ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-387 от 15.08.2014 Каменского районного суда (Свердловская область)

 Дело №2-387

 Р Е Ш Е Н И Е

 И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

 15 августа 2014 года

 Каменский районный суд Свердловской области в составе судьи Гаирфановой Л.В.,

 при секретаре Комаровой О.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каменского района к Администрации МО «Каменский городской округ» и Комитету по управлению имуществом МО «Каменский городской округ», ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации МО «Каменский городской округ», об обжаловании распоряжения должностного лица и решения органа местного самоуправления, о возложении обязанности проведения конкурса на замещение должности,

 У С Т А Н О В И Л :

 Прокурор Каменского района обратился с иском к администрации МО «Каменский городской округ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений федерального закона при назначении руководителем МУП «Каменская сетевая компания» ФИО1

 Кроме того, прокурор Каменского района обратился с иском к администрации МО «Каменский городской округ», Комитету по управлению муниципальным имуществом МО «Каменский городской округ», МУП «Каменская сетевая компания» и должностному лицу руководителю МУП «Каменская сетевая компрания» ФИО1 о признании незаконными распоряжения исполняющего обязанности руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Каменский городской округ» №*** от <*** г.> о назначении ФИО1 исполняющим обязанности МУП «Каменская сетевая компания», трудового договора №*** от <*** г.> о приеме на работу ФИО1, приказа (распоряжение) №*** от <*** г.> исполняющего обязанности МУП «Каменская сетевая компания» ФИО1 о приеме на работу, трудового договора №*** от <*** г.> заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО «Каменский городской округ» и ФИО1, распоряжения главы администрации МО «Каменский городской округ» №*** от <*** г.> о назначении на должность ФИО1

 Кроме того, прокурор Каменского района обратился с иском к администрации МО «Каменский городской округ» с требованием в 10-дневный срок объявить и провести конкурс на замещение должности руководителя МУП «Каменская сетевая компания».

 В исковом заявлении прокурора указано, что прокуратурой Каменского района проведена проверка исполнения администрацией МО «Каменский городской округ федерального законодательства о муниципальной собственности и противодействии коррупции. В ходе проверки исполнения антикоррупционного законодательства выявлены нарушения порядка назначения руководителей муниципальных предприятий администрацией МО «Каменский городской округ». В соответствии со ст.51 ФЗ от 06.10.2003 года №131 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования имеют право собственности на муниципальное имущество. Согласно ст.21 ч.1, ч.3 ФЗ от 14.11.2002 года №161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках. В соответствии с п.5,6,7 Положения о порядке назначения на должность, освобождения от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий, учреждений Каменского городского округа, утвержденного Постановлением Главы МО «Каменский городской округ» №*** ОТ <*** г.> назначен ие руководителя МУПа осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном указанным Положением. По результатам проведения конкурса в соответствии с Распоряжением Главы МО «Каменский городской округ» о назначении руководителя предприятия администрация заключает трудовой договор. В нарушение указанной процедуры ФИО1 распоряжением и.о. председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Каменского городского округа №*** от <*** г.> назначен исполняющим обязанности директора МУП «Каменская сетевая компания» на период проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя МУП. <*** г.> Приказом и.о. директора МУП «Каменская сетевая компания» ФИО1 №*** ФИО1 принят на работу и.о. руководителя и между теми же сторонами заключен трудовой договор. В последствии ФИО1 с распоряжением главы администрации Каменского городского округа №*** от <*** г.> о назначении его, как победителя конкурса на замещение вакантной должности, не ознакомлен. Из пояснений ФИО1 следует, что трудовой договор №*** от <*** г.> с Комитетом по имуществу был подписан им весной 2014 года. При этом, ФИО1 является учредителем и руководителем ООО <данные изъяты> Нарушение требований федерального законодательства при назначении ФИО1 на должность руководителя МУПа препятствует надлежащему исполнению им задач, установленных законом. В результате бездействия администрации МО «Каменский городской округ» ущемляются интересы неопределенного круга лиц, так как нарушено конституционное право граждан РФ на равны доступ к управлению муниципальной собственностью, что противоречит принципу равенства перед законом, установленного ст.19 Конституции РФ. При продолжении работы ФИО1 в должности руководителя МУП создается благоприятная почва для проявления коррупционных рисков.

 Помощник прокурора Каменского района Валль М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении доводам.

 Представитель ответчика администрации МО «Каменский городской округ» ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что согласно Устава МУП «Каменская сетевая компания» (п.1.4) функции учредителя предприятия осуществляет Комитет по управлению имуществом администрации МО «Каменский городской округ». На день принятия на работу ФИО1 в МУП «Каменская сетевая компания» действовало Положение о порядке назначения на должность, утвержденное Постановлением главы МО «Каменский городской округ» №*** от <*** г.> года. В соответствии с указанным Положением ФИО1 был принят распоряжением и.о. председателя Комитета по управлению имуществом №*** от <*** г.> исполняющим обязанности директора МУП на период проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя. <*** г.> был объявлен конкурс на замещение вакантной должности руководителя МУП. <*** г.> конкурс был проведен, а по его итогам победителем был признан ФИО1, о чем было направлено представление Главе МО «Каменский городской округ». Распоряжением Главы администрации МО «Каменский городской округ» №*** ФИО1 был назначен на должность руководителя МУП, ознакомлен с распоряжением в тот же день. <*** г.> Комитетом по управлению имуществом заключен трудовой договор. Требования прокурора о признании бездействия администрации МО «Каменский городской округ» и о возложении обязанности проведения конкурса на замещение должности руководителя МУП в десятидневный срок не основаны на законе, так как должность руководителя МУП не является вакантной.

 Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Каменский городской округ» ФИО3 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещалась судом своевременно.

 В судебном заседании от 29.07.2014 года ФИО3 пояснила, что в соответствии с действовавшим положением ФИО1 на период проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя МУП, был назначен исполняющим обязанности руководителя. Был объявлен конкурс распоряжением от <*** г.> года, о чем направлено сообщение о публикации в СМИ –газету «Пламя». <*** г.> ФИО1 был признан победителем конкурса, в связи с чем <*** г.> было направлено представление главе МО «Каменский городской округ». <*** г.> было принято распоряжение главой администрации МО «Каменский городской округ» о назначении ФИО1 руководителем МУП. В тот же день с ним был заключен трудовой договор. Нарушений законодательства при приеме на работу ФИО1 не допущено. О том, что ФИО1 является учредителем юридического лица, он в Комитет по управлению имуществом не сообщал.

 Представитель ответчика ФИО1- ФИО4 исковые требования не признала, пояснив, что ФИО1 при приеме его на работу были представлены все необходимые документы. <*** г.> он был принят на работу и.о. руководителя МУП «Каменская сетевая компания».В мае он подал заявку на участие в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя МУП. О том, что при назначении на должность руководителя МУП он не может быть учредителем юридического лица, он информации не имел. <*** г.> он уволен из ООО <данные изъяты>. Приказ и трудовой договор о приеме на работу в МУП <данные изъяты> и.о. руководителя был им подписан ошибочно.

 Выслушав участников судебного процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

 В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора.

 В соответствии с ФЗ №161 от 14.11.2002 года «О государственных и муниципальных государственных предприятиях» учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

 В силу ст.20 указанного закона Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

 В силу ст.275 Трудового Кодекса РФ Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудов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‚&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;??????????&#0;????

 В ходе судебного разбирательства установлено, что Муниципальное унитарное предприятие жилищно –коммунального хозяйства Каменского городского округа «Каменская сетевая компания» (далее по тексту МУП КСК) создано на основании постановления Главы городского округа от <*** г.> №575. /л.д.17, 18/

 От имени муниципального образования «Каменский городской округ» права собственника имущества МУП КСК осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом. Он же осуществляет функции учредителя МУП КСК.

 В соответствии с п.6.3 Устава /л.д.26/ МУП КСК возглавляет директор, который является единоличным исполнительным органом, назначаемым и освобождаемым от должности Главой Каменского городского округа.

 В судебном заседании установлено, что <*** г.> Комитет по управлению имуществом заключил трудовой договор с ответчиком ФИО1 о приеме его на работу на должность руководителя МУП КСК на основании распоряжения Главы МО Каменского городского округа №*** от <*** г.> года. /л.д.67-69/

 Прокурор полагает указанный трудовой договор и распоряжение №*** от <*** г.> не законными, поскольку конкурс на замещение вакантной должности проведен с нарушением Положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия- в объявлении о проведении конкурса отсутствуют необходимые сведения о времени и способе проведения конкурса, отсутствует протокол заседания комиссии по проведению конкурса.

 Данные обстоятельства Комитетом по имуществу МО Каменский городской округ не оспорены.

 Из представленных суду документов следует, что распоряжением и.о. председателя Комитета по управлению имуществом №*** от <*** г.> ФИО1 был назначен исполняющим обязанности директора МУП КСК. При этом был объявлен конкурс на замещение вакантной должности руководителя МУП КСК. /л.д.62/ Указанное распоряжение соответствует требованиям закона по следующим основаниям:

 Постановлением Главы МО «Каменский городской округ №*** от <*** г.> было утверждено Положение о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений Каменского городского округа( далее по тексту Положение).

 В соответствии с п.5 указанного Положения предусматривалось назначение руководителя предприятия на конкурсной основе.

 Пунктом 17 этого же Положения предусматривалось, что на период проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя и до назначения победителя конкурса на должность руководителя Комитет по управлению имуществом назначает исполняющего обязанности руководителя предприятия, соответствующим приказом.

 В соответствии с Положением о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия, утв. Постановлением Главы МО «Каменский городской округ №*** от <*** г.> проведение конкурса осуществляется комиссией по эффективности управления муниципальной собственностью. На основании распоряжения Главы городского округа о проведении конкурса Комитет по управлению имуществом организует размещение информационного сообщения о проведении конкурса, принимает заявки от претендентов, ведет их учет, проверяет правильность оформления заявок и прилагаемых к ним документов, передает в комиссию по окончании срока приема заявки с прилагаемыми документами.

 Комиссия решает вопрос по определению победителя конкурса, что оформляется протоколом.

 По результатам проведения конкурса Комитет по управлению имуществом направляет представление на имя Главы МО о назначении победителя Конкурса на должность руководителя.

 В судебном заседании установлено, что <*** г.> Комитетом по управлению имуществом было направлено объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности для размещения в СМИ- газете Пламя на <*** г.> /л.д.63/

 Объявление имело необходимые сведения о требованиях к кандидату на замещение вакантной должности, сроках приема заявок, предполагаемой дате и месте проведения конкурса. Однако, при этом отсутствовали сведения о способе проведения конкурса. /л.д.63/

 Суду не представлено протокола заседания комиссии по проведению конкурса от <*** г.> года. Довод представителя Комитета по управлению имуществом об утрате документов и представленные при этом письменные доказательствах /л.д.105-107/ суд находит неубедительным.

 Распоряжением №*** от <*** г.> и.о. председателя Комитета по управлению имуществом создана комиссия по эффективности управления муниципальной собственностью в составе пяти человек, председателем которой назначена и.о. председателя Комитета по управлению имуществом ФИО5 /л.д.103-104/

 Однако, в судебном заседании ФИО5, допрошенная в качестве свидетеля, не смогла дать никаких пояснений по поводу процедуры проведения конкурса и заявившихся кандидатах.

 Доказательств проведения заседания комиссии по проведению конкурса суду не представлено.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что представление о результатах проведения конкурса на замещение вакантной должности по результатам конкурса от <*** г.> о назначении победителя конкурса было направлено главе МО «Каменский городской округ» необоснованно. /л.д.78/

 Соответственно, распоряжение Главы МО Каменского городского округа №*** от <*** г.> о назначении на должность ФИО1 следует признать незаконным.

 В соответствии со ст.254 ГПК РФ может быть оспорено решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

 Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение.

 При этом к договорам, заключенным в рамках трудовых правоотношений, не могут применяться нормы гражданского законодательства. Отмена решения органа местного самоуправления, должностного лица решения о приеме на работу влечет прекращение трудовых правоотношений.

 В силу п.2 ст.21 ФЗ №161 от 14.11.2002 года «О государственных и муниципальных государственных предприятиях» руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

 Аналогичные требования изложены в пункте 9 Положения.

 В судебном заседании установлено и не оспорено ответчиком ФИО1, что в период назначения его на должность руководителя МУП он являлся учредителем и директора ООО <данные изъяты> /л.д.8-15/

 Также установлено, что работодателем согласно трудового договора от <*** г.> являлся Комитет по управлению имуществом, где и находилось личное дело служащего.

 Из пояснений представителя ответчика Комитета по управлению имуществом ФИО3 следует, что при объявлении конкурса и назначении ФИО1 на должность работодателем сведения о его участии в коммерческих организациях не запрашивались, проверка не проводилась.

 На день рассмотрения иска суду представлены представителем ответчика ФИО1 сведения о выходе его из числа учредителей ООО <данные изъяты> и об увольнении /л.д. 93,94, 209/

 Суд приходит к выводу, что прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о бездействии со стороны администрации МО «Каменский городской округ» при проведении конкурса и проверке сведений, препятствующих работе ФИО1 в качестве руководителя МУП, поскольку в соответствии с положением подготовка конкурса на замещение вакантной должности, заключение трудового договора с руководителем МУП отнесена к обязанностям Комитета по управлению имуществом.

 Кроме того, прокурор просит признать трудовой договор №*** от <*** г.> о приеме на работу ФИО1, приказ (распоряжение) №*** от <*** г.> исполняющего обязанности МУП «Каменская сетевая компания» ФИО1 о приеме на работу незаконными, поскольку приказ о приеме на работу издается, а трудовой договор заключается работодателем.

 При этом, законом не предусмотрено совпадение стороны работодателя и работника в одном лице.

 Приказ №*** от <*** г.> исполняющего обязанности МУП «Каменская сетевая компания» ФИО1 о приеме на работу следует признать не законным, не имеющим юридической силы.

 Кроме того, прокурор при признании распоряжения №*** от <*** г.> о назначении на должность ФИО1 незаконным устранить допущенное нарушение, обязать администрацию МО «Каменский городской округ объявить и провести конкурс на замещение должности руководителя МУП «Каменская сетевая компания».

 С указанным требованием ответчик не согласился.

 Положением о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий, утвержденным Постановлением Главы МО «Каменский городской округ» №*** от <*** г.> года, действующим на день разрешения иска, предусмотрен порядок назначения на должность руководителя МУП, по распоряжению Главы МО «Каменский городской округ», как по конкурсу, так и без проведения конкурса.

 Указанное положение не оспорено и не противоречит закону.

 Таким образом, исковые требования прокурора о возложении обязанности проведения конкурса не обоснованны, в удовлетворении их следует отказать.

 Руководствуясь ст.12, 194-199 ГПК РФ

 Р Е Ш И Л :

 Исковые требования прокурора Каменского района удовлетворить частично.

 Признать незаконным распоряжение главы администрации МО «Каменский городской округ» №*** от <*** г.> о назначении на должность ФИО1, обязав администрацию МО Каменского городского округа устранить допущенное нарушение.

 Признать незаконным приказ №*** от <*** г.> директора МУП «Каменская сетевая компания» ФИО1 о приеме на работу ФИО1, обязав устранить допущенное нарушение.

 В удовлетворении требований о признании бездействия администрации МО «Каменский городской округ» незаконным, о признании незаконным распоряжения исполняющего обязанности руководителя Комитета по управлению имуществом №*** от <*** г.> года, о возложении обязанности на администрацию МО «Каменский городской округ» проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия- отказать.

 Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течении одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Каменский районный суд.

 Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2014 года.

 Председательствующий Л.В.Гаирфанова