ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-386/18 от 21.09.2018 Алейского городского суда (Алтайский край)

Гражданское дело № 2-386/2018

Решение в окончательной форме

изготовлено 21 сентября 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2018 года г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи О.В. Качусовой,

при секретаре Т.Е. Митяевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к ответчикам о защите прав потребителя, ссылаясь на следующие обстоятельства. Истец является нанимателем служебного жилого помещения по адресу: <адрес> на основании договора найма служебного жилого помещения от 21 мая 2012 года с. С момента вселения истца в квартиру в жилом помещении ни разу не проводился капитальный ремонт, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме не осуществлялись. На сегодняшний день жилое помещение в многоквартирном <адрес>-х годов постройки требует проведения капитального ремонта, в частности: замены оконных блоков в количестве 4-х штук (в том числе балконного блока), замены системы отопления (радиаторов) в количестве 5 штук, замены системы водоотведения, а также канализационных труб, замены ванны. У вышеуказанного оборудования минимальный срок службы превышен в два раза. Со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства ФИО2 22 марта 2018 года обратился с заявлением к ответчику ФГКУ «СТУИО» МО РФ с требованием о проведении капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в части замены отслужившего свой срок оборудования.

Согласно ответу ФГКУ «СТУИО» МО РФ от 12 апреля 2018 года , по договору найма служебного жилого помещения от 21 мая 2012 года с наймодателем является 2-й отдел ФГУ «Центррегионжильё» МО РФ. Собственником служебного жилого помещения является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации. Указывают на то обстоятельство, что ФГКУ «СТУИО» МО РФ собственником служебного жилого помещения не является, договор найма служебного жилого помещения не заключало, наймодателем указанного жилого помещения не является, соответственно, не правоспособно провести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в части замены отслужившего свой срок оборудования. В рамках рассмотрения обращения ФИО2, в адрес жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела (<адрес>) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, а также в адрес отделения (территориального <адрес>) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ были направлены письма для осуществления мероприятий, связанных с осмотром и установлением фактического нарушения технического состояния помещения. Вместе с тем, ФИО2 считает свои права нарушенными и подлежащими восстановлению в судебном порядке. Истец является нанимателем служебного жилого помещения. В силу ч.5 ст.100 Жилищного кодекса РФ, к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст.65, ч.3 и 4 ст.67 и ст.69 ЖК РФ, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2-4 ст.31, ст.65 и ч.3 и 4 ст.67 Жилищного кодекса РФ. В силу п. 2, 3 ч.2 ст.65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Пунктом 5 ч.1 ст.67 ЖК РФ предусмотрено, что наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг. В соответствии со ст.681 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), капитальный ремонт сданного в наем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

На основании пункта 1 статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 ГК РФ).

Частью 1 ст.158 ЖК РФ, на собственника помещения в многоквартирном доме возложена обязанность нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном ч.1.1. настоящей статьи. Исходя из системного толкования положений ст. 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений. В силу пунктов 1 и 3 статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ, права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

Поскольку здание многоквартирного жилого дома, являлось федеральной собственностью, закрепленной на праве оперативного управления за Алейской квартирно-эксплуатационной частью (далее КЭЧ), собственником данного имущества является Министерство обороны РФ.

Приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 года №1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» с 20 декабря 2010 года ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Министерства обороны РФ, в том числе, Алейской КЭЧ. Из пункта 1 Устава ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, утвержденного Министром обороны РФ 25 мая 2012 года следует, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ является универсальным правопреемником прав и обязанностей присоединившихся учреждений, что предполагает переход неисполненных обязанностей Алейской КЭЧ в части капитального ремонта к новому юридическому лицу – ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ.

Согласно Уставу ФГКУ «СТУИО» МО РФ указанное учреждение является уполномоченным органом Министерства обороны РФ, осуществляющим оперативное управление федеральным имуществом Вооруженных Сил, в том числе специализированным жилищным фондом военных городков, имеет право с согласия собственника заключать от имени РФ государственные контракты, иные договоры, размещать заказы на поставку товаров, выполнение работ.

При таких обстоятельствах истец полагает, что ответчики Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «СТУИО» МО РФ не выполняют свои обязательства по проведению капитального ремонта объекта военного городка Минобороны России. На основании изложенного просит обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное Государственное Казенное Учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, исполнить обязательство и произвести работы по капитальному ремонту жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в части замены отслужившего свой срок оборудования в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением Алейского городского суда от 04 июня 2018 года по настоящему гражданскому делу была назначена судебная строительно – техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Лаборатория судебной строительно – технической экспертизы», производство по делу было приостановлено.

Определением Алейского городского суда от 03 сентября 2018 года в связи с поступлением гражданского дела с экспертным заключением, - производство по делу возобновлено.

В ходе рассмотрения гражданского дела, 19 сентября 2018 года в судебном заседании представитель истца ФИО2 – ФИО3 уточнил исковые требования с учетом экспертного заключения, просил суд обязать надлежащего ответчика произвести работы по замене следующего оборудования, отслужившего свой срок: оконные блоки ОК-1 – 3 штуки; оконные блоки ОК-2 – 2 штуки; балконный дверной блок ДБ-1 – 1 штуку; чугунные радиаторы (суммарное количество секций 26 штук); чугунные трубопроводы и фасонные части внутриквартирной системы канализации - в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседании истец ФИО2 не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в присутствии представителя ФИО3.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменных возражениях на иск просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, в удовлетворении заявленных требований ФИО2 отказать в силу того, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не обладает полномочиями на проведение ремонта; заявленные требования к Учреждению являются неисполнимыми и в случае их удовлетворения требований не смогут быть исполнены, в связи с тем, что у Учреждения отсутствуют соответствующие полномочия.

Материалы дела не содержат оснований предъявленных требований к Учреждению, а свидетельствуют о том, что Учреждение не уполномочено на принятие решений по проведению каких-либо видов ремонта. В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.2017г. № 155 о создании ФГБУ «Центральное жилищно коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации основной целью деятельности данного учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России является ненадлежащим ответчиком, поскольку не имеет соответствующих полномочий, а также специальных возможностей, денежные средства на указанный вид работ из федерального бюджета не доводятся, у ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России нет полномочий по заключению Государственных контрактов. В силу положений ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник. В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества

Согласно п. 3 Устава федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (п.5 Устава). Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.6 Устава). В соответствии с п. 14 Устава Учреждение не несет ответственности по обязательствам учредителя.

Согласно п. 19 Устава ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, целями деятельности Учреждения являются обеспечение в Вооруженных Силах Российской Федерации решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктом 20 Устава определено, какими видами деятельности может заниматься ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России для достижения целей, указанных в п. 19 Устава. Данный перечень деятельности ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России является исчерпывающим. В уставную деятельность ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не входит бремя содержания имущества. Лимиты бюджетных обязательств на данные виды деятельности по смете Министерства обороны Российской Федерации не предусмотрены и не выделяются. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не имеет соответствующих полномочий, а также специальных возможностей по проведению капитального ремонта здания. Собственником имущества является Российская Федерация. При этом полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений Минобороны России в части реализации полномочий Министерства обороны по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, Департамент осуществляет мероприятия по закреплению имущества Вооруженных Сил на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями, а также дает задания по его использованию. Мероприятия в отношении переданного в оперативное управление имущества учреждение проводит только при наличии задания собственника имущества, полномочия которого осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, и выделенных на эти цели финансовых средств.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 860 от 30 декабря 2017г. «Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации» и Регламента «О порядке проведения технического обслуживания и ремонта собственными силами зданий и сооружений казарменного и иных фондов Минобороны России структурными подразделениями ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России» от 17.11.2017г. № 189 обязанности по проведению весенних (осенних) осмотров, с составлением акта общего осмотра и дефектных актов, возложены на ФГБУ «ЦЖКУ», командиров воинских частей и начальников организаций Министерства обороны Российской Федерации (п. 49 приказа № 860 от 30.12.2017г.). Согласно Приложения № 1 к приказу начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 21.02.2018г. № 35 ответственными за разработку первичных документов для включения в титульный список объектов, требующих проведения капитального ремонта на 2019 г. являются начальники ПТО и ЖЭ(К) О филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Первоначальным документом для разработки технического задания на проектирование и выполнение строительных работ является тактико-техническое задание на проведение работ по капитальному ремонту. Тактико-техническое задание составляется руководящим составом войсковой части, в которой планируется проведение работ по капитальному строительству (реконструкции), капитальному ремонту и предоставляется на утверждение Командующему войсками военного округа за подписью Заместителя Командующего войсками Центрального военного округа по материально-техническому обеспечению. В ТТЗ излагаются исходные сведения для разработки проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию, а также капитальный ремонт объектов военной инфраструктуры.

Полномочия по подготовке градостроительной документации и территориальному планированию, реконструкции и капитальному ремонту возложены на Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации. Одной из задач, возложенных на Департамент строительства, является организация деятельности по строительству и капитальному ремонту объектов. Полномочия по включению объекта в заявочный план капитального ремонта возложено на Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций военного округа.

В Министерстве обороны Российской Федерации существует определенная процедура проведения капитального ремонта и соответствующие уполномоченные органы, в компетенцию которых входит организация мероприятий по проведению капитального ремонта. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 305, полномочия собственника в части организации эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооружённых Силах возложены на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации и его региональные управления.

Одной из основных задач Департамента ЭСиОКУ и его региональных управлений является организация и осуществление деятельности по эксплуатации материально-технической базы, в которую входят, в том числе жилые дома, общежития и гостиницы.

Таким образом, функции собственника в отношении эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооружённых Силах, а также вытекающие из понятия эксплуатации обязанности по обеспечению различными видами ремонта возложены на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации и его региональные управления.

На основании п. 11 Устава ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Учреждение непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

На основании Приказа Министра обороны РФ от 25 февраля 2014 г. №110 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации предназначен для реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральным недвижимым имуществом (кроме вооружения и боеприпасов), находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В функции Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и его территориальных управлений имущественных отношений не входят полномочия по заключению аукционов и конкурсов по определению подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту и текущему ремонту.

Вышеуказанное подтверждается письмом заместителя директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 27.07.2018г. № 141/22958, в соответствии с которым ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не вправе осуществлять проведение конкурсов и аукционов на заключение договоров, государственных контрактов, направленных на проведение капитального ремонта.

Кроме того, на основании поручения Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации исх. № 141/14827 от 21.05.2018г. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России запрещено направление обращений (писем, запросов) в органы военного управления без согласования с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Указано на необходимость организации подготовки и направления обращений в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации с приложением проекта обращения Департамента в соответствующий орган военного управления.

Позиция Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в части организации работы подтверждается письмом заместителя директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации ФИО5 от 10.09.2018 г. исх. № 141/27872.В соответствии с пунктом 7 Договора служебного найма жилого помещения Наниматель обязан: проводить текущий ремонт жилого помещения.

Анализируя постановление Госстроя и обязанности договора найма служебного жилого помещения, полагают, что обязанность по замене оконных блоков и внутриквартирной системы канализации - чугунных трубопроводов лежит на нанимателе жилого помещения, в лице ФИО2.

Считают, что, заявленные исковые требования не содержат конкретных исковых требований к каждому из ответчиков.

В силу изложенного изложенного просят истцу в иске к ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ отказать.

Представитель третьего лица – 2-го отдела ФГУ «Центррегионжилье» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

С учетом мнения стороны истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, по имеющимся материалам дела.

Выслушав представителя истца ФИО3, исследовав материалы дела, в том числе представленные истцом фотоматериалы, и экспертное заключение, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 681 Гражданского кодекса РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

В силу ч. 5 ст. 100 ЖК РФ, к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.

В силу п. 2, 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ предусмотрено, что наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Из материалов дела следует, что ФИО2 является нанимателем квартиры номер по <адрес>, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения е от 21 мая 2012 года, заключенного между 2 отделом ФГКУ «Центррегионжилье», в лице начальника – ФИО4, действующей от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации, на основании доверенности Министра обороны РФ от 20.01.2012 года от ФГУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, в оперативном управлении которого находится жилое помещение.

Поскольку в занимаемом ФИО1 жилом помещении имеются недостатки дверных и оконных блоков, канализационных и отопительной систем, последний обратился в ФГКУ «Сибирское ТУИО»с обращением по вопросу исполнения обязанностей по договору найма от 21.05.2012г. с, служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а именно о проведении капитального ремонта, включающего замену оконных блоков, замены системы отопления (радиаторов), системы водоотведения и канализационных труб, замены ванны.

Согласно ответа ФГКУ «Сибирское ТУИО» от 12.04.2018г. на вышеуказанное обращение истца, непосредственным собственником имущества, расположенного по адресу: <адрес>, является Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ. Указывают, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не является собственником жилого помещения, договор найма служебного жилого помещения не заключало, наймодателем указанного жилого помещения не является, соответственно не правоспособно провести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в части замены вышеуказанного оборудования.

Также сообщили о том, что в рамках рассмотрения данного обращения в адрес жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела (г. Барнаул) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, в адрес отделения (территориальное, г. Барнаул) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ направлены письма для осуществления мероприятий связанных с осмотром и установлением фактического нарушения технического состояния помещения.

Для определения нуждаемости проведения в служебном жилом помещении ФИО2 капитального ремонта судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключения эксперта, составленного 21 августа 2018 года, проведенного ООО «Лабораторией судебной строительно-технической экспертизы», анализом данных, полученных в ходе проведения экспертного осмотра <адрес>, и данных, содержащихся в нормативно-технической документации, установлено следующее:

техническое состояние оконных блоков и балконного дверного блока неудовлетворительное (фактический физический износ указанных блоков составляет 65%);

система отопления в пределах исследуемой квартиры:

техническое состояние стальных трубопроводов удовлетворительное (работоспособное);

техническое состояние радиаторов неудовлетворительное (фактический физический износ указанных радиаторов составляет 60%);

внутриквартирная система холодного водоснабжения:

техническое состояние трубопроводов удовлетворительное (работоспособное);

внутриквартирная система горячего водоснабжения:

техническое состояние трубопроводов удовлетворительное (работоспособное);

внутриквартирная система канализации:

техническое состояние чугунных трубопроводов и фасонных частей неудовлетворительное (фактический физический износ указанных трубопроводов составляет 60%).

Также установлено, что в указанной квартире имеется необходимость проведения капитального ремонта по замене отдельных конструктивных элементов и части внутриквартирного инженерного оборудования, а именно:

- имеется необходимость в замене оконных блоков ОК-1, в количестве 3 шт., оконных блоков ОК-2, в количестве 2 шт., и балконного дверного блока ДБ-1, в количестве 1 шт., так как, с одной стороны, фактический физический износ указанных оконных блоков и балконного дверного блока составляет 65%, согласно таблице 55 «Оконные блоки деревянные» ВСН 53-86(р) при физическом износе 61-80% необходима полная замена оконных блоков, согласно таблице 57 «Двери деревянные» при физическом износе 61-80% необходима полная замена заполнений проемов, с другой стороны, фактический срок эксплуатации многоквартирного жилого <адрес> составляет 50 лет (с 1968 г.) — согласно приложению 3 «Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов» ВСН 58-88(р) рекомендуется замена деревянных оконных и балконных заполнений после 40 лет эксплуатации жилого дома;

- имеется необходимость в замене чугунных радиаторов (суммарное количество секций - 26 шт.), так как, с одной стороны, фактический физический износ указанных радиаторов составляет 60%, согласно таблице 66 «Система центрального отопления» ВСН 53-86(р) при физическом износе 41-60% необходима частичная замена отопительных приборов, с другой стороны, фактический срок эксплуатации многоквартирного жилого <адрес> составляет 50 лет (с 1968г.), согласно приложению 3 «Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов» ВСН 58-88(р) рекомендуется замена чугунных радиаторов после 40 лет эксплуатации жилого дома;

- имеется необходимость в замене чугунных трубопроводов и фасонных частей внутриквартирной системы канализации, так как, с одной стороны, фактический физический износ указанных трубопроводов и фасонных частей составляет 60%, согласно таблице 68 «Система канализации и водостоков» ВСН 53-86(р) при физическом износе 41-60% необходима частичная замена трубопроводов, с другой стороны, фактический срок эксплуатации многоквартирного жилого <адрес> составляет 50 лет (с 1968 г.), согласно приложению 3 «Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов» ВСН 58-88(р) рекомендуется замена чугунных трубопроводов канализации после 40 лет эксплуатации жилого дома.

Указано, что в связи с тем, что согласно п.5.1 ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» и п.2.4.2 МДК 2-03. 2003 «Правила и нормам технической эксплуатации жилищного фонда» при капитальном ремонте следует производить замену всех изношенных элементов здания на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, и учитывая то, что приведенное сопротивление теплопередаче деревянных оконных блоков с двойным листовым остеклением раздельной конструкции не соответствует требованиям п.5.1 СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003» (согласно таблице 2 ГОСТ 11214-2003 «Блоки оконные деревянные с листовым остеклением. Технические условия» приведенное сопротивление теплопередаче деревянных оконных блоков с двойным листовым остеклением раздельной конструкции составляет 0,44 м2,0С/Вт, что менее нормируемого значения сопротивления теплопередаче конструкции заполнения оконных проемов жилого здания для г. Алейска, которое составляет 0,611 м2 оС/Вт), в экспертном расчете производится замена деревянных оконных блоков и деревянного балконного дверного блока на оконные блоки и балконный дверной блок из ПВХ профилей с остеклением стеклопакетами.

Стоимость работ по замене отдельных конструктивных элементов и части внутриквартирного инженерного оборудования <адрес> многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в ценах на дату проведения экспертизы, с учетом НДС и округления, составляет 96116 рублей.

Заключение эксперта является одним из доказательств по делу, которое оценено судом, как в отдельности, так и в совокупности с другими доказательствами.

Оценивая заключение эксперта, в правильности которого оснований сомневаться не имеется, суд приходит к выводу о доказанности стороной истца обстоятельств нуждаемости спорного служебного жилого помещения в проведении капитального ремонта в объеме, установленном экспертным заключением.

Кроме того, сторонами не представлено доказательств, опровергающих выводы эксперта.

На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) на собственника помещения в многоквартирном доме возложена обязанность нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

Исходя из системного толкования ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений.

В соответствии с Положением о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 № 75 квартирно-эксплуатационная служба ведала обеспечением проектно-сметной документацией, приемкой выполненных работ, расчетами за выполненные работы и выполнением других обязанностей заказчика по капитальному строительству и капитальному ремонту.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» с 20.12.2010 ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, Алейской КЭЧ.

Из передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01.04.2011 следует, что Алейской КЭЧ передано ФГУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложения, передано и здание жилого дома, в котором проживает истец по <адрес>.

Тип федерального государственного учреждения «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации изменен на федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 № 422-р.

Из п. 1 устава ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного 25.05.2012, следует, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации является универсальным правопреемником прав и обязанностей присоединившихся учреждений.

Вместе с тем, указанное обстоятельство не свидетельствует о передаче функций в части организации деятельности по проведению капитального ремонта к новому юридическому лицу – ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, поскольку наймодателем жилого помещения, расположенного по адресу<адрес>, является Министерство обороны Российской Федерации, именно на указанного ответчика в соответствии с приведенными выше нормами права и условиями договора служебного найма (пункты 3, 14 договора) должна быть возложена обязанность по проведению капитального ремонта.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Министерство обороны РФ не выполняет свои обязательства по проведению капитального ремонта объекта военного городка Минобороны России.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Возложение части функций по осуществлению правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации на свои органы, не освобождает Министерство обороны Российской Федерации от исполнения обязанностей наймодателя.

Таким образом, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком в рассматриваемом гражданском деле является Министерство обороны Российской Федерации. Оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» не имеется.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объем ремонтных работ, суд считает необходимым предоставить Министерству обороны РФ время для исполнения решения суда - не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу положений п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, а также расходы на оплату услуг представителя.

Как усматривается из материалов гражданского дела, определением суда от 04 июня 2018 года по настоящему делу по ходатайству стороны истца была назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Производство судебной экспертизы поручено экспертам ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы». Оплата стоимости экспертизы была возложена на истца ФИО2 Согласно заявлению ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» о возмещении судебных расходов от 21.08.2018 года указано, что стоимость экспертизы составила 16 800 рублей, истцом стоимость экспертизы до настоящего времени не оплачена, просят взыскать расходы по проведению экспертизы в размере 16 800 рублей.

При разрешении по итогам рассмотрения дела вопроса о возмещении экспертному учреждению расходов на проведение экспертизы не имеет правового значения то, на кого возложены соответствующие расходы определением о назначении экспертизы, если обязанная сторона, в пользу которой состоялось решение, не произвела оплату проведения экспертизы. При этом суд должен исходить из того, в пользу какой стороны состоялось судебное решение.

Соответственно, с надлежащего ответчика - Министерства обороны РФ в пользу ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» подлежат взысканию расходы на проведение экспертизы от 21.08.2018 года в размере 18 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу произвести в занимаемой ФИО2 по договору служебного найма квартире по адресу: <адрес>, работы по замене:

- оконных блоков ОК-1 в количестве 3 штук;

- оконных блоков ОК-2 в количестве 2 штук;

- балконного дверного блока ДБ-1 в количестве 1 штуки;

- чугунных радиаторов (суммарное количество секций – 26 штук);

- чугунных трубопроводов и фасонных частей внутриквартирной системы канализации,

выполнив работы, указанные в экспертном заключении Общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» от 21 августа 2018 года.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы по оплате производства судебной строительно-технической экспертизы в размере 16 800 рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края.

Судья Алейского городского суда О.В. Качусова

Решение не вступило в законную силу.