Дело № 2-3883/2023
УИД: 26RS0023-01-2023-005296-11
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2023 г. город Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего – судьи Шаталовой И.А.,
при секретаре – Овсянниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» к ФИО1 о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки,
установил:
ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.08.2023 в размере 547635 руб. 44 коп. без НДС, неустойки за период с 11.02.2020 по 31.03.2022 в размере 90251 руб. 55 коп., за период с 02.10.2022 по 13.09.2023 в размере 117648 руб. 76 коп., за период с 14.09.2023 по день вынесения решения судом по данному исковому заявлению; со дня вынесения судом решения по данному исковому заявлению по день фактического исполнения обязательства, также расходов по уплате государственной пошлины в размере 10755 руб.
В обоснование исковых требований истец указал, что ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории муниципальных образований Ставропольского края: Георгиевского, Советского, Кировского и Минераловодского городских округов, Андроповского, Кочубеевского, Курского, Предгорного, Степновского районов, городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск, городов Лермонтов и Невинномысск (Зона 2). Истец осуществляет деятельность в качестве регионального оператора на основании Соглашения с Министерством ЖКХ Ставропольского края №2-46 от 08.05.2018. Законом установлена обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором на территории Зоны 2 существует для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, включая ответчика, с 1 января 2019 г. В соответствии с пунктом 8.4. Постановления Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 (с изменениями на 15 декабря 2018 г.)», основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с пунктом 8.17 указанного Постановления Правительства, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (текст публичного договора - публичная оферта) было размещено в открытых источниках: газета «Ставропольская правда» № 145 (27333) от 26 декабря 2018 г. (режим доступа: https://stapravda.ru/20181226/), официальный сайт Регионального оператора (режим доступа: http://www.tkosk.ru/contract/public). В соответствии с пунктом 8.17 указанного Постановления Правительства потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 Правил обращения с ТКО. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.16 Правил обращения с ТКО. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 Правил обращения с ТКО в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Таким образом на момент подачи настоящего искового заявления договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком считается заключенным и вступившим в силу в соответствии с нормами Постановления Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами». Определением Верховного суда РФ от 26.02.2016 №309-ЭС-13978 образование твердых коммунальных отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека. Следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов. Образование твердых коммунальных отходов в процессе хозяйственной деятельности презюмируется и подлежит вывозу исключительно силами регионального оператора. Изложенное также согласуется с позицией Федеральной антимонопольной службы России, изложенной в письме № ИА/57450/20 от 08.07.2020. В адрес истца от ответчика заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не поступала. В соответствии с пунктом 8.18 Постановления Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с условиями типового договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом предоставление платежных документом (счета на оплату, УПД и т.д.) формой типового договора не предусмотрено. Однако региональный оператор (истец) повторно (после размещения публичного договора - предложения о заключении договора) проинформировал ответчика о необходимости подписать договор на оказание услуг по обращению с ТКО и о наличии задолженности перед региональным оператором путем направления претензии с приложением двух экземпляров типового договора. 25.05.2023 истцом в адрес ответчика была направлена претензия о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением двух экземпляров проекта договора на 2020, 2021, 2022, 2023 годы. При этом проект договора соответствует типовой форме договора, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156. Доказательством отправки претензии и поступления претензии по месту нахождения ответчика является список № 10 (Партия 2484) внутренних почтовых отправлений от 25.05.2023 (п/п №1, штриховой почтовый идентификатор <номер>). В соответствии с информацией на официальном сайте Почты России ответчик не получил указанную претензию, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <номер>. Претензия осталась без удовлетворения со стороны ответчика, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не подписан, задолженность не погашена. Истец выполнил требования особой письменной примирительной процедуры - процедуры урегулирования спора посредством предъявления досудебной претензии. Согласно данным, полученным из открытых источников ФГИС ЕГРН, ответчик является собственником нежилого здания (магазин) площадью 309,6 кв.м., на территории которого формируются твердые коммунальные отходы. В качестве доказательства осуществления ответчиком деятельности приложен фотоматериал, свидетельство о праве собственности и акт об установлении факта деятельности и образовании отходов. На основании пункта 8.11 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Однако в адрес истца ни подписанного экземпляра договора, ни мотивированных возражений ответчика не поступало. Отсутствие возражений ответчика с существенными условиями договора является подтверждением правильности расчета цены договора и иных его существенных условий. В соответствии с пунктом 8.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил. Форма договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № Ф-137045 на 2020 год, № Ф-137046 на 2021 год, № Ф-137047 на 2022 год, № Ф-137048 на 2023 год соответствует требованиям Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641». При этом уклонение ответчика от исполнения установленной законом обязанности по заключению договора с региональным оператором является нарушением, приводящим к загрязнению окружающей среды отходами производства и потребления, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В силу вышеуказанных норм действующего законодательства Российской Федерации, истец (региональный оператор) не приостанавливал оказание услуги ответчику, оказывал ее в полном объеме. Учитывая, что региональный оператор осуществляет сбор отходов со всех контейнерных площадок в полном объеме, а ответчик имеет свободный доступ к пользованию указанными контейнерными площадками, а также факт того, что в процессе осуществления любой хозяйственной деятельности образуются твердые коммунальные отходы, на протяжении нескольких лет такие отходы не могут складироваться на территории объекта осуществления хозяйственной деятельности, пользование услугами истца для ответчика неизбежно. Осуществление сбора отходов, складирование их на контейнерных площадках - совершение ответчиком конклюдентных действий, отсутствие возражений к принятой услуге, свидетельствуют об обязанности ответчика по оплате фактически оказанных ему услуг по обращению с ТКО. Задолженность ответчика за расчетный период с 01.01.2020 по 31.08.2023 составляет 547635 руб. 44 коп. согласно приложенному расчету. Факт оказания услуги подтверждается данными трек-системы ГЛОНАСС о движении мусоровозов и маршрутными журналами о движении мусоровозов, приложенными к исковому заявлению. Оказывая услугу ответчику, истец осуществлял оплату услуг операторам по транспортированию ТКО, операторам по размещению/утилизации ТКО, вносил плату за негативное воздействие на окружающую среду - нес все расходы, связанные с оказание услуги ответчику. Оплату от ответчика не получал. В связи с чем истец считает обоснованным взыскание с ответчика неустойки, предусмотренной пунктом 22 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением Правительства № 1156 от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки. Согласно приложенному расчету размер неустойки составляет: за период с 11.02.2020 по 31.03.2022 в размере 90251 руб. 55 коп., за период с 02.10.2022 по 13.09.2023 в размере 117648 руб. 76 коп. Истец также полагает, что неустойка должна быть взыскана до фактического исполнения обязательства. Расчет произведен с учетом норм статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», постановления Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» и постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44, по 31 марта 2022, и с 02.10.2022. Просит взыскать с ответчика задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.08.2023 в размере 547635 руб. 44 коп. без НДС, неустойку за период с 11.02.2020 по 31.03.2022 в размере 90251 руб. 55 коп., за период с 02.10.2022 по 13.09.2023 в размере 117648 руб. 76 коп., за период с 14.09.2023 по день вынесения решения судом по данному исковому заявлению; со дня вынесения судом решения по данному исковому заявлению по день фактического исполнения обязательства, также расходы по уплате государственной пошлины в размере 10755 руб.
Истец ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, представитель истца по доверенности ФИО2 в своем заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие истца, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена по месту жительства (месту регистрации) заказным письмом с уведомлением, которое возвратилось в суд без вручения с отметкой органа почтовой связи об истечении срока хранения. Исходя из положений статей 35, 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ответчик считается надлежащим образом уведомленным, а его неявка в судебное заседание согласно части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела в его отсутствие, и в соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с согласия представителя истца суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, выяснив позицию истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу статьи 24.7 ФЗ № 89 собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Материалами дела подтверждается, что ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории муниципальных образований Ставропольского края: Георгиевского, Советского, Кировского и Минераловодского городских округов, Андроповского, Кочубеевского, Курского, Предгорного, Степновского районов, городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск, городов Лермонтов и Невинномысск (Зона 2). Истец осуществляет деятельность в качестве регионального оператора на основании Соглашения с Министерством ЖКХ Ставропольского края №2-46 от 08.05.2018.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.12.2010 ответчик ФИО1 является собственником нежилого здания – магазина, общей площадью 309,6 кв.м., по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.12.2010 сделана запись регистрации <номер>. На территории указанного объекта недвижимого имущества формируются твердые коммунальные отходы. В качестве доказательства осуществления ответчиком деятельности истцом приложены фотоматериалы, свидетельство о праве собственности и акт об установлении факта деятельности и образовании отходов.
Законом установлена обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, на территории Зоны 2 такая обязанность существует для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, включая ответчика, с 1 января 2019 г.
В соответствии с пунктом 8.4. Постановления Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 (с изменениями на 15 декабря 2018 г.)», основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 8.17 указанного Постановления Правительства, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (текст публичного договора - публичная оферта) было размещено в открытых источниках: газета «Ставропольская правда» № 145 (27333) от 26 декабря 2018 г. (режим доступа: https://stapravda.ru/20181226/), официальный сайт Регионального оператора (режим доступа: http://www.tkosk.ru/contract/public).
В соответствии с пунктом 8.17 указанного Постановления Правительства потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 Правил обращения с ТКО. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.16 Правил обращения с ТКО.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 Правил обращения с ТКО в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, на момент подачи искового заявления договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком считается заключенным и вступившим в силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами».
В соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 г. N 309-ЭС15-13978, образование твердых коммунальных отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов. Образование твердых коммунальных отходов в процессе хозяйственной деятельности презюмируется и подлежит вывозу исключительно силами регионального оператора.
Изложенное также согласуется с позицией Федеральной антимонопольной службы России, изложенной в письме № ИА/57450/20 от 08.07.2020.
В адрес истца от ответчика заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не поступала.
В силу пункта 8.18 Постановления Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с условиями типового договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом предоставление платежных документов (счета на оплату, УПД и т.д.) формой типового договора не предусмотрено.
Однако региональный оператор (истец) повторно (после размещения публичного договора - предложения о заключении договора) проинформировал ответчика о необходимости подписать договор на оказание услуг по обращению с ТКО и о наличии задолженности перед региональным оператором путем направления претензии с приложением двух экземпляров типового договора.
25.05.2023 истцом в адрес ответчика была направлена претензия о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением двух экземпляров проекта договора на 2020, 2021, 2022, 2023 годы. При этом проект договора соответствует типовой форме договора, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
Доказательством отправки претензии и поступления претензии по месту нахождения ответчика является список № 10 (Партия 2484) внутренних почтовых отправлений от 25.05.2023 (п/п №1, штриховой почтовый идентификатор <номер>).
В соответствии с информацией на официальном сайте Почты России ответчик не получил указанную претензию, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <номер>.
Претензия осталась без удовлетворения со стороны ответчика, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не подписан, задолженность не погашена.
Таким образом, истец выполнил требования особой письменной примирительной процедуры - процедуры урегулирования спора посредством предъявления досудебной претензии.
На основании пункта 8.11 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Однако в адрес истца ни подписанного экземпляра договора, ни мотивированных возражений ответчика с существенными условиями договора не поступало, что является подтверждением правильности расчета цены договора и иных его существенных условий.
В соответствии с пунктом 8.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.
Форма договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № Ф-137045 на 2020 год, № Ф-137046 на 2021 год, № Ф-137047 на 2022 год, № Ф-137048 на 2023 год соответствует требованиям Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».
При этом уклонение ответчика от исполнения установленной законом обязанности по заключению договора с региональным оператором является нарушением, приводящим к загрязнению окружающей среды отходами производства и потребления, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В силу указанных норм действующего законодательства Российской Федерации истец (региональный оператор) не приостанавливал оказание услуги ответчику, оказывал ее в полном объеме.
Учитывая, что региональный оператор осуществляет сбор отходов со всех контейнерных площадок в полном объеме, а ответчик имеет свободный доступ к пользованию указанными контейнерными площадками, а также факт того, что в процессе осуществления любой хозяйственной деятельности образуются твердые коммунальные отходы, на протяжении нескольких лет такие отходы не могут складироваться на территории объекта осуществления хозяйственной деятельности, пользование услугами истца для ответчика неизбежно.
Осуществление сбора отходов, складирование их на контейнерных площадках - совершение ответчиком конклюдентных действий, отсутствие возражений к принятой услуге, свидетельствуют об обязанности ответчика по оплате фактически оказанных ему услуг по обращению с ТКО.
Задолженность ответчика за расчетный период с 01.01.2020 по 31.08.2023 составляет 547635 руб. 44 коп. согласно приложенному истцом расчету.
Расчет спорной задолженности проверен судом и признан правильным, и документально ответчиком не оспорен, как не представлен и альтернативный расчет задолженности, который, по мнению ответчика, был бы верным, а также квитанции об уплате сумм в счет погашения задолженности, влияющие на расчет.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (треки аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС).
Кроме того, в соответствии с Приказом Минтранса России от 31.07.2012 № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», спецтранспорт Регионального оператора (мусоровозы) оснащаются навигационной системой ГЛОНАСС.
Факт оказания услуги подтверждается данными трек-системы ГЛОНАСС о движении мусоровозов и маршрутными журналами о движении мусоровозов, представленными истцом.
Оказывая услугу ответчику, истец осуществлял оплату услуг операторам по транспортированию ТКО, операторам по размещению/утилизации ТКО, вносил плату за негативное воздействие на окружающую среду - нес все расходы, связанные с оказание услуги ответчику. Однако плату от ответчика истец не получал.
Пунктом 22 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением Правительства № 1156 от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), предусмотрена неустойка в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно приложенному расчету размер неустойки составляет: за период с 11.02.2020 по 31.03.2022 в размере 90251 руб. 55 коп., за период с 02.10.2022 по 13.09.2023 в размере 117648 руб. 76 коп.
Расчет произведен с учетом норм статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», постановления Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» и постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44, по 31 марта 2022, и с 02.10.2022.
Расчет спорной задолженности проверен судом и признан правильным, и документально ответчиком не оспорен, как не представлен и альтернативный расчет задолженности, который, по мнению ответчика, был бы верным, а также квитанции об уплате сумм в счет погашения задолженности, влияющие на расчет.
С учетом изложенного, исковые требования о взыскании с ответчика задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.08.2023 в размере 547635 руб. 44 коп. без НДС, неустойки за период с 11.02.2020 по 31.03.2022 в размере 90251 руб. 55 коп., за период с 02.10.2022 по 13.09.2023 в размере 117648 руб. 76 коп., за период с 14.09.2023 по 16.11.2023 (день вынесения решения суда) в сумме 15771,91 руб. (с 14.09.2023 по 17.09.2023 – 547635,44х3х1/300х 12%; с 18.09.2023 по 29.10.2023 - 547635,44х42х1/300х 13%; с 30.10.2023 по 16.11.2023- 547635,44х18х1/300х 15%); а также неустойку за каждый день просрочки, начиная с 17.11.2023 по день фактического исполнения денежного обязательства, исходя из суммы долга 547635 руб. 44 коп.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 10755 руб. согласно платежному поручению № 70195 от 17.09.2023.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-236 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к ФИО1 (паспорт <номер>) о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.08.2023 в размере 547635 руб. 44 коп. без НДС, неустойку за период с 11.02.2020 по 31.03.2022 в размере 90251 руб. 55 коп., неустойку за период с 02.10.2022 по 13.09.2023 в размере 117648 руб. 76 коп., неустойку за период с 14.09.2023 по 16.11.2023 в сумме 15 771 руб. 91 коп., неустойку за каждый день просрочки, начиная с 17.11.2023 по день фактического исполнения денежного обязательства, исходя из суммы долга 547635 руб. 44 коп.
Взыскать с ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 10755 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение суда составлено 23.11.2023.
Судья И.А. Шаталова