ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-37/19 от 26.02.2019 Большеуковского районного суда (Омская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Большие Уки Омская область 26 февраля 2019 года

Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Коршуна В.Н., при секретаре судебного заседания Зибировой И.А., с участием старшего помощника прокурора Большеуковского района Омской области Емелиной А.В., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Большеуковского района Омской области, поданного в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования – Большеуковского муниципального района Омской области, прав и свобод неопределенного круга лиц, к Администрации Большеуковского муниципального района Омской области о принятии мер по оформлению права муниципальной собственности на объекты водоснабжения,

установил:

прокурор Большеуковского района Омской области обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Большеуковского муниципального района Омской области. В обосновании иска указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о собственности, о жилищно-коммунальном хозяйстве было установлено, что на территории Большеуковского муниципального района Омской области имеются объекты недвижимого имущества, предназначенные для решения вопросов местного значения муниципального района, право собственности на которые в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано, а именно: водопроводная сеть диаметром 110 мм, протяженностью 930 м, расположенная по адресу: <адрес>; водопроводная сеть диаметром 110 мм, протяженностью 750 м, расположенная по адресу: <адрес>. Между тем, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные пп. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ, ответчиком не осуществляются. Прокуратурой района по данному факту вносилось представление главе Большеуковского муниципального района, однако до настоящего времени действенные меры по устранению нарушений закона не предприняты. Незаконное бездействие ответчика нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленных требований к надлежащему оформлению прав на недвижимое имущество, интересы муниципального образования - Большеуковского муниципального района в части надлежащего использования объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, а также права неопределенного круга лиц, являющихся потребителями услуг водоснабжения. На основании изложенного просил обязать ответчика принять предусмотренные законодательством меры по оформлению права муниципальной собственности на объекты водоснабжения – водопроводную сеть диаметром 110 мм, протяженностью 930 м, расположенную по <адрес>; водопроводную сеть диаметром 110 мм, протяженностью 750 м, расположенную по <адрес>, в срок до 01.09.2020.

Администрацией Большеуковского муниципального района Омской области представлены возражения на иск, с исковыми требования прокурора Большеуковского района Омской области не согласны, считают, что иск подан к ненадлежащему ответчику. Надлежащим ответчиком по данному делу является публично-правовое образование – Большеуковский муниципальный район Омской области, а Администрация Большеуковского муниципального района Омской области может выступать лишь представителем ответчика по делу. Также исковое заявление прокурора района не соответствует требованиям ст. 131 ГПК РФ. Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК РФ, истец в обосновании заявленных требований должен не только указать, в чем конкретно заключаются интересы Российской Федерации, муниципального образования и какие права неопределенного круга лиц, нарушены, но и обосновать каким образом действия (бездействия) ответчика нарушают указанные права, каким образом отсутствие оформленного права муниципальной собственности на объекты водоснабжения нарушает интересы Российской Федерации, муниципального образования и права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании старший помощник прокурора Большеуковского района Омской области Емелина А.В. исковые требования прокурора поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. С доводами ответчика указанными в возражениях не согласилась. На основании п. 2 ст. 125 ГК РФ, п. 2 ст. 36 Устава Большеуковского муниципального района Омской области, надлежащим ответчиком является Администрация Большеуковского муниципального района, которая и будет заниматься оформлением права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты водоснабжения. В части не соответствия искового заявления требованиям ст. 131 ГПК РФ также не согласилась. Бесхозяйность указанных в иске объектов водоснабжения ведет к отсутствию надлежащего их содержания, что может затронуть права потребителей – неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика – Администрации Большеуковского муниципального района Омской области ФИО1 в судебном заседании с иском прокурора не согласилась по обстоятельствам, изложенным в возражениях на иск.

Третьи лица ООО «Теплосервис», Администрация Большеуковского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, своего представителя в суд не направили, о причинах неявки суд не известили.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и оценив заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2 ст. 1 Федерального закона).

К органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (абз. 14 ч. 1 ст. 2 Федерального закона).

Согласно абз. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

На основании п. 4 ч. 1, чч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона (пп. 1 и 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона).

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

На основании пп. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Исходя из ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Из указанных положений законодательства следует, что органы местного самоуправления не только вправе, но и обязаны принимать предусмотренные законом меры по решению вопросов местного значения. В частности, на органы местного самоуправления муниципальных районов законом в целях решения вопросов местного значения возложена обязанность по выявлению, постановке на учет и оформлению права муниципальной собственности бесхозяйных объектов недвижимого имущества, предназначенных для оказания услуг по водоснабжению населения.

Как следует из материалов дела, на территории Большеуковского муниципального района Омской области имеются объекты недвижимого имущества - водопроводная сеть диаметром 110 мм, протяженностью 930 м, расположенная по <адрес>; водопроводная сеть диаметром 110 мм, протяженностью 750 м, расположенная по <адрес>, предназначенные для решения вопросов местного значения муниципального района, право собственности на которые в установленном порядке не зарегистрировано (л.д. 6-18).

Указанные доводы представителем ответчика в судебном заседании не оспорены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что надлежащим способом защиты гражданских прав является иск о понуждении ответчика принять предусмотренные законодательством меры по оформлению права муниципальной собственности на указанные выше объекты недвижимого имущества, в связи с чем, заявленные прокурором района требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании п. 2 ст. 36 Устава Большеуковского муниципального района Омской области Администрация Большеуковского муниципального района от имени Большеуковского муниципального района владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом, находящимся в собственности Большеуковского муниципального района.

Таким образом, вопреки доводам ответчика надлежащим ответчиком является не публично-правовое образование, а юридическое лицо - Администрация Большеуковского муниципального района, выступающая от имени муниципального образования и обязанная совершать действия, необходимые для решения вопросов местного значения, в том числе, обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что указанные в иске объекты недвижимости не имеют собственника.

При этом, в силу ст. 210 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

По мнению суда, отсутствие собственника способно повлечь ненадлежащее содержание имущества, необходимого для организации водоснабжения населения, что может привести к нарушению прав потребителей.

Кроме того, бездействием ответчика по оформлению права муниципальной собственности на объекты водоснабжения, которые в силу закона необходимы для решения вопроса местного значения, затронуты интересы Большеуковского муниципального района, поскольку ведет к ненадлежащему их использованию.

Таким образом, вопреки доводам ответчика, прокурор в данном случае вправе обратиться с иском в интересах неопределенного круга лиц с требованием об обязании ответчика принять предусмотренные законодательством меры по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты водоснабжения.

Указанные обстоятельства отражены в исковом заявлении и обоснованы ссылками на закон и иные нормативно-правовые акты, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 131 ГПК РФ.

Кроме того, в ходе судебного заседания истцом были конкретизированы основания обращения прокурора в интересах неопределенного круга лиц.

Руководствуясь статьей 206 ГПК РФ, суд, возлагая на ответчика обязанность совершить действия по устранению нарушений законодательства о собственности, принимая во внимание объем предполагаемых действий и затрат, необходимых для исполнения решения, полагает, что предложенный прокурором срок до 01.09.2020 достаточен для исполнения решения суда.

На основании вышеуказанного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Большеуковского района Омской области к Администрации Большеуковского муниципального района Омской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Большеуковского муниципального района Омской области в срок до 01 сентября 2020 года принять предусмотренные законодательством меры по оформлению права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества: водопроводную сеть диаметром 110 мм, протяженностью 930 м, расположенную по адресу: <адрес>; водопроводную сеть диаметром 110 мм, протяженностью 750 м, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем принесения жалобы через Большеуковский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.Н. Коршун