ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3902/14 от 10.07.2014 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

  Дело № 2-3902/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 10 июля 2014 года г.Рубцовск

 Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Смирновой С.А.,

 при секретаре Мазаковой Е.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа Администрации города Рубцовска в утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил признать отказ администрации города Рубцовска Алтайского края от *** за № *** незаконным. В обоснование своих требований указал, что *** он обратился в администрацию города Рубцовска Алтайского края с заявлением об утверждении акта выбора и схемы расположения зе­мельного участка, находящегося по адресу: ... для строительства здания мага­зина с предприятием бытового обслуживания и административным помеще­нием. При этом заявителем были представлены все необходимые для этого доку­менты, в частности, обоснование границ земельного участка, произведен­ного ООО "А." *** заявителю пришел ответ, согласно которого админи­страция г.Рубцовска отказала заявителю в утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка площадью *** кв.м. по причине того, что МУП отказал в согласовании акта выбора и схемы расположения вышеуказанного земельного участка ввиду обременения его охранной зоной магистрального водопровода, проходящего по данному зе­мельному участку. Полагает, что отказ утверждения акта выбора и схемы расположения земельного участка площадью *** кв.м. является незаконным, по следующим основаниям. *** комитет по архитектуре и градостроительству опубли­ковал в газете ... информацию о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ... для строительства здания магазина с предприятием бытового обслуживания и административного помещения. Полагает, что решая вопрос о возможности предоставления указанного участка неограниченному кругу желающих именно в указанных размерах и для указанного вида деятельности, админи­страция располагала достоверными сведениями, что указанный вид деятель­ности на выделяемом земельном участке станет невозможным из-за нахож­дения на участке магистрального трубопровода. Однако в объявлении ничего об этом сказано не было. Кроме того, при оформлении акта выбора земельного участка заявитель произ­водил согласование с обследованием в натуре и выбор вариантов строитель­ства здания магазина с предприятием бытового обслуживания и администра­тивным помещением. В частности, на указанном документе имеется под­пись должностного лица МУП и штамп «Согласо­вано» при условии обременения участка сервитутом в границах охранной зо­ны водопроводов на *** от оси в обе стороны. Указанное согласование было произведено ***. Никаких отказов в согласовании после *** от МУП заявитель не получал, узнал об этом только из писем админист­рации г.Рубцовска.  . Подземные инженер­ные коммуникации и сети в пятне застройки отсутствуют. Заявитель не отказывается в установлении сервитута на его земельном участке в порядке ст. 247 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, однако не может обратиться в суд по данному вопро­су в настоящее время, поскольку не является собственником участка. Заявитель еще *** заключил с МУП до­говор   о подготовке места аварии к проведению аварийно-ремонтных работ, где в частности, обязался обеспечивать беспрепятственный доступ представителей МУП к осмотру и проведению аварийно-ремонтных работ на транзитных водопроводных или канализационных сетях, находящихся в хо­зяйственном ведении МУП и проходящих по его земельному участку. Кроме того дополнительно указал, что ни по проекту, ни по факту в месте расположения сетей МУП не предполагается раз­мещать капитальных строений, въездов и выездов в здания, а также мест постоянного или временного хранения материальных объектов, которые могут повредить какие-либо подземные коммуникации.

 Заявитель ФИО1 в судебном заседании требования и доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объеме.

 Представитель заявителя ФИО1   в судебном заседании, отсутствовала о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке.

 Представитель заинтересованного лица Администрации города Рубцовска Алтайского края в судебном заседании, требования не поддержала, полагала, что отказ Администрации г.Рубцовска является законным и обоснованным.

 Представитель заинтересованного лица МУП в судебном заседании, пояснила, что согласование на акте выбора и схемы расположения земельного участка действует, только при установлении сервитута, в случае его отсутствия они согласия не дают.

 Суд счел рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

 Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Исходя из положений части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, отнесены должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов).

 Пунктами 25 и 28 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить в том числе, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка. Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, если установит, что оспариваемое действие решение (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

 Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

 В силу ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

 В соответствии с абз. 2 ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

 В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании город Рубцовск Алтайского края, утвержденным решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от ***  , постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края   от ***  , утверждены проекты межевания территории, застроенной многоквартирными жилыми домами ....

 *** ФИО1 обратился в Администрацию города Рубцовска с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося ... для строительства торгово-бытового здания.

 В соответствии с Административный регламент Администрации города Рубцовска Алтайского края «Предоставление земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края», утвержденным постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 31.08.2012 № 4065, земельные участки предоставляются для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование в общем порядке (п.1.6.2).

 На заявление ФИО1 Администрацией города Рубцовска Алтайского края предоставлен ответ от ***  , согласно которому, проектом планировки указанного района города не предусмотрено строительство торгово-бытового здания, а земельные участки для обслуживания ... не разграничены, то в соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройку вышеуказанной территории можно вести только при наличии проекта межевания указанной территории, который прошел публичные слушания в установленном законом порядке, при этом формировать испрашиваемый земельный участок возможно только при наличии утвержденного проекта межевания близлежащих многоквартирных жилых домов.

 *** ФИО1 обратился в Администрацию города Рубцовска с заявлением, в котором просил дать согласие на разработку проекта межевания территории ..., цель – определение границ земельных участков для строительства торгово– бытового здания, (при наличии), с обоснованием нормативных размеров и учетом границ застроенных земельных участков.

 Ответом от ***   Администрация города Рубцовска Алтайского края ФИО1 сообщила, что проект межевания вышеуказанной территории разработан и утвержден постановлением Администрации города Рубцовска от ***  . Учитывая вышеизложенное, в соответствии со ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации предоставить земельный участок, находящийся в ... для строительства торгово-бытового здания возможно только при наличии кадастрового паспорта на земельный участок. Поскольку земельный участок не поставлен на кадастровый учет, оформить правоустанавливающие документы на него не представляется возможным. Кроме того, дополнительно сообщено, что для постановки земельного участка на кадастровый учет Администрацией города Рубцовска будет подготовлен акт выбора площадки для строительства и схема расположения земельного участка. Для подготовки указанных документов ФИО1 необходимо представить технико-экономическое обоснование требуемой площади и границ земельного участка, выполненное на откорректированной топооснове.

 Согласно п. 3.6.2 Административного регламента Администрации города Рубцовска Алтайского края предоставления муниципальной услуги «Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края», утвержденным постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 31.08.2012 № 4070, предусмотрена подготовка, утверждение и выдача схемы:

 Специалист комитета Администрации города Рубцовска по архитектуре и градостроительству или специалист комитета Администрации города Рубцовска по управлению имуществом проверяет наличие, состав представленных заявителем документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а также подготавливает акт о выборе земельного участка и/или Схему.

 При подготовке и утверждении Схем, специалист комитета Администрации города Рубцовска по архитектуре и градостроительству или специалист комитета Администрации города Рубцовска по управлению имуществом готовит и согласовывает с председателем соответствующего комитета и пресс-службой Администрации города Рубцовска текст публикации в газете ..., содержащий информацию о возможном предоставлении земельного участка с указанием предполагаемого места размещения, цели использования и примерной площади земельного участка. В течение *** с момента публикации Администрацией города Рубцовска принимаются предложения от граждан и юридических лиц об использовании земельного участка (обоснованные возражения, ограничения параметров строительства, заявления о предоставлении указанного земельного участка и т.д.).

 Если в течение *** со дня опубликования в газете ... информации о возможном предоставлении земельного участка в Администрацию города Рубцовска поступили заявления от физических и юридических лиц о предоставлении земельного участка, Администрацией города Рубцовска принимается решение о формировании земельного участка за счет местного бюджета и предоставлении его с торгов. Понесенные заявителем расходы, связанные с подготовкой исходной документации, возврату не подлежат.

 В случае, если другие заявления от граждан не поступили, то заявителю выдается акт о выборе земельного участка и/или Схема.

 Местоположение границ земельного участка и его площадь на Схеме определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка, норм проектирования, на основании технико-экономического обоснования границ земельного участка, представленного заявителем.

 Схема составляется на основе сведений кадастрового плана или кадастровой карты соответствующей территории и с использованием картографического материала, удобного для работы, в масштабе не мельче масштаба кадастрового плана или кадастровой карты соответствующей территории.

 На Схеме указываются площадь земельного участка, вид разрешенного использования, категория земель, номер и дата постановления Администрации города Рубцовска об утверждении данной Схемы, подпись лица, ответственного за подготовку схемы, фамилия, имя, отчество заявителя. При необходимости на основе сведений кадастрового плана территории на Схему наносятся в качестве элементов ориентирования:

 - границы кадастрового квартала или ее отдельные участки;

 - границы учтенных, ранее учтенных и временных участков с указанием их кадастровых номеров.

 В случае необходимости Схема расположения может согласовываться с заинтересованными организациями. Согласование Схемы обеспечивает заявитель в срок не более *** со дня подготовки Схемы. При этом срок предоставления муниципальной услуги увеличивается на срок согласования Схемы.

 Схема утверждается постановлением Администрации города Рубцовска. При выборе земельного участка Схема утверждается одновременно с актом выбора земельного участка.

 Проект постановления Администрации города Рубцовска об утверждении Схемы подготавливается специалистом комитета Администрации города Рубцовска по архитектуре и градостроительству либо специалистом комитета Администрации города Рубцовска по управлению имуществом, передается на согласование, подписывается Главой Администрации города Рубцовска.

 В случае несогласования заинтересованными организациями Схемы специалист, ответственный за подготовку Схемы готовит заявителю письменный отказ в утверждении Схемы, а в соответствующем случае - отказ в утверждении акта о выборе земельного участка.

 В связи с поступлением заявления ФИО1 о предоставлении ему земельного участка *** Администрация города Рубцовска обратилась в редакцию газеты ... для опубликования информации о предоставлении земельного участка для строительства здания магазина с предприятием бытового обслуживания и административными помещениями.

 *** в газете ... опубликовано объявление о возможном предоставлении земельного участка ориентировочной площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ... для строительства здания магазина с предприятием бытового обслуживания и административными помещениями. Желающие приобрести данный участок для строительства, а также получить информацию об указанном земельном участке могут обратиться в Администрацию города Рубцовска в комитет Администрации города Рубцовска по архитектуре и градостроительству.

 Согласно пояснений участников процесса, поскольку после выхода объявления в газете, кроме ФИО1 других заявление о приобрести спорного земельного участка для строительства не поступило, то ФИО1 был предоставлен на согласование для последующего утверждения акт выбора земельного участка для строительства здания магазина с предприятием бытового обслуживания и административным помещением от *** и схема расположения земельного участка площадью *** кв.м.

 Согласно акта выбора земельного участка для строительства здания магазина с предприятием бытового обслуживания и административными помещениями от *** установлены характеристики земельного участка, согласно которого: «<данные изъяты>»

 МУП направил в адрес председателя комитета по архитектуре и градостроительству письмо, исх. *** от ***, в котором отказывает в согласовании выбора земельного участка для строительства здания магазина с предприятием бытового обслуживания и административными помещениями по адресу: ... с обременением в виде магистрального водопровода   Просили изменить размеры участка, исключив водопроводы с соблюдением охранной зоны.

 *** между МУП и ФИО2 был заключен договор о подготовке места аварии к проведению аварийно-ремонтных работ, согласно которого предметом договора является проведение аварийно-ремонтных работ на водопро­водных и (или) канализационных сетях, находящихся в аренде   «Организации» и проходящих транзитом   по зе­мельному участку «Исполнителя», ... где будет размещен магазин с предприятием бытового обслуживания и админи­стративными помещениями.

 При проведении согласования *** МУП, согласовал указанный акт под условием: «Согласовано при условии обременения участка сервитутом в границах охранной зоны водопроводов на *** от оси в обе стороны».

 *** ФИО1 обратился в Администрацию города Рубцовска с заявлением об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка находящегося по адресу ... для строительства здания магазина с предприятием бытового обслуживания и административными помещениями.

 Администрация города Рубцовска Алтайского края ответом от ***   сообщила, что на основании обоснования границ вышеуказанного земельного участка, выполненного ООО "А."   существует дефицит площади земельного участка проектируемого здания в размере *** кв.м. Следовательно, утвердить акт выбора и схему расположения земельного участка, расположенного ... для строительства здания магазина с предприятием бытового обслуживания и административными помещениями и предоставить указанный земельный участок для строительства не представляется возможным.

 *** ФИО1 обратился в Администрацию города Рубцовска с заявлением, в котором просил утвердить акт выбора и схему расположения земельного участка находящегося по адресу: ... для строительства здания магазина с предприятием бытового обслуживания и административными помещениями, с приложением нового обоснования границ земельного участка.

 При этом согласно пояснений сторон, в Обоснование границ земельного участка ООО "А." земельный участок был уменьшен до *** кв.м., но в нем вновь содержался дефицит площади земельного участка проектируемого здания – *** кв.м.

 Ответом от ***   Администрация города Рубцовска Алтайского края сообщила, что ФИО1 представлены к заявлению те же документы, в согласовании и утверждении которых ему было отказано письмом Администрации города Рубцовска от ***  , и повторно сообщено, что утвердить акт выбора и схему расположения земельного участка, находящегося по адресу: ... для строительства здания магазина с предприятием бытового обслуживания и административными помещениями не представляется возможным.

 *** ФИО1 вновь обратился с аналогичным заявлением в Администрацию города Рубцовска, просил рассмотреть его заявление от *** об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка, повторно по существу с учетом представленного обоснования, с приложением к заявлению нового обоснования границ земельного участка, без дефицита земли.

 При этом согласно пояснений сторон, в Обоснование границ земельного участка ООО "А.", земельный участок был площадью *** кв.м. без дефицит площади земельного участка.

 Ответом от ***   Администрация города Рубцовска Алтайского края сообщила, что в связи с отказом МУП в согласовании акта выбора и схемы расположения вышеуказанного земельного участка ввиду обременения его охранной зоной магистрального водопровода, проходящего по данному земельному участку, Администрация города Рубцовска отказала ФИО1 в утверждении акта выбора и схемы расположения данного земельного участка площадью *** кв.м.

 В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Согласно пояснений представителя МУП установлено, на земельном участке площадью *** кв.м. расположен трубопровод, в связи с чем, согласование возможно только при условии установления сервитута, в случае его отсутствия они не дают согласия на согласование земельного участка в размере *** кв.м., однако в случае уменьшения площади земельного участка согласование возможно.

 В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Могут устанавливаться публичные сервитуты для: использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

 Согласно ч.ч.1, 3 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

 Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

 Довод заявителя о том, что МУП заключил с ним договор о подготовке места аварии к аварийно-ремонтных работ от ***, что является согласованием, суд находит необоснованным по следующим основаниям.

 Заявителем в администрацию г.Рубцовска представлены документы на земельный участок площадью *** кв.м., согласование производилось с заинтересованными организациями с учетом указанной площади, при этом установление сервитута возможно, только собственниками земельного участка (либо иными правообладателями земельного участка). Таким образом, установление сервитута при предоставлении земельного участка не предусмотрено законодательством, поскольку запрашиваемый земельный участок может быть передан заявителю только в аренду, в связи с чем, администрацией обосновано отказано в согласовании акта выбора и схемы расположения вышеуказанного земельного участка ввиду обременения его охранной зоной магистрального водопровода, проходящего по данному земельному участку площадью *** кв.м.

 Таким образом, договор от *** не может быть основанием для предоставления земельного участка в аренду и установления сервитута.

 Довод заявителя о том, что администрация г.Рубцовска Алтайского края изначально должна была сообщить ему о невозможности предоставления запрашиваемого земельного участка, в связи с нахождением на нем трубопровода, суд находит несостоятельным, поскольку для установления данных обстоятельств и возможности использования запрашиваемого земельного участка целям строительства, законодателем предусмотрена предварительная процедура согласования акта выбора и схемы расположения земельного участка с заинтересованными организациями, по результатам которой, решается вопрос о согласовании и последующем предоставлении земельного участка (ст.  ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

 С учетом изложенного, суд считает, что требования ФИО1 о признании незаконным отказа Администрации города Рубцовска в утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка удовлетворению не подлежат.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объеме.

 Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд.

 Судья С.А.Смирнова