Дело № 2-3780/2021
УИД27RS0002-01-2021-000339-30
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2021 года г. Чита
Центральный районный суд города Чита в составе председательствующего судьи Копеистовой О.Н.
При секретаре Верхушиной О.В.
с участием помощника прокурора Читинского гарнизона ФИО1, действующего на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о понуждению к совершению действий
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, который мотивирован следующим. Военной прокуратурой Читинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами жилищно-коммунальной службы № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу требований законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства, при предоставлении коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил России. Установлено, что на территории военного городка № (<адрес>), расположена котельная инв. №, работающая на угольном топливе и ее тепловые сети, 1957 года постройки, введенная в эксплуатацию в 1985 году, обеспечивающая тепловой энергией объекты военной инфраструктуры (в/ч №) Минобороны России, дислоцированные в названном военном городке. Согласно результатам осмотра котельной инв. №, проведённого в 2020 году, данная котельная и ее тепловые сети требуют проведения капитального ремонта. Результаты осмотра отражены в акте и ведомости дефекации от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, при подготовке к отопительному сезону 2020-2021 годов необходимые ремонтные работы, отраженные в вышеуказанном акте осмотра и ведомости дефектов, не проводились и до настоящего времени не проведены. Истец просит возложить на Минобороны России обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2021 год на капитальный ремонт котельной инв. № и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке № (<адрес>).;. возложить на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт на котельной № и ее тепловых сетях, в объеме, определенном актом осеннего осмотра и ведомостью дефектации от ДД.ММ.ГГГГ, оформленными должностными лицами производственного участка № службы №, утверждёнными командованием части 59313-19, а именно: замена оконного остекления; замена котла в сборе - 3 шт., имена насосов - 3 шт., замена фильтров тонкой очистки - 4 шт., замена фильтров \убой очистки - 2 шт., замена мазутных резервуаров - 6 шт., установка компрессоров на котлы; замена пускорегулирующей аппаратуры, аппаратов щиты, замена щита распределительного (600А), восстановление пуско-наладочной работы КИПиА; замена асбестового шнура; замена арматуры и трубопроводов, осветительной арматуры, ламп освещения, пускорегулирующей аппаратуры, электрический двигателей, ПУ, подшипников, а также ремонт контура заземления и восстановление изоляции жил кабельных линий; ремонт РУ-0,4 кв, замена кабельных лотков; монтаж (обустройство) бытовых помещений (душевой комнаты, комнат отдыха и приема пищи).
В судебном заседании помощник прокурора Читинского гарнизона ФИО1 исковые требования поддержал, пояснил, что сведений об устранении выявленных нарушений не имеется. Просит обязать ответчиков провести ремонт федерального имущества, находящегося в пользовании Министерства обороны в установленный срок. Кроме того, уточнил требования, пояснив, что в целях соблюдения порядка выделения финансирования из федерального бюджета, необходимо возложить обязанность на министерство обороны РФ выделить лимиты бюджетных средств на 2022 год на капитальный ремонт обсуждаемого объекта недвижимости.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Представитель Министерства обороны РФ направил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть иск без участия представителя МО РФ, в возражениях указал, что Министерство обороны РФ является ненадлежащим ответчиком, обязанности по проведению капитального и текущего ремонта возложены на ФГБУ «ЦЖКУ». Данные обстоятельства указывают на целесообразность в иске отказать. Кроме того, ответчик не согласен, что истец выступил в интересах неопределенного круга лиц, так как возможно установить индивидуально-определенные признаки каждого проживающего в военном городке, который и имеет право обращения в суд в случае нарушения его права на получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, в связи с чем просит производство по настоящему делу прекратить.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№, создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны ФИО2 на которое возложены обязанности по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил России, что закреплено в Уставе Учреждения.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 12.04.2017 № 1140, объекты теплового хозяйства, в том числе угольная котельная инв. № и ее тепловые сети, закреплены на праве оперативного управления за Учреждением и в соответствии с передаточным актом №/ТХ, переданы Учреждению СибТУИО в эксплуатацию.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 30.07.2018 № 2025 в Устав Учреждения внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности, а именно включением мероприятий по выполнению работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование.
В силу ст. 3 Федерального закона «О теплоснабжении» (ред. от 29.07.2018)3 одним из принципов теплоснабжения, является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Частью 5 ст. 20 Закона № 190 предусмотрено, что проверка готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности к выполнению графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Исходя из требований по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих организаций, изложенных в разделе III Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, одним из критериев оценки является обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергией, выражающихся в том числе в отсутствии фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; обеспечение качества теплоносителей.
Как усматривается из материалов дела, военной прокуратурой Читинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами жилищно-коммунальной службы № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу требований законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства, при предоставлении коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил России. Установлено, что на территории военного городка № (<адрес>), расположена котельная инв. №, работающая на угольном топливе и ее тепловые сети, 1957 года постройки, введенная в эксплуатацию в 1985 году, обеспечивающая тепловой энергией объекты военной инфраструктуры (в/ч №) Минобороны России, дислоцированные в названном военном городке. Согласно результатам осмотра котельной инв. №, проведённого в 2020 году, данная котельная и ее тепловые сети требуют проведения капитального ремонта. Результаты осмотра отражены в акте и ведомости дефекации от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, при подготовке к отопительному сезону 2020-2021 годов необходимые ремонтные работы, отраженные в вышеуказанном акте осмотра и ведомости дефектов, не проводились и до настоящего времени не проведены.
При этом, котельной № в соответствии с вышеуказанным актом осмотра и ведомостью дефектов необходимо выполнение капитального ремонта по следующим видам работ:в части ремонта ограждающих конструкций, оконных, дверных проемов: замена оконного остекления;в части котлового оборудования: замена котла в сборе - 3 шт., замена насосов - 3 шт., замена фильтров тонкой очистки - 4 шт., замена фильтров грубой очистки - 2 шт., замена мазутных резервуаров - 6 шт., установка компрессоров на котлы;в части контрольно-измерительных приборов и автоматики, приборов учета: замена пускорегулирующей аппаратуры, аппаратов защиты, замена щита распределительного (600А), восстановление пуско-наладочной работы КИПиА;в части трубной продукции: замена асбестового шнура;в части внутренних трубопроводов и арматуры: замена арматуры и трубопроводов, осветительной арматуры, ламп освещения, пускорегулирующей аппаратуры, электрический двигателей, ПУ, подшипников, а также ремонт контура заземления и восстановление изоляции жил кабельных линий;в части электроснабжение: ремонт ВРУ-0,4 кв, замена кабельных лотков;монтаж (обустройство) бытовых помещений (душевой комнаты, комнат отдыха и приема пищи).
Выявленные дефекты, связанные с не проведением ремонтных работ в объеме, определенном актом осмотра и ведомости дефектов, в настоящее время создают угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, что в свою очередь повлечет прекращение поставки тепловой энергии на объекты Минобороны России и инфраструктуры военного городка №.
Из вышеизложенного следует, что здание котельной и ее оборудование к отопительным сезонам в полном объеме не подготавливались, что создает угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, в связи с чем указанному объекту необходимо выполнение ремонта, определенного ведомостями дефектов и актами.
Как следует из содержания ст. 214 ГК РФ, федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Также, согласно постановлению Правительства России от 28.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил России.
В силу требований ст. 295 ГК РФ, п.п. 71 п. 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента России от 16.08.2004 № 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами России.
В соответствии с п. 1 ст. 209 и ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1.4 Положения о проведении планово- предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 2797, данное Положение является обязательным при проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства.
Согласно п. 3.3. Положения № 279 по производственным зданиям и сооружениям всех отраслей народного хозяйства ремонтные работы подразделяются на два вида: текущий и капитальный.
Пунктами 3.4 и 3.11 Положения № 279 определено, что к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических 1ероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. К капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и. деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Таким образом, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя МО РФ о том, что прокурор не имел права обращения в суд с настоящим иском вследствие возможности установления индивидуально-определенных характеристик лиц проживающих в военном городке, которые имеют право обращения самостоятельно с исками о восстановлении их прав, суд считает надуманными и необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на Минобороны России обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2022 год на капитальный ремонт котельной инв. № и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке № по адресу: <адрес>.
Возложить на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» 1инобороны России обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт на котельной № и ее тепловых сетях, в объеме, определенном актом осеннего осмотра и ведомостью дефектации от ДД.ММ.ГГГГ, оформленными должностными лицами производственного участка № службы №, утверждёнными командованием ч 59313-19, а именно: замена оконного остекления; замена котла в сборе - 3 шт., имена насосов - 3 шт., замена фильтров тонкой очистки - 4 шт., замена фильтров грубой очистки - 2 шт., замена мазутных резервуаров - 6 шт., установка компрессоров на котлы; замена пускорегулирующей аппаратуры, аппаратов щиты, замена щита распределительного (600А), восстановление пуско- наладочной работы КИПиА; замена асбестового шнура; замена арматуры и трубопроводов, осветительной арматуры, ламп освещения, пускорегулирующей аппаратуры, электрический двигателей, ПУ, подшипников, а также ремонт контура заземления и восстановление изоляции жил кабельных линий; ремонт РУ-0,4 кв, замена кабельных лотков; монтаж (обустройство) бытовых помещений (душевой комнаты, комнат отдыха и приема пищи).
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 23 июля 2021 года
Судья О.Н.Копеистова