дело №2-373/2021
26RS0008-01-2021-000151-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 апреля 2021 года город Буденновск
Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Никитиной М.В.,
при секретаре Крикуновой В.И.,
с участием:
истца Сагидовой Р.Х. и её представителя Сагидова Ш.М., действующего в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ,
ответчика - представителей Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края Княгининой П.О., действующей на основании доверенности №6 от 22.03.2021 года и Давледьяновой Е.Н., действующей на основании доверенности №7 от 22.03.2021 года,
третьего лица-представителя Общества с ограниченной ответственностью «Комбинат благоустройства» Валицкой Н.В., действующей на основании доверенности от 22.03.2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Сагидовой Р.Х. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального округа <адрес> об отмене решения об отказе в назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае, предусмотренных постановлением Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 №145 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме»,
установил:
Сагидова Р.Х. обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края об отмене решения об отказе в назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае, предусмотренных постановлением Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 №145 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме», в котором просит отменить решение №1121 от 28.12.2020 года Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края, считает отказ в выплате неправомерным и безосновательным.
В обоснование заявленных исковых требований истец Сагидова Р.Х. указала, что она является законным представителем С (ребёнок инвалид). Согласно ФЗ №181-ФЗ от 24.11.1995 года и ст. 160 ч. 3 ЖК РФ, для оформления выплат надо было собрать пакет документов, который предоставил УТСЗН Буденновского муниципального округа. В этот список документов входили справки об отсутствии задолженности за коммунальные услуги (газ, свет, вода). Все необходимые документы были собраны и сданы в УТСЗН. С 2018 по 24.11.2020 года УТСЗН Буденновского муниципального округа выплачивало компенсацию по ЖКУ, она исправно оплачивала все коммунальные услуги, которыми пользовалась их семья. В декабре 2020 года перестали выплачивать компенсацию по ЖКУ. Для выяснения обстоятельств супруг обратился в УТСЗН Буденновского муниципального округа, где было разъяснено, что у них закончилась временная прописка в Буденновском районе в с. Прасковея, надо продлить временную прописку и собрать новый пакет документов. На этот раз специалист УТСЗН Буденновского муниципального округа сказала принести справку об отсутствии задолженности за вывоз мусора от ООО «Комбинат благоустройства». Они продлили прописку, собрали весь пакет документов и справки об отсутствии задолженности от организаций, услугами которых они пользуются. При сдаче супругом документов, он объяснил, что ООО «Комбинат благоустройства» никаких услуг им не оказывает, договор с ними не заключался, в их услугах не нуждаются, поэтому задолженности не имеют, но, тем не менее, в выплате компенсации отказано.
В судебном заседании истец Сагидова Р.Х. настаивала на удовлетворении заявленных требований, пояснив, что Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края с декабря 2020 года перестали выплачивать компенсацию на оплату коммунальных услуг, так как в их семье имеется ребенок инвалид. У неё закончилась временная прописка, она стала ее продлевать и ей пришла справка о задолженности по коммунальным услугам, которыми они не пользуются.
Представитель истца Сагидов Ш.М. в судебном заседании просил отменить решение УТСЗН Буденновского муниципального округа СК №1121 от 28.12.2020 года.
Представитель ответчика УТСЗН Буденновского муниципального округа Ставропольского края Давледьянова Е.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требования истца, пояснив, что Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите в Российской Федерации» для инвалидов предусмотрена компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%. Полномочиями по предоставлению компенсации на ЖКУ Федеральным законом №181-ФЗ переданы субъектам Российской Федерации, а форма ее предоставления определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию переданных полномочий выделяются из федерального бюджета. В соответствии с Законом Ставропольского края от 11.12.2009 года №92-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан», полномочия по предоставлению компенсации на ЖКУ переданы на исполнение органам труда и социальной защиты населения администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края. Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 года №145-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». В соответствии с пунктом 7 Порядка для назначения компенсации на ЖКУ, гражданин, его законный представитель или доверенное лицо подает в орган соцзащиты либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае по месту регистрации, по месту жительства или по месту пребывания гражданина на территории Ставропольского края либо по месту нахождения его жилого помещения, принадлежащего на праве собственности заявление о назначении компенсации на ЖКУ по форме, утвержденной министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края. В случае подачи заявления законным представителем или доверенным лицом, он представляет документ, удостоверяющий его личность, и документ, утверждающий его полномочия. К заявлению прилагаются: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и его регистрацию по месту жительства или по месту пребывания; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность каждого члена семьи гражданина, на которых в соответствии с законодательными актами, указанными в пункте 1 Порядка, распространяются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и их регистрацию по месту жительства или по месту пребывания; документы о праве гражданина на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации, указанными в пункте 1 Порядка, для соответствующей категории, по образцу, установленному нормативными правовыми актами Российской Федерации; документы, подтверждающие степень родства (свойства) для каждого члена семьи (в том числе признанного таковым в судебном порядке), на которого в соответствии с законодательными актами, указанными в пункте Порядка, распространяются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о перемене имени, а для члена семьи, признанного таковым в судебном порядке - копия судебного акта); документ, подтверждающий согласие на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, в порядке, установленном Федеральным законом "О персональных данных", для лиц, не являющихся заявителем, в случае, если для предоставления компенсации на ЖКУ необходима обработка персональных данных таких лиц, за исключением лиц, признанных безвестно отсутствующими, объявленных в розыск, место нахождения которых не установлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и у совместно с ним проживающих членов его семьи права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения коммунальных услуг по иным основаниям, чем предусмотрены законодательными актами Российской Федерации, указанными в пункте 1 Порядка, заявитель обязан указать на это в заявлении со ссылкой на соответствующий нормативный правовой акт Российской Федерации или нормативный правовой акт Ставропольского края. В соответствии с пунктом 8 подпункта 8 Порядка орган соцзащиты в течение 2 рабочих дней со дня получения заявления и документов в полном объеме и правильно оформленных запрашивает в организациях жилищно-коммунального хозяйства независимо от формы собственности - сведения о предоставляемых гражданину услугах, подлежащих компенсации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, указанными в пункте 1 Порядка. На основании заявления № 1121 от 21.12.2020 поданного законным представителем Сагидовым М.Ш., действующим в интересах С, управлением для принятия решения рассмотрен пакет документов. В данном пакете документов отсутствовали сведения по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса данная услуга является коммунальной и подлежит компенсации. В связи с этим управлением сделан запрос в ООО «Комбинат благоустройства г. Буденновска». Согласно пункта 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. 25.12.2020 г. управлением получен ответ из ООО «Комбинат Благоустройства г. Буденновска» в виде справки, выданной на имя Сагидовой Р.Х. по адресу: <адрес>, в которой указано, что на 01.12.2020 имеется задолженность по обращению с твердыми коммунальными отходами сумме 3 507 рублей 59 копеек. Следовательно, руководствуясь абзацем 9 пункта 10 Порядка, управлением принято решение об отказе в назначении компенсации на ЖКУ по причине имеющейся задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) отсутствует соглашение по ее погашению, либо оно не выполняется. Сагидов Ш.М. ознакомлен с тем, что компенсация на ЖКУ может быть назначена при устранении причин, послуживших основанием для отказа в ее назначении. Уведомление и решение об отказе, а так же копию справки получил на руки. Из вышеизложенного следует, что управлением правомерно принято решение об отказе в назначении компенсации ЖКУ в связи с выявленной задолженностью по оплате «ООО Комбинат Благоустройства».
Представитель ответчика УТСЗН Буденновского муниципального округа Ставропольского края Княгинина П.О. просила отказать в удовлетворении заявленных требованиях Сагидовой Р.Х. к управлению труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального округа.
Представитель третьего лица ООО «Комбинат благоустройства» Валицкая Н.В. в судебном заседании показала, что ООО «Комбинат Благоустройства» с 01.07.2018 является региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами на основании соглашения, заключенного с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. С 01.07.2018 года автотранспорт ООО «Комбинат благоустройства» стал действовать в 4 районах. В соответствии с п. 3 ст.24.7 Закона №89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления. Аналогичное положение следует из п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года №1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором в зоне действия которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления в порядке, предусмотренном разделом 1 Правил. В соответствии с Постановлением Правил №1156 опубликован типовой договор, который для региональных операторов является публичным. В соответствии с п. 8(17) Правил 1156 региональный оператор ООО «Комбинат Благоустройства» в течение одного месяца со дня заключения соглашения известил потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте, а также в средствах массовой информации. 19.05.2019 года в общественно-политической газете «Буденновск сегодня» №47 (1177) на правах публичной оферты был опубликован текст типового договора на оказание услуг в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В течение 15 дней со дня опубликования текста типового договора в адрес Регионального оператора не поступило ни одного возражения от населения города Буденновска и Буденновского района. Договор на оказание ТКО считается заключенным на условиях типового договора, который вступил в законную силу на 16 рабочий день после размещения, то есть с 1 июля 2018 года договор с оператором считается публичным, до того момента, когда потребители не заключат письменный договор с региональным оператором. Начисления семье Сагидовых началось с 1 июля 2018 года. В акте сверки числится один собственник, другой информации о собственниках у ООО «Комбинат благоустройства» не было. При заключении договора, скорее всего, будет указано 3 человека: муж, жена и ребенок, соответственно, сумма долга увеличивается. Действия ответчика считает правомерными. После отказа в предоставлении льгот по оплате ЖКУ, супруг истца обращался в ООО «Комбинат благоустройства», где сотрудниками Сагидову предложено заключить договор, но он отказался.
Выслушав истца и её представителя, представителей ответчика УТСЗН Буденновского муниципального округа Ставропольского края, представителя третьего лица ООО «Комбинат благоустройства», исследовав материалы дела, обозрев персональное дело № ребенка-инвалида С суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требованиях по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Так, согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Аналогичные положения указаны в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности".
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе семьи, имеющие детей-инвалидов.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно разъяснениям Минтруда России, изложенным в письме от 07 сентября 2012 года N 13-3/10/2-1570 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов и инвалидам войны", формулировка ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает основание полагать, что меры социальной поддержки предоставляются одиноко проживающим инвалидам на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребленных коммунальных услуг, а инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, только на долю жилого помещения, приходящуюся на инвалида.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
В соответствии с Законом Ставропольского края от 11.12.2009 года №92-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан», полномочия по предоставлению компенсации на ЖКУ переданы на исполнение органам труда и социальной защиты населения администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края.
Формой предоставления на территории Ставропольского края мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов и гражданам, имеющим детей-инвалидов, согласно Постановлению Ставропольского края от 17.09.2008 года №145-п "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме" является компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 17 сентября 2008 года N 145-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме.
Согласно п. 2 указанного Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам по месту их регистрации по месту жительства или регистрации по месту пребывания на территории Ставропольского края органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, наделенными отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области социальной защиты населения, переданными Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, граждане производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг по установленным тарифам в полном объеме и в сроки, установленные ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а затем орган соцзащиты осуществляет выплату компенсации на ЖКУ ежемесячно за предыдущий месяц путем перечисления денежных средств на счет гражданина, открытый в кредитной организации, или направляет в установленном порядке по месту регистрации по месту жительства (регистрации по месту пребывания) на территории Ставропольского края гражданина через отделение Управления Федеральной почтовой связи Ставропольского края - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (п. 4, 13 вышеуказанного Порядка).
В случае несоответствия доли фактических расходов на оплату жилого помещения и /или/ коммунальных услуг гражданина размеру скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданин вправе обратиться в орган соцзащиты за ее перерасчетом.
В соответствии с пунктом 7 Порядка для назначения компенсации на ЖКУ, гражданин, его законный представитель или доверенное лицо подает в орган соцзащиты либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае по месту регистрации по месту жительства или по месту пребывания гражданина на территории Ставропольского края либо по месту нахождения его жилого помещения, принадлежащего на праве собственности заявление о назначении компенсации на ЖКУ по форме, утвержденной министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
В случае подачи заявления законным представителем или доверенным лицом он представляет документ, удостоверяющий его личность, и документ, утверждающий его полномочия. К заявлению прилагаются: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и его регистрацию по месту жительства или по месту пребывания; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность каждого члена семьи гражданина, на которых в соответствии с законодательными актами, указанными в пункте 1 Порядка, распространяются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и их регистрацию по месту жительства или по месту пребывания; документы о праве гражданина на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации, указанными в пункте 1 Порядка, для соответствующей категории, по образцу, установленному нормативными правовыми актами Российской Федерации; документы, подтверждающие степень родства (свойства) для каждого члена семьи (в том числе признанного таковым в судебном порядке), на которого в соответствии с законодательными актами, указанными в пункте 1 Порядка, распространяются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о перемене имени, а для члена семьи, признанного таковым в судебном порядке - копия судебного акта); документ, подтверждающий согласие на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, в порядке, установленном Федеральным законом "О персональных данных", для лиц, не являющихся заявителем, в случае, если для предоставления компенсации на ЖКУ необходима обработка персональных данных таких лиц, за исключением лиц, признанных безвестно отсутствующими, объявленных в розыск, место нахождения которых не установлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и у совместно с ним проживающих членов его семьи права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения коммунальных услуг по иным основаниям, чем предусмотрены законодательными актами Российской Федерации, указанными в пункте 1 Порядка, заявитель обязан указать на это в заявлении со ссылкой на соответствующий нормативный правовой акт Российской Федерации или нормативный правовой акт Ставропольского края.
В соответствии с пунктом 8 подпункта 8 Порядка орган соцзащиты в течение 2 рабочих дней со дня получения заявления и документов в полном объеме и правильно оформленных запрашивает в организациях жилищно-коммунального хозяйства независимо от формы собственности - сведения о предоставляемых гражданину услугах, подлежащих компенсации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, указанными в пункте 1 Порядка.
Пунктом 10 Порядка предусмотрены основания для отказа в назначении компенсации на ЖКУ в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) отсутствует соглашение по ее погашению либо оно не выполняется.
В соответствии с п. 22 Порядка выплата компенсации на ЖКУ приостанавливается в случаях: допущения гражданами задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (или их отдельных видов) в течение 3 месяцев; неисполнения соглашения о погашении задолженности.
Из материалов дела следует, что истцу Сагидовой Р.Х. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/6 доля в праве собственности на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>.
Кроме истца долевыми собственниками согласно записям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: Сагидов Ш.М. (1/6 доля в праве), С (1/6 доля в праве), С (1/6 доля в праве), С (1/6 доля в праве), С (1/6 доля в праве) (л.д.39-44), которые зарегистрированы по адресу: <адрес> с 24 ноября 2015 года по 24 ноября 2020 года, о чем свидетельствуют записи в домовой книге (л.д.45-52).
Свидетельством №1881 от 11.12.2020 года подтверждена регистрация по месту пребывания Сагидова А.Ш., 28.07.2000 года рождения, по адресу: <адрес>, на срок с 11.12.2020 года по 11.12.2025 года.
Свидетельством №1882 от 11.12.2020 года подтверждена регистрация С., 12.09.2004 года рождения по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 11.12.2020 года по 11.12.2025 года.
Свидетельством №1883 от 11.12.2020 года подтверждена регистрации по месту пребывания С., 28.10.2009 года рождения, по адресу: <адрес>, на срок с 11.12.2020 года по 11.12.2025 года.
Свидетельством №1884 от 11.12.2020 года подтверждена регистрация по месту пребывания Сагидовой Р.Х. по адресу: <адрес>, на срок с 11.12.2020 года по 11.12.2025 года (л.д. 7).
Свидетельством №1885 от 11.12.2020 года подтверждена регистрация по месту пребывания Сагидова Ш.М. по адресу: <адрес> на срок с 11.12.2020 года по 11.12.2025 года.
Свидетельством №1927 от 23.12.2020 года подтверждена регистрация Сагидова И.Ш., 17.02.1999 года рождения, по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 23.12.2020 года по 23.12.2025 года.
Истец Сагидова Р.Х. является матерью С, 12.09.2004 года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении I-БД № (л.д.34), которая согласно справке МСЭ-2017 №1627061 от 05.06.2018 года является ребенком-инвалидом (л.д. 8).
По информации, предоставленной Управлением труда и социальной защиты населения администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края С., 12 сентября 2004 года рождения, ранее зарегистрированная по адресу: <адрес> состояла на учете в учреждении, получала ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 17 сентября 2008 года №145-п «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме» с 1 января 2009 года по 31 мая 2015 года. Снята с учета с 1 июня 2015 года в связи с изменением регистрации по месту жительства.
28 мая 2015 года истец Сагидова Р.Х. как законный представитель ребенка-инвалида С. обратилась в УТСЗН администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и способе ее доставки.
Уведомлением №795 от 16.06.2015 года заявителю Сагидовой Р.Х. сообщено о произведении назначения компенсации на ЖКУ с 1 мая 2015 года.
Материалами персонального дела №078657 ребенка инвалида С обозреваемого судом в ходе судебного следствия, подтверждено, что ребенку-инвалиду ежемесячно начислялась компенсация расходов на оплату коммунальных услуг по оплате холодного водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
21 декабря 2020 года Сагидов Ш.М. (супруг истца) и законный представитель ребёнка инвалида С обратился в Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и способе её доставки.
Решением №1121 принятым Управлением труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края 28.12.2020 года С на основании п. 10 абз.9 постановления Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 года №145-п отказано в назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае по причине наличия задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг. (По сведениям ООО «Комбинат благоустройства» имеется задолженность по оплате) (л.д.6).
О принятом решении заявитель, законный представитель ребенка-инвалида Сагидов Ш.М. извещен уведомлением №1121 от 28.12.2020 года об отказе в назначении компенсации на ЖКУ.
Справкой мастера абонентного отдела ООО «Комбинат благоустройства», выданной 25 декабря 2020 года Сагидовой Р.Х. подтверждено наличие задолженности за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на 01.12.2020 года в размере 3 507,59 рублей.
Из акта сверки ООО «Комбинат благоустройства» с Сагидовой Р.Х. за период с 01.01.2018 года по 19.03.2021 года следует, что по состоянию на 19 марта 2021 года задолженность истца за услугу по обращению с ТКО составляет <данные изъяты> рублей.
В ответ на запросы УТСЗН ООО «Комбинат благоустройства» г. Буденновска предоставлена информация об отсутствии у абонентов, проживающих по адресу: <адрес>, <адрес> договора, а также об отсутствии оплаты коммунальных услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
Доводы истца Сагидовой Р.Х. об отсутствии договорных отношений с ООО "Комбинат благоустройства" и отсутствие оснований для оплаты услуг ООО "Комбинат благоустройства" отклоняется в силу следующего.
В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ оговорено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пункт 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании п. 1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
В силу п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов является по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг, ввиду чего применению к сложившимся между сторонами правоотношениям подлежат положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 19.04.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и Обществом с ограниченной ответственностью «Комбинат благоустройства» (региональный оператор) заключено соглашение 2-38 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор – ООО «Комбинат благоустройства» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Арзгирского, Буденновского, Левокумского районов Ставропольского края, а также Нефтекумского городского округа Ставропольского края. Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присваивается региональному оператору с даты заключения настоящего соглашения по 30 июня 2027 года.
Согласно п. 3.3. соглашения региональный оператор ООО «Комбинат благоустройства» принял на себя обязательства осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, захоронение и обезвреживание твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой, на территориях указанных в соглашении.
Судом не установлены уважительные причины образования задолженности по оплате коммунальных услуг.
Истцом не представлено доказательств ненадлежащего исполнения или неисполнения ООО "Комбинат благоустройства" условий публичного договора. Сагидова Р.Х. об отказе от услуг названного Общества письменно не заявляла. И поскольку договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов является по своей природе договором возмездного оказания услуг, с учетом положений ст. ст. 432, 438, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации говорит о том, что между сторонами возникли договорные отношения по вывозу бытовых отходов.
Довод истца Сагидовой Р.Х. на получение компенсации за оплату коммунальных услуг за свет, газ, воду без привязки по оплате ТБО, основан на неправильном толковании закона, поскольку нормы действующего законодательства такой меры не предусматривают.
Объективное же образование отходов в результате жизнедеятельности любого лица является общеизвестным, и потому не требует отдельного дополнительного доказывания факт присоединения ответчика к публичному договору.
Текст публичного договора 19 июня 2018 года опубликован в печатном издании "Буденновск сегодня" и 19 мая 2018 года в печатном издании «Вестник Прикумья».
Признавая доводы истца необоснованными, суд приходит к выводу об общеизвестности того факта, что в результате обычной жизнедеятельности любого лица происходит образование и накопление бытовых отходов, которые данное лицо объективно вынуждено передавать для вывоза с места своего проживания для дальнейшей утилизации.
То есть, по сути, суд констатирует то, что договор на вывоз твердых бытовых отходов между ООО "Комбинат благоустройства" и Сагидовой Р.Х. является действительным.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно части 1, пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.
На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 г.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 1 Закона оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со статьей 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Закона об отходах определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Закон об отходах в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Закона об отходах установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Так, подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.
На территории Арзгирского, Буденновского, Левокумского, Нефтекумского районов Ставропольского края функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами выполняет ООО «Комбинат благоустройства», статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присваивается региональному оператору с даты заключения соглашения по 30 июня 2027 года, что подтверждается соглашением 2-38 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.04.2018 года.
В свою очередь ООО «Комбинат благоустройства» осуществляет свою деятельность по обращению с отходами производства и потребления на основании устава, утвержденного решением участника №1 от 20.10.2010 года.
В силу статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, предусмотрена обязанность регионального оператора в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно сведениям, размещенным в общественно-политической газете Буденновского района Ставропольского края «Вестник Прикумья» от 19 мая 2018 года №35 (12925), ООО «Комбинат благоустройства» - региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Арзгитрского, Буденновского, Левокумского районов Ставропольского края, а также Нефтекумского городского округа Ставропольского края приступает к исполнению договоров на оказание услуг по обращению с ТКО 1 июля 2018 года, на основании заключённого Соглашения. Также опубликован типовой договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Аналогичная информация была опубликована в городской общественно-политической газете «Буденновск сегодня» от 19.06.2018 года №47(1177).
Из чего следует, что обязанность регионального оператора о размещении в печатных средствах предложения заключить договор соблюдена, в данных печатных изданиях размещено предложение о заключении договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Буденновском районе, в том числе, размещен типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку истец в течение пятнадцати рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не направила региональному оператору заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора в газете «Вестник Прикумья» и в газете «Буденновск сегодня».
Из чего следует, что между сторонами фактически заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора. Региональный оператор оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов на территории, прилегающей к дому истца, надлежащим образом. Утверждения истца о том, что они не нуждаются в услугах по обращению с ТКО и что они сами утилизируют отходы, не является основанием считать, что региональным оператором услуга по обращению с ТКО не оказывается.
Отказывая истцу Сагидовой Р.Х. в удовлетворении требований об отмене решения об отказе в назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае, суд исходит из отсутствия доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации истцом твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении Сагидовой Р.Х. договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к региональному оператору о перерасчете задолженности, в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю.
Руководствуясь 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Отказать Сагидовой Р.Х. в удовлетворении требования об отмене решения №1121 от 28.12.2020 года об отказе в назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае, предусмотренных постановлением Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 №145 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 5 апреля 2021 года.
Судья Никитина М.В.