Дело № 2-40/2021
УИД 37RS0015-01-2020-000778-86
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Приволжский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой Е.В.,
при секретаре Смирновой Е.Ф.,
с участием истца Дороховой А.Г.,
представителя истца Куликовой Я.А.,
представителя ответчика Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области Скачковой Н.Н., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Правительства Ивановской области Мастраковой А.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Департамента строительства и архитектуры Ивановской области Мастраковой А.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Приволжске 18 марта 2021 года гражданское дело по иску Дороховой А.Г. к Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области, Правительству Ивановской области, Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области о понуждении совершить действия,
установил:
Дорохова А.Г. обратилась в Приволжский районный суд Ивановской области с иском к Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области (далее Администрации Приволжского муниципального района) об обязании разработать проектно-сметную документацию по обеспечению предоставленного Дороховой А.Г. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (далее земельный участок истца, спорный земельной участок), транспортной и инженерной инфраструктурой в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда; обеспечить спорный земельный участок транспортной и инженерной инфраструктурой, а именно организовать теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, строительство автомобильных дорог в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда (т. 1 л.д. 1-4).
Определениями Приволжского районного суда от 16 декабря 2020 года (т. 1 л.д. 29) и 2 февраля 2021 года (т. 1 л.д. 190-192), протокольными определениями Приволжского районного суда от 14 января 2021 года (т. 1 л.д. 70-77), 27 января 2021 года (т. 1 л.д. 102-108) и 17 февраля (т. 1 л.д. 245-256) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Общество с ограниченной ответственностью «ТЭС-Приволжск» (далее ООО «ТЭС-Приволжск»), Акционерное общество «Газпром газораспределение-Иваново» (далее АО «Газпром газораспределение-Иваново»), Муниципальное унитарное предприятие Приволжского муниципального района «Приволжское теплоэнергетическое предприятие» (далее МУП «Приволжское ТЭП»), Администрация Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области (далее Администрация Ингарского сельского поселения), Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (далее ДСиА Ивановской области), Департамент финансов Ивановской области, в качестве соответчиков - Правительство Ивановской области и ДСиА Ивановской области.
Определением Приволжского районного суда от 3 марта 2021 года (т. 2 л.д. 15-17) прекращено производство по делу в части понуждения разработать проектно-сметную документацию по обеспечению земельного участка истца транспортной и инженерной инфраструктурой в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда и обеспечения земельного участка истца теплоснабжением в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда.
3 марта 2021 года истец Дорохова А.Г. уточнила заявленные исковые требования и просила суд обязать ответчиков Администрацию Приволжского муниципального района, Правительство Ивановской области, ДСиА Ивановской области обеспечить земельный участок истца транспортной и инженерной инфраструктурой, а именно: организовать газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, строительство автомобильных дорог в течение двух лет с даты вступления в законную силу решения суда (т. 2 л.д. 13-14).
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что истец Дорохова А.Г. является многодетной мамой, имеющей на иждивении троих детей в возрасте до 18 лет, имеет Российское гражданство и проживает на территории Ивановской области. В связи с чем ей на основании Постановления Администрации Ингарского сельского поселения от 11 октября 2016 года № 200, п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1.1 Закона Ивановской области от 31 декабря 2002 года № 111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации» и заявления в Территориальное управление социальной защиты населения по Приволжскому муниципальному району Ивановкой области (далее ТУСЗН по Ивановской области) в собственность бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности истца на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке 6 февраля 2017 года. Администрацией Приволжского муниципального района 10 февраля 2017 года истцу выдано Разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Однако, в настоящее время истец не имеет возможности реализовать свое право на строительство ввиду отсутствия возможности технологического присоединения объекта недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения в виде водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и автомобильной дороги общего пользования в полном объеме. В силу Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 14-16 Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подп. 24 и 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, подлежит исполнению муниципальным образованием и органами исполнительной власти Ивановской области. Неисполнение данной обязанности существенно нарушает права истца, которая получив в качестве меры социальной поддержки в собственность земельный участок, неся бремя его содержания, не имеет возможности строительства на нем жилого дома (т. 1 л.д. 1-4, 170-172, т. 2 л.д. 13-14, 47-50).
В ходе судебного заседания истец Дорохова А.Г. и ее представитель Куликова Я.А. поддержали заявленные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Приволжского муниципального района по доверенности Скачкова Н.Н. (т. 1 л.д. 236, 237-238) возражает против заявленных требований. Пояснила, что действующее законодательство не содержит положений, возлагающих на орган местного самоуправления, в рамках реализации вопросов местного самоуправления и мер по социальной поддержке многодетных семей, обязанности по организации газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обустройства автомобильной дороги до границ земельного участка истца, на котором планируется капитальное строительство. Бюджет Приволжского муниципального района находится в крайне трудном финансовом положении и не имеет возможности принять новые расходные обязательства и выделить средства на реализацию заявленных мероприятий. Приволжский муниципальный район мог бы реализовать мероприятия по организации инфраструктуры земельного участка истца путем участия в государственной программе Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2017 года № 460-п. Однако, на 2020 год субсидия на реализацию заявленных мероприятий для Приволжского муниципального района не выделялась, на плановый период 2021 и 2022 годов предоставление субсидии также не планируется. Считает, что даже в рамках Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на орган местного самоуправления не возлагается обязанность по организации газоснабжения земельного участка истца. Допускает возможность наличия автомобильной дороги к земельному участку истца. Более подробно позиция ответчика изложена в письменном Отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д. 89-90).
Представитель ответчиков Правительства Ивановской области и ДСиА Ивановской области по доверенностям Мастракова А.В. (т. 1 л.д. 239, т. 2 л.д. 12) возражала против заявленных требований. Пояснила, что исполнение обязанности по обеспечению земельного участка истца транспортной и инженерной инфраструктурой является обязательством органа местного самоуправления и на органы исполнительной власти Ивановской области - Правительство Ивановской области и ДСиА Ивановской области возложена быть не может. Вместе с тем, вследствии объективной невозможности органов местного самоуправления за счет собственных средств обеспечить наличие необходимых объектов инфраструктуры, в рамках государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», утверждённой Постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2017 года № 460-П, предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления семьям с тремя и более детьми. Однако, бюджетных ассигнований на текущий финансовый год и плановый период 2022-2023 годов на указанное мероприятие в бюджете Ивановской области не предусмотрено. Более подробно позиция ответчика ДСиА Ивановской области изложена в письменном Отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д. 94-95).
Третьи лица ООО «ТЭС-Приволжск», АО «Газпром газораспределение-Иваново», МУП «Приволжское ТЭП», Администрация Ингарского сельского поселения, Департамент финансов Ивановской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (т. 2 л.д. 28, 36, 37, 38, 40), о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, обратились с заявлениями о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей (т. 1 л.д. 43, 44, 87, т. 2 л.д. 33, 39, 41, 42, 43-44, 45, 46).
Третье лицо Департамент финансов Ивановской области представил письменный Отзыв по заявленным требованиям (т. 2 л.д. 30-32, 34), в котором указал, что основания для включения в областной бюджет бюджетных средств на обеспечение необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям органами местного самоуправления, отсутствуют. Указанные мероприятия являются обязанностью муниципального района.
Третье лицо АО «Газпром газораспределение-Иваново» представило письменные Отзывы по заявленным требованиям (т. 1 л.д. 43, 44, 87, 166-167, 185), в которых изначально указывало на поддержание заявленных исковых требований, а впоследствии оставило разрешение иска на усмотрение суда. В ходе судебного заседания от 17 февраля 2021 года (т. 1 л.д. 245-256) представители третьего лица АО «Газпром газораспределение-Иваново» по доверенностям Перевезенцев И.С. и Безрукова Е.А. (т. 1 л.д. 242, 243) поддержали заявленные исковые требования, высказались об отсутствии газоснабжения земельного участка истца и наличии возможности технического подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства, в случае его возведения на земельном участке истца.
Третье лицо МУП «Приволжское ТЭП» представило письменные Отзывы по заявленным требованиям (т. 1 л.д. 63-64, т. 2 л.д. 2, 3, 39) в которых изначально указывало на поддержание заявленных исковых требований, а впоследствии оставило разрешение иска на усмотрение суда. В ходе судебных заседаний от 14 и 27 января 2021 года, 2 и 17 февраля 2021 года (т. 1 л.д. 70-77, 102-108, 194-203, 245-256) представитель третьего лица МУП «Приволжское ТЭП» по доверенности Ненашева Т.О. (т. 1 л.д. 47, т. 2 л.д. 3) поддержала заявленные исковые требования, высказалась об отсутствии водоснабжения и водоотведения земельного участка истца и наличии технической возможности подключения последнего к сетям водоотведения и водоснабжения.
Третье лицо ООО «ТЭС-Приволжск» представило письменный Отзыв по заявленным требованиям (т. 2 л.д. 41), в котором оставило разрешение иска на усмотрение суда.
Третье лицо Администрация Ингарского сельского поселения представила письменный Отзыв по заявленным требованиям (т. 2 л.д. 42, 43-44), в котором оставила разрешение иска на усмотрение суда.
При имеющихся обстоятельствах, с учетом требований ч. ч. 3 и 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав истца, представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд считает заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (далее Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600) обозначена задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем.
В силу п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство регионального развития Российской Федерации, утверждая Приказом от 9 сентября 2013 года № 372 Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, исходит из того, что при установлении процедуры формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворительная экологическая обстановка, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В Ивановской области указанные вопросы регламентированы Законом Ивановской области от 31 декабря 2002 года № 111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации».
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 1 Закона Ивановской области от 31 декабря 2002 года № 111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации» (далее Закон Ивановской области от 31 декабря 2002 года № 111-ОЗ), установлены следующие случаи бесплатного предоставления в собственность гражданам … земельных участков, находящихся … в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: гражданам …, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, … на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка.
Статья 1.2 Закона Ивановской области от 31 декабря 2002 года № 111-ОЗ устанавливает порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в определенных настоящим Законом случаях:
- предоставление уполномоченными органами земельных участков гражданам в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности на основании данных учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в определенных в части 1 статьи 1 настоящего Закона случаях, из земельных участков, поставленных на кадастровый учет и включенных в Перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность (далее - Перечень) (п. 1);
- уполномоченные органы осуществляют в порядке, установленном земельным законодательством, образование земельных участков в целях последующего включения в Перечни (п. 2);
- органы, осуществляющие формирование и утверждение Перечней: … орган местного самоуправления муниципального района Ивановской области на основании перечней, сформированных и утвержденных уполномоченными органами муниципального района, сельских, городских поселений в границах муниципального района Ивановской области, формирует и утверждает Перечень и внесение в него изменений в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с целью их предоставления гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, проживающим на территории муниципального района Ивановской области (п. 3);
- перечни должны содержать характеристики земельных участков, включая их местоположение, адресную часть, кадастровые номера, площадь и вид разрешенного использования земельного участка, а также указание на контактных лиц, уполномоченных ознакомить заявителей с расположением земельных участков на местности, номера телефонов для связи с контактными лицами (п. 4).
С учетом вышеприведённых норм законодательства, предусмотренный п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, без соблюдения условия их обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой.
Судом установлено, что семья истца Дороховой А.Н. и Дорохова И.А. является многодетной, последние воспитывают троих несовершеннолетних детей Д.В., ДАТА года рождения, Д.К., ДАТА года рождения и Д.Д., ДАТА года рождения (свидетельства о рождении от ДАТА серии №, ДАТА серии №, ДАТА серии № т. 1 л.д. 48-50, удостоверение от ДАТА№ т. 1 л.д. 51).
Члены семьи истца Дороховой А.Г. не имеют в собственности или социальном найме жилых помещений (Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН) запрашиваемых сведений от 2 февраля 2021 года Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ивановской области (далее Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области) т. 1 л.д. 206-214, сообщение Администрации Приволжского муниципального района от 1 февраля 2021 года № 184-02 т. 1 л.д. 159-160).
Изначально Дорохова А.Г. с детьми были зарегистрированы по месту жительства мамы истца - Бойцовой Н.В. по адресу: <адрес>, Дорохов И.А. - по месту жительства своих родителей по адресу: <адрес> (сообщение Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому району Ивановской области (далее ОМВД России по Приволжскому району) от ДАТА№ т. 1 л.д. 135, сообщение Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Волгореченску Костромской области (далее ОМВД России по г. Волгореченску) от ДАТА№ т. 1 л.д. 134, поквартирная карточка т. 1 л.д. 164, 165).
В настоящее время семья Дороховых проживают в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, стоящем на балансе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области (далее УМВД России по Костромской области), предоставленном Дорохову И.А. на основании протокола № 1 заседания жилищной-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области от ДАТА и Договора найма служебного жилого помещения от ДАТА№, заключенного с УМВД России по Костромской области (т. 1 л.д. 183-184). Протоколом № заседания жилищной комиссии Отдела Росгвардии по Костромской области от 4 апреля 2018 года <...> признан нуждающимся в служебном жилом помещении Отдела Росгвардии по Костромской области с ДАТА (т. 1 л.д. 181 обор.). В соответствии с решением жилищной комиссии Отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>, оформленном протоколом № от ДАТА, Дорохов И.А. принят на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 5 человек (т. 1 л.д. 182). В связи с чем Дорохов И.А. и Д.В. с ДАТА зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, Дорохова А.Г. и Д.К. и Д. в период с ДАТА по ДАТА имели по данному адресу временную регистрацию (сообщение ОМВД России по Приволжскому району от ДАТА№ т. 1 л.д. 135, сообщение ОМВД России по г. Волгореченску от ДАТА№ т. 1 л.д. 134).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что многодетная семья Дороховых имеет потребность в жилье, улучшении жилищных условий.
Во исполнение требований п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Ивановской области от 31 декабря 2002 года № 111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации», Администрацией Приволжского муниципального района формируется и утверждается перечень земельных участков, предназначенных для последующего бесплатного предоставления многодетным семьям из свободных земельных участков на территории Приволжского городского поселения и сельских поселений Приволжского муниципального района, в качестве меры социальной поддержки (далее Перечень), на основании перечней, сформированных и утвержденных уполномоченными органами муниципального района, сельских, городских поселений в границах муниципального района Ивановской области.
В связи с указанной необходимостью Администрацией Ингарского сельского поселения имело место:
- формирование (образование, межевание, постановка на кадастровый учет) ряда земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» на территории Ингарского сельского поселения, в том числе и земельного участка по адресу: <адрес> (Постановление от 18 августа 2015 года № 118-п «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>» т. 1 л.д. 233, схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории к последнему т. 1 л.д. 100, Постановление от ДАТА№ «О присвоении адреса земельным участкам, расположенным по адресу: <адрес>» т. 1 л.д. 232, сообщение Администрации Ингарского сельского поселения от ДАТА№ т. 1 л.д. 161);
- формирование и утверждение перечня земельных участков, предназначенных для последующего бесплатного предоставления многодетным семьям из свободных земельных участков на территории Ингарского сельского поселения Приволжского муниципального района, в который вошел и спорный земельный участок (Постановление от ДАТА№ «Об утверждении перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность в целях реализации <адрес> от ДАТА№-ОЗ» т. 1 л.д. 234 и перечень к нему т. 1 л.д. 235).
На основании вышеприведенных норм законодательства; заявления истца о принятии на учет и бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, в соответствии с <адрес> от ДАТА№-ОЗ, в ТУСЗН по Приволжскому району от ДАТА и ДАТА (т. 1 л.д. 144-145); Постановления Администрации Ингарского сельского поселения от ДАТА№ «О предоставлении земельного участка в собственность Дороховой А.Г.» (т. 1 л.д. 156), с целью улучшения жилищных условий, в качестве меры социальной поддержки многодетной семье, истцу Дороховой А.Г. имело место предоставление бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Право собственности на последний зарегистрировано истцом в ЕГРН ДАТА номер государственной регистрации № (выписки из ЕГРН от ДАТА и ДАТА Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Ивановской области т. 1 л.д. 12-14, 205).
С целью строительства жилого дома на земельном участке истца, последней имело место получение у Администрации Приволжского муниципального района Разрешения на строительство от ДАТА№, со сроком действия до 10 февраля 2027 года (т. 1 л.д. 9-11).
Однако, на данный момент у истца отсутствует возможность строительства жилья на предоставленном земельном участке, поскольку последний не обеспечен инженерной и транспортной инфраструктурой, то есть отсутствует возможность технического присоединения объекта недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения, в виде водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, а также автомобильная дорога общего пользования.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца Дороховой А.Г., представителя истца Куликовой Я.А., представителя третьего лица МУП «Приволжское ТЭП» по доверенности Ненашевой Т.О., представителей АО «Газпром газораспределение-Иваново» по доверенностям Перевезенцева И.С. и Безруковой Е.А., свидетеля Булкина А.И..
Представитель ответчика Администрации Приволжского муниципального района по доверенности Скачкова Н.Н. пояснила, что проект планировки территории в отношении спорного земельного участка отсутствует.
Администрация Приволжского муниципального района безрезультатно заявлялась в 2019 году и 2020 году (заявления от 14 ноября 2019 года № 3072-01 и 13 ноября 2020 года № 2985-01 т. 2 л.д. 51-52, 63-64) на участие в конкурных отборах инвестиционных проектов, подлежащих софинансированию в 2020-2022 годах и 2021-2023 годах за счет средств областного бюджета в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», а также сообщала в адрес ДСиА Ивановской области потребность в финансировании мероприятий по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых (предоставленных) семьям с тремя и более детьми, направляя сведения об отсутствии газо- и водоснабжения спорного земельного участка (т. 2 л.д. 51-87).
При этом, согласно сообщению АО «Газпром газораспределение-Иваново» от 1 февраля 2021 года № Ф-138 (т.1 л.д. 166-167), имеется техническая возможность подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства, в случае его возведения на земельном участке истца, от существующего подземного стального газопровода среднего давления диаметром 89 мм, ориентировочная протяженность распределительного газопровода составляет 70 метров, требуется предусмотреть установку ГРПШ (регулятора) для понижения давления со среднего на низкое для работы газоиспользующего оборудования.
В соответствии с сообщением МУП «Приволжское ТЭП» от 12 января 2021 года № 2710/ОС (т. 1 л.д. 63-64, 225-226) имеется техническая возможность подключения к сетям водоснабжения и водоотведения.
В силу п. 6 ст. 3, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (п. 1 ст. 17).
Положениями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, установлены технические требования к организации их покрытия.
Администрацией Приволжского муниципального района заявлены доводы о наличии проезда к земельному участку истца. Однако, последней суду не предоставлено доказательств наличия дороги к земельному участку истца и ее соответствия положениям ГОСТ Р 50597-2017; паспорт дороги, сведения о её регистрации как объекта недвижимого имущества отсутствуют.
Таким образом, на основании изложенного суд приходит к выводу, что земельный участок истца как на момент предоставления Дороховой А.Г. в 2016 году, так и на данный момент, то есть по прошествии четырех лет, не обеспечен объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, а именно газоснабжением, водоснабжением и водоотведением, дорогами общего пользования местного значения, от наличия которых во многом зависит реальная возможность использования последнего по целевому назначению. Суду не представлено достаточное количество относимых и допустимых доказательств, подтверждающих обратное.
В свою очередь, неисполнение обязанности по обеспечению земельного участка истца объектами инженерной и транспортной инфраструктуры нарушает права и законные интересы Дороховой А.Г., имеющей в собственности предоставленный в качестве меры социальной поддержки земельный участок и, как следствие, несущей бремя его содержания, но не имеющей возможности использовать его для строительства жилого дома.
Конституция Российской Федерации исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132 часть 2 Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.
Согласно ч. 9 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней … до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2).
В силу п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относятся: … организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 14); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 14).
К вопросам местного значения муниципального района относятся: … организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей.
Аналогичные полномочия Приволжского городского поселения и Приволжского муниципального района отражены в Уставе Приволжского муниципального района, утверждённом решением Приволжского районного Совета от 3 сентября 2010 года № 82 (далее Устав Приволжского муниципального района) (т. 2 л.д. 103-104), и Уставе Приволжского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области, принятом Советом Приволжского городского поселения от 1 декабря 2015 года № 10 (т. 2 л.д. 100-102)
В связи с упразднением Администрации Приволжского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области, согласно ст. 29.1 Устава Приволжского муниципального района (т. 2 л.д. 103-104), Администрация Приволжского муниципального района исполняет полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Приволжского городского поселения.
Согласно ч. 3 ст. 7 и ст. 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, включает в себя подготовку населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений … по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 1 и подп. подп. 24 и 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: … социальной поддержки … семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) … (подп. 24 п. 2); организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований; (подп. 29 п. 2).
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате … принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п. 1). Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (п. 2).
Правительство Ивановской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Ивановской области, формирующим органы исполнительной власти Ивановской области и осуществляющим непосредственное руководство ими (ч. 1 ст. 59 Закона Ивановской области от 18 февраля 2009 года № 20-ОЗ «Устав Ивановской области» т. 2 л.д. 88-90).
Правительство Ивановской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ивановской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии (ч. 1 ст. 60 Закона Ивановской области от 18 февраля 2009 года № 20-ОЗ «Устав Ивановской области» т. 2 л.д. 88-90).
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (далее - Департамент) является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим единую государственную политику в сферах строительства, градостроительства, архитектуры, архитектурно-строительного проектирования, государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий на территории Ивановской области и осуществляющим межотраслевое управление и координацию взаимодействия центральных исполнительных органов государственной власти и их территориальных органов, государственных органов Ивановской области, государственных учреждений Ивановской области, государственных унитарных предприятий Ивановской области в указанных сферах, функциональное регулирование в указанных сферах (п. 1.1). Департамент осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, центральными исполнительными органами государственной власти и их территориальными органами, государственными органами Ивановской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области … (п. 1.3). Департамент выполняет следующие функции: … участвует в создании условий для развития в Ивановской области инвестиционной деятельности по строительству … объектов инженерной инфраструктуры … (п. 3.2.1); участвует в разработке проектов государственных программ Ивановской области в пределах своей компетенции, обеспечивает их представление на утверждение Правительства Ивановской области; как администратор государственной программы Ивановской области координирует деятельность ее исполнителей, организует мониторинг реализации государственной программы и обеспечивает своевременное проведение ее корректировки; как исполнитель государственной программы Ивановской области несет ответственность за своевременное и полное осуществление мероприятий государственной программы Ивановской области, целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение реализации мероприятий государственной программы Ивановской области, достижение ожидаемых результатов реализации государственной программы Ивановской области в части, относящейся к закрепленным за Департаментом мероприятиям (п. 3.2.3); выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств (п. 3.2.5) (Положение о Департаменте строительства и архитектуры Ивановской области, утвержденное Постановлением Правительства Ивановской области от 19 декабря 2012 года № 537-п т. 2 л.д. 91-99).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Понятие «оснащение» необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой - система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для … оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Иное толкование понятия «оснащения» необходимой инфраструктурой спорного земельного участка и будущего объекта капитального строительства на последнем будет противоречить правовым нормам, регулирующим указанные правоотношения.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», содержащая приложение № 6 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства» (т. 2 л.д. 105-109). Согласно последним субсидии могут быть направлены на следующие цели: подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях реализации проектов по развитию территорий (п. в); строительство (реконструкция) объектов транспортной инфраструктуры в целях реализации проектов по развитию территорий (п. д); строительство (реконструкция) объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, в том числе магистральных сетей, в целях реализации проектов по развитию территорий (п. е). Срок реализации программы - с 2018 по 2025 год.
На территории Ивановской области Постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2017 года № 460-п утверждена государственная программа Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», предусматривающая подпрограмму № 5 «Стимулирование развития жилищного строительства», целью которой является, в том числе и обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления семьям с тремя и более детьми (т. 2 л.д. 110-117). Срок реализации подпрограммы - с 2019 по 2024 год. Администратором, ответственным исполнителем подпрограммы и основных мероприятий является Департамент строительства и архитектуры Ивановской области. Указанная подпрограмма предусматривает мероприятия по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления семьям с тремя и более детьми. Доля расходов областного бюджета в финансовом обеспечении соответствующих расходных обязательств не должна превышать 95 %, а для высокодотационных муниципальных образований - 99 %. Однако, бюджетных ассигнований на текущий финансовый год и плановый период 2022-2023 годов на указанные мероприятия в бюджете Ивановской области не предусмотрено.
В соответствии с государственной программой Ивановской области Постановлением Администрации Приволжского муниципального района от 28 августа 2020 года № 396-п утверждена муниципальная программа Приволжского муниципального района «Обеспечение объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приволжского муниципального района на 2021-2023 годы» (т. 1 л.д. 53-54), предусматривающая подпрограмму № 2 «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления семьям с тремя и более детьми, в Приволжском муниципальном районе» со сроком реализации 2021-2023 годы (т. 1 л.д. 55-62). Среди мероприятий подпрограммы в отношении земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления (предоставленных) семьям с тремя и более детьми подготовка документации по планировке территории; разработка проектной документации на создание инженерной инфраструктуры; проведение экспертизы проектной документации на создание инженерной инфраструктуры; создание инженерной инфраструктуры. Подпрограмма предусматривает предоставление субсидий из областного бюджета бюджету Приволжского муниципального района на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления (предоставленных) семьям с тремя и более детьми (п. 3). Реализация подпрограммы предусматривает привлечение средств федерального, областного бюджетов и софинансирование в части бюджета Приволжского муниципального района. Софинансирование должно быть обеспечено в следующей пропорции: не более 95 % за счет средств областного бюджета и не менее 5 % за счет средств бюджета муниципального образования. Однако, на 2020 год субсидия на реализацию заявленных мероприятий для Приволжского муниципального района не выделялась, на плановый период 2021 и 2022 годов предоставление субсидии также не планируется (п. 3).
Отсутствие финансирования государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» и нецелесообразность при имеющейся ситуации обращения Администрации Приволжского муниципального района с заявкой на участие в последней подтвердила представитель ответчиков Правительства Ивановской области и ДСиА Ивановской области по доверенности Мастракова А.В..
На основании изложенного суд приходит к выводу, что вопросы организации и финансирования мероприятий, связанных с обеспечением земельных участков, расположенных на территории Приволжского муниципального района, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки, семьям, имеющим трех и более детей, инженерной и транспортной инфраструктурой относятся к ведению, как органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Ивановской области и ДСиА и архитектуры Ивановской области, так и органа местного самоуправления - Администрации Приволжского муниципального района.
В связи с чем доводы ответчиков об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на них обязанностей по обеспечению земельного участка истца объектами инженерной и транспортной инфраструктуры необоснованы, направлены на иное субъективное толкование норм материального права.
Законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченным органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.
В ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельном участке истца, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Часть 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации содержит положение о том, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.
Конституция Российской Федерации исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12).
При этом принцип самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий установлен подп. «ж» п. 1 ст. 1 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Принимая во внимание изложенное, органы власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации, в рамках предоставленных им полномочий, в связи с чем указание в решении конкретных мероприятий во исполнение возложенных на административных ответчиков полномочий недопустимо, поскольку тем самым нарушается конституционный принцип разграничения полномочий властей.
В силу ч. 1 ст. 196 и ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 196). Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ч. 1 ст. 200).
Согласно ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность не распространяется на: … требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
Учитывая публичный характер спорных правоотношений, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о длящемся бездействии органов исполнительной власти субъекта и местного самоуправления в сфере обеспечения земельного участка истца объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, срок исковой давности к заявленным требованиям не подлежит применению.
Тем более, что по истечении более чем разумного срока для добровольного исполнения ответчиками обязанности по обеспечению спорного земельного участка инженерной и транспортной инфраструктурой, истец обратилась в Администрацию Приволжского муниципального района с соответствующими заявлениями 20 июля 2020 года и 5 октября 2020 года (т. 1 л.д. 15, 16).
Таким образом, у суда имеются основания для возложения на Администрацию Приволжского муниципального района, Правительство Ивановской области и ДСиА Ивановской области обязанности обеспечить земельный участок истца транспортной и инженерной инфраструктурой, а именно организовать газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, строительство автомобильных дорог.
Испрашиваемый истцом срок для исполнения возложенных обязанностей - в течение двух лет с даты вступления решения суда в законную силу, признается судом разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Дороховой А.Г. к Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области, Правительству Ивановской области и Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Приволжского муниципального района Ивановской области, Правительство Ивановской области и Департамент строительства и архитектуры Ивановской области обеспечить предоставленный Дороховой А.Г. земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, транспортной и инженерной инфраструктурой, а именно организовать газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, строительство автомобильных дорог, в течение двух лет с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Виноградова Е.В.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 марта 2021 года.