Дело № 2-388/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Каргапольский районный суд Курганской области в составе: председательствующего-судьи Гомзяковой И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Рыбаковой М.А.,
с участием помощника прокурора Каргапольского района – Сошникова О.В.,
истца ФИО1,
представителя ответчика Отдела образования администрации Каргапольского района – ФИО2,
представителя третьего лица – администрации Каргапольского района – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05.08.2014. в р.п. Каргаполье гражданское дело по иску прокурора Каргапольского района в интересах ФИО1 к отделу образования администрации Каргапольского района о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Прокурор Каргапольского района обратился в суд в интересах ФИО1 к отделу образования Каргапольского района о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО1 на нарушение законодательства об образовании. В ходе проверки установлено, что ФИО1 является педагогическим работником, работает и проживает в сельской местности. Оплата за электроэнергию ФИО1 в период с 30.04.2011. по 30.04.2014. производилась самостоятельно. В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции, действовавшей до 11.01.2011.) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельском местности, рабочих поселках и на первоочередное предоставление жилой площади. Согласно Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Статьей 2 Закона Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к ним в частности отнесены педагогические работники образовательных учреждений. Согласно п. 1 ст. 4 этого же Закона установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади); освобождение от оплаты отопления и освещения жилого помещения. В силу требований ст. 8 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленных данными федеральными законам и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005., в связи с принятием Федерального закон № 189-ФЗ от 29.12.2004., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом указанные нормы не предполагали какого-либо ограничения, в том числе, ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, не нормативами потребления коммунальных услуг права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа. Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», после 01.03.2005. федеральным законодателем были сохранены до внесения изменений в законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления указанных мер социальной поддержки компенсацией. В связи с изменениями, внесенными в абз 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей. Пунктом 1 ст. 4 Закона Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках на территории Курганской области» предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации оплаты общей площади жилых помещений, компенсации оплаты отопления и освещения жилого помещения. Таким образом, новым правовым регулированием изменена лишь форма предоставления мер социальной поддержки педагогических работников – с обеспечения в натуральном виде на компенсацию фактически произведенных педагогами расходов на отопление и освещение жилых помещений, без введения каких-либо ограничений в объеме предоставления указанных мер социальной поддержки. Кроме того, в силу абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», в редакции, действующей с 11.01.2011, какое-либо ограничение педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, в праве на жилое помещение с бесплатным отоплением и освещением, не допускается. В учетом уточненных исковых требований в судебном заседании просил признать за ФИО1 право на меры социальной поддержки с 30.04.2011. по 30.04.2014. в виде компенсации расходов на освещение жилого помещения, в полном объеме без учета норм потребления, взыскать с отдела образования администрации Каргапольского района за счет казны муниципального образования Каргапольский район денежные средства, затраченные ФИО1 на оплату электроэнергии за период с 30.04.2011. по 30.04.2014. в сумме 9470 рублей.
В судебном заседании прокурор Сошников О.В. исковые требования поддержал, дал объяснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО1 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – отдела образования администрации Каргапольского района – ФИО2 с иском не согласилась, полагала, что ФИО1 не представлено доказательств, подтверждающих затраты именно на освещение жилого помещения. Заявила ходатайство о пропуске срока исковой давности о взыскании денежных средств за апрель, май 2011 года.
Представитель третьего лица – администрации Каргапольского района – ФИО2 с иском не согласилась, поддержала доводы представителя ответчика.
Представитель третьего лица – Финансового управления администрации Каргапольского района в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее в судебном заседании с иском не согласилась, объяснила, что ФИО1 в отдел образования администрации Каргапольского района были представлены квитанции об оплате электроэнергии. Понятие «электрическая энергия» имеет широкий спектр своего действия, в том числе, и освещение жилого помещения. В связи с чем, полагала, что на освещение жилого помещения должен быть поставлен индивидуальный прибор учета.
Представитель третьего лица - Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил в суд письменные возражения на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Курганской области. Выразил несогласие с заявленными исковыми требованиями, указав, что в соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселка (поселках городского типа), имеют право на представление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам устанавливается законодательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В силу абз. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005. № 75, педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области и муниципальных образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения. Согласно ст. 4 этого же Закона, педагогические работники образовательных учреждений, находящиеся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений имеют право на компенсацию оплаты общей площади жилых помещений и компенсацию оплаты отопления и освещения жилого помещения. Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005. № 379 «О порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» установлен порядок предоставления мер социальной поддержки. В соответствии с Порядком, для получения мер социальной поддержки, педагогические работники образовательных учреждений, находящиеся в ведении Курганской области, подают по месту работы письменное заявление о предоставлении мер социальной поддержки в установленной форме. Федеральным законом от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Законом Курганской области от 07.09.2005. № 75, для педагогических работников образовательных учреждений предусмотрена компенсация оплаты освещения жилого помещения. В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Понятие «освещение» и понятие «электрическая энергия» отличаются по своему содержанию, так как «освещение» включает в себя затраты электрической энергии только на освещение (осветительные приборы), а «электрическая энергия» включает в себя затраты энергии, потребляемые в том числе, и другими электроприборами. В связи с чем, считает, что ФИО1 необходимо доказать факт затрат электроэнергии именно на освещение. При этом действующее законодательство позволяет определить годовой расход электроэнергии на освещение и годовой расход электроэнергии, потребляемой электробытовыми приборами, расчетным методом исходя из номинальной мощности наиболее типичных приборов и количества часов их использования одним человеком в год в соответствии с примерным перечнем внутриквартирных бытовых приборов и объем годового потребления ими электроэнергии. Считает, что лицо, в интересах которого заявлен иск понесло расходы на освещение, превышающие расходы, возмещенные образовательным учреждением, не представлено, следовательно, оснований полагать, что его права нарушены, не имеется. Возмещение в полном объеме стоимости электроснабжения, а не освещения, как это установлено областным законом, влечет необоснованное увеличение расходов бюджета на оплату не предусмотренных законом мер социальной поддержки. Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Требования, заявленные истцом, о взыскании денежных средств, затраченных на оплату освещения с 30.04.2011. по 04.06.2011., предъявлены с истечением срока исковой давности. В связи чем, просит применить последствия пропуска срока исковой давности.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 с 25.08.2003. и по настоящее время работает учителем немецкого языка в МКОУ «Каргапольская средняя общеобразовательная школа № 4», что подтверждается трудовой книжкой АТ-IX № 6327433.
ФИО1 с 28.03.1997. и по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации, справкой о составе семьи от 29.05.2014. № 1246.
Согласно Закону Курганской области от 27.12.2007. № 316 «Об административно-территориальном устройстве Курганской области», Каргаполье является рабочим поселком.
Как педагогический работник, истец пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение и отопление жилых помещений, что подтверждается справкой отдела образования администрации Каргапольского района и не оспаривалось представителем ответчика в ходе судебного заседания.
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции, действующей с 11.01.2011.), педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг».
Статьей 2 Закона Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Курганской области», определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в которым, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области и муниципальных образовательных учреждений.
С 11.01.2011. в связи с изменениями, внесенными в абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 29.12.2010. № 439-ФЗ, предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей.
Кроме того, в силу абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», в редакции, действующей с 11.01.2011., педагогические работники проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
С 01.09.2013. вступил в законную силу Федеральный закон «Об образовании в Российско Федерации», согласно п. 8 ст. 47 которого, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 4 Закона Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», в редакции, действующей с 01.04.2010. предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), компенсации оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Таким образом, новым правовым регулированием изменена лишь форма предоставления мер социальной поддержки педагогических работников – с обеспечения в натуральном виде на компенсацию фактически произведенных педагогом расходов на отопление и освещение жилых помещений, без введения каких-либо ограничений в объеме предоставления указанных мер социальной поддержки.
Судом установлено и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, что расходы за электроэнергию педагогическим работникам возмещались в объеме 100 киловатт в месяц, при этом какого-либо нормативного акта принято не было.
Поскольку истец является педагогическим работником муниципального образовательного учреждения, проживает в сельской местности, суд находит требования прокурора Каргапольского района о признании за ФИО1 права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления за период с 30.04.2011. по 30.04.2014. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно данным, представленных Отделом образования администрации Каргапольского района, часть затрат на оплату потребленной электроэнергии была возмещена истцу с учетом установленной нормы потребления: за период с 30.04.2011. по 30.04.2014. ФИО1 предоставлены меры социальной поддержки в размере 10642 рубля.
Поскольку указанные выше нормы законодательства не предполагали ограничения права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на компенсацию расходов на отопление и освещение, суд приходит к выводу, что возмещение расходов на освещение за указанный период неправомерно осуществлялось истцу только в размере 100 киловатт.
ФИО1 было потреблено и оплачено электроэнергии за период с 30.04.2011. по 30.04.2014. на сумму 20112 рублей 63 копейки. За указанный период ей компенсировано 10642 рубля. Таким образом, разница между фактической оплатой и компенсацией за электроэнергию за указанный период составила 9470 рублей 63 копейки.
Представителем ответчика – Отдела образования администрации Каргапольского района заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности к требованиям о возмещении расходов за апрель, май 2011 года.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Часть 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривает, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
С 11.01.2011. меры социальной поддержки предоставлялись педагогическим работникам в виде компенсации расходов на отопление и освещение без учета норм потребления. В мае 2011 года истцу выплачено 283 рубля, следовательно, истцу сразу стало известно о нарушении ее права. В связи с чем, срок исковой давности начинает течь с этой даты и заканчивается 04.06.2011. Исковое заявление поступило в суд 05.06.2014.
В соответствии со ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку по иску прокурора Каргапольского района в интересах ФИО1 ответчиком является Отдел образования администрации Каргапольского района, и им заявлено о пропуске срока исковой давности, который по данному иску установлен в три года, прокурору следует отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания в пользу истца расходов на оплату электроэнергии за апрель, май 2011 года.
Таким образом, общая сумма, подлежащая взысканию в пользу ФИО1 составляет 9017 рублей 83 копейки.
Доводы представителя ответчика – отдела образования администрации Каргапольского района, и третьих лиц – Правительства Курганской области, администрации Каргапольского района, Финансового управления администрации Каргапольского района о том, что в связи с необходимостью разграничения понятий освещение и электроснабжения при определении размера денежной выплаты следует учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению суда, основано на неверном толковании норм федерального законодательства, поскольку отсутствие раздельного учета потребляемой электроэнергии не должно служить основанием для ограничения права педагогических работников на получение данного вида мер социальной поддержки, поскольку действующее законодательство не возлагает на педагогических работников обязанность по организации раздельного учета потребляемой энергии.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Каргапольского района в интересах ФИО1 к отделу образования администрации Каргапольского района о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств, удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на меры социальной поддержки в виде компенсации средств, потраченных на оплату освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг за период с 30.04.2011. по 30.04.2014.
Взыскать с Отдела образования администрации Каргапольского района за счет казны Муниципального образования «Каргапольский район» денежные средства, затраченные ФИО1 в возмещение расходов за электроэнергию в сумме 9 017 (девять тысяч семнадцать) рублей 83 копейки.
В остальной части исковых требований прокурору Каргапольского района в интересах ФИО1, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Каргапольский районный суд Курганской области.
Судья Каргапольского
районного суда И.Ю.Гомзякова
Мотивированное решение изготовлено 08.08.2014. в 16:30.