ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3884/2021 от 20.01.2022 Артемовского городского суда (Приморский край)

Дело <номер>

<номер>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<дата> года <адрес> края

Артемовский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кургак О.В.

при секретаре ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет,

установил:

КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что <дата>ФИО1, посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг подала в Отделение по <данные изъяты> городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на дочь ФИО2<дата> года рождения. На основании изложенных ответчиком в заявлении сведений о составе семьи истцом произведены запросы о доходах ответчика и ее супруга за период с августа 2019 года по июль 2020 года, и по получению от Федеральной налоговой службы РФ информации установлено, что у ответчика ФИО1 доход составил - 237 609,53 у супруга ответчика ФИО3 доход составил – 279 137,73 руб. Расчет СДД на основании поступивших сведений за вышеуказанный период составил 10 765 руб. 57 коп. (ниже установленной величины прожиточного минимума за второй квартал года, предшествующего году обращения – 13 963 руб. 00 коп.). На основании заявления, сведений, указанных в заявлении, в том числе о доходах, полученных в качестве алиментов, представленных ответчиком, а также сведений, поступивших в отделение в рамках межведомственного электронного взаимодействия <дата> принято решение о назначении ежемесячной выплаты сроком с <дата> (со дня обращения) по <дата> (на 12 месяцев). На основании принятого решения отделением была осуществлена выплата ответчику за период с <дата> по <дата> в сумме 51 455 руб. 05 коп. В июле 2021 года в ходе проверки правомерности назначения ежемесячной выплаты, было установлено, что доходы ответчика за период с августа 2019 года по июль 2020 составили 228 491 руб. 84 коп., а ее супруга ФИО3 – 570 430 руб. 85 коп. В результате расчета СДД, на основании поступивших актуальных сведений, СДД за вышеуказанный период составил 16 644 руб. 22 коп., что служит основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты. То есть у ответчика отсутствовали основания для получения выплаты, в связи с чем, <дата> Отделением принято решение о прекращении выплат. Ответчику, направлялись уведомления о необходимости возврата необоснованно полученных денежных средств в размере 51 455 руб. 05 коп., однако до настоящего времени необоснованно полученная ответчиком выплата не возвращена истцу, в связи с чем КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» просит суд взыскать указанную сумму с ответчика.

В судебном заседании представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» по доверенности ФИО6 исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила их удовлетворить.

Ответчик в судебном заседании пояснила, что подала заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3-х до 7 лет через Единый портал государственных услуг РФ, ни каких документов подтверждающих ее доход и ее супруга, не требовалось. Истцом было принято решение о назначении ей данной выплаты сроком на 12 месяцев. Указала, что все сведения о доходах ответчика и ее супруга КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» запрашивало и проверяло самостоятельно.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президентом РФ от <дата><номер> «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на территории Российской Федерации с <дата> установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ <номер> от <дата> утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.

Постановлением <адрес><номер>-пп от <дата> утвержден Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее – Порядок от <дата><номер>-пп).

В силу положений п. 1.2 Порядка от <дата><номер>-пп право на ежемесячную денежную выплату на ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно возникает у семьи, воспитывающей ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно, являющегося гражданином Российской Федерации, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в <адрес> за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты.

Пунктом 3.1 Порядка от <дата><номер>-пп определено, что для назначения ежемесячной выплаты заявитель либо его уполномоченный представитель представляет заявление о назначении ежемесячной выплаты в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер>, в структурное подразделение КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» по своему выбору, в том числе в виде электронного документа (документов), подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата> №63-ФЗ «Об электронной подписи», с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ), социального портала «Социальный портал краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения <адрес>».

Заявитель одновременно с заявлением представляет документы (сведения) о рождении ребенка - в случае регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации (п. 3.4 Порядка от <дата><номер>-пп).

В силу п. 3.3 Порядка от <дата><номер>-пп документы (сведения) для назначения ежемесячной выплаты, указанные в Перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющемся приложением к названному Порядку, запрашиваются структурным подразделением КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных СМЭВ, а также в единой государственной информационной системе социального обеспечения и не истребуются структурным подразделением КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» у заявителя.

Разделом 4 Порядка от <дата><номер>-пп установлено, что состав семьи определяется на дату приема заявления структурным подразделением КГКУ «ЦСПН ПК» (п. 4.1). В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети (п. 4.2). Исчисление величины среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты производится структурным подразделением Учреждения на основании сведений о составе и доходах семьи, указанных в заявлении (п. 4.4). Структурное подразделение КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях структурное подразделение Учреждения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (п. 4.6).

Пунктом 8 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющегося приложением к Порядку <номер>-пп от <дата>, установлено, что предоставление сведений о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, о денежном довольствии (денежном содержании), вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия возлагается на Федеральную налоговую службу РФ (по запросу через единую систему межведомственного электронного взаимодействия), то есть не подлежат истребованию у заявителя.

Таким образом, из анализа данных положений следует, что при обращении в уполномоченный орган с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на ФИО1 лежала обязанность предоставить сведения согласно типовой форме, а на Учреждении – проверить данные сведения, запросить в уполномоченных органах сведения и документы, необходимые для назначения ежемесячной денежной выплаты.

Как следует из материалов дела, <дата>ФИО1 посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно – на дочь ФИО2, в типовой форме заявления указала о составе семьи из 4 человек, где указала, сведения о супруге – ФИО3, раздел о доходах членов семьи не заполняла, сведения и документы о его размере не предоставляла.

На основании сведений о составе семьи Учреждением произведены межведомственные запросы в организации, указанные в Перечне к Порядку от <дата><номер>-пп, в том числе в органы Федеральной налоговой службы РФ о предоставлении сведений о доходах ФИО1, и ее супруга за период с <дата>

По получению от Федеральной налоговой службы РФ информации установлено, что в заявленный период времени доход ответчика за период с <данные изъяты> года составлял 237609 руб. 53 коп., доход супруга составлял 279 137 руб. 73 руб. Расчет СДД на основании поступивших сведений за вышеуказанный период составил 10 765 руб. 57 коп. (ниже установленной величины прожиточного минимума за второй квартал года, предшествующего году обращения – 13 963 руб. 00 коп.)

В дальнейшем, в <дата> года, в результате расчета СДД, на основании поступивших актуальных сведений, СДД за вышеуказанный период составил 16 644 руб. 22 коп., что служит основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты.

То есть у ответчика отсутствовали основания для получения выплаты, в связи с чем, Отделением принято решение о прекращении выплат ответчику.

По факту излишне выплаченных ФИО1 денежных средств за период с <дата> по <дата> Учреждением составлен протокол переплаты <номер>, ответчику <дата> и <дата> направлены уведомления о возврате необоснованно полученных денежных средств, которые до настоящего времени в добровольном порядке не выполнены.

В силу п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.

В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в том числе, заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений ч. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и тому подобное, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от <дата><номер>-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции РФ требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от <дата><номер>-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.

В Постановлении от <дата><номер>-П Конституционный Суд РФ обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований и созданных ими учреждений имеет, в том числе оценка действий (бездействия) органов (учреждений), уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.

Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда РФ о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления (созданными ими учреждениями) своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае социальных выплат, в качестве неосновательного обогащения, если таковое обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося выплатами в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы выплат подлежат взысканию по правилам ст. 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.

По данному делу юридически значимыми обстоятельствами с учетом исковых требований КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление факта наличия у ФИО1 ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, если данный факт имел место, то имелась ли в действиях ответчика недобросовестность при получении в период с <дата> по <дата> сумм социальных ежемесячных выплат на ребенка, а также установление факта надлежащего или ненадлежащего исполнения сотрудниками Учреждения и органами (учреждениями), на которых возлагается обязанность по предоставлению сведений, указанных в Перечне к Порядку от <дата><номер>-пп, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, должностных обязанностей, связанных с предоставлением ответчику мер социальной поддержки, осуществляемых на территории субъекта Российской Федерации – <адрес>.

Учитывая, что ФИО1 заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка подано в КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг по типовой форме, в котором раздел о доходах членов семьи в обязательном порядке не подлежит заполнению и в рассматриваемом случае ФИО1 не заполнялся, расчет СДД ею самостоятельно не производился, сведения доходе ее супруга в виде отдельного документа в Учреждение ею не предоставлялись, и получены КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от Федеральной налоговой службы РФ в электронном виде в рамках межведомственного запроса, за полноту и достоверность которых ФИО1 не несет ответственности, суд делает вывод об отсутствии в действиях ответчика недобросовестности.

Поскольку добросовестность ФИО1 по требованиям о взыскании социальных выплат презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика возлагается на истца.

Однако, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено сведений о совершении ответчиком действий по сокрытию от истца сведений о возникновении обстоятельств, влекущих отказ в назначении ежемесячных выплат на ребенка, то есть доказательств недобросовестного поведения ответчика при получении социальных выплат на ребенка, а также того, что решение от <дата> о назначении ФИО1 ежемесячных выплат на ребенка связано с предоставлением ею неполных и недостоверных сведений.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд <адрес>.

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.

Судья О.В. Кургак