дело № 2-386/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2014 года город Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Ефремовой И.Б.
при секретаре Поповой И.А.
с участием Нефтеюганского
межрайонного прокурора Вахрушевой Д.А.
представителя
администрации города Нефтеюганска ФИО1
представителя Л.А. ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Нефтеюганска к Л.А., Л.Т., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО об устранении препятствий во владении, пользовании и распоряжении жилым помещением путем выселения без предоставления другого жилого помещения
и по встречному исковому заявлению Л.А., Л.Т., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО к администрации города Нефтеюганска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Нефтеюганска обратилась в суд с исковыми требованиями, с учетом последующих уточнений, к Л.А., Л.Т. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО об устранении препятствий собственнику во владении, пользовании, распоряжении жилым помещением, расположенным по адресу -Ханты-Мансийский автономный округ-Югры, г. Нефтеюганск, (адрес), путем выселения из вышеуказанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, мотивируя свои исковые требования тем, что в квартире, являющейся собственностью муниципального образования города Нефтеюганска, ответчики проживают без правоустанавливающих документов, каких-либо договорных отношений с ответчиками у администрации города Нефтеюганска не существует. Ответчики в спорном жилом помещении не зарегистрированы. Действия ответчиков по пользованию спорным жилым помещением нарушают права муниципального образования по распоряжению своим имуществом. Ответчикам неоднократно направлялись уведомления с требованием освободить незаконно занимаемое жилое помещение, однако жилое помещение по настоящее время не освобождено (л.д.5-7, 39).
Л.А., Л.Т., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО, ФИО, ФИО подали встречное исковое заявление к администрации города нефтеюганска, в котором просят признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу - город Нефтеюганск, (адрес) на условиях договора социального найма. Исковые требования мотивированы тем, что постановлением главы города Нефтеюганска №130 от 25 февраля 2005 года указанная квартира была введена в разряд служебного жилья для муниципального учреждения «Департамент городского хозяйства». 08 апреля 2005 года НГ МУП «ЖЭУ-6» обратилось с ходатайством в МУ «ДГХ» о выделении квартиры Л.А. как работнику НГ МУП «ЖЭУ-6». На основании указанного ходатайства администрация и профсоюзный комитет МУ «ДГХ» приняли решение о распределении указанной квартиры Л.А. на состав семьи из пяти человек. Они вселились в указанную квартиру. Однако с ними не был заключен договор найма специализированного жилого помещения. Согласно выписки из реестра муниципальной собственности указанная квартира включена в реестр муниципальной собственности на основании распоряжения департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска от 23 июля 2009 года №859 и на основании постановления ВС РФ 3020-1. На момент включения квартиры в муниципальную собственность они в квартире уже проживали. К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшийся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма (ст. 7 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»). Поэтому они считают, что с ними должен быть заключен договор социального найма на вышеуказанную квартиру, так как на момент включения ее в реестр муниципальной собственности они в ней уже фактически проживали и проживаем по настоящее время. В соответствии со ст. 67 ЖК РФ они выполняют обязанности нанимателя, то есть используют жилое помещении по назначению (л.д.49-50).
В судебном заседании представитель администрации города Нефтеюганска ФИО1, действующая на основании доверенности №93 от 16 декабря 2013 года (л.д.23), исковые требования поддержала на доводах, изложенных в исковом заявлении, уточнив, что просит исключить ссылку на ст. 301 ГК РФ и руководствоваться нормами ст. 304 ГК РФ. Встречные исковые требования не признала и пояснила, что семья Л. вселена в спорное жилое помещение на основании протокола заседания администрации департамента городского хозяйства и профсоюзного комитета от 06 мая 2005 года. В соответствии с нормами ЖК РФ предоставление служебных жилых помещений относится к компетенции собственника жилого помещения или лица, уполномоченного на это собственником. Ответчики не относятся к категории граждан, которым, в соответствии со ст. 93 ЖК РФ, предоставляются служебные жилые помещения. Ответчики вселились в спорное жилое помещение на основании решения департамента городского хозяйства, которое не являлось уполномоченным лицом на предоставление жилого помещения. Ответчики на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоят. К данным правоотношениям срок исковой давности не может быть применен, поскольку, поскольку иск по возврату имущества является негаторным, правоотношения носят длящийся характер.
Л.А. и Л.Т. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, просили в удовлетворении исковых требований администрации города Нефтеюганска отказать, на встречных исковых требованиях настаивают (л.д.90-91).
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Л.А., Л.Т.
Представитель Л.А. - адвокат Емельнова О.В., действующая на основании доверенности, удостоверенной 31 марта 2014 года нотариусом города Нефтеюганска ФИО3 (л.д.92) и ордера №324 от 20 февраля 2014 года (л.д.38), в судебном заседании первоначальные исковые требования не признала, на встречных исковых требованиях настаивает. При этом пояснила, что спорное жилое помещение было предоставлено Л.А., так как он являлся работником ЖЭУ-6, где работал с 2003 года, откуда уволился в 2007 году. Ранее жилое помещение являлось нежилым, распоряжением от 10 ноября 2003 года за №1744-р указанное жилое помещение введено в состав жилого. Распоряжением №130 от 25 февраля 2005 года указанное жилое помещение введено в разряд служебного для департамента городского хозяйства. 14 марта 2005 года департамент городского хозяйства предложил ЖЭУ-6 предоставить кандидатуру для предоставления жилого помещения. (дата) указанное жилое помещение было распределено Л.. В реестр муниципальной собственности указанное жилое помещение включено в 2009 году в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ №3020-1, Приложение №3, то есть как переданное в муниципальную собственность от другого лица, следовательно, правоотношения по пользованию спорным помещением вытекают из договора социального найма. Смена собственников помещений произошла в 2009 году, но, в соответствии со ст. 675 ГК РФ, для Л.А. это обстоятельство не является утратой права пользования жилым помещением. В Росреестре право муниципальной собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано только в 2012 году. Л.А. с семьей открыто пользуются жилым помещением, следовательно, у Л.А. возникло право пользования спорным жилым помещением на основании договора социального найма. Истец не заселялся самовольно в жилое помещение, он вселился в него на основании принятого решения о предоставлении ему жилого помещения уполномоченным лицом, что подтверждается п. 2.6 Устава департамента городского хозяйства. На момент включения жилого помещения в реестр муниципальной собственности в 2009 году и на момент государственной регистрации права муниципальной собственности в 2012 году Л.А. с семьей в указанном жилом помещении проживали. До вступления в действие ЖК РФ, Л.А. состоял на учете для предоставления жилого помещения по месту работы. В настоящее время Л.А. с семьей на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоит. Кроме того, она считает, что администрация города Нефтеюганска пропустила срок исковой давности для предъявления исковых требований о выселении ответчика, так как с 2007 года администрация города Нефтеюганска знала, что в указанной квартире проживают Л., что подтверждается письмом от (дата). Она просит применить последствия пропуска администрацией города Нефтеюганска срока исковой давности и по этим основаниям отказать в удовлетворении требований о выселении Л.А.
Из заключения Нефтеюганского межрайонного прокурора следует, что решение о предоставлении жилого помещения Л.А. принято неуполномоченным органом, поэтому встречные исковые требования Л. о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма удовлетворению не подлежат. Первоначальные исковые требования администрации города Нефтеюганска к Л. об устранении препятствий собственнику во владении, пользовании, распоряжении жилым помещением путем выселения не подлежат удовлетворению вследствие пропуска сроков исковой давности.
Выслушав всех участников судебного заседания, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что распоряжением главы города Нефтеюганска №1744-р от 10 ноября 2004 года жилое помещение, расположенное по адресу - город Нефтеюганск, (адрес), выведенное из состава жилищного фонда распоряжением главы города от 25 марта 1998 года №162-р (собственник помещений - муниципальное образование город Нефтеюганск), введено в состав жилищного фонда. (л.д.95).
Распоряжением главы города Нефтеюганска №130 от 25 февраля 2005 года указанное жилое помещение введено в разряд служебного для муниципального учреждения «Департамент городского хозяйства» (л.д.77).
С 01 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Из п. 1.3, 2.1, 2.6 Устава муниципального учреждения «Департамент городского хозяйства» следует, что его учредителем является комитет по управлению имуществом администрации города Нефтеюганска. Департамент создан для достижения социальных и управленческих целей, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов в области организации управления городским хозяйством города Нефтеюганска. Департамент имеет в оперативном управлении, в том числе жилищный фонд, который с согласия учредителя, может передаваться жилищным организациям в аренду или безвозмездное пользование (л.д. 117-120).
Из п. 1.3 Устава Нефтеюганского городского муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационный участок №6» следует, что его собственником, от имени муниципального образования город Нефтеюганск, является департамент муниципальной собственности города Нефтеюганска (л.д. 134).
Таким образом, при анализе вышеуказанных уставов установлено, что Нефтеюганское городское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационный участок №6» не входило в состав департамента городского хозяйства.
Однако, в нарушение ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2.6 Устава муниципального учреждения «Департамент городского хозяйства», совместным решением администрации и профсоюзного комитета МУ «ДГХ» (дата) (год установлен в судебном заседании и сторонами на оспаривается), Л.А., являющемуся работником НГ МУП «ЖЭУ-6», распределена спорная квартира на состав семьи из пяти человек (л.д.52). В спорную квартиру Л.А. с членами своей семьи вселились в (дата) и проживают по настоящее время, что подтверждается выпиской по лицевому счету (л.д.58-76).
Поскольку НГ МУП «ЖЭУ-6» не входило в состав МУ «Департамент городского хозяйства», следовательно, принятие решения администрацией и профсоюзным комитетом МУ «ДГХ» (дата) о распределении Л.А. на состав семьи из пяти человек, спорного жилого помещения является незаконным, следовательно, и вселение Л.А. с членами его семьи в вышеуказанное жилое помещение является незаконным.
Кроме того, в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В судебном заседании установлено, что Л.А. с членам своей семьи из пяти человек, по состоянию на (дата) не состоял на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма при администрации города Нефтеюганска, с заявлением о постановке на учет не обращался (л.д.16).
Суд приходит к выводу, что встречные исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
При этом, доводы стороны Л.А. о применении к данным правоотношениям ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма суд оценивает критически, поскольку доказательств, подтверждающих, что указанное жилое помещение ранее являлось общежитием в судебном заседании не установлено.
Основания включения жилого помещения в состав муниципальной собственности - постановление Верховного Совета РФ №3020-1, Приложение №1, дата включения жилого помещения в муниципальную собственность - 2009 год (л.д.55), дата государственной регистрации права муниципальной собственности - (дата) для встречных исковых требований правового значения не имеет.
Кроме того, соответствии со ст. 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе требовать устранения нарушения его прав.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что квартира (адрес) города Нефтеюганска является собственностью муниципального образования города Нефтеюганска (л.д.8-9). В указанной квартире зарегистрированных лиц не имеется (л.д.15).
Поскольку собственником спорного жилого помещения является муниципальное образование город Нефтеюганск, собственником жилого помещения решение о предоставлении ответчикам спорного жилого помещения, как нуждающимся в жилье, в порядке, установленном Жилищным кодексом, не принималось, договор социального найма на спорную квартиру ответчиками с собственником жилья не заключался, при вселении ответчиков в жилое помещение, иной порядок пользования жильем собственником не оговаривался, суд приходит к выводу, что ответчики проживают в спорном жилом помещении без законных оснований, поэтому они обязаны освободить спорное жилое помещение.
Доводы стороны Л.А. о пропуске администрацией города Нефтеюганска срока исковой давности для обращения в суд для защиты нарушенного права суд считает несостоятельными.
Так, в соответствии со ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
Из положений вышеуказанной нормы закона следует, что исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца устранить любые нарушения его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с их лишением владельца.
Таким образом, суд приходит к выводу, что общий срок исковой давности для обращения в суд для защиты нарушенного права в порядке ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации к данным правоотношениям не применяется, следовательно, не является пропущенным.
Поскольку истец по первоначальному иску освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в бюджет города Нефтеюганска взыскивается государственная пошлина в сумме 2 000 рублей, не освобожденных от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации города Нефтеюганска удовлетворить.
Устранить препятствия администрации города Нефтеюганска во владении, пользовании, распоряжением жилым помещением, находящимся по адресу - город Нефтеюганск, (адрес), выселив Л.А., Л.Т. с несовершеннолетними детьми ФИО, ФИО, ФИО из жилого помещения, расположенного по адресу - город Нефтеюганск, (адрес) без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Л.А., Л.Т. в бюджет города Нефтеюганска государственную пошлину по (иные данные) рублей с каждого.
В удовлетворении встречных исковых требований Л.А., Л.Т., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО к администрации города Нефтеюганска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма отказать за их необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Нефтеюганского
районного суда И.Б. Ефремова
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2014 года.