ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3924/2012 от 21.08.2013 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2-810\13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2013 г. г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области

в составе:

Председательствующего судьи Сафроновой Е. Н.,

При секретаре Силкиной Н. И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравцовой Т. Н. к администрации Боровского сельсовета Новосибирского района о признании завещания действительным,

установил:

Кравцова Т. Н. обратилась в суд с иском о признании действительным завещания Литаврина Н. А., удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ специалистом администрации Боровского сельсовета Звягиной Н. В. по реестру за №..., и о признании действительным завещания Литавриной А. В., удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ специалистом администрации Боровского сельсовета Звягиной Н. В. по реестру за №....

В обоснование своего требования истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер её отец – Литаврин Н. А., ДД.ММ.ГГГГ умерла мать – Литаврина А. В.

Нотариус отказал истице в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию в связи с тем, что завещания удостоверены лицом, не уполномоченным на совершение данных нотариальных действий.

В судебное заседание истица не явилась, была извещена. Представитель истицы Мельник Л. В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в иске, поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Боровского сельсовета, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Определением Новосибирского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 45) судом к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Литаврин И. Н., наследник по закону после смерти Литаврина Н. А. и Литавриной А. В.

Литаврин И. Н. в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель Литаврина И. Н.Михайлова Е. А., действующая на основании заявления Литаврина И. Н., в судебном заседании возражала против заявленного требования. Суду пояснила, что отсутствие нотариуса в населенном пункте не является основанием для удостоверения завещания должностным лицом органа местного самоуправления. Администрация Боровского сельсовета не относится к органам исполнительной власти, должностные лица которой имеют право удостоверять завещания.

Выслушав участников процесса, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска следует отказать.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений.

В соответствии с ч. 1 ст. 1124 Гражданского кодекса Российской Федерации завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Удостоверение завещания другими лицами допускается в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 1125, статьей 1127 и пунктом 2 статьи 1128 ГК РФ.

Согласно п. 7 ст. 1125 ГК РФ в случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено законом должностным лицам органов местного самоуправления и должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации, завещание может быть удостоверено вместо нотариуса соответствующим должностным лицом с соблюдением правил настоящего Кодекса о форме завещания, порядке его нотариального удостоверения и тайне завещания.

Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" к завещаниям, совершенным до введения в действие части третьей Кодекса, применяются правила об основаниях недействительности завещания, действовавшие на день совершения завещания.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГЛитаврин Н. А. составил завещание, которым принадлежащую ему долю от квартиры, расположенной в <адрес> и земельный участок около дома ..., завещал своей дочери, Кравцовой Т. Н..

Также ДД.ММ.ГГГГЛитаврина А. В. составила завещание, которым принадлежащую ей долю квартиры, расположенной в <адрес>, завещала своей дочери, Кравцовой Т. Н..

Указанные завещания удостоверены Звягиной В. Н., специалистом администрации Боровского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, и зарегистрированы в реестре под номерами №... соответственно.

Согласно ст. 540 Гражданского кодекса РСФСР устанавливалось, что завещание должно быть составлено письменно с указанием места и времени его составления, собственноручно подписано завещателем и нотариально удостоверено.

Частью 1 статьи 47 того же Кодекса предусматривалось, что нотариальное удостоверение сделок обязательно лишь в случаях, указанных в законе. Несоблюдение в этих случаях нотариальной формы влечет за собой недействительность сделок с последствиями, предусмотренными частью 2 статьи 48 Кодекса.

Судом установлено, что на момент удостоверения вышеуказанных завещаний на территории с. Боровое нотариус отсутствовал.

Территория Боровского сельского совета Новосибирской области, в том числе, населенный пункт – с. Боровое, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ организационно входила в территорию нотариального округа Новосибирского района Новосибирской области.

В данном нотариальном округе на указанную дату работали пять нотариусов, двое из которых состояли в штате Управления юстиции Администрации Новосибирской области. Любой из этих нотариусов имел полномочия совершать нотариальные действия, в том числе, удостоверять завещания.

Ранее действовавшим Законом «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ№... предусматривались полномочия поселковой, сельской администрации совершать нотариальные действия (статья 54).

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые в феврале 1993 г., наделили правом удостоверять завещание должностных лиц органов исполнительной власти в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса (статья 37).

Конституция Российской Федерации и принятый позднее закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 154-ФЗ установили, что в городских и сельских поселения осуществляется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, утвержденная Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ устанавливает, что нотариальные действия могут быть совершены в любом органе государственной власти.

Согласно статье 53 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» данный нормативно-правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования. Закон был опубликован ДД.ММ.ГГГГ в ст. 3506, № 35 «Собрания законодательства Российской Федерации» и 01.09.1995 г. в № 170 «Российской газеты».

Таким образом, с 1995 г. полномочия по совершению нотариальных действий у органов местного самоуправления прекратились.

Закон Новосибирской области от 11.06.1997 г. № 65-03 «О местном самоуправлении в Новосибирской области» (статьи 29 и 42) также не предоставил главам администрации и администрациям муниципальных образований право совершать нотариальные действия от имени государства.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от ДД.ММ.ГГГГ № 258-ФЗ (статья 4 и абзац 6 пункта 2 статьи 20 вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ) наделил должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия.

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007 г. № 256 «Об утверждении инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов» был также введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ

Следовательно, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностные лица местного самоуправления были не вправе совершать какие-либо нотариальные действия.

Согласно статье 1 Закона Новосибирской области «О территориальных органах государственной власти в Новосибирской области» от 11 декабря 1996 г. № 51-0З (до редакции Закона Новосибирской области от 02.12.2002 № 71-0З) в целях обеспечения осуществления общих для района, города областного значения задач социально-экономического развития, исполнения на местах Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, актов, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, взаимодействия с органами местного самоуправления на переходный период в Новосибирской области устанавливается система органов государственной власти двух уровней:

органы государственной власти области как субъекта Российской Федерации;

территориальные органы государственной власти районов области и городов областного значения (далее - городов и районов).

Согласно статье 2 Закона № 51-03 (до редакции Закона Новосибирской области от 02.12.2002 № 71-03) к территориальным органам государственной власти в Новосибирской области относятся:

- выборные территориальные органы государственной власти (представительные органы) - территориальные Советы депутатов (далее - территориальные Советы);

- исполнительные территориальные органы государственной власти -
территориальные администрации городов и районов (далее - территориальные
администрации).

Территориальные Советы и территориальные администрации являются юридическими лицами.

Следовательно, данные органы создавались лишь в районах (а не в поселениях), и в городах областного значения ( до ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно статье 7 Закона № 51-03 территориальные органы государственной власти осуществляют свою деятельность в границах административно-территориальных образований: районов области, городов областного значения, установленных действующим законодательством.

Поскольку данные территориальные органы государственной власти являлись органами исполнительной власти, то их должностные лица были наделены правом удостоверять завещания в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса в соответствии со статьей 37 Основ законодательства РФ о нотариате.

Закон № 51-03 утратил силу с 31.12.2004 г. в связи с принятием Закона Новосибирской области от 10.12.2004 г. № 234-0З.

Из Устава Боровского сельсовета следует, что Боровской сельсовет является органом местного самоуправления. В материалы дела представлено распоряжение главы администрации Боровского сельсовета от 14.01.1997 г. за № 2-р, из которого усматривается, что Звягина В. Н. назначена ответственной за делопроизводство, за выполнение нотариальных действий, за организацию контроля на 1997 г.

На день совершения завещаний – ДД.ММ.ГГГГ - действовала Инструкция о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских советов народных депутатов, утвержденная Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 394, согласно п. 1 ч. 1 раздела 1 которой предусматривалось, что в соответствии со статьей 15 Закона РСФСР о государственном нотариате в населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор, исполнительные комитеты районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов совершают нотариальные действия по удостоверению завещаний.

Пунктом 3 раздела 1 указанной Инструкции закреплялось, что нотариальные действия в исполнительных комитетах районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов совершают председатель, заместитель председателя, секретарь или члены исполнительного комитета, на которых по решению исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов возложено совершение нотариальных действий.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате от ДД.ММ.ГГГГ N 4462-1 в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия, совершают нотариальные действия по удостоверению завещания.

Судом установлено, что на специалиста администрации Боровского сельсовета Звягину В. Н. обязанности по удостоверению завещаний возложены не были, то есть, Звягина В. Н. не являлась специально уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления по удостоверению завещаний.

Следовательно, по состоянию на апрель 1997 г. должностные лица органа местного самоуправления – администрации Боровского сельсовета, не имели права удостоверять завещания.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению. Завещания Литаврина Н. А. и Литавриной А. В. от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать действительными, как удостоверенные ненадлежащим лицом.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кравцовой Т. Н. к администрации Боровского сельсовета Новосибирского района о признании завещания действительным – отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья подпись