ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3761/2023 от 30.11.2023 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-3761/2023

73RS0004-01-2023-005020-89

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2023 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Киреевой Е.В.,

при секретаре Клейменовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к товариществу собственников недвижимости «Алексеевское» о признании недействительными отдельных положений решения очередного общего собрания собственников многоквартирного дома, оформленных протоколом от 01.02.2023 года, обязании произвести перерасчёт платы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к товариществу собственников недвижимости «Алексеевское» о признании недействительными отдельных положений решения очередного общего собрания собственников многоквартирного дома, оформленных протоколом от 01.02.2023 года, обязании произвести перерасчёт платы, в обоснование иска указал следующее.

Он является собственником жилого помещения, кадастровый номер , находящегося в многоквартирном доме по адресу: <...> на основании договора долевого участия в строительстве, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия

В период с 11.01.2023 года по 27.01.2023 год по инициативе Председателя Правления ТСН «Алексеевское» ФИО2 было проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома (11.01.2023 года с 19:00 до 20:00 было доведено очное обсуждение и принятия решений по вопросам повестки дня, в период с 11.01.2023 года по 27.01.2023 год проводилось заочное голосование по вопросам повестки дня).

На разрешение были поставлены следующие вопросы:

Об избрании Председателя и секретаря общего собрания.

Об избрании членов счётной комиссии общего собрания.

Утверждение направления использования не востребованных денежных средств.

4. Замена дверей мусорных камер.

5. Покупка мобильного устройства для чистки ствола мусоропровода.

Установка видеонаблюдения и утверждение размеров взносов на установку и содержание.

Создание «Резервного фонда» и утверждение положения о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуация.

Взносы на содержание общего имущества

Взносы на текущий ремонт на период с 01.01.2023г. по 31.12.2023г.

Утверждение сметы доходов и расходов ТСН «Алексеевское».

Утверждение отчетов.

Выбор Правления ТСН «Алексеевское».

Выборы председателя правления ТСН «Алексеевское».

14. Замена запорного устройства типа «Домофон».

15. Возложение на ТСН «Алексеевское» обязанности собирать платежи для сторонних организаций.

Общим собранием по вопросам повестки дня были приняты следующие решения:

По первому вопросу решили утвердить председателем общего собрания ФИО2 - собственника <адрес>, секретарем общего собрания собственников помещений ФИО3 - собственника <адрес>.

По второму вопросу решили утвердить счетную комиссию в составе: ФИО6 собственника <адрес>, ФИО3 – собственника <адрес>, ФИО4 - собственника <адрес>.

По третьему вопросу решили утвердить за период с 01.01.2022 года по 31.12.2022 год сумму денежных средств, оставшихся не востребованными в размере 401 803 руб. Направить данную сумму на оплату текущего ремонта периода 01.01.2023 по 31.12.2023.

По четвертому вопросу решили произвести замену дверей мусорных камер. Добавить платеж в размере 1 рубль 02 копейки к сумме оплаты текущего ремонта общего имущества, указанного в 9 вопросе.

По пятому вопросу решили добавить в плату по содержанию общего имущества собственников стоимость покупки устройства для прочистки ствола мусоропровода из расчета 93 копейки с 1 кв. м.

По шестому вопросу не утверждать на период с 01.01.2023г. по 31.12.2023г. перечень дополнительных работ - установка видеонаблюдения, объем - 9 камер, общая стоимость 183 000 руб. размер взносов 0.77/м2, источник финансирования - взносы собственников и иных помещений в многоквартирном доме.

По седьмому вопросу решили создать «Резервный фонд» в размере 100 000 руб. и положение о «Резервном фонде».

По восьмому вопросу решили утвердить на период с 01.01.2023 по 31.12.2023 перечень, объем и периодичность работ, стоимость содержания общего имущества 20.80 руб./м2, источник с финансирования - взносы собственников и иных пользователей помещений в многоквартирном доме, размер платы, план услуг и работ по содержанию общего имущества в МКД.

9. По девятому вопросу решили утвердить на период с 01.01.2023 по 31.12.202 перечень, объем, стоимость, источник финансирования, размер платы в размере 4 руб. 26 коп., план услуг и работ на текущий ремонт общего имущества в МКД с порядком внесения данной платы.

По десятому вопросу утвердить смету доходов и расходов ТСН «Алексеевское» на период с 11.010.2023 по 31.12.2023.

По одиннадцатому вопросу решили утвердить годовой отчет о деятельности правления товарищества за 2022 год, отчета об исполнении годового плана содержания и ремонта общего имущества существа за 2022 год товарищества, отчета об исполнении сметы доходов и расходов товарищества за 2022 год.

По двенадцатому вопросу решено включить в правление ТСН «Алексеевское» сроком на 2 года.

ФИО2 - собственника <адрес>;

ФИО5 - собственника <адрес>;

ФИО7 - собственника <адрес>;

ФИО8 - собственника <адрес>;

ФИО9 - собственника <адрес>.

По тринадцатому вопросу решено избрать председателем правления ТСН «Алексеевское» ФИО2 - собственника <адрес>.

По четырнадцатому вопросу решено принять решение о модернизации существующей системы «Домофон». Установить систему «Домофон» с видеофиксацией.

По пятнадцатому вопросу решено возложить на ТСН «Алексеевское» обязанности собирать платежи за обслуживание системой «Домофон» за период-с 01.01.2023г. в пользу ООО «ТехноСервис» 50 руб. для квартир вне зависимости от подключения трубки в квартире. С выставлением данной платы ежемесячно в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в предоставление коммунальных услуг в соответствии с дополнительным соглашение №3 от 01.12.2022 к Договору б/н от 01.10.2017г.

Результаты общего собрания собственников многоквартирного дома оформлены протоколом от 01 февраля 2023 года № 1/2023.

Он в заочном голосовании не участвовал, решений по указанным выше вопросам не принимал.

14 февраля 2023 года он сделал запрос на предоставление протокола общего собрания, на 15.02.2023 года был предоставлен ответ о возможности ознакомления с документами в открытом доступе на сайте ГИС ЖКХ, однако на указанном сайте нужная информация отсутствовала.

Решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома являются не законными и необоснованными, поскольку нарушают права и законные интересы истца как собственника жилого помещения в многоквартирном доме.

Принятыми решениями нарушены права и законные интересы истца, а именно:

На разрешение собственников многоквартирного дома были поставлены вопросы:

№4 произвести замену дверей мусорных камер. Добавить платеж в размере 1 руб. 02 коп. с 1 кв.м. к сумме оплаты текущего ремонта общего имущества, указанного в 8 вопросе.

- № 7 о создании «Резервного фонда» и утверждение положения о порядке создания, хранения, пользования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Принятыми решениями размер платы за текущий ремонт составил 5 руб. 28 коп.

Согласно пояснениям иных собственников многоквартирного дома, участвующих в заочном голосовании, к бюллетеням положение о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций приложено не было. Не известно на каких условиях и в каком порядке резервный фонд будет формироваться и расходоваться. Решений об утверждении конкретного Положения о порядке создания, хранения, пользования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций собственниками многоквартирного дома не принималось. В бюллетени имеется ссылка на указание, что источником финансирования вышеперечисленных в настоящем документе услуг и работ являются взносы собственников и иных пользователей помещений в многоквартирном доме.

Пункт №9 бюллетеня (взносы на текущий ремонт на период с 01.01.2023г. по 31.12.2023г.) состоит из следующих видов работ:

резервный фонд - 100 000 руб.

замена лежаков канализации в подвале - 144 448 руб.

ремонт пандусов - 10 000 руб.

текущий ремонт межпанельных швов (по заявлениям) - 330 000 руб.

замена входных дверей в подъезд - 305 500 руб.

ремонт температурного шва между 4 и 5 подъездами - 64 000 руб.

частичный ремонт кровли - 16 500 руб.

ремонт входных групп - 350 000 руб.

реконструкция испарителей на чердаке - 104 000 руб.

непредвиденные расходы - 5% - 91 157 руб.

Исходя из указанного выше перечня работ общая стоимость составляет 1 424 448 руб. Следовательно, сумма непредвиденных расходов не может превышать 71 222,40 руб.

Более того, формирование Резервного фонда и частичный ремонт кровли не могут быть отнесены к текущему ремонту, а, следовательно, на указанную сумму не представляется возможным начисление 5% за непредвиденные расходы.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 № 51-П в наименование услуг (работ), выполняемых в рамках минимального взноса на капитальный ремонт входит в том числе утепление и ремонт фасадов, в том числе балконов, отмостков, смена входных дверей, окон в подъездах.

Таким образом, к перечню работ, относящихся к текущему ремонту формирование резервного фонда, не относится, а замена входных дверей в подъезд и замена дверей в мусорных камерах относится исключительно к капитальному ремонту. Следовательно, данные виды работ подлежат включению из перечня работ на текущий ремонт на период с 01.01.2023г. по 31.12.2023г.

Пунктом 14 протокола заочного голосования принято решение о модернизации существующей системы «Домофон». Установить систему «Домофон» с видеофиксацией. В связи с чем, была произведена замена входных дверей и установка новой системы «Домофон».

Указанное выше имущество было приобретено за счет собственников МКД путем внесения денежных средств в равных долях в размере 610 руб. ФИО1 на приобретение имущества было внесено 610 руб., которое является собственностью граждан, а не общим имуществом МКД, что подтверждается квитанцией 119 от 30.06.2003. В настоящее время указанное выше имущество реализовано председателем правления ТСН «Алексеевской» ФИО2 третьим лицам, решения по реализации спорного имущества собственниками этого имущества не принималось, вырученные с продажи денежные средства распределены между собственниками этого имущества не были.

О результатах проведенного голосования в заочной форме он узнал в начале апреля 2023 года от ФИО4, собственника <адрес>, которая сообщила о результатах голосования, путем предоставления выписки из протокола № 1/2023 от 01.02.2023. Ознакомившись с его результатами он выявил существенные нарушения, в принятых решениях, которые причиняют ему убытки, вызванные необоснованным завышением тарифов по текущим платежам.

Таким образом, срок для обжалования принятого решения необходимо исчислять со второй половины апреля 2023 года. При таких обстоятельствах крайний срок для обжалования решений собственников МКД выпадает на первую половину октября 2023 года.

С учетом уточнения исковых требований, просит признать недействительными решений №4, №9, №10 принятых на очередном общем собрания собственников многоквартирного дома, оформленных протоколом №1/2023 от 01.02.2023 года, обязании произвести перерасчёт платы начисленных и удержанных денежных средств за текущий ремонт за период с 01.01.2023.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.

Представитель истца ФИО1 – ФИО10 (доверенность 73 АА 2504193, от 21.09.2023, л.д. 11) в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по доводам, изложенным в иске, представив дополнительные пояснения по иску, которые приобщены к материалам дела.

Представитель ответчика ТСН «Алексеевское» - ФИО11 (доверенность от 28 марта 2023 года, л.д. 116) в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что полагает, истцом пропущен срок на обжалование данных решений, так как истцу достоверно было известно о принятых решениях при рассмотрении дела в суде в феврале 2023 года, когда к материалам дела был приобщен протокол общего собрания. Результаты голосования были оформлены протоколом № 1/2023 от 01.02.2023 года и выписка из протокола была вывешена на информационных стендах 06 февраля 2023 года. В соответствии с п. 1 ст. 46 ЖК РФ протокол и бюллетени были переданы в орган государственного жилищного надзора 06 февраля 2023 года, где также стали доступны для ознакомления любому собственнику. Также информация была опубликована на сайте ГИС ЖКХ 06 февраля 2023 года. Истец присутствовал на очной части общего собрания, где все желающие могли ознакомится с приложениями к бюллетеню голосования, а также получить копии. До 10 февраля 2023 года каждый собственник получил платежные документы за январь 2023, в которых текущий ремонт был начислен в размере 5 рублей 28 копеек согласно протоколу № 1/2023 от 01.02.2023 года. Истец оплатил указанную сумму 19.02.2023 года. В соответствии с п. 5 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом. Таким образом, срок исковой давности закончился 09.08.2023 года. Истец впервые подал иск 24.08.2023 года, то есть с пропуском срока исковой давности. В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. По существу заявленных требований пояснила, что в ноябре 2022 года в адрес Ответчика поступило требование о предоставлении информации от МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска» о наличии резервного фонда, его использовании и пополнении в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В связи с требованиями вышеназванных правовых актов был поставлен вопрос о создании Резервного фонда и утверждении соответствующего положения (вопрос № 7). Общим собранием было принято решение о создании и формировании такого фонда в размере 100 000 рублей. Данный вопрос не оспаривается Истцом. В соответствии с актом осмотра общего имущества от 23.08.2022 года требовалась замена дверей мусорных камер. Вопрос о необходимости проведения таких работ был поставлен на голосование (вопрос № 4), было принято положительное решение. Данный вопрос также не оспаривается истцом. Таким образом, Истец не оспаривает необходимость и законность проведения указанных работ и формирование фонда, а также размер взносов на их выполнение. Площадь квартиры истца 66 кв.м. Разница в стоимости текущего ремонта 2 рубля 66 копеек. Общая сумма за 2023 год составит: 66*2,66*12=2106 рублей 72 копейки. Таким образом, включение этих расходов в текущий ремонт не влечет существенных неблагоприятных последствий для Истца. В связи с тем, что он не является единственным собственником в МКД, его мнение не могло повлиять на принятие решения по спорным вопросам. Спорная система ограничения доступа была демонтирована, все составляющие системы были признаны негодными к эксплуатации, в связи с чем двери были утилизированы (сданы в металлолом). Денежные средства были потрачены на аренду техники для ремонта внутридомового проезда. По данному факту проводилась проверка и жилищной инспекцией и правоохранительными органами. Нарушений не установлено. На момент проведения голосования не была известна сумма от передачи дверей в металлолом, поэтому не могла быть включена в смету доходов и расходов. Работы по замене дверей и создание Резервного фонда относятся к текущему ремонту. Резервный фонд предполагает экстренный текущий ремонт, работы по которому необходимо провести сразу, например, поломка лифта, прорыв трубы или короткое замыкание. Замена дверей может быть отнесена к текущему ремонту по решению собственников. Согласно ответу ГЖИ замена дверей также относится к текущему ремонту. Более подробная позиция изложена в отзыве на иск, который приобщен к материалам дела (л.д. 117-119).

Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами.

В силу ч.2 ст.135 ЖК РФ устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст.136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.

В соответствии со ст.4 Жилищного Кодекса РФ отношения по поводу управления многоквартирным домом регулируются жилищным законодательством.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (ст.44 ЖК РФ).

Согласно ст.44.1 Жилищного Кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством:

1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);

2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 настоящего Кодекса);

3) очно-заочного голосования.

Согласно части 3 статьи 45 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

В силу ч.3 ст.47 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса РФ при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:

1) сведения о лице, участвующем в голосовании;

2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;

3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».

В силу частей 1, 3 статьи 48 Жилищного кодекса РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме; голосование осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

Согласно ч.6 ст.46 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участия в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Суд, с учетом всех обстоятельств дела, вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

В соответствии с п. 104 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015 года «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).

Исходя из положений статьи 181.4 Гражданского кодекса РФ, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе, в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе, правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица (часть 4 статьи 181.4 Гражданского кодекса РФ).

Судом установлено, что в период с 11.01.2023 по 27.01.2023 по инициативе Председателя Правления ТСН «Алексеевское» ФИО2 было проведено общее собрание в форме очно-заочного голосования, оформленное протоколом №1/2023 от 01.02.2023.

Вопросами повестки дня явились:

Об избрании Председателя и секретаря общего собрания.

Об избрании членов счётной комиссии общего собрания.

Утверждение направления использования не востребованных денежных средств.

4. Замена дверей мусорных камер.

5. Покупка мобильного устройства для чистки ствола мусоропровода.

Установка видеонаблюдения и утверждение размеров взносов на установку и содержание.

Создание «Резервного фонда» и утверждение положения о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуация.

Взносы на содержание общего имущества

Взносы на текущий ремонт на период с 01.01.2023г. по 31.12.2023г.

Утверждение сметы доходов и расходов ТСН «Алексеевское».

Утверждение отчетов.

Выбор Правления ТСН «Алексеевское».

Выборы председателя правления ТСН «Алексеевское».

14. Замена запорного устройства типа «Домофон».

15. Возложение на ТСН «Алексеевское» обязанности собирать платежи для сторонних организаций.

ФИО1 в обоснование доводов иска ссылается на то, что включение таких работ как замена входных дверей в подъезде, замена дверей мусорных камер не может быть отнесено к текущему ремонту, так как эти работы относятся к капитальному ремонту. Кроме того, не оспаривая создания резервного фонда, не согласен на включение суммы резервного фонда в размере 100 000 руб. в тариф суммы за текущий ремонт, так как на данную сумму подлежит начислению сумма 5% на непредвиденные расходы. Соответственно, в случае исключения указанных сумм из тарифа за текущий ремонт, смета расходов и доходов не может быть признана законной и обоснованной. Также подлежит перечислению плата, уплаченная им на текущий ремонт.

Как следует из материалов дела, очередным общим собранием собственников помещений многоквартирного дома №10 по пр-ту Авиастроителей в г.Ульяновск, проведенном в форме очно-заочного голосования в период с 11.01.2023 по 27.01.2023, собственниками по вопросу №4 принято решение – произвести замену дверей мусорных камер. Добавить платеж в размере 1 рубль 02 копейки к сумме оплаты текущего ремонта общего имущества, указанного в 9 вопросе; по вопросу №9 принято решение - об утверждении на период с 01.01.2023 по 31.12.202 перечня, объема, стоимости, источника финансирования, размера платы в размере 4 руб. 26 коп., план услуг и работ на текущий ремонт общего имущества в МКД с порядком внесения данной платы; по вопросу 10 принято решение - об утверждении сметы доходов и расходов ТСН «Алексеевское» на период с 11.01.2023 по 31.12.2023.

Право собственников помещений в многоквартирном доме на денежные средства фонда капитального ремонта, образованного за счет их взносов, конкретизировано в разделе IX ЖК РФ, в соответствии с которым фонд капитального ремонта формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специализированный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора (ч. 3 ст. 170 ЖК РФ). Средства фонда капитального ремонта могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением, указанным в ст. 174 ЖК РФ.

Частью 1 статьи 174 ЖК РФ определено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома (ч,1 ст. 166 ЖК РФ).

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации названный перечень может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ (ч. 2 ст. 166 ЖК РФ).

Согласно статье 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.

В соответствии с Региональной программой собственники помещений в многоквартирных домах, выбравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта формирование его на специальном счете, обязаны обеспечить реализацию мероприятий Программы в сроки и в объемах, предусмотренных Программой и краткосрочными планами.

Исходя из положений, изложенных в части 1 статьи 167 ЖК РФ следует, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 № 51-П «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы» капитальный ремонт может быть проведен только в отношении следующих элементов дом № 10 по пр-ту Авиастроителей: ремонт крыши, ремонт инженерной системы холодного водоснабжения, ремонт инженерной системы горячего водоснабжения, ремонт инженерной системы водоотведения, ремонт инженерной системы теплоснабжения, ремонт инженерной системы электроснабжения, ремонт фасада, ремонт или замена лифтового оборудования.

В силу п. 17, 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

Исходя из положений указанных выше правовых норм, решение общего собрания собственников помещений является обязательным условием для проведения текущего ремонта общего имущества.

Понятие капитального ремонта содержится в пункте 3.13 ГОСТ Р 51929-2014, согласно которому капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома – это комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту) потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 56535-2015 текущий ремонт – комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает тридцати процентов от ремонтируемого имущества.

В примечании к данному пункту также отражено, что восстановление имущества может проводиться путем замены или ремонта, за исключением элементов несущих конструкций многоквартирного дома, восстановление которых осуществляется в рамках капитального ремонта.

Согласно пунктам 5.1 - 5.2 Положения №312 капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.

При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций).

При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Текущему ремонту подлежит имущество, нормативное техническое состояние которого необходимо восстановить или модернизировать (усовершенствовать) в процессе содержания многоквартирного дома без прекращения его эксплуатации (пункт 4.3 ГОСТ Р 56535-2015).

Работы по ремонту фасада, финансируемые за счет фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определены пунктом 5 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ, пунктом 5 Приложения 1 к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области.

Перечень работ по капитальному ремонту содержит исчерпывающие виды работ по ремонту фасада в многоквартирных домах, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт. В частности, следующие работы:- устройство, частичный ремонт и восстановление фактурного слоя фасадов, включая архитектурный ордер и орнамент; замена и (или) ремонт отдельных элементов фасадов; восстановление окрасочного слоя фасадов; ремонт и (или) восстановление заполнения продухов и слуховых окон чердаков; ремонт и (или) восстановление заполнения оконных проемов мест общего пользования с установкой отливов, подоконных досок и облицовкой откосов; ремонт герметизации стыков и швов полносборных зданий; частичная замена бревен несущих стен, восстановление межвенцового утеплителя; частичный ремонт и (или) усиление кирпичной кладки; восстановление заполнения швов кирпичной кладки; ремонт или замена желобов и водосточных труб; ремонт, замена или устройство козырька, гидроизоляционного слоя плиты перекрытия над балконами и (или) лоджиями верхних этажей; ремонт или замена ограждений, экранов балконов и (или) лоджий; ремонт и усиление железобетонных балконных плит (при наличии технической возможности); ремонт и (или) восстановление элементов входных групп (козырек над входом в подъезд; крыльцо; ограждение крыльца; пандус; аппарель); ремонт и (или) восстановление заполнения наружных дверных проемов; ремонт и (или) восстановление отмостки.

Материалами дела подтверждено, что работы, связанные с установкой дверей (входных групп), в мусорокамеру, не входят в вышеуказанный перечень работ по капитальному ремонту фасада.

В связи с чем, суд полагает, что спорные работы относятся к текущему ремонту, следовательно, для их финансирования не могут использоваться средства из фонда капитального ремонта.

Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не могут использоваться в каких-либо иных целях, а должны расходоваться исключительно на цели, связанные с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Оценив доводы истца в данной части, суд полагает его доводы относительно того, что данные виды работ (замена дверей мусорных камер, замена выходных дверей в подъезд) относятся к капитальному ремонту, не состоятельны.

Размер платы утверждают собственники на общем собрании собственников на срок не менее года (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ). Законодательство не запрещает на ОСС принять решение о накоплении платежей жителей дома в целях создания резервного фонда на оплату текущего ремонта. Такой счёт может создаваться по аналогии с тем, как это делает ТСЖ, или по аналогии с правилами формирования фонда капитального ремонта (п. 5 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ). Поскольку законодательством не определён порядок формирования такого фонда, решение о его создании и использовании проводятся на основании принятых решений ОСС.

Относительно доводов истца о неправомерности включение в тариф текущего ремонта такого вида работ как резервный фонд, суд также находит несостоятельными, так как в данном случае, решение данного вопроса является исключительно прерогативой собственников. Создание самого резервного фонда стороной истца не оспаривается, данный вопрос также был рассмотрен на общем собрании и собственниками принято решение о его создании.

На основании изложенного, суд не усматривает оснований для признания сметы расходов и доходов незаконной, а также для произведения перерасчета платы.

Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, ФИО1 присутствовал на очной части собрания, вместе с тем участия в голосовании не принимал, как и не голосовал при проведении заочной части голосования.

Между тем, учитывая доводы ФИО1, суд приходит к выводу, что принятые собственниками решения не нарушают права и законные интересы истца.

Так, формирование повестки дня собрания является прерогативой собственника, или иного лица, указанного в ЖК РФ (правления), по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, суд не наделен правом проверять повестку дня общего собрания на предмет целесообразности и полноты постановки перед собственниками тех или иных вопросов для принятия по ним решений.

С учетом установленных обстоятельств дела, приведенных положений норм материального права, суд приходит к выводу, что нарушений требований действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при подготовке и проведении внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №10 по пр-ту Авиастроителей в г.Ульяновске, проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 11.01.2023 по 27.01.2023, не допущено

Кроме того, стороной ответчика заявлено ходатайство о пропуске истцом срока для обращения в суд за оспариванием решений общего собрания.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

В соответствии с пунктом 5 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

В силу статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Вместе с тем, нормами части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и, если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Судом установлено, что истцу достоверно было известно о принятых решениях при рассмотрении гражданского дела по иску ФИО1 к ТСН «Алексеевское» о защите прав потребителей в суде в феврале 2023 года, когда к материалам дела был приобщен протокол общего собрания. Результаты голосования были оформлены протоколом № 1/2023 от 01.02.2023 года и выписка из протокола была вывешена на информационных стендах 06 февраля 2023 года. В соответствии с п. 1 ст. 46 ЖК РФ протокол и бюллетени были переданы в орган государственного жилищного надзора 06 февраля 2023 года, где также стали доступны для ознакомления любому собственнику. Также информация была опубликована на сайте ГИС ЖКХ 06 февраля 2023 года. Истец присутствовал на очной части общего собрания, где все желающие могли ознакомиться с приложениями к бюллетеню голосования, а также получить копии. До 10 февраля 2023 года каждый собственник получил платежные документы за январь 2023, в которых текущий ремонт был начислен в размере 5 рублей 28 копеек согласно протоколу № 1/2023 от 01.02.2023 года. Истец оплатил указанную сумму 19.02.2023 года.

Истец, как лицо, постоянно пользующиеся жилым помещением и регулярно получающие документы об оплате жилья и коммунальных услуг, не мог не знать об утвержденных тарифах, которые были указаны в счетах на оплату.

Таким образом, по итогам проведения собрания приняты решения по существенным и значимым вопросам, которые определили в последующие участие собственников в оплате основных, значимых жилищных и коммунальных услуг, в связи с чем истец, являясь правообладателями жилого помещения, должен был и мог знать, кем оказываются услуги и какая установлена за них плата. Доказательств обратному суду истцом не представлено.

Впервые истец обратился в суд с заявлением об оспаривании 24.08.2023, его заявление не было принято к производству. После чего он повторно обратился в суд только 04.10.2023, то есть за пределами установленного срока.

С учетом изложенного, законных оснований для удовлетворения уточненных исковых требований ФИО1, не имеется.

В соответствии со ст.ст. 98, 88, 94 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела; к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителя.

Как следует из положений ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, и расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимые расходы.

На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела").

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано, при разрешении ходатайства ТСН «Алексеевское» о взыскании судебных расходов на представителя, суд учитывает характер, сложность спора, в процессе разрешения которого были оказаны данные услуги, объем оказанной юридической услуги, суд считает возможным взысканию с истца в пользу ответчика сумму в размере 15 000 руб., поскольку данная сумма является разумной и соответствующей объему оказанной юридической помощи (с учетом количества судебных заседаний). Факт несения судебных расходов подтверждается договором на оказание юридических услуг, платежным поручением (л.д.148-151).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к товариществу собственников недвижимости «Алексеевское» о признании недействительными вешений №4, №9, №10 принятых на очередном общем собрания собственников многоквартирного дома, оформленных протоколом №1/2023 от 01.02.2023 года, обязании произвести перерасчёт платы, отказать.

Взыскать с ФИО1 (ИНН в пользу товарищества собственников недвижимости «Алексеевское» (ИНН <***>) судебные расходы на представителя в размере 15 000 руб., в остальной части отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Е.В. Киреева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.