ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3781/2021 от 07.07.2021 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-3781/2021

УИД 27RS0002-01-2021-000340-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июля 2021 года

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,

при секретаре судебного заседания Бабуевой А.Е.,

с участием процессуального истца помощника военного прокурора Читинского гарнизона ФИО1, представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО2, действующего на основании доверенности от 01.01.2021 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий,

у с т а н о в и л:

Заместитель военного прокурора Читинского гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим. Прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами жилищно-коммунальной службы №8 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при предоставлении коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. В ходе проверки было установлено, что на территории военного городка (<адрес>) расположена котельная инв. , работающая на угольном топливе и ее тепловые сети, 1956 года постройки, введенная в эксплуатацию в 1956 году, обеспечивающая тепловой энергией объекты военной инфраструктуры (в/ч 59313-19) Минобороны России, дислоцированные в названном военном городке. Согласно результатам осмотра котельной инв. , проведённого в 2020 году, данная котельная и ее тепловые сети требуют проведения капитального и текущего ремонтов. Результаты осмотра отражены в акте и ведомости дефекации от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, при подготовке к отопительному сезону 2020-2021 годов необходимые ремонтные работы, отраженные в вышеуказанном акте осмотра и ведомости дефектов, не проводились и до настоящего времени не проведены. При этом, котельной в соответствии с вышеуказанным актом осмотра и ведомостью дефектов необходимо выполнение капитального и текущего ремонта по следующим видам работ: капитальный ремонт в части ограждающих конструкций: штукатурка стен; в части кровли крыши: замена 100 м2 кровельного покрытия; в части теплового оборудования: замена котла - 1 шт., электродвигателя 3 шт., насоса - 2 шт., вентилятора -1 шт., бака - 1 шт., деаэратора - 1 шт., даэратора – 1 шт.; оборудование водоподготовки - 4 шт.; в части теплотрассы: замена некоторых участков теплотрассы; текущий ремонт: в части ограждающих конструкций, оконных, дверных проемов: окраска стеновых панелей, дверных и оконных проемов, ремонт данных проемов; в части пола: замена напольных конструкций и укладка новых; в части инженерных систем (водоснабжения, теплоснабжения): частичная замена трубопроводов, запорной арматуры; в части котлового оборудования: ремонт обмуровки, внутренней кладки котла, экранных труб, запорной арматуры; в части электрооборудования и электрических кабелей: частичная замена и ремонт электрических кабелей и электрооборудования; в части оборудования водоподготовки: замена подшипников и оборудования водоподготовки; в части наружного трубопровода и арматуры: частичное восстановление теплоизоляции наружного трубопровода. Выявленные дефекты, связанные с не проведением ремонтных работ в объеме, определенном актом осмотра и ведомости дефектов, в настоящее время создают угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, что в свою очередь повлечет прекращение поставки тепловой энергии на объекты Минобороны России и инфраструктуры военного городка . Просит возложить на Минобороны России обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2021 год на капитальный и текущий ремонт котельной инв. и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке (<адрес>). Возложить на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный и текущий ремонты на котельной и ее тепловых сетях, в объеме, определенном актом осеннего осмотра и ведомостью дефекации от ДД.ММ.ГГГГ, оформленными должностными лицами производственного участка № 8/4 службы , утверждёнными командованием в/ч 59313-19, а именно (капитальный ремонт): штукатурка стен; замена 100 м2 кровельного покрытия; замена котла - 1 шт., электродвигателя - 3 шт., насоса - 2 шт., вентилятора - 1 шт., бака - 1 шт., деаэратора - 1 шт., оборудование водоподготовки - 4 шт.; замена некоторых участков теплотрассы; (текущий ремонт): окраска стеновых панелей, дверных и оконных проемов, ремонт данных проемов; замена напольных конструкций и укладка новых; частичная замена трубопроводов, запорной арматуры; ремонт обмуровки, внутренней кладки котла, экранных труб, запорной арматуры; частичная замена и ремонт электрических кабелей и электрооборудования; замена подшипников и оборудования водоподготовки; частичное восстановление теплоизоляции наружного трубопровода.

В судебном заседании представитель истца помощник военного прокурора Читинского гарнизона ФИО1 требования поддержал, уточнив срок по возложению на ответчика Минобороны России обязанности выделить лимиты бюджетных средств на 2022 год на капитальный и текущий ремонт указанной котельной и ее тепловых сетей и возложению на ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России обязанность в течение 6 месяцев со дня выделения лимитов бюджетных средств выполнить капитальный и текущий ремонты на котельной и ее тепловых сетях, ссылаясь на отсутствие возможности выделения лимитов на 2021 год.

В судебном заседании представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ, филиала «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ просил в иске отказать, ссылаясь на отсутствии денежных средств на указанные цели.

Ответчик Министерство обороны Российской Федерации, в судебное заседание своего представителя не направили, о дне и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав процессуального истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований, исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Из заявления прокурора следует, что он обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку определить граждан, которые могут пострадать от наличия выявленных нарушений технического состояния и оборудования объекта котельной невозможно.

Согласно п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу ст. 3 Федерального закона «О теплоснабжении», одним из принципов теплоснабжения, является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

Частью 5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что проверка готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности к выполнению графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Исходя из требований по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих организаций, изложенных в разделе III Правил оценки готовности к отопительному периоду, утв. приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 № 103, одним из критериев оценки является обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергией, выражающихся в том числе в отсутствии фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; обеспечение качества теплоносителей.

В соответствии с п. 1.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 2793, данное Положение является обязательным при проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства.

Согласно п. 3.3. Положения № 279 по производственным зданиям и сооружениям всех отраслей народного хозяйства ремонтные работы подразделяются на два вида: текущий и капитальный.

Пунктами 3.4 и 3.11 Положения № 279 определено, что к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. К капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

В соответствии с п. 1 ст. 209 и ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из содержания ст. 214 ГК РФ, федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу требований ст. 295 ГК РФ, п.п. 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

Кроме того, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» и п. 1 вышеуказанного Положения Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению и распоряжению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155, создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на которое возложены обязанности по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, что закреплено в Уставе Учреждения.

Как установлено судом, спорная котельная инв. военного городка № <адрес> находится в государственной собственности Российской Федерации, закреплена на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, право оперативного управления зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Как следует из материалов дела, начальником склада (по хранению материальных и технических средств службы горючего) войсковой части 59313-19 был утвержден акт осмотра системы теплоснабжения в/г №<адрес>, состоящей из котельной инв. , тепловые сети протяженностью 4019м.. По результатам осмотра в связи с выявленными дефектами была составлена ведомость дефектации оборудования на указанной системе теплоснабжения, состоящей из котельной инв. и тепловых сетей, включающая в себя выявленные дефекты и состав работ по устранению выявленных дефектов путем проведения капитального и текущего ремонта, утвержденная начальником склада (по хранению материальных и технических средств службы горючего) войсковой части 59313-19.

Согласно ведомости дефектации от 31.08.2020г. котельной инв. требуются капитальный и текущий ремонты по следующим видам работ: капитальный ремонт в части ограждающих конструкций: штукатурка стен; в части кровли крыши: замена 100 м2 кровельного покрытия; в части теплового оборудования: замена котла - 1 шт., электродвигателя 3 шт., насоса - 2 шт., вентилятора -1 шт., бака - 1 шт., деаэратора - 1 шт., даэратора – 1 шт.; оборудование водоподготовки - 4 шт.; в части теплотрассы: замена некоторых участков теплотрассы; текущий ремонт: в части ограждающих конструкций, оконных, дверных проемов: окраска стеновых панелей, дверных и оконных проемов, ремонт данных проемов; в части пола: замена напольных конструкций и укладка новых; в части инженерных систем (водоснабжения, теплоснабжения): частичная замена трубопроводов, запорной арматуры; в части котлового оборудования: ремонт обмуровки, внутренней кладки котла, экранных труб, запорной арматуры; в части электрооборудования и электрических кабелей: частичная замена и ремонт электрических кабелей и электрооборудования; в части оборудования водоподготовки: замена подшипников и оборудования водоподготовки; в части наружного трубопровода и арматуры: частичное восстановление теплоизоляции наружного трубопровода.

Ранее проведенные акты весеннего и осеннего осмотров в 2019 -2021 годах также подтверждают необходимость проведения текущего и капитального ремонта.

Согласно п. 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, основной целью деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для достижения целей учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительств, что отражено в п. 14 Устава.

Закрепление собственником объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил РФ за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не исключает ответственность собственника имущества по его надлежащему содержанию.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексам, условий, установленных при их предоставлении; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности.

В статье 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

С учетом указанных вышеприведенных норм закона, учитывая, что деятельность учреждения, за которым закреплено имущество, в пределах целей своей деятельности ограничена исключительно решениями и заданиями собственника имущества с учетом назначения этого имущества, заявленные требования прокурора к ответчику Министерству обороны Российской Федерации суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Следовательно, как указывается прокурором, выявленные дефекты, связанные с не проведением ремонтных работ в объеме, определенном актом осмотра и ведомостью дефектов, в настоящее время создают угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, что в свою очередь повлечет прекращение поставки тепловой энергии на объекты Министерства обороны Российской Федерации и инфраструктуры военного городка , в связи с чем, указанному объекту необходимо выполнение ремонта в рамках капитального и текущего ремонта, определенного ведомостью дефектов и актом осмотра. На основании изложенного, требования прокурора к ответчику ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск заместителя Военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2022 год на капитальный и текущий ремонт котельной инв. и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке (<адрес>).

Возложить на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение 6 месяцев с моменты выделения лимитов бюджетных средств выполнить капитальный и текущий ремонты на котельной и ее тепловых сетях, в объеме, определенном актом осеннего осмотра и ведомостью дефектации от ДД.ММ.ГГГГ, оформленными должностными лицами производственного участка службы , утверждёнными командованием в/ч 59313-19, а именно (капитальный ремонт): штукатурка стен; замена 100 м2 кровельного покрытия; замена котла - 1 шт., электродвигателя - 3 шт., насоса - 2 шт., вентилятора - 1 шт., бака - 1 шт., деаэратора - 1 шт., оборудование водоподготовки - 4 шт.; замена некоторых участков теплотрассы; (текущий ремонт): окраска стеновых панелей, дверных и оконных проемов, ремонт данных проемов; замена напольных конструкций и укладка новых; частичная замена трубопроводов, запорной арматуры; ремонт обмуровки, внутренней кладки котла, экранных труб, запорной арматуры; частичная замена и ремонт электрических кабелей и электрооборудования; замена подшипников и оборудования водоподготовки; частичное восстановление теплоизоляции наружного трубопровода.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья С.Ю. Епифанцева

Решение в окончательной форме изготовлено 07.07.2021 года.