Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Дело №г.
Приокский районный суд г.Нижний Новгород в составе:
Председательствующего судьи Кузичевой И.Н.,
При секретаре С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью Студия мебели «Бронти» о защите прав потребителей,
у с т а н о в и л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику ООО Студия мебели «Бронти».
В обоснование требований в исковом заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи кухонного гарнитура с предварительным изготовлением товара силами ответчика (договор заказа №к на изготовление мебели по образцу). В пункте № договора стороны согласовали все условия по цвету, наполнению кухонного гарнитура. В пункте 2.3 договора предусмотрен гарантийный срок на товар - 24 месяца.Истица оплатила товар в размере 100% в сумме ... рублей.Во исполнение пункта 4.1 договора - ДД.ММ.ГГГГ ответчик доставил кухонный гарнитур.Товар был передан с недостатками:
не подходит фурнитура;
врезные отверстия больше, чем фурнитура (места крепления подвесных дверок);
нет отверстия под вытяжку;
отбойник отходит от стеновой панели;
отбойник у раковины не закреплен как положено;
панель и отбойник справа длиннее, чем нужно;
двери не открываются на 90 градусов;
ниша под микроволновку не того размера;
отсутствует уголок у отбойника;
нет заглушек на крепежи;
ящик в тумбочке не открывается из-за дефекта ручки;
провисли полки;
зазоры между компонентами кухонного гарнитура;
от влаги взбухла панель (из-за негерметичности панели и наличия зазоров).
Данные недостатки были переданы изначально в адрес ответчика посредством электронной почты.
ДД.ММ.ГГГГ ввиду того, что кухонный гарнитур не качественный, ответчик не выполняет свои обязательство по устранению, истица написала претензию в адрес последнего заказным письмом с описью вложения. В данной претензии она просила ответчика устранить недостатки в кухонном гарнитуре, а также провести за свой счет экспертизу наличия недостатков.
Недостатки не были устранены, от проведения экспертизы ответчик отказался, на претензию не ответил вообще.
В связи с чем, истец обратилась за свой счет в ООО «Э» за проведением досудебной товароведческой экспертизы.
ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр, о чем истица уведомила ответчика телеграммой, ответчик телеграмму получил, но не явился.
За проведение заключения истица заплатила ... рублей. Телеграмма стоила ... рублей 90 копеек.
Подробно все недостатки изложены в заключении специалиста-товароведа ООО «Э» на страницах №.
Подобными действиями ответчик причинил истцу моральный вред.
Ответчик до сих пор не вернул деньги за некачественный товар, не соответствующий ГОСТу (в п. 2.1 договора, в договоре указан не действующий ГОСТ).
В силу статьи 10 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на предоставление достоверной информации о товаре, его характеристиках, сроке службы, качественных характеристиках (только от специалиста товароведа истец узнает о несоответствии товара ГОСТу, в договоре вообще указан не действительный ГОСТ).
В силу части 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей в случае удовлетворения иска суд взыскивает с продавца штраф 50% от удовлетворенных требований за отказ вернуть деньги добровольно.
Статья 15 закона предусматривает выплату морального вреда, который истец оценивает в ... рублей.
В силу части 1 статьи 18 потребитель в случае обнаружения и наличия недостатков в товаре вправе отказаться от договора, заключенного с продавцом, потребовать вернуть деньги за не качественный товар.
Претензии о многочисленных недостатках в товаре предъявлены ответчику внутри гарантийного срока на товар - часть 1 статьи 19 Закона.
Применительно к данному спору, в подтверждение некачественного товара, факта отказа вернуть деньги к иску приложены:
переписка с ответчиком по электронной почте;
Телеграмма о месте дате и времени проведении экспертизы;
Претензия;
Заключение специалиста с договором и платежным документом.
Пункт 1 статьи 23 Закона устанавливает 1% в качестве неустойки за каждый день отказа вернуть деньги за некачественный товар. Ответчик в срок 10 дней даже не ответил на претензию, следовательно, Истец считает, что имеет право на неустойку, ее расчет:
... х 1% х 84 = ... рублей, где
... рублей - цена некачественного товара;
84 дня - дни просрочки в отказе вернуть товар (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
С учетом несоразмерности величины рассчитанной неустойки стоимости самого товара, истец снижает ее размер и просит суд взыскать с ответчика ... рублей.
Истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу:
... рублей - цена некачественного товара;
... рублей - неустойка из расчета 1% за каждый день отказа вернуть деньги за некачественный товар;
... рублей - моральный вред;
... рублей - стоимость досудебного заключения товароведа;
... рублей ... копеек - цена телеграммы об извещении Ответчика о дате осмотра экспертом некачественного товара;
... рублей ... копеек - почтовые расходы на отправку досудебной претензии;
50% - штраф из удовлетворенного иска за отказ вернуть деньги.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий по доверенности, исковые требования ФИО1 поддержал.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ место регистрации ответчика как юридического лица: <адрес>
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен судебной повесткой по указанному адресу в соответствии с требованиями ГПК РФ.
1. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в постановлении от 23.06.2015 № 25:
67. Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. 68. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
С учетом указанных обстоятельств факт неполучения ответчиком судебной повестки о времени и месте судебного заседания не может свидетельствовать о нарушении судом его прав, поскольку в данном случае судом были выполнены все предусмотренные гражданским процессуальным законодательством обязанности по своевременному извещению о судебном заседании, которое он не получил вследствие собственного ненадлежащего отношения к получению почтовой корреспонденции.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" недостаток товара - это несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.
Согласно части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи кухонного гарнитура с предварительным изготовлением товара силами ответчика (договор заказа №к на изготовление мебели по образцу). В пункте № договора стороны согласовали все условия по цвету, наполнению кухонного гарнитура. В пункте 2.3 договора предусмотрен гарантийный срок на товар - 24 месяца, то есть два года с момента передачи мебели истцу.Истица оплатила товар в размере 100% :
...руб - оплата по квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ (п. 3.5 договора - первоначальная предоплата);
... рублей - оплата по приходно-кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ;
... рублей - оплата по приходно-кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ;
Итого ... рублей.
Во исполнение пункта 4.1 договора - ДД.ММ.ГГГГ ответчик доставил кухонный гарнитур (на дату доставки указано также в квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ).
Товар был передан с недостатками.
О недостатках товара истец сообщила ответчику посредством электронной почты.
ДД.ММ.ГГГГ истец направила ответчику претензию, в которой отказалась от договора купли-продажи и просила возвратить деньги за товар. Претензия о недостатках товара предъявлена в течение гарантийного срока.
На претензию ответчик не ответил.
Истец обратилась за свой счет в ООО «Э» за проведением досудебной товароведческой экспертизы.
ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр, о дате осмотра истица уведомила ответчика телеграммой, ответчик телеграмму получил, на осмотр не явился.
За услуги ООО «Э» истец уплатила ... рублей. Стоимость телеграммы ... рублей ... копеек.
Согласно заключению специалиста ООО «Э» от ДД.ММ.ГГГГ№:
Кухонный гарнитур мебели, расположенный по <адрес> имеет дефекты производственного характера, а именно:
отслоение кромочного материала; щель (зазор) между кромочным материалом и кромкой заготовки; перепад по высоте дверец; зазор в соединениях; отсутствие устойчивости изделия мебели; сколы облицовки вдоль ребер; бахрома вокруг многочисленных отверстий; отсутствие саморезов в соединениях в угловом шкафу.
Истец воспользовалась одним из предусмотренных статьей 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" способов защиты своего нарушенного права - правом на отказ от исполнения договора с возвратом стоимости товара.
Материалами дела подтверждено, что переданный истцу по договору от ДД.ММ.ГГГГг № товар имеет недостатки.
На основании изложенного, требования истца о взыскании стоимости товара в размере ... руб. подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 22 Закона о защите прав потребителей:
Требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Согласно ст. 23 Закона о защите прав потребителей:
1. За нарушение предусмотренных статьями 20,21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Расчет неустойки, представленный истцом, проверен, является верным.
1. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Применение статьи 333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым (п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).
В данном случае истец добровольно уменьшил размер неустойки до ... руб., что является его правом. Неустойка за просрочку выполнения требований потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит взысканию с ответчика в указанном размере.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Факт нарушения прав истца как потребителя подтверждается материалами дела.
С учетом требований разумности и справедливости, суд определяет компенсацию морального вреда в пользу истца в размере ... руб.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Размер штрафа составит ... руб. (...+...+...х50%).
Суд не находит оснований для уменьшения штрафа.
Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы по оплату услуг представителя, почтовые расходы, другие признанные судом необходимыми расходы.
Судом установлено, что ФИО1 понесла расходы в размере ... руб. на оплату заключения специалиста ООО «Э».
Исходя из обстоятельств дела и в соответствии с требованиями ст. 94 и ст. 98 ГПК РФ суд относит данные расходы к судебным. Указанные расходы необходимы были для реализации права на обращение в суд, подлежат взысканию с ответчика.
С ответчика подлежат взысканию почтовые расходы: ... руб. - стоимость телеграммы, ... руб. -стоимость отправки претензии.
С целью не допустить неосновательного обогащения истец обязана возвратить товар ответчику за его счет.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере ... руб. (в том числе ... руб. госпошлина от удовлетворенных судом требований неимущественного характера).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Студия мебели «Бронти» в пользу ФИО1:
... рублей - цена некачественного товара
... рублей - неустойка за просрочку выполнения требований потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы
... рублей - компенсация морального вреда
... рублей - стоимость заключения специалиста
... рублей 90 копеек - стоимость телеграммы об извещении ответчика о дате осмотра экспертом некачественного товара;
... рублей 79 копеек - почтовые расходы на отправку досудебной претензии;
... руб. - штраф.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Студия мебели «Бронти» госпошлину в доход государства в размере ... руб.
ФИО1 возвратить Обществу с ограниченной ответственностью Студия мебели «Бронти» за счет последнего кухонный гарнитур, расположенный по <адрес>
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца через Приокский районный суд г.Нижнего Новгорода.
Судья Кузичева И.Н.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ