ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3832/19 от 10.06.2020 Клинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Аррыковой Л.Д.,

при секретаре Тихомировой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-454/2020 по административному исковому заявлению Кувиковой Л. К. к администрации городского округа /адрес/ о признании незаконным решения от /дата//номер/ «Об отказе в признании малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», об обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Кувикова Л.К. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего опекаемого Кувикова Г.Ч., /дата/ года рождения обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Клин от /дата//номер/ «Об отказе в признании малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», об обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных требований указала, что /дата/ она обратилась в администрацию г.о. /адрес/ с заявлением о признании ее малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма со всеми необходимыми для этого документами.

Распоряжением Министерства образования /адрес//номер/ от /дата/ за Кувиковой Л.К. установлена опека над несовершеннолетним Кувиковым Г.Ч., /дата/ года рождения. На основании данного Распоряжения местожительство несовершеннолетнего Кувикова Г.Ч. определено совместно с опекуном по адресу: /адрес/.

Решением/номер/ от /дата/, подписанным начальником Управления по вопросам строительства и архитектуры, ей отказано в признании ее малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с тем, что размер среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи больше порогового значения стоимости имущества и доходов гражданина. Однако в оспариваемом решении не приведен расчет размера дохода и стоимости имущества гражданина или размера среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи, что, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства административной истец просит признать незаконным и отменить решение от /дата//номер/ «Об отказе в признании малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и обязать администрацию городского округа /адрес/ повторно рассмотреть заявление о признании малоимущим.

В судебном заседании административный истец и его представитель по доверенности Теунаев Р.Х. заявленные требования поддержали, пояснив, что оспариваемое решение не соответствует форме и содержанию, а именно в тексте решения отсутствует расчет размера дохода и стоимости имущества гражданина или размер среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, суду представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства Министерства образования МО по г/о Клин по доверенности Глухова Н.С. в судебное заседание явился, возражала против удовлетворения иска пояснив, что административный истец обращается в суд с иском в защиту прав ребенка, находящегося у нее под опекой, однако, родственных отношений между ними нет. Кроме того, Кувиков Г. находится на государственном обеспечении по достижению им совершеннолетия будет обеспечен жилплощадью.

Руководствуясь ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых не признана судом обязательной.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу положений ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со ст. 4 Законом Московской области от 22 декабря 2017 года № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» малоимущим признаются граждане российской Федерации, имеющие место жительства на территории /адрес/, если размер среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи ниже или равен величине порогового значения доходов и стоимости имущества.

Статьей 7 Законом Московской области от 22 декабря 2017 года № 231/2017-ОЗ регламентирован порядок определения размера дохода гражданина, среднедушевого дохода семьи, согласно которого размер дохода гражданина исчисляется как среднемесячный доход гражданина за вычетом величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного /адрес/ и действующего на дату подачи заявления, и среднемесячного расхода гражданина по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в расчетном периоде.

Распоряжением Министерства строительного комплекса /адрес//номер/ от /дата/ утверждена форма расчета размера среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи (приложение /номер/).

Из материалов дела усматривается, что /дата/Кувикова Л.К. обратилась в администрацию городского округа /адрес/ с заявление о признании малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, представив необходимые для этого документы (л.д.67-72).

Распоряжением Министерства образования /адрес//номер/ от /дата/Кувиковой Л.К. установлена опека над несовершеннолетним Кувиковым Г.Ч., /дата/ года рождения. На основании данного Распоряжения местожительство несовершеннолетнего Кувикова Г.Ч. определено совместно с опекуном по адресу: /адрес/ (л.д.19-20).

Решением/номер/ от /дата/ административному истцу отказано в признании его малоимущим в связи с тем, что согласно справкам о доходах семьи, размере среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи превышает пороговое значение стоимости имущества и доходов гражданина, в тексте решения отсутствует расчет размера среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи (л.д. 9).

В материалы дела представлен расчет размера среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи, согласно которого размер среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи составляет 9 052,58 (л.д. 43).

Решением С. Д. городского округа /адрес//номер/ от /дата/ «Об установлении величины порогового значения доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда» установлена величина порогового значения доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда в размере /сумма/.

Таким образом, расчет, послуживший основанием для отказа административному истцу в признании малоимущим является законным и обоснованным, поскольку размер доходов и стоимости имущества, размер среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества административного истца, выше величины порогового значения доходов и стоимости имущества.

Кроме того, расчет размера среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества в отношении административного истца в материалы дела административным ответчиком представлен, что фактически свидетельствует о восстановлении нарушенного права.

Доводы административного истца о неверном расчете, размера среднедушевого дохода не могут быть приняты судом, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства и не могут быть приняты судом во внимание. Расчет, послуживший основанием для отказа в признании административного истца малоимущим, произведен в соответствии с положениями и по формуле, утвержденной /адрес/ от /дата//номер/, иного расчета в материалы дела не представлено.

Из представленной в материалы дела копии заявления о признании малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма и приложенных к нему документов усматривается, что административный истец является опекуном несовершеннолетнего Кувикова Г.Ч. на возмездной основе (л.д. 67-72).

Также за Кувиковым Г.Ч. закреплено право на внеочередное однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в адрес по достижению совершеннолетия и окончанию срока попечительства, что указано в статье 8 Федерального закона от /дата/ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и оставшихся без попечения родителей», что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку несовершеннолетний Кувиков Г.Ч., в чьих интересах также выступает административный истец, не является членом семьи административного истца, находится под опекой административного истца.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, оно принято в соответствии с законом в пределах полномочий административного ответчика, в связи с чем административное исковое заявление Кувиковой Л.К. подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 175, ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Кувиковой Л. К. к администрации городского округа /адрес/ о признании незаконным решения от /дата//номер/ «Об отказе в признании малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», об обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено /дата/.

Судья Л.Д. Аррыкова