ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3935/2021 от 31.01.2022 Артемовского городского суда (Приморский край)

25RS0007-01-2021-009190-34

2-755/2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 января 2022 года г. Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

судьи Косаревой Н.Е.

при секретаре судебного заседания Кучерявой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края», Отделения по Артемовскому городскому округу, к Семеновой Е.В. о взыскании необоснованно полученной денежной выплаты,

установил:

КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что 30.09.2020 Семенова Е.В. посредством Единого портала государственных услуг Российской Федерации подала в Отделение по Артемовскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно – Семенова Н.А., 14.07.2015 г. рождения. На основании изложенных Семеновой Е.В. в заявлении сведений о составе семьи истом сделаны запросы о доходах Семеновой Е.В. и ее супруга. Из информации Федеральной налоговой службы РФ, полученной в порядке межведомственного взаимодействия, следовало, что у супруга Семеновой Е.В. – Семенова А.А. за период с марта 2019 года по февраль 2020 года доходов не имелось. В результате произведенного расчета размер среднедушевого дохода семьи Семеновой Е.В. составил сумму ниже прожиточного минимума на душу населения, установленную в Приморском крае, в связи с чем Отделением принято решение о назначении ответчику выплаты на ребенка Семенова Н.... За период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года ответчику произведены выплаты на общую сумму 86652 руб. 16.12.2020 в ходе проведения проверки правомерности назначения ежемесячной выплаты, Отделением получен ответ ОМВД России по г. Артему о денежном довольствии супруга Семеновой Е.В. – Семенова А.А., размер которого за период с марта 2019 года по февраль 2020 составил 735674 руб. На основании поступивших сведений Отделением произведен перерасчет среднедушевого дохода семьи ответчика и выявлен факт его превышения величины прожиточного минимума на душу населения. Данное обстоятельство свидетельствовало об отсутствии оснований для получения ответчиком ежемесячной выплаты, в связи с чем Отделением принято решение о прекращении выплат ответчику. В адрес Семеновой Е.В. направлено уведомление о необходимости возврата необоснованно полученных денежных средств в размере 86652 руб., однако, до настоящего времени необоснованно полученная ответчиком выплата не возвращена истцу, в связи с чем КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» просит взыскать указанную сумму с ответчика в судебном порядке.

В судебном заседании представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» по доверенности Андреева О.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Ответчик Семенова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, в связи с чем, с учетом мнения представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на территории Российской Федерации с 01.01.2020 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 384 от 31.03.2020 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.

Постановлением Правительства Приморского края № 374-пп от 24.04.2020 утвержден Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее – Порядок от 24.04.2020 № 374-пп).

В силу положений п. 1.2 Порядка от 24.04.2020 № 374-пп право на ежемесячную денежную выплату на ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно возникает у семьи, воспитывающей ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно, являющегося гражданином Российской Федерации, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Приморском крае за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты.

Пунктом 3.1 Порядка от 24.04.2020 № 374-пп определено, что для назначения ежемесячной выплаты заявитель либо его уполномоченный представитель представляет заявление о назначении ежемесячной выплаты в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, в структурное подразделение КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» по своему выбору, в том числе в виде электронного документа (документов), подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи», с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ), социального портала «Социальный портал краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края».

Заявитель одновременно с заявлением представляет документы (сведения) о рождении ребенка - в случае регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации (п. 3.4 Порядка от 24.04.2020 № 374-пп).

В силу п. 3.3 Порядка от 24.04.2020 № 374-пп документы (сведения) для назначения ежемесячной выплаты, указанные в Перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющемся приложением к названному Порядку, запрашиваются структурным подразделением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных СМЭВ, а также в единой государственной информационной системе социального обеспечения и не истребуются структурным подразделением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» у заявителя.

Разделом 4 Порядка от 24.04.2020 №374-пп установлено, что состав семьи определяется на дату приема заявления структурным подразделением КГКУ «ЦСПН ПК» (п. 4.1). В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети (п. 4.2). Исчисление величины среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты производится структурным подразделением Учреждения на основании сведений о составе и доходах семьи, указанных в заявлении (п. 4.4). Структурное подразделение КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях структурное подразделение Учреждения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (п. 4.6).

Пунктом 8 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющегося приложением к Порядку № 374-пп от 24.04.2020, установлено, что предоставление сведений о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, о денежном довольствии (денежном содержании), вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия возлагается на Федеральную налоговую службу РФ (по запросу через единую систему межведомственного электронного взаимодействия), то есть не подлежат истребованию у заявителя.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.09.2020 Семенова Е.В. посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно – Семенова Н..., в типовой форме заявления указала состав семьи из 5 человек, где указала сведения о супруге – Семенове А.А., раздел о доходах членов семьи не заполняла, сведения и документы о его размере не предоставляла.

На основании сведений о составе семьи Учреждением сделаны межведомственные запросы в организации, указанные в Перечне к Порядку от 24.04.2020 года № 374-пп, в том числе в органы Федеральной налоговой службы РФ о предоставлении сведений о доходах Семеновой Е.В. и ее супруга за период с марта 2019 года по февраль 2020 года.

Согласно информации, полученной от Федеральной налоговой службы РФ установлено отсутствие у Семенова А.А. доходов в заявленный период времени, в связи с чем при расчете среднедушевого дохода его доход не учитывался, и 16.11.2020 принято решение о назначении Семеновой Е.В. с 01.12.2020 выплаты на ребенка – Семенова Н.А. За период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года ответчику произведены выплаты на общую сумму 86652 руб.

В дальнейшем, 16.12.2020, в Отделение поступил ответ из <данные изъяты> о доходах Семенова А.А. за период с марта 2019 года по февраль 2020 года. На основании поступивших сведений Отделением произведен перерасчет среднедушевого дохода семьи ответчика и выявлен факт превышения величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с чем Отделением принято решение о прекращении выплат Семеновой Е.В.

По факту излишне выплаченных Семеновой Е.В. денежных средств за период с 01.01.2020 по 30.09.2021 Учреждением составлен протокол переплаты № 187 от 16.12.2021, ответчику в этот же день направлено уведомление о возврате необоснованно полученных денежных средств, которое в добровольном порядке не исполнено.

В силу ч. 2 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса. В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в том числе, заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений ч. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и тому подобное, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 26.02.2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции РФ требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 14.01.2016 №1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.

В Постановлении от 22.06.2017 № 16-П Конституционный Суд РФ обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований и созданных ими учреждений имеет, в том числе оценка действий (бездействия) органов (учреждений), уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.

Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда РФ о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления (созданными ими учреждениями) своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае социальных выплат, в качестве неосновательного обогащения, если таковое обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося выплатами в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы выплат подлежат взысканию по правилам ст. 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.

По данному делу юридически значимыми обстоятельствами с учетом исковых требований КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление факта наличия у Семеновой Е.В. ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, если данный факт имел место, то имелась ли в действиях ответчика недобросовестность при получении в период с 01.01.2020 по 30.09.2021 сумм социальных ежемесячных выплат на ребенка, а также установление факта надлежащего или ненадлежащего исполнения сотрудниками Учреждения и органами (учреждениями), на которых возлагается обязанность по предоставлению сведений, указанных в Перечне к Порядку от 24.04.2020 № 374-пп, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, должностных обязанностей, связанных с предоставлением ответчику мер социальной поддержки, осуществляемых на территории субъекта Российской Федерации – Приморского края.

Учитывая, что Семеновой Е.В. заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка подано в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг по типовой форме, в котором раздел о доходах членов семьи в обязательном порядке не подлежит заполнению и в рассматриваемом случае Семеновой Е.В. не заполнялся, расчет СДД ею самостоятельно не производился, сведения об отсутствии у ее супруга дохода за период с марта 2019 года по февраль 2020 года в виде отдельного документа в Учреждение ею не предоставлялись, и получены КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от Федеральной налоговой службы РФ в электронном виде в рамках межведомственного запроса, за полноту и достоверность которых Семенова Е.В. не несет ответственности, суд делает вывод об отсутствии в действиях ответчика недобросовестности.

Поскольку добросовестность Семеновой Е.В. по требованиям о взыскании социальных выплат презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика возлагается на истца.

Однако, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено сведений о совершении ответчиком действий по сокрытию от истца сведений о возникновении обстоятельств, влекущих отказ в назначении ежемесячных выплат на ребенка, то есть доказательств недобросовестного поведения ответчика при получении социальных выплат на ребенка, а также того, что решение от 16.11.2020 о назначении Семеновой Е.В. ежемесячных выплат на ребенка связано с предоставлением ею неполных и недостоверных сведений.

Ссылка истца на предусмотренную подп. «с» п. 13 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384, обязанность заявителя одновременно с заявлением представить документы о размере доходов, в случае, если заявитель или члены его семьи являются сотрудниками органов внутренних дел, которая Семеновой Е.В. не исполнена, не может повлечь вывод о недобросовестности со стороны ответчика. На момент подачи Семеновой Е.В. заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка приведенная норма действовала в иной редакции, и не возлагала на заявителя обязанность представлять одновременно с подачей заявления о назначении выплаты документ о размере доходов в случае, если он или члены его семьи являлись сотрудниками органов внутренних дел. Такие сведения подлежали получению КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в порядке межведомственного информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233, 237 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края», Отделения по Артемовскому городскому округу, к Семеновой Е.В. о взыскании необоснованно полученной денежной выплаты оставить без удовлетворения.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Н.Е. Косарева

Мотивированное решение изготовлено 07.02.2022.

Судья Н.Е. Косарева