ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3775/2021 от 15.06.2021 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-3775/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2021 года город Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области

В составе: председательствующего судьи – Павловой О.Ю.,

при помощнике – Фаде О.К.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц ГИТ в Сахалинской области по вручению документов об итогах проведенной проверки о нарушении трудового законодательства при вручении протокола об административном правонарушении от 23 октября 2019 года , возложении обязанности вручить предписание, постановление и протокол об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что ею подано в Государственную инспекцию труда в Сахалинской области заявление об ознакомлении с протоколом об административном правонарушении от 23 октября 2019 года, составленным по факту нарушения ее трудовых прав при работе в ОПС Сахалинского почтамта с 18 марта 2019 года по 28 мая 2019 года. 15 января 2021 года истец была ознакомлена с материалами дела об административном правонарушении, о чем письменно указано при ознакомлении с протоколом. Однако должностное лицо ГИТ в Сахалинской области при вручении ей протокола об административном правонарушении подменил его и вручил не подписанный ФИО протокол, также в устной форме отказавшись заверять протокол. Считая свои права нарушенными, истец просит признать незаконными действия (бездействие) должностных лиц ГИТ в Сахалинской области по вручению в 2019 году основополагающих документов об итогах проведенной проверки по ее заявлениям о нарушении трудового законодательства со стороны <данные изъяты>» при вручении протокола об административном правонарушении от 23 октября 2019 года , обязать вручить достоверные, заверенные гербовой печатью и подписью руководителя ГИТ в Сахалинской области предписание, постановление и протокол об административном правонарушении, касающиеся нарушения ее трудовых прав при работе в ОПС Сахалинского почтамта с 18 марта 2019 года по 28 мая 2019 года.

В судебное заседание истец ФИО, представитель административного ответчика ГИТ в Сахалинской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие участников.

Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, проверив законность и обоснованность обжалуемых действий, суд приходит к следующему.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Реализация гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан они имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Из материалов дела следует, что 13 мая 2019 года ФИО обратилась с заявлением в ГИТ в Сахалинской области по вопросу нарушения ее трудовых прав (л.д. 24-25, том 1).

На основании распоряжения ГИТ в Сахалинской области от 13 сентября 2019 года в отношении работодателя ФИО<данные изъяты>» проведена внеплановая документарная проверка, результаты которой оформлены актом от 20 сентября 2019 года (л.д. 167-169, 173-175, том 1).

По итогам проверки 20 сентября 2019 года <данные изъяты>» выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства (л.д. 176-177, том 1).

23 октября 2019 года главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ФИО в отношении <данные изъяты>» (организационно-правовая форма ФГУП изменена на АО) составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 194-198, том 1).

Постановлением от 25 февраля 2020 года <данные изъяты>» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 207-211, том 1).

15 января 2021 года ФИО обратилась в прокуратуру Сахалинской области с письменным заявлением, указав, что по ее заявлениям о нарушении прав работодателем <данные изъяты>» ей не вручены никакие документы, в том числе протоколы, предписания, постановления об административных правонарушениях, на неоднократные заявления руководство ГИТ в Сахалинской области не реагирует (л.д. 3-4, том 2).

Указанное заявление 21 января 2021 года направлено прокурором для исполнения в ГИТ в Сахалинской области (л.д. 2, том 2).

26 февраля 2021 года ГИТ в Сахалинской области в адрес ФИО направлено сообщение содержания которого следует, что ФИО ранее неоднократно по существу поставленных вопросов давался ответ (исх. от 19.11.2020, исх. 11.12.2020, исх. от 11.12.2020, исх. от 10.02.2021, исх. от 19.02.2021, исх. от 20.02.2021).

Ознакомиться с материалами и документами по рассмотрению обращений ФИО предлагалось неоднократно (исх. от 19.11.2020, исх. 11.12.2020, исх. от 10.02.2021). Данным правом ФИО воспользовалась 15 января 2021 года, что подтверждается личной подписью.

Запрашиваемые документы неоднократно направлялись в адрес ФИО (исх. от 19.11.2020, исх. от 19.02.2021), выдавались на руки при личном посещении ГИТ 15 января 2021 года.

В приложениях, направленных в адрес ФИО данным сообщением, указаны копии ответов заявителю:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Копией исходящего письма от 19.11.2020 подтверждается направление в адрес ФИО копии постановления от 25 февраля 2020 года о назначении административного наказания в отношении <данные изъяты>», также указано, что административные материалы в отношении <данные изъяты>» по запросу суда направлены в Южно-Сахалинский городской суда, в связи с чем, предоставить ей копии предписаний не представляется возможным. Разъяснено право ознакомиться с административными материалами после возвращения их из суда (л.д. 18-19, том 2).

Исходящим письмом от 11.12.2020 ФИО разъяснено, что постановление о назначении административного наказания от 25 февраля 2020 года направлено ей 19 ноября 2020 года, также она может получить их под личную подпись в помещении ГИТ в часы работы (л.д. 20-23, том 2).

19 февраля 2021 года ФИО на ее обращение от 21 января 2021 года направлены: предписание об устранении выявленных нарушений от 20.09.2019, протокол об административном правонарушении от 23.10.2019, постановление о назначении административного наказания от 25.02.2020 (л.д. 30, том 2).

Согласно имеющейся в деле телефонограмме от 19 февраля 2021 года должностным лицом ГИТ в Сахалинской области производился вызов ФИО по телефону с целью приглашения в ГИТ в Сахалинской области для вручения заверенных документов согласно заявлению от 21 января 2021 года, аппарат абонент недоступен (л.д. 31, том 2).

Почтовое отправление, которым ФИО направлено сообщение от 26 февраля 2021 года, согласно имеющему в деле конверту, возвращено в адрес ГИТ в Сахалинской области за истечением срока хранения (л.д. 80, том 2).

Из имеющейся в деле копии протокола об административном правонарушении от 23 октября 2019 года усматривается, что копия данного протокола вручена ФИО 15 января 2021 года (л.д. 194-198, том 1, л.д. 37-39, том 2).

Кроме того факт ознакомления с материалами административного дела подтверждается распиской ФИО от 15 января 2021 года (л.д. 212, том 1).

Таким образом, судом установлено, что копии запрошенных ФИО документов, составленных в результате проведенной ГИТ в Сахалинской области проверки в отношении <данные изъяты>» по заявлению ФИО о нарушении ее трудовых прав, направлялись ей административным ответчиком почтовыми отправлениями, вручались при личном обращении, а также предоставлялось право на ознакомление с материалами административного дела. Доводы истца о допущенных административным ответчиком нарушениях при рассмотрении ее обращений, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее частью 1 статьи 19, закрепляющих равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 1998 года № 9-П, от 5 февраля 2007 года № 2-П, от 15 февраля 2016 года № 3-П).

Часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, конкретизирующая положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Из изложенного следует, что целью судебной защиты в порядке административного судопроизводства является восстановление действительно нарушенных или оспариваемых прав, а не формальная констатация факта несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного органа нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах, поскольку судом не установлено нарушения прав ФИО действиями (бездействием) административного ответчика, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц ГИТ в Сахалинской области по вручению документов об итогах проведенной проверки о нарушении трудового законодательства при вручении протокола об административном правонарушении от 23 октября 2019 года , возложении обязанности вручить предписание, постановление и протокол об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в апелляционном порядке через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья О.Ю. Павлова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья О.Ю. Павлова