ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-37/2017 от 08.02.2017 Качугского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

П. Качуг 08 февраля 2017 года

Качугский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Бутыриной Н.Н. при секретаре Прудских М.В., с участием прокурора -помощника прокурора Качугского района Добротиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Качугского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большетарельского муниципального образования об обязании разработки, утверждения муниципальных нормативно правовых актов, к главе Большетарельского муниципального образования о направлении для регистрации муниципальных нормативно правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Качугского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Большетарельского муниципального образования об обязании разработки, утверждения муниципальных нормативно правовых актов, к главе Большетарельского муниципального образования о направлении для регистрации муниципальных нормативно правовых актов.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 02 октября 2007 г. № 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" в Администрации Большетарельского муниципального образования проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесены полномочия по составлению и рассмотрению проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с нормами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В ходе проверки установлено, что администрацией Большетарельского муниципального образования до настоящего времени не разработаны и не утверждены следующие нормативные правовые акты в области бюджетных правоотношении, что указывает на нарушение закона:

-Порядок разработки прогноза социально-экономического развития (абзац 1 п. 2 статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-Порядок разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования (абзац 1 п. 2 статьи 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда (абзац 5 п. 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-Порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана (абзац 1 п. 2 статьи 217.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-Порядок исполнения бюджета по расходам (п. 1 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них (п. 1 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-Порядок исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета (абзац 1 статьи 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-Порядок завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году (абзац 2 пункт 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-Порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года (п. 6 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (пункт 4 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Отсутствие данных нормативно-правовых актов создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, так как может привести к несоблюдению принципов эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, что повлечет нарушение устойчивого развития поселения, включая его социальную инфраструктуру.

Кроме того, их отсутствие порождает коррупционные факторы, негативно влияющие на социально-экономическую обстановку в муниципальном образовании, ведет к нарушению ч.2 ст. 1 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» когда в течение длительного времени не принимаются меры по противодействию коррупции, т.е. деятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, в т.ч. по предупреждению коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Учитывая, что утверждение указанных нормативных правовых актов являются исключительной компетенцией исполнительно-распорядительного органа, то в качестве ответчика привлекается администрация Большетарельского муниципального образования (п. 6 ст.36 Устава Большетарельского сельского поселения).

В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Закона Иркутской области от 12 марта 2009 г. № 10- оз «О порядке организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области» в регистр включаются муниципальные нормативные правовые акты, а также дополнительные сведения к ним, представленные в уполномоченный орган как на бумажном носителе в виде заверенных копий и в электронном виде без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (на машиночитаемом носителе - компакт-диске, дискете, флеш-накопителе или по электронной почте, так и в электронном виде по электронной почте с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Не исполнение органом местного самоуправления норм федерального законодательства ведет к правовому нигилизму, снижению авторитета государства, его властных органов, а также может породить недоверие населения к решению вопросов местного значения, круг которого определен Конституцией РФ, федеральным законодательством о местном самоуправлении.

В судебном заседании прокурор Добротина А.В. от требований в части разработки и утверждения нормативных актов отказалась в связи с досудебным исполнением данных требований ответчиком, в связи с чем в данной части производство по делу прекращено. В остальной части на исковых требованиях настаивала в полном объеме. Пояснила, что на основании ст. 7 Закона Иркутской области от 12 марта 2009 г. № 10-ОЗ «О порядке организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области» предоставление сведений о нормативно правовых актах в регистр возлагается на главу муниципального образования.

Глава администрации Большетарельского муниципального образования в судебное заседание не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки, ходатайств не представил.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом без участия ответчика.

Рассматривая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Закона Иркутской области от 12 марта 2009 г. № 10-ОЗ «О порядке организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области» в регистр включаются муниципальные нормативные правовые акты, а также дополнительные сведения к ним, представленные в уполномоченный орган как на бумажном носителе в виде заверенных копий и в электронном виде без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (на машиночитаемом носителе - компакт-диске, дискете, флеш-накопителе или по электронной почте, так и в электронном виде по электронной почте с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи), в электронном виде по электронной почте с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 7 указанного закона глава муниципального образования области в течение 10 рабочих дней по окончании каждого месяца представляет в уполномоченный орган:

а) копии муниципальных нормативных правовых актов, принятых (изданных) за месяц, на бумажном носителе, заверенные в установленном законодательством порядке уполномоченным лицом;

б) тексты данных муниципальных нормативных правовых актов в электронном виде без использования усиленной квалифицированной электронной подписи;

в) сведения об официальном опубликовании (обнародовании) муниципальных нормативных правовых актов (наименование, дата, номер - для источников официального опубликования (обнародования), являющихся печатными средствами массовой информации; дата, место, способ - для иных источников официального опубликования (обнародования)) (указываются в сопроводительном письме на бумажном носителе).

Прокурор в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку законом установлено, что именно на глав муниципальных образований Иркутской области возложена обязанность по представлению копий нормативных правовых актов, их текстов в электронном виде, а также сведений об официальном опубликовании.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Качугского района удовлетворить в полном объеме.

Обязать главу Большетарельского муниципального образования направить для регистрации в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области сведения о следующих нормативных правовых актах:

- о Порядке разработки прогноза социально-экономического развития (абзац 1 п. 2 статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-о Порядке разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования (абзац 1 п. 2 статьи 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-о Порядке формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда (абзац 5 п. 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-о Порядке составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана (абзац 1 п. 2 статьи 217.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-о Порядке исполнения бюджета по расходам (п. 1 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-о Порядке составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них (п. 1 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-о Порядке исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета (абзац 1 статьи 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-о Порядке завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году (абзац 2 пункт 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-о Порядке обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года (п. 6 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

-о Порядке исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (пункт 4 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Качугский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: