КОПИЯ
№ 2-391/2020
70RS0004-01-2019-005134-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 февраля 2020 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Глинской Я.В.
при помощнике судьи Захаровой А.В.,
с участием представителя истца ФИО2, действующей на основании доверенности от 09.01.2020 № 11 сроком до 31.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Департамента по управлению государственной собственностью Томской области к некоммерческой организации «Томский общественный фонд развития агломерации» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области (далее - Департамент) обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Томский общественный фонд развития агломерации» (далее – НО «ТОФРА», Фонд) о ликвидации некоммерческой организации «Томский общественный фонд развития агломерации» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что с 2016 года фонд не осуществляет деятельность, предусмотренную уставом, у фонда отсутствуют денежные средства, необходимые для реализации поставленных целей, а, следовательно, цель фонда не может быть достигнута, возможность изыскания необходимых средств в будущем отсутствует. Помимо этого реализуемая на территории Томской агломерации деятельность Департамента промышленности и энергетики администрации Томской области не предполагает выполнение мероприятий по ее развитию, и, соответственно, использование фонда.
Определением суда от 11.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства юстиции Российской Федерации Томской области.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что деятельность фондом не ведется, работники отсутствуют, долговых обязательств не имеется.
Представитель третьего лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области ФИО3, действующая на основании доверенности №25 от 05.11.2019 сроком на один год, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменные пояснения, согласно которым не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, юридическим адресом некоммерческой организации «Томский общественный фонд развития агломерации» является: <...>.
По указанному адресу направлены судебные извещения от 20.12.2019 и от 22.01.2020, которое адресатом не получены и возращены отправителю с отметкой «истек срок хранения».
В соответствии с п.63, п. 67, п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Учитывая, что судом предпринимались меры по извещению ответчика некоммерческой организации «Томской общественный фонд развития агломерации» о месте, дате и времени судебного заседания, по имеющимся в распоряжении суда контактным сведениям, в данном случае риск неполучения корреспонденции несет адресат, в связи с чем, в соответствии со ст.ст. 165.1, 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав представителя истца, свидетеля, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 установлено, что настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях предусмотренных федеральным законом.
При этом к числу заинтересованных лиц, которые вправе подать заявление о ликвидации фонда, относятся лица, имеющие правовой интерес в ликвидации фонда, к которым относится и учредитель фонда.
Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 123.20 ГК РФ.
Согласно п.1 ст.61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В силу пп.5 п.3 ст.61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
Как следует из материалов дела, а именно из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.12.2019, некоммерческая организация «Томский общественный фонда развития агломерации» (сокращенное наименование – НО «ТОФРА»), создана и зарегистрирована в качестве юридического лица 18.07.2014, основной государственный регистрационный номер 1147000000762.
Учредителем Фонда является Томская область, права которой осуществляются Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области, что следует из вышеуказанной выписки из ЕГРЮЛ, а также из п.1.5 Устава НО «ТОФРА».
Согласно п.1.1 Устава, утвержденного решением единственного учредителя №1 от 27.05.2014, НО «ТОФРА» является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной гражданами и (или) юридическими на основе добровольных имущественных взносов и преследующей цели, предусмотренные Уставом.
Организационно-правовая форма НО «ТОФРА» - фонд.
Целями деятельности НО «ТОФРА» являются: формирование имущества, направляемого на реализацию мероприятий по развитию городских агломераций в Томской области и условий для их создания и совершенствования; оказание содействия органам власти региона и муниципальных образований по созданию условий для формирования городских агломераций и их ускоренного социально-экономического и пространственно-территориального развития (п.2.1. Устава Фонда).
Из раздела 3 Устава Фонда следует, что источниками формирования имущества Фонда являются: взносы Учредителя добровольные имущественные взносы и пожертвования; доходы, получаемые от собственности Фонда; доходы, получаемые от собственной деятельности; бюджетные и внебюджетные источники; другие не запрещенные законом поступления.
Разделом 6 Устава Фонда предусмотрено, что органами его управления являются: попечительский совет, правление, директор. Правление Фонда является высшим коллегиальным органом управления.
Согласно разделу 8 Устава Фонд может быть реорганизован или ликвидирован в порядке, предусмотренном ГК РФ, Федеральным законом РФ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В силу п.8.3 Устава, Фонд может быть ликвидирован в соответствии с действующим законодательством только по решению суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из ответа Департамента промышленности и энергетики администрации Томской области от 26.07.2019 №23-0632 следует, что поскольку деятельность Департамента промышленности и энергетики, реализуемая в том числе на территории Томской агломерации, не предполагает выполнение мероприятий по ее развитию и, соответственно, возможности использования НО «ТОФРА», сохранение Фонда является нецелесообразным.
Как следует из ответа Департамента архитектуры и строительства Томской области от 16.09.2019 №56-1161, в связи с недостаточностью имущества НО «ТОФРА» для осуществления целей Фонда и невозможностью получения им имущества, необходимого для достижения целей, предусмотренных уставом, дальнейшее существование фонда не целесообразно.
Из предупреждения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области от 28.10.2019 №70/03-3349 следует, что в ходе плановой документарной проверки в отношении НО «ТОФРА» установлено, что с 2016 года Фонд деятельность не осуществляет.
Распоряжением и.о. губернатора Томской области от 08.02.2016 № 58-ра утверждены кандидатуры уполномоченных представителей Томской области для избрания в правление НО «ТОФРА».
Из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО1, являющего председателем правления следует, что НО «ТОФРА» была создана в 2014 году в целях разработки и развития концепции агломерации, и данная работа была выполнена. Иных целей и задач у Фонда не было, в связи с чем, фактически Фонд прекратил свою деятельность в 2017 году. Пояснил, что трудовые отношения со всеми работниками Фонда прекращены.
У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля, поскольку они логичны, последовательны и в целом согласуются в совокупности между собой и другими доказательствами по делу.
Сведения о наличии в отношении НО «ТОФРА» возбужденного дела о банкротстве отсутствуют.
В соответствии с бухгалтерской (финансовой) отчетностью за период 2018 год оборотных, внеоборотных активов Фонд не имеет.
Из отчета о финансовых результатах за 2018 года следует, что у НО «ТОФРА» отсутствует прибыль, какие-либо доходы или расходы.
Таким образом, суд с учетом мнения представителя учредителя Фонда, приходит к выводу о недостаточности средств для осуществления уставной деятельности Фонда.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь имеющихся в деле доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о фактическом прекращении Фондом своей уставной деятельности, о невозможность достичь целей, предусмотренных Уставом Фонда.
На основании изложенного, исковые требования Департамента по управлению государственной собственностью Томской области о ликвидации некоммерческую организацию «Томский общественный фонд развития агломерации» подлежат удовлетворению.
Решение суда о ликвидации некоммерческой организации «Томский общественный фонд развития агломерации» является основанием для ее последующего исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента по управлению государственной собственностью Томской области удовлетворить.
Ликвидировать некоммерческую организацию «Томский общественный фонд развития агломерации», место нахождения: <...>. 72, зарегистрированный Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области 18.07.2014, основной государственный регистрационный номер 1147000000762, как прекративший свою деятельность.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна
Судья: Я.В. Глинская
Помощник судьи: А.В. Захарова
Оригинал находится в деле № 2-391/2020 (70RS0004-01-2019-005134-49) Советского районного суда г. Томска.
Мотивированный текст решения изготовлен 13.02.2020.