ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3755/2023 от 20.09.2023 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2023-003881-73

Дело № 2-3755/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2023 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,

при секретаре Меновщиковой Ю.О.,

с участием представителя истца Носковой О.Е., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Клементьевой О.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Павленко ФИО6 к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о внесении изменений в договор аренды лесного участка,

у с т а н о в и л:

Павленко А.Д., с учетом уточненных требований, обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о внесении в договор аренды лесного участка от 15.11.2019 № 944, следующие изменения, с обращением решения суда к немедленному исполнению:

Дополнить п. 2.1 Договора абзацем 2 следующего содержания:

«Размер арендной платы, рассчитанный исходя из объема заготовки при рубке аварийных деревьев на лесном участке в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25.10.2022 № 30-01-02-1295 в 2023 году составляет 1053,00 руб.»

Дополнить п. 2.2 Договора абзацем 2 следующего содержания:

«Размер арендной платы по договору может быть изменен также при проведении Арендатором санитарных рубок поврежденных или погибших лесных насаждений в рамках осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий, предусмотренных подпунктом «л» пункта 3.4 настоящего Договора. При проведении санитарных рубок Арендатор дополнительно к ежегодной арендной плате обязан внести плату за заготовленную при проведении санитарных рубок древесину. Размер такой платы рассчитывается в порядке, установленном действующим законодательством на момент проведения санитарной рубки и оплачивается Арендатором до проведения рубки. Заключение дополнительного соглашения к Договору об изменении размера арендной платы при этом не требуется.»

3. Дополнить подпункт «л» пункта 3.4 Договора словами «в том числе проводить санитарные рубки поврежденных или погибших лесных насаждений в объемах, определяемых в актах, подготовленных по результатам лесопатологического обследования, утвержденных Арендатором в установленном законом порядке».

4. Таблицу в Приложении № 6 к договору изложить в следующей редакции:

Объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке.

Целевое

назначение

лесов

Виды мероприятий

Единица измерения

Среднегодовой объем

Срок исполнения

Обеспечение пожарной безопасности в лесах

Обеспечение санитарной безопасности в лесах

Защитные леса

Рубка аварийных деревьев в соответствии с приказом Минприроды ПК от 25.10.2022 № 30-01-02-1295

тыс.м3

0,005

2023-2024 гг.

5. Дополнить примечание к приложению 6 договора словами «без заключения дополнительного соглашения к договору».

В обоснование заявленных требований указано, что на основании протокола о результатах аукциона на право заключения договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности от 30.10.2019 № 4 между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и Павленко А.Д. был заключен договор аренды лесного участка от 15.11.2019 № 944. Договор аренды зарегистрирован в установленном законодательством порядке. В 2022 году арендатором в рамках предусмотренных п.п. л) п. 3.4 Договора аренды санитарно-оздоровительных мероприятий на территории арендованного участка было проведено лесопоталогическое обследование, на основании которого составлен акт лесопоталогического обследования (далее – Акт ЛПО). В акте ЛПО отражено, что на представленном в аренду лесном участке выявлено 5 назначенных в рубку деревьев, со структурными изъянами: свежий сухостой, стволовые вредители, язвы на стволе. Акт ЛПО утвержден Приказом Минприроды Пермского края от 25.10.2022 № 30-0102-1295. На основании Акта ЛПО составлена ведомость материально-денежной оценки лесосеки, объем заготовки древесины (сосна) при выборочной рубке аварийных деревьев составляет 5 м3 на сумму 993 рубля по состоянию на 31.10.2022 г. Арендатором был подготовлен проект освоения лесов, предусматривающий рубку аварийных деревьев. Ответчиком на проект освоение лесов дано отрицательное заключение государственной экспертизы в связи с тем, что рубка аварийных деревьев не предусмотрена договором аренды. В целях внесения необходимых изменений в договор аренды Арендатором было подготовлено и направлено ответчику дополнительное соглашение к договору аренды, предусматривающее изменение договора аренды путем внесения дополнений, предусматривающих проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в виде выборочной рубки поврежденных и погибших (аварийных) лесных насаждений. В подписании дополнительного соглашения ответчик отказал, по тому основанию, что в договор аренды, заключенный на торгах, изменения могут быть внесены исключительно в судебном порядке в случае изменений количественных и качественных показателей использования лесного участка. В случае проведения Арендатором рубок аварийных деревьев при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий им осуществляется заготовка древесины, изначально условиями договора не предусмотренная (изменяется целевое назначение лесов), а также с арендатора взимается плата в виде стоимости срубленных аварийных деревьев. Таким образом, имеются основания для изменения условий договора на основании ч. 2 ст.74.1 ЛК РФ - в связи с проведением Арендатором рубок аварийных деревьев и внесения им платы за заготовленную при аварийных рубках древесину. На момент заключения договора аренды на лесном участке отсутствовали лесные насаждения, поврежденные стволовыми вредителями, при небольшой площади арендуемого лесного участка – 2 780 кв.м. рубка любого количества поврежденных деревьев имеет существенное значение для арендатора. Таким образом, в связи с выявлением зараженных стволовыми вредителями деревьев и необходимостью проведения рубок имеет место существенное изменение количественных и качественных характеристик такого лесного участка, что является основанием для изменения условий договора в силу ч. 3 ст. 74.1 ЛК РФ. Кроме того, стволовые вредители распространяются, в настоящее время на участке обнаружено еще одно аварийное дерево. В связи с этим на данный момент снова возникла необходимость проводить очередное лесопоталогическое обследование и в дальнейшем осуществить рубку. Таким образом, выявленный в августе 2022 года случай не является единичным. В связи с изменением качественных характеристик лесного участка (появление стволовых вредителей) неизбежно проводятся санитарно-оздоровительных мероприятия, в том числе в виде рубок аварийных деревьев. Соответственно, будут изменяться количественные характеристики лесного участка. В действующей редакции договора потребуется каждый раз вносить в судебном порядке в договор изменения, предусматривающие рубку конкретных деревьев, что существенно затягивает процесс удаления зараженных деревьев и способствует дальнейшему распространению стволовых вредителей. Внесение изменений в договор аренды в предлагаемой истцом редакции, предусматривающей проведение всех необходимых для защиты лесов мероприятий в течение срока действия договора без дополнительных мероприятий, а именно рубки аварийных, зараженных стволовыми вредителями деревьев, а также процессуальной экономии. Аварийные деревья создают реальную угрозу жизни и здоровью находящихся вблизи граждан, а также повреждению имущества, поскольку существует реальный риск падения деревьев при сильном ветре. Так, находящееся в таком же состоянии дерево, расположенное на соседнем участке, упало на террасу гостевого дома в конце мая 2023 года.

Истец о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве и дополнении к отзыву (л.д. 44-45, 68-69), пояснив, что возможно внести в договор аренды изменения в виде дополнения пункта 2.1 договора абзацем: «Размер арендной платы, рассчитанный исходя из объема заготовки при рубке аварийных деревьев на лесном участке в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25.10.2022 № 30-01-02-1295 в 2023 году составляет 1053,00 руб.», а также внести изменения в таблицу приложения № 6 к договору в редакции, предложенной истцом.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с пунктами 1,2,4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

В судебном заседании судом установлено, что 15.11.2019 между Павленко А.Д. и Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края заключен договор аренды лесного участка № 944 на основании протокола о результатах аукциона на право заключения договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности от 30.10.2019 № 4 (л.д. 7-17).

В соответствии с п. 1.2 договора лесной участок, предоставляемый по договору, имеет следующие характеристики: площадь 0,278 га, местоположение: Пермский край, Добрянский городской округ, Добрянское лесничество, Полазненское участковое лесничество, квартал № 97 (часть выдела 10), кадастровый номер 59:18:3730103:1870, целевое назначение лесов (категория защитности): защитные леса (ценные леса: нерестоохранные полосы лесов), вид разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности.

Договор аренды лесного участка зарегистрирован в установленном законом порядке, что сторонами не оспаривается.

Согласно подпункту «л» пункта 3.4. договора, арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на переданном в аренду лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением № 6 к настоящему договору.

Пунктами 5.1 и 5.2 договора аренды лесного участка предусмотрено, что все изменения к настоящему договору оформляются в письменной форме и подписываются сторонами.

Внесение изменений в договор, заключенный по результатам аукциона, на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

В 2022 году в рамках подпункта «л» пункта 3.4 договора аренды лесного участка истцом проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, в частности, проведено лесопоталогическое обследование на общей площади 0,278 га, на основании которого составлен акт обследования аварийных деревьев (л.д. 19), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № 30-01-02-1295 (л.д. 18).

Согласно ведомости аварийных деревьев, назначенных в рубку, на предоставленном в аренду лесном участке выявлено 5 назначенных в рубку деревьев, со структурными изменениями: свежий сухостой, стволовые вредители, язвы на стволе (л.д. 21).

На основании акта обследования аварийных деревьев составлена ведомость материально-денежной оценки лесосеки при сплошном или ленточном перечете, согласно которой по состоянию на 31.10.2022 объем заготовки древесины (сосна) при выборочной рубке аварийных деревьев составляет 5 м3 на сумму 993 рубля (л.д. 25).

Павленко А.Д. составлен проект освоения лесов на лесном участке Добрянского лесничества общей площадью 0,278 га.

Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края проведена государственная экспертиза проектов освоения лесов, по результатам которой составлено заключение № 08-2023/161 (л.д. 26-27), согласно которого экспертная комиссия пришла к выводу, что проект не соответствует нормам законодательства Российской Федерации; мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов не соответствуют целям и виду освоения лесов, предусмотренных проектом, договору аренды лесного участка от 15.11.2019 № 944, лесохозяйственному регламенту Добрянского лесничества Пермского края, лесному плану Пермского края; Проект не соответствует требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов и порядку его разработки.

Ввиду получения отрицательного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов, истцом в адрес ответчика направлено обращение о заключении дополнительного соглашения к договору аренды (л.д. 31), предусматривающий изменение договора аренды путем внесения дополнений, предусматривающих проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в виде выборочной рубки поврежденных и погибших (аварийных) лесных насаждений.

В подписании дополнительного соглашения ответчиком было отказано, поскольку в договор аренды, заключенный на торгах, изменения могут быть внесены исключительно в судебном порядке в случае изменений количественных и качественных показателей использования лесного участка.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, изъятием или без изъятия лесных ресурсов (часть 1 статьи 24 Лесного кодекса). Одним из видов использования лесов является осуществление рекреационной деятельности (пункт 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса).

По общему правилу договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (часть 1 статьи 74 Лесного кодекса в редакции, действовавшей на дату заключения спорного договора аренды – 15.11.2019).

В силу части 2 статьи 74 Лесного кодекса в указанной редакции при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Федеральным законом от 29.12.2010 № 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 2 статьи 74 Лесного кодекса было внесено изменение, согласно которому изменение договора аренды возможно исключительно в случае, предусмотренном частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса: осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" статья 74 Лесного кодекса была дополнена частью 2.1, которая предусматривала, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", вступившим в силу с 01.10.2015, в Лесной кодекс внесена статья 74.1, которой регулируется порядок изменения и расторжения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе заключенного по итогам торгов.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

В силу части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Положения статьи 74.1 Лесного кодекса, предусматривающие лишь в установленных в них случаях и только по указанным в них основаниям возможность изменения условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, создают, наряду с другими законоположениями, необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлены на обеспечение стабильности гражданского оборота, справедливого баланса интересов сторон договора, баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 1021-О и от 30.06.2020 N 1540-О).

Исходя из буквального толкования статьи 74.1 Лесного кодекса, изменение количественно-качественных характеристик лесного участка должно носить объективный характер и иметь место в период действия договора аренды, то есть после его заключения.

При этом, если речь идет не о возникновении в период действия договора аренды обстоятельств, послуживших причиной существенного изменения характеристик лесного участка, а о несоответствии сведений, из которых стороны исходили при заключении договора, фактическим количественным и качественным характеристикам лесного участка на этот момент, то оснований для изменения договора аренды лесного участка не имеется.

Толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что внесение изменений в договор аренды лесного участка, заключенный по итогам торгов, стало возможно только в судебном порядке и только при наличии установленных законом оснований.

Таким образом, из анализа указанных норм следует, что существенное изменение параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов), существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) являются основаниями для изменения договора аренды лесного участка по решению суда.

В данном случае выявление аварийных деревьев, в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий, является существенным изменением параметров использования лесов, существенным изменением обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении.

При рубке аварийных деревьев на лесном участке в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25.10.2022 № 30-01-02-1295, объем заготавливаемой древесины составит всего 0,005 тыс. м3, в том числе 0,005 тыс. м3 по хвойному хозяйству.

Таким образом, из представленного ответчиком расчета размера арендной платы, рассчитанной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310, плата за использование лесов при рубке аварийных деревьев составляет 1053 руб. (л.д.50).

Учитывая изложенные нормы права, а также тот факт, что изменения в договор аренды, в редакции, изложенной ответчиком, касаются количественного использования лесного участка, предоставленного в аренду по результатам аукциона, такие изменения в договор аренды могут быть внесены только на основании решения суда.

На основании вышеизложенного, суд считает возможным внести в договор аренды лесного участка № 944 от 15.11.2019 следующие изменения: пункт 2.1 Договора дополнить абзацем следующего содержания: «Размер арендной платы, рассчитанный исходя из объема заготовки при рубке аварийных деревьев на лесном участке в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25.10.2022 № 30-01-02-1295 в 2023 году составляет 1053,00 руб.».

А также таблицу в приложение № 6 к договору изложить в следующей редакции:

Объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке.

Целевое

назначение

лесов

Виды мероприятий

Единица измерения

Среднегодовой объем

Срок исполнения

Обеспечение пожарной безопасности в лесах

Обеспечение санитарной безопасности в лесах

Защитные леса

Рубка аварийных деревьев в соответствии с приказом Минприроды ПК от 25.10.2022 № 30-01-02-1295

тыс. м3

0,005

2023-2024 гг.

Вместе с тем, требования истца в части дополнения пунктов 2.2 договора, подпункта «л» пункта 3.4 договора, примечания к приложению 6 договора, в предложенной истцом редакции, суд считает не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Из служебной записки начальника отдела лесного планирования от 23.8.2023 № 30-01-22-2119 следует, что государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится в порядке, установленном статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 513 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (далее – Порядок государственной экспертизы).

В соответствии с пунктом 3 Порядка государственной экспертизы, целью государственной экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 10.1 Порядка государственной экспертизы, отрицательное заключение государственной экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиями и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

Таким образом, указание на изменения, возникшие при дальнейшей эксплуатации лесного участка в проекте освоения лесов, без их внесения в установленном порядке (по решению суда) в договор аренды, приведут к несоответствию проекта освоения лесов договору аренды, следовательно, в силу требований пунктов 3, 10.1 Порядка государственной экспертизы на такой проект освоения лесов будет внесено отрицательное заключение государственной экспертизы.

Учитывая изложенное, требования истца о дополнении примечания к приложению 6 договора словами «без заключения дополнительного соглашения к договору» будут являться незаконными, противоречащими ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации, а также приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 513 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов».

Кроме того, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.12.2013 № 12157/13 указал, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным ЛК РФ (частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ), что исключает применение норм гражданского законодательства в части условий и основания изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора. Аналогичная позиция содержится и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 N 301- ЭС14-448 по делу N А43-21805/2013.

Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что основания для внесения изменений в договор аренды лесного участка по соглашению сторон, в частности путем заключения дополнительных соглашений, установленные частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ применительно к спорным отношениям отсутствуют и возможны только по решению суда.

Доводы истца о том, что в действующей редакции договора потребуется каждый раз вносить в судебном порядке в договор изменения, предусматривающие рубку конкретных деревьев, что существенно затягивает процесс удаления зараженных деревьев и способствует дальнейшему распространению стволовых вредителей, судом отклоняются, поскольку в данном случае судебный контроль направлен, в том числе на предотвращение злоупотребления при осуществлении лесопользования, а также проверку наличия или отсутствия оснований, при которых законодатель связывает возможность внесения изменений в договор.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

внести в договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности № 944 от 15.11.2019 года, заключенный между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и Павленко ФИО8, следующие изменения: Пункт 2.1 Договора дополнить абзацем следующего содержания: «Размер арендной платы, рассчитанной исходя из объема заготовки при рубке аварийных деревьев на лесном участке в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25.10.2022 года № 30-01-02-1295 составляет 1 053 рублей.

Таблицу Приложение № 6 к договору аренды лесного участка № 944 от 15.11.2019 года изложить в следующей редакции:

Объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом земельном участке

Целевое

назначение

лесов

Виды мероприятий

Единица измерения

Среднегодовой объем

Срок исполнения

Обеспечение пожарной безопасности в лесах

Обеспечение санитарной безопасности в лесах

Защитные леса

Рубка аварийных деревьев в соответствии с приказом Минприроды ПК от 25.10.2022 № 30-01-02-1295

тыс.

м3

0,005

2023-2024 гг.

В удовлетворении оставшейся части требований Павленко ФИО7 – отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья подпись Т.А. Евдокимова

Копия верна, судья

Мотивированное решение изготовлено 27.09.2023 года.

Подлинник судебного акта находится в деле № 2-3755/2023

в Ленинском районном суде г. Перми.