54RS0№...-84
Дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2019 г. г. Новосибирск
Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе судьи Поповой М.В. при секретаре Лаптевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Новосибирского района Новосибирской области, в котором просил признать незаконным уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство №...., выданное ФИО1 администрацией Новосибирского района Новосибирской области; обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области выдать ФИО1 разрешение на строительство объекта; здание магазина смешанных товаров, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Новосибирский, МО Криводановского сельсовета, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №..., в течение 5 (пяти) календарных дней со дня вступления в законную силу решения Новосибирского районного суда Новосибирской области.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №... общей площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, р-н Новосибирский, МО Криводановского сельсовета, <адрес> (категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, закрытые и открытые рынки до 1000 кв.м., предприятия общественного питания (рестораны, столовые, кафе, закусочные, бары)).
Административный истец планирует построить на своем земельном участке здание магазина смешанных товаров в соответствии с видом разрешенного использования, с соблюдением требований норм земельного законодательства.
Для реализации своего права, административный истец обратился в администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением, приложив весь перечень необходимых и достаточных для принятия органом местного самоуправления положительного решения документов в соответствии с ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
В ответ на указанное заявление административный Истец 17.05.2019г. исходящим уведомлением №...-№...88 получил отказ в выдаче разрешения на строительство.
Стоит отметить, что в соответствии с ч.11 ст.51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство обязан провести проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, требованиям, установленным проектом планировки территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, а также выдать разрешение на строительство или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Из толкования указанной нормы следует, что администрация Новосибирского района Новосибирской области обязана выполнить вышеуказанные действия и изложить (в случае наличия) свои замечания (в ходе рассмотрения документации) в полном объёме в течение 7 рабочих дней.
Так как заявитель первоначально обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство №... от 25.04.2019г., то ответственный исполнитель уполномоченного органа обязан был осуществить проверку документов и совершить прочие действия и при наличии каких-либо замечаний, указать их полный перечень в первоначальном уведомлении об отказе №... от 17.05.2019г. (далее было повторное уведомление об отказе, датированное 09.07.2019г.).
Обращает внимание суда, что заявление поступило в администрацию 25.04.2019г. С учетом установленного законом семидневного срока рассмотрения заявления конечная дата выдачи ответа заявителю должна быть установлена 13.05.2019г. (включительно). Датируется же уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство 17.05.2019г. Таким образом, документ выдан с нарушением срока, установленного ГрК РФ.
В отказе от 17.05.2019г. административный ответчик ссылается на непредставление заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, градостроительного плана земельного участка, выданного не ранее чем за три года до дня предоставления заявления на получение разрешения на строительство.
Стоит отметить, что соглашение об установлении сервитута требуется только в случае необходимости использования чужого земельного участка, земельный же участок с кадастровым номером 54:19:020104:11355 находится в собственности административного истца.
Указанные документы, а именно градостроительный план от 07.02.2019г. и выписка из ЕГРН от 14.03.2019г. на земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности, предоставлялись одновременно с подачей заявления, что подтверждается приложением к указанному заявлению (пункты 2,3).
Таким образом, ссылка административного ответчика на отсутствие документов является несостоятельной.
Помимо этого, административный ответчик указывает на выполнение проектной организацией ООО «ПСК ГСРП» благоустройства не только на территории собственного земельного участка заявителя, но и на территории всего кадастрового квартала, в то время как правоустанавливающие документы и градостроительный план квартала №... с заявлением представлены не были.
Кроме того, администрация указывает на частичное расположение земельного участка административного истца в охранной зоне ЛЭП-10кВ и в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства - ВЛ 10 KB Ф2 ЖИВОТНОВОД.
Охранная зона на 07.02.2019г. (на дату выдачи административному истцу администрацией градостроительного плана № №...) действительно есть.
Вместе с тем, административный истец обращал внимание администрации, что информация в градостроительном плане о наличии охранной зоны ЛЭП-10кВ, зоны 54.ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке является неактуальной: указанные ЛЭП (провода) были демонтированы АО «РЭС», столбы будут демонтированы АО «РЭС» до конца июня 2019г.
Данная информация подтверждается письмом АО «РЭС» от 08.04.2019г. №... «Об отсутствии инженерных сетей на территории земельного участка с КНЗУ №...» (приложено к заявлению). На момент ввода здания в эксплуатацию АО «РЭС» указанные сети будут сняты с баланса АО «РЭС», охранная зона с участка убрана.
Обращает внимание суда, что в соответствии с пп. «а» п. 10 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009г. №... «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий. Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий (п. 12 Правил).
В отказе №...-мку/01-12/88 от 17.05.2019г. административный ответчик также сам ссылается на п. 10 Правил, говоря о том, что «... в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений. Таким образом, расположение Здания в пределах указанных инженерно-технических сетей, запрещено».
Но к заявлению о выдаче разрешения на строительство административным истцом было приложено письмо АО «РЭС» от ДД.ММ.ГГГГ№..., которое так и называется: «Об отсутствии инженерных сетей на территории земельного участка с №...», что подтверждает фактическое отсутствие сетей электроснабжения на территории участка, опоры же будет сняты в ближайшее время (на необходимость установления или снятия с государственного кадастрового учета охранной зоны влияет только наличие или отсутствие самого линейного объекта, т.е. в данном случае, сетей электроснабжения (электрического кабеля), а не наличие бетонных опор на территории земельного участка).
Но данного документа от сетевой организации администрации оказалось недостаточно. Администрация выдала отказ, несмотря на законодательный акт, Постановление Правительства РФ от 24.02.2009г. №....
В целях реализации права застройщика, следуя норме пп. «а» п. 10 Правил, административный Истец повторно обратился в АО «РЭС» с заявлением о выдаче сетевой организацией письменного решения о согласовании строительства здания магазина смешанных товаров по адресу: НСО, Новосибирский района, Криводановский с/с, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №... площадью 1200 кв.м. (проектный срок строительства 9 месяцев).
В ответ на обращение, исходящим письмом №... от 19.06.2019г., ФИО1 дан ответ о том, что «... АО «РЭС» не возражает против размещения объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №... в границах установленной охранной зоны с реестровым номером 54.ДД.ММ.ГГГГ. Особые условия не устанавливаются в связи с отсутствием объектов охраны».
АО «РЭС» также указывает, что юридическое прекращение существование зоны с особыми условиями использования территории будет возможно не ранее 2020 года, поскольку происходит на основании акта органа власти с обязательным приложением подготовленных в электронной форме текстового и графического описания местоположения границ территории, чему предшествуют обязательные кадастровые работы.
Устранив замечания администрации, приложив все разделы проектной документации в р корректировке, запроектировав при этом благоустройство только собственной территории, а также согласовав строительство здания магазина смешанных товаров с АО «РЭС», административный истец повторно обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство 28.06.2019г.. что подтверждается отметкой о принятии за №...-мку/88.
В ответ на указанное заявление, 09.07.2019г. заявитель получил очередной отказ №...- мку/01-12/88, на этот раз выданный с соблюдением сроков по ГрК РФ.
В уведомлении об отказе в выдаче разрешения на строительство администрация опять указывает аналогичную причину, обозначенную в первом отказе: здание магазина смешанных товаров запроектировано в охранных зонах ЛЭП, что является нарушением.
Но к заявлению о выдаче разрешения на строительство, поданному ФИО1 было приложено письмо от АО «РЭС» от 19.06.2019г. №РЭС-02/5882 «О согласовании строительства», в котором изложено, что юридическое снятие зоны с особыми условиями использования территории (охранной зоны) будет возможно не ранее 2020 года, причем это только прогнозный план, а в данной ситуации, с учетом конкретных обстоятельств, сетевая организация разрешает строительство объекта в пределах охранной зоны, несмотря на ее наличие в градостроительном плане земельного участка административного истца.
Поскольку по факту инженерных сетей на территории участка нет, следовательно, «охранять» уже нечего (ЛЭП демонтированы, об этом упоминается в письме АО «РЭС» от 08.04.2019г).
АО «РЭС» письмом №РЭС-02/5882 от 19.06.2019г. согласовало строительство объекта административного Истца в пределах юридически существующей охранной зоны (фактически же этой зоны уже нет).
При таких условиях, с учетом письменного документа АО «РЭС» о согласовании строительства, административный истец считает выданное администрацией уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство необоснованным и незаконным.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы административного иска, дав пояснения аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании с административным иском не согласилась. В обоснование возражений пояснила, уведомлением об отказе в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано на основании того, что согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером №... подготовленному администрацией, земельный участок частично расположен в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства: охранная зона ЛЭП 10 кв и зона 54.ДД.ММ.ГГГГ ВЛ 10 КВ Ф2 ЖИВОТНОВОД (реестровый №....ДД.ММ.ГГГГ). Вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ было представлено письмо АО «РЭС» о согласовании строительства, на основании которого АО «РЭС» не возражает против размещения объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №... в границах установленной охранной зоны с реестровым номером 54.ДД.ММ.ГГГГ. Однако указанный участок частично расположен и в границах охранной зоны ЛЭП 10кВ. В свою очередь согласование строительства в границах охранной зоны ЛЭП 10кВ к заявлению представлено не было.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно норм части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно нормам статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (часть 2).
Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3 части 11).
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, установлен в части 7 названной статьи.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Судом установлено, ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу Новосибирская область, Новосибирский район, МО Криводановского сельсовета, <адрес>, площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером №..., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 14-17).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания магазина смешанных товаров по адресу Новосибирская область, Новосибирский район, МО Криводановского сельсовета, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №... сроком на 9 месяцев (л.д. 18-19).
ДД.ММ.ГГГГ администрация Новосибирского района Новосибирской области в выдаче разрешения на строительство ФИО1 отказала, что подтверждается уведомлением №...-мку/0112/88 (л.д. 20-21).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 повторно обратился в администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания магазина смешанных товаров по адресу Новосибирская область, Новосибирский район, МО Криводановского сельсовета, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №... сроком на 9 месяцев (л.д. 32-33).
К указанному заявлению административным истцом было приложено письмо АО «РЭС» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30), из которого следует, инженерные сети на земельном участке с кадастровым номером №... отсутствуют, поскольку изменилась схема питания потребителей. Ранее на земельном участке проходили ВЛ-10 кВ Ф-12 и Ф-13 ПС 110 кВ Животновод, находящиеся на балансе АО «РЭС» филиала «Приобские электрические сети». В марте 2019 года был демонтирован провод с указанных участков ВЛ, работы по демонтажу опор будут проведены до конца июня 2019 года.
А также к заявлению приложено письмо АО «РЭС» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31), из которого следует, что АО «РЭС» не возражает против размещения объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №... в границах установленной охранной зоны с реестровым номером 54.ДД.ММ.ГГГГ, особые условия не устанавливаются в связи с отсутствием объектов охраны.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Новосибирского района Новосибирской области в выдаче разрешения на строительство ФИО1 отказала на основании ч. 13 ст. 51 ГрК РФ по причине несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленных на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, магазин запроектирован в охранных зонах ЛЭП, что является нарушением требований плана, что подтверждается уведомлением №...-мку/№... (л.д. 20-21).
Согласно п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 160 от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 12 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 160 от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства
Согласно градостроительного плана (л.д. 22-29) земельный участок с кадастровым номером №... расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий: охранная зона ЛЭП 10 кВ и зона 54.ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, обращаясь с заявлением о получении разрешения на строительство, ФИО1 приложил письма АО «РЭС» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми АО «РЭС» не возражает против размещения объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №... и подтверждает отсутствие инженерных сетей на земельном участке с кадастровым номером 54:19:020104:11355.
Кроме того, в материалы дела представлено письмо АО «РЭС» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером №... расположен в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства: «ВЛ 10 KB Ф 2 ЖИВОТНОВОД» с реестровым номером 54.ДД.ММ.ГГГГ. В результате обследования сотрудниками АО «РЭС» земельного участка с кадастровым номером №... подтверждено отсутствие объекта электросетевого хозяйства (провода и опор) ВЛ 10 кВ Ф 2 ЖИВОТНОВОД, в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации которого установлены особые условия эксплуатации указанного земельного участка. В соответствии со статьей 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» прекращение существования зоны с особыми условиями использования территорий происходит на основании акта органа власти с обязательным приложением подготовленных в электронной форме текстового и графического описания местоположения границ. Подготовка данного документа невозможна без проведения кадастровых работ. Указанные работы будут включены в прогнозный план 2020 года.
Учитывая изложенное, до внесения изменений в отношении границ охранной зоны, в соответствии с пунктом 10 Правил охраны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., АО «РЭС» не возражает против размещения объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №... в границах установленной охранной зоны с реестровым номером 54.ДД.ММ.ГГГГ. Особые условия не устанавливаются в связи с отсутствием объектов охраны.
Кроме того, согласно представленному чертежу градостроительного плана, земельный участок с кадастровым номером №... расположен в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства ЛЭП 10 кВ, сведения, о границах охранной зоны которого, не внесены в Единый государственный реестр недвижимости. В результате обследования сотрудниками АО «РЭС» земельного участка с кадастровым номером №...11355 подтверждено отсутствие объекта электросетевого хозяйства (провода и опор) ЛЭП 10 кВ. Учитывая изложенное, согласование строительства, предусмотренное п. 12 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, не требуется, в связи с отсутствием объекта охраны ЛЭП 10 кВ, а также отсутствием зоны с особыми условиями использования территории.
С учетом изложенного требование административного истца о признании незаконным уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство №...-мку/01-12/88 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
Также суд считает необходимым обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области устранить нарушение прав ФИО1 путем предоставления ему разрешения на строительство объекта – здание магазина смешанных товаров на земельном участке с кадастровым номером №... в течение 5 дней с момента вступления в силу настоящего решения суда
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство №...-мку/01-12/88 от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО1.
Обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области выдать ФИО1 разрешение на строительство объекта – здание магазина смешанных товаров на земельном участке с кадастровым номером №....
Установить срок для совершения действия в течение 5 дней с момента вступления в силу настоящего решения суда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ М.В. Попова
Подлинник решения находится в Новосибирском районном суде Новосибирской области в гражданском деле №....
Решение не вступило в законную силу на дату ДД.ММ.ГГГГ