ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3751/20 от 22.12.2020 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

№ 2-3751/2020

УИД 67RS0003-01-2020-006236-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2020 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,

при секретаре Ушковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Якубова Талхума Лазировича к УМВД России по Смоленской области о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Якубов Т.Л. обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование которого суду пояснил, что являясь гражданином Республики Азербайджан, имея вид на жительство в Российской Федерации, 16.11.2020 в установленном порядке лично обратился в УВМ УМВД России по Смоленской области с приложением необходимого пакета документов о предоставлении гражданства Российской Федерации.

В приеме вышеназванного заявления и прилагаемых документов ему было отказано без какого-либо письменного обоснования. Устно ему было пояснено, что в представленных им документах отражены различные данные о месте его рождения. В паспорте таковым значится Республика Азербайджан, Куба, а в свидетельстве о рождении г. Москва.

С указанным действием административного ответчика Якубов Т.Л. не согласен, считает, что законных оснований для отказа в принятии его заявления о приеме в гражданство Российской Федерации не имелось.

Просит суд признать незаконными действия УМВД России по Смоленской области, выразившиеся в отказе в принятии заявления Якубова Т.Л. о приеме в гражданство Российской Федерации; обязать УМВД России по Смоленской области принять заявление Якубова Т.Л. о приеме в гражданство Российской Федерации для рассмотрения по существу, в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред.от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации».

Административный истец Якубов Т.Л., его представитель по доверенности Идкин Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Дополнительно суду пояснили, что родители истца проживали на территории РФ с начала 90-х годов. Сам он родился в г. Москва и с момента рождения так же проживает в Российской Федерации, владеет только русским языком, имеет близких родственников (мать и сестру), которые являются гражданами РФ. На территории РФ Якубов Т.Л.. получил полное среднее и высшее образование, окончив в 2018 году ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова».

Однако, на момент достижения возраста 14 лет, его родители еще не имели гражданства РФ, и за получением паспорта он обратился в компетентный орган Республики Азербайджан, Министерством Внутренних дел которого, был документирован паспортом, в котором было ошибочно указано на факт его рождения в Азербайджане. Изначально на эту ошибку никто не обратил внимания, а с момента, когда она стала создавать ему (истцу) объективные препятствия в реализации гражданских прав на территории РФ, исправить ее в установленном порядке не удалось.

При обращении в Посольство республики Азербайджан на территории Российской Федерации в замене паспорта ему было отказано по причине уже состоявшегося обращения по вопросу получения гражданства РФ. Лично выехать за пределы Российской Федерации он не имеет возможности по причине введения мер по противодействию распространения короновирусной инфекции. Срок действия паспорта иностранного гражданина Якубова Т.Л. истекает 20.07.2021, что может привести к нарушению режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

По мнению административного истца, данная ситуация приобрела тупиковый характер. Невозможность обращения в УМВД России по Смоленской области с заявлением о предоставлении гражданства Российской Федерации препятствует его дальнейшему трудоустройству в лечебные учреждения и получению средств к существованию, в связи с чем, решить сложившуюся ситуацию, не прибегая к судебной защите, административный истец на сегодняшний день не может.

В связи с этим, просит суд признать незаконными действия УМВД России по Смоленской области, выразившиеся в отказе в принятии заявления Якубова Т.Л. о приеме в гражданство Российской Федерации; обязать УМВД России по Смоленской области принять заявление Якубова Т.Л. о приеме в гражданство Российской Федерации для рассмотрения по существу.

Представитель административного ответчика УМВД России по Смоленской области Степанов Р.А. с административным иском не согласился, пояснив, что отказ в принятии у Якубова Т.Л. документов основан на положениях п. 9 Указа Президента РФ № 1325 от 14.11.2002 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», согласно которому заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю.

Поскольку сведения в паспорте гражданина Якубова Т.Л. не соответствуют сведениям свидетельства о рождении, считает паспорт документом, оформленным ненадлежащим образом. Учитывая, что документы, оформленные ненадлежащим образом, рассмотрению не подлежат, действия УВМ УМВД России по Смоленской области, выразившиеся в возврате Якубову Т.Л. заявления о приеме в гражданство Российской Федерации без рассмотрения по существу, находит соответствующими требованиям действующего законодательства и не нарушающими права Якубова Т.Л.

Выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или. международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо, обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона « О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее также Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации") иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя: лицом, проживающим на территории Российской Федерации - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации (часть 1).

Заявление подается заявителем лично (часть 2).

В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями (часть 3).

Согласно п. 8 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой.

Согласно пункту 10 Положения при приеме в гражданство Российской Федерации на основании части первой статьи 13 Федерального закона вместе с заявлением представляются, среди прочего, документы (документ), подтверждающие (подтверждающий) наличие законного источника средств к существованию и величину дохода за период проживания на территории Российской Федерации с 1 января по 31 декабря года, предшествовавшего дате обращения с заявлением (справка о доходах физического лица, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовой договор, трудовая книжка, пенсионное удостоверение или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии, подтверждение о получении алиментов, справка о наличии вклада в кредитной организации с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности).

В силу пункта 9 Положения, заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю, за исключением случая, предусмотренного абзацем восьмым пункта 12 настоящего Положения.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 N 317-О, рассмотрение заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации осуществляется компетентными государственными органами, которые перед принятием решений обязаны провести проверку фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документов, в том числе в случае необходимости запрашивая дополнительные сведения в соответствующих государственных органах, организациях. По результатам рассмотрения по каждому заявлению принимается отдельное решение с обязательным указанием оснований его принятия, объективность которого во многом зависит от достоверности представленных документов и содержащейся в них информации. Использование при подаче заявления подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений является одним из оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, о чем в обязательном порядке подлежит предупреждению каждое претендующее на российское гражданство лицо.

В ходе судебного заседания установлено, что 16.11.2020 Якубов Т.Л. лично обратился в УВМ УМВД России по Смоленской области с приложением необходимого пакета документов о предоставлении гражданства Российской Федерации.

Совместно с заявлениями о приеме в гражданство Якубовым Т.Л. были представлены документы, подтверждающие его непрерывное проживание на территории Российской Федерации с рождения.

УВМ УМВД России по Смоленской области заявление Якубова Т.Л. о приеме в гражданство Российской Федерации не было принято на том основании, что административный истец предоставил ненадлежащим образом оформленные документы, так как, согласно свидетельства о рождении и справки о рождении гражданин Якубов Т.Л. является уроженцем г. Москвы Российской Федерации. Вместе с тем, в качестве документа удостоверяющего личность заявителем представлен паспорт гражданина Республики Азербайджан, в котором в графе «место рождения» указано: Азербайджан, Куба.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду копиями заявления Якубова Т.Л. о приеме в гражданство Российской Федерации, копией свидетельства о его рождении серия Х-МЮ , копией справки о рождении , копией паспорта гражданина Азербайджана с нотариально заверенным переводом.

Указом Президента РФ № 1325 от 14.11.2002 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утверждено названное Положение и определены основания, по которым заявление либо считается принятым к рассмотрению, либо оно не принимается к таковому и подлежит возврату.

Пунктом 9 Указа определено, что заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю.

На данном законоположении основаны выводы административного ответчика, которые суд не может признать законными и обоснованными в силу следующего.

В ходе судебного заседания установлено, что Якубов Т.Л., является гражданином Республики Азербайджан, имеет разрешение на временное проживание , выданное 19.03.2020УМВД России по Смоленской области, сроком действия до 19.03.2023.

Поставлен на миграционный учет по месту пребывания на территории Российской федерации с 02.10.2020 по 30.12.2020 по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

Является членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, СС- выдано 30.12.2019 УМВД России по Смоленской области, сроком действия до 30.12.2022.

29.08.2018 Якубов Т.Л. закончил ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова».

Решением Смоленского районного суда Смоленской области по делу № 2а-818/2020 от 15.06.2020 рассмотрен административный иск Якубова Т.Л. к УВМ УМВД России по Смоленской области, отказавшему истцу в получении разрешения на временное проживания по аналогичному мотиву.

В рамках рассмотрения данного спора было установлено, что в ходе рассмотрения заявления истца должностным лицом УМВД России по Смоленской области 19.03.2020 на имя руководителя был подан рапорт по факту выявления расхождения в документах. Для проведения доследственной проверки и принятия решения в порядке ст. 144-145 УПК РФ материал был направлен в компетентные органы.

Так как в ходе осуществленной проверки факт рождения истца в родильном доме № г. Москвы был подтвержден, постановлением от 03.04.2020 в возбуждении уголовного дела в отношении Якубова Т.Л. было отказано за отсутствием события преступления.

При этом, судом установлено, что доказательства предоставления Якубовым Т.Л. в УВМ УМВД России по Смоленской области заведомо подложного документа – паспорта, отсутствуют.

Решением Смоленского районного суда Смоленской области по делу № 2а-818/2020 от 15.06.2020 исковые требования Якубова Т.Л. удовлетворены. Решение административного ответчика от 19.03.2020 № 14/2020/67 об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в РФ признано незаконным.

Данное решение сторонами по спору не обжаловалось и вступило в законную силу.

Процедура получения гражданства Российской Федерации предусматривает необходимость указания в заявлении о приеме в гражданство достоверных и правдивых сведений. Ответственность за оформление требуемых документов лежит на самом заявителе, который должен был убедиться в правильности указанных в нем данных.

При этом, наличие или отсутствие у заявителя цели ввести в заблуждение государственные органы не имеет правового значения для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что разнящаяся в представленных административным истцом документах информация о месте его рождения не свидетельствуют ни о заведомой подложности, ни о ненадлежащем оформлении того или иного документа.

Представленные в УВМ УМВД России по Смоленской области свидетельство о рождении истца и его паспорт оформлены в соответствии с требованиями государственных стандартов и правил и имеют форму установленного образца. Доказательств умышленного искажения внесенных в них сведений суду не представлено. Внесение в паспорт заявителя ошибочной информации о месте рождения Якубова Т.Л. само по себе не свидетельствует о ненадлежащем оформлении такого документа.

При оформлении паспорта административным истцом были приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства. Паспорт гражданина республики Азербайджан был получен Якубовым Т.Л. в уполномоченных государственных органах. Тем самым вина за достоверность внесенных в данный документ сведений лежит исключительно на должностных лицах этих органов, а значит, на самом государстве.

Аналогичная позиция изложена в Специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ» // Российская газета. 26.01.2008.

Вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации Якубов Т.Л. в одном экземпляре представил документы, подтверждающие установленные основания и соблюдение условий приобретения гражданства РФ, три фотографии размером 3 x 4 см и квитанцию об уплате госпошлины (п. 5 Положения; п. 2 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 16.09.2019 N 623).

Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные на национальном языке, были переведены на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика были засвидетельствованы нотариально. Документы, выданные компетентным органом иностранного государства, для признания их действительными в РФ были легализованы (п. 7 Положения).

Все представленные копии необходимых документов были засвидетельствованы в соответствии с законодательством РФ о нотариате (п. 6 Положения).

Следовательно, при подаче заявления о приеме в гражданство РФ Якубов Т.Л. представил все необходимые документы в подтверждение наличия оснований для принятия в гражданство РФ, тогда как их недостоверность (подложность), а равно, ненадлежащее оформление, административным ответчиком доказаны не были. При этом, органы миграционной службы наделены полномочиями по проверке фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства документов и в случае необходимости вправе запрашивать дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.

Таким образом, оформленные при обращении Якубова Т.Л. в УВМ УМВД России по Смоленской области надлежащим образом документы должны быть приняты к рассмотрению по существу. В отсутствие иного обоснования указание места рождения истца в его паспорте следует считать ошибочным, что само по себе не должно вести к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца, как со стороны административного ответчика, так и со стороны иных лиц.

Для проживания на территории РФ у Якубова Т.Л. имеются законные основания, поскольку он является членом семьи участника Государственной программы, имеет действующий национальный паспорт со сроком действия до 20.07.2021, действующее разрешение на временное проживание в РФ со сроком действия до 19.03.2023, что в силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» подтверждает его право на временное проживание в Российской Федерации.

Кроме того, в условиях принятых на территории Российской Федерации мер по пресечению распространения новой коронавирусной инфекции, ограничивающих возможность по выезду за пределы субъекта Российской Федерации, Якубов Т.Л. ограничен в возможности реализовать свое право на личное обращение в Министерство Внутренних Дел Республики Азербайджан.

Помимо этого суд учитывает тот факт, что Якубов Т.Л. имеет близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, закончил высшее учебное заведение на территории Российской Федерации, имеет желание трудоустроиться на территории Российской Федерации в лечебное учреждение, что свидетельствует о наличии у него прочных социальных связей в Российской Федерацией и обуславливает желание вступить в гражданство Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд признает действия сотрудников УМВД России по Смоленской области об отказе в принятии к рассмотрению документов о вступлении в гражданство незаконными и обязывает принять таковые для рассмотрения по существу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконными действия УВМ УМВД России по Смоленской области, выразившиеся в отказе в принятии заявления Якубова Талхума Лазировича о приеме в гражданство Российской Федерации.

Обязать УМВД России по Смоленской области рассмотреть заявление Якубова Талхума Лазировича о приеме в гражданство Российской Федерации по существу.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья И.В. Селезенева