, 132 ГПК РФ).

Истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлены относимые, допустимые и достоверные доказательства того, что она являлась потребителем финансовых услуг, а также что имело место нарушение ее прав кредитором.

На основании ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» определено, что кредитная организация гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Данной статьей также определен перечень лиц, которым банком выдаются Справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц, а также порядок выдачи документов.

Из указанного следует, что истребованная истцом информация о движении денежных средств по счету отнесена к банковской тайне.

Предоставление информации, отнесенной к банковской тайне происходит на основании надлежаще оформленного клиентом или его представителем заявления, содержащего обязательные реквизиты, либо личного обращения клиента (его представителя) в отделение банка с документом, удостоверяющим личность.

Соблюдение предусмотренной законом процедуры проверки обращения о выдаче соответствующих документов, позволяющей идентифицировать заявителя, является необходимым условием обеспечения сохранности и гарантии банковской тайны. Банк в целях защиты банковской тайны обязан проверить и идентифицировать поданные в банк заявления.

Истцом представлена копия документа (без наименования), из которого следует, что на имя ЗАО «ВТБ 24» от гражданки Сорокиной Л.П., проживающей по адресу: "АДРЕС" направлена претензия. На документе проставлен почтовый штемпель «Почта России г. Казань».

При этом копия документа не заверена. Данный документ не содержит сведений о почтовом отправлении, то есть что адресату (Банку) была направлена именно Претензия заемщика Сорокиной Л.П., проживающей в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", от "ДАТА".

При этом указанный способ истребования истцом документов у Банка не позволял последнему идентифицировать личность заявителя.

Доказательств обращения истца (клиента) либо его уполномоченного представителя в Банк за предоставлением информации, составляющей банковскую тайну, в материалах дела не имеется.

В связи с чем суд находит, что истцом не были представлены доказательства, подтверждающие факт направления потребителем Претензии Банку, получения данной Претензии ответчиком; истцом не доказан факт обращения к Банку с требованиями о предоставлении копии документов по кредитному досье заемщика.

Кроме того суд учитывает следующее.

Исходя из характера спорных правоотношений на истицу возлагалась обязанность предоставить доказательства того, что она являлась потребителем финансовых услуг, то есть услуг, оказываемых физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Доказательств заключения договора № ***, как то счета-выписки, квитанции по оплате кредита, заявление на получение кредита, иное в материалах дела не имеется.

Суд находит, что истец не предоставила доказательств наличия кредитных отношений с ответчиком, заключения кредитного договора, получения от банка финансовых услуг. Вместе с тем, непредставление стороной доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Таким образом, судом не установлено нарушение прав истца как клиента Банка на получение копии испрашиваемых документов, наличия для истца неблагоприятных последствий. В связи с чем не имеется оснований полагать, что ее законные права и интересы, в том числе, как потребителя финансовых услуг, были нарушены.

Не состоятельна ссылка истца на нарушение ответчиком положений п.1 ст.10 Федерального закона № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей».

В силу п.1 ст.10 ФЗ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы (пп.3 п.2 ст.10 ФЗ 2300-1).

В соответствии с указанными нормами закона, исполнитель обязан предоставить информацию при выборе потребителем товара или услуги для правильного их выбора.

Однако, как следует из искового заявления, в данном случае выбор потребителем услуги был произведен, договор заключен, истец испрашивает у Банка не информацию, обеспечивающую возможность правильно выбора услуги, а просит выдать копии документов по исполнению договора, что не связано с выбором услуги, в силу чего, указанная норма не регулирует отношения сторон по истребованию документов.

Таким образом, поскольку суду не представлено доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком каких-либо прав истца, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сорокиной Л. П. к ПАО «ВТБ 24» об истребовании документов по кредитному договору оставить без удовлетворения.

Разъяснить ответчику право подачи в суд, принявший заочное решение, заявления об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: