ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3807/2023 от 17.10.2023 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Гражданское дело № 2-3807/2023

68RS0001-01-2023-004626-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«17» октября 2023 г. г. Тамбов

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:

судьи Мальцевой О.Н.,

при секретаре ФИО2,

при отсутствии в судебном заседании истца Семкина С.И., ответчика Министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семкина Сергея Ивановича к Министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о включении в список и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Семкин С.И. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, в котором просит обязать Министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указав, что он относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО3 решением Сампурского районного суда <адрес> от 8 октября 1997 г. была лишена родительских прав. Сведения об отце записаны со слов матери, что подтверждается сведениями записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ Поскольку до настоящего времени истец жильем не был обеспечен и Министерством социальной защиты и семейной политики Тамбовской области ему было отказано во включении в список и в предоставлении благоустроенного жилого помещения Семкин С.И. обратился с иском в суд.

Истец Семкин С.И. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащем образом, просит рассмотреть дело без его участия.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, и определяющим общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу 3 и 4 абзацев статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, признаны лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с лишением их родительских прав; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются, в том числе лица, которые в возрасте до 18 лет остались без попечения обоих родителей.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет; а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста 18 лет; по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзацы 2, 3 пункта 1 статьи 8).

Об этом же указано в статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, если в установленном порядке они не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

В этой связи Верховный Суд РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом ДД.ММ.ГГГГ, разъяснил, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование истца об обеспечении его жилым помещением вполне обоснованно подлежит удовлетворению.

Основаниями для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильём служат, в том числе: установление факта ненадлежащего выполнения обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.

Таким образом, возможность реализовать своё право на обеспечение жилым помещением определяется для лиц названной категории, в первую очередь, действиями уполномоченных органов исполнительной власти.

Согласно ч.ч.1,2,3 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Согласно ч.1 ст. 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

В силу ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, а также в иных случаях возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Согласно ч.ч.1,2 ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Согласно п. 1 ст.7 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства являются: защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п.1 ст. 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и обязанностей.

Судом установлено, что истец Семкин С.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (32 года) будучи несовершеннолетним, в 1997 году остался без попечения родителей, поскольку мать Семкина З.И. на основании решения Сампурского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав; отец Семкин И.Т. был записан в качестве отца со слов матери, что подтверждается копей записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГг.

На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец был направлен в детское государственное учреждение.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГг. ТОГБУЗ «Красносвободненская санаторная школа-интернат» Семкин С.И. действительно обучался в ТОГУ «Сосновская школа-интернат» и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по 30.08.2007г. В ТОГООУ «Красносвободненская школа-интернат» обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находился на полном государственном обеспечении.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГг. Семкин С.И. находился в служебной командировке (специальная военная операция) с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отсутствует информация о регистрации за Семкиным С.И. права собственности на объект недвижимого имущества.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГг. МКУ «Дирекция жилищных услуг» Семкин С.И. не является нанимателем или членом семьи нанимателя помещения муниципального жилищного фонда, предоставленного по договору социального найма.

Вместе с тем Министерство социальной защиты и семейной политики <адрес> на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГг. -ф отказало Семкину С.И. во включении в список в связи с непредставлением доказательств, что он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не обращался в (Управление) Министерство социальной защиты и семейной политики <адрес> по уважительной причине до достижения им 23-х летнего возраста.

Судом установлено, что учетное дело в отношении Семкина С.И. не формировалось и не направлялось в Министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области для решения вопроса об обеспечении их жилым помещением.

Материалы дела также не содержат доказательств того, что после направления истца в детское учреждение, либо после достижения истцом 18-летнего возраста должностными лицами администрации Сампурского района проводилась разъяснительная работа с истцом, его представителем по поводу реализации его жилищных прав, разъяснялось право на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сроки обращения с такими заявлениями.

До настоящего времени Семкин С.И. жильем не обеспечен.

Таким образом, истец в установленный законом срок (до 23 летнего возраста) не был включен в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения, ввиду не оформления и не направления учетного дела администрацией Сампурского района Тамбовской области.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что истец относился к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жильем не обеспечен и не имеет в собственности иного жилого помещения, принимая во внимание обстоятельства того, что представитель истца не исполнил должным образом своих обязанностей по защите прав подопечного, что не должно быть поставлено в вину истцу, учитывая, что до настоящего времени истец не воспользовался государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей в силу стечения определенных жизненных обстоятельств, суд приходит к выводу, что приведенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о наличии уважительных причин, препятствовавших Семкину С.И. своевременно реализовать свое право на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в установленный законом срок.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Семкина С.И. о возложении обязанности на Министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области включить истцов в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, восстановив ему срок, и предоставить Семкину С.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Семкина Сергея Ивановича к Министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о включении в список и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты и семейной политики <адрес> (<данные изъяты> включить Семкина Сергея Ивановича (<данные изъяты>, выдан территориальным пунктом УФМС России по <адрес> в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Обязать Министерство социальной защиты и семейной политики <адрес><данные изъяты> Семкину Сергею Ивановичу (<данные изъяты>, выдан территориальным пунктом УФМС России по <адрес> в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.

Судья: О.Н.Мальцева