ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-393/20 от 21.07.2020 Красноярского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Красный Яр 21 июля 2020 г.

Красноярский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Илларионовой А.М.,

при секретаре Бекешевой С.И.,

с участием: помощника Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Тедеева С.А.,

представителя ответчика МУП «АвангардЪ» Вакуровой Н.М., действующей по доверенности от 28.07.2017 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «АвангардЪ» о признании бездействия незаконным, обязании проведения организационно-хозяйственных мероприятий,

УСТАНОВИЛ:

Астраханский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МУП «АвангардЪ» о признании бездействия незаконным, обязании проведения организационно-хозяйственных мероприятий, указав, что Астраханской транспортной прокуратурой на основании информации о наличии нарушений при эксплуатации наплавных мостов начальника подразделения в Красноярском районе Управления ФСБ Астраханской области проведена проверка соблюдения УМП «Агротехцентр» требований законодательства о безопасности эксплуатации водного транспорта, в том числе, при перевозке пассажиров. В ходе проверки переправы через р. <адрес>, представляющей собой наплавной мост, состоящий из нескольких понтонов, установлено, что на имеющихся пожарных счетах отсутствует опись инвентаря, а также инвентарь в неполном составе, отсутствуют акты проверок и действующие сертификаты на спасательное распоряжение. Кроме того, установлено отсутствие документов и свидетельств на наплавной мост, приказа о режиме работы наплавного моста, акта ввода наплавного моста в эксплуатацию в навигацию, списка членов команды по эксплуатации. По результатам осмотра наплавного моста выявлено также: отсутствие флага-отмашки, отсутствие наименования идентификационного номера наплавного моста, леерное ограждение требует ремонта, отсутствует пешеходный переход через мост, палубный настил имеет повреждения, частично отсутствуют заглушки на секциях понтонов, во многих местах отсутствует крепления между понтонами, установлены факты наличия воды в отсеках наплавного моста, в связи с чем можно сделать вывод о водотечности. Проверкой переправы через реку <адрес> представляющей собой наплавной мост, состоящий из нескольких соединенных между собой понтонов, выявлены многочисленные нарушения требований законодательства. Так, проверкой выявлено: отсутствие документов и свидетельств на наплавной мост, приказа о режиме работы наплавного моста, акта ввода наплавного моста в эксплуатацию в навигацию, списка членов команды по эксплуатации, отсутствие наименования и идентификационного номера наплавного моста, отсутствие описи инвентаря на пожарном щите, а также инвентарь в не полном составе, отсутствуют акты проверок и действующие сертификаты на спасательное снаряжение, леерное ограждение требует ремонта, частично отсутствуют заглушки на секциях понтонов, понтонов, палубный настил имеет повреждения, во многих местах отсутствуют крепления между понтонами, установлены факты наличия воды в отсеках наплавного моста, в связи с чем, можно сделать вывод о водотечности.

Проверкой переправы через реку <адрес> представляющей собой наплавной мост, состоящий из нескольких соединенных между собой понтонов, выявлены следующие нарушения: отсутствие документов и свидетельств на наплавной мост, приказа о режиме работы наплавного моста, акта ввода наплавного моста в эксплуатацию в навигацию, списка членов команды по эксплуатации, отсутствие идентификационного номера наплавного моста, отсутствие описи инвентаря на пожарном щите, отсутствуют акты проверок и действующие сертификаты на спасательное снаряжение, леерное ограждение требует ремонта, палубный настил имеет повреждения, частично отсутствуют заглушки на секциях понтонов, во многих местах отсутствуют крепления между понтонами, установлены факты наличия воды в отсеках наплавного моста, в связи с чем, можно сделать вывод о водотечности, отсутствует освещение. По результатам проверки переправы через реку <адрес> (наплавной мост, состоящий из несколько соединенных между собой понтонов) выявлены аналогичные нарушения требований законодательства.

В связи с чем, просит с учетом заявления об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ признать бездействие МУП «АвангардЪ», выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2002 г. № 158, Правил охраны жизни людей на водных объектах Астраханской области и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах на территории Астраханской области, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 25.05.2007 г. № 184-П, регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2020 г. № 623, а также иного законодательства, незаконным; обязать МУП «АвангардЪ» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять следующие меры в отношении наплавных мостов через реку <адрес>: организовать хранение непосредственно на месте расположения наплавных мостов документов и свидетельств на наплавные мосты, приказы о режиме работы наплавных мостов, актов ввода в эксплуатации навигации, списков членов команды по эксплуатации; произвести опись инвентаря на пожарных щитах, восполнить акты проверок и действующие сертификаты на спасательное снаряжение; провести ремонт леерного ограждения и палубного настила наплавных мостов, восполнить недостающие заглушки и крепления на секциях понтонов; устранить водотечность наплавных мостов.

Помощник Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Тедеев С.А. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель МУП «АвангардЪ» - Вакурова Н.М. в судебном заседании исковые требования признала частично, с выявленными нарушениями согласилась, просила установить срок исполнения решения один год.

Представитель третьего лица – администрации МО «Красноярский район» Астраханской области о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке статей 113, 115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации определены отношения регулируемые данным кодексом – отношения возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанность и ответственность.

В силу пункта 2 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленнымзаконодательствомв области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установленоположениемо минимальном составе экипажей судов.

Согласно пункту 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом,правиламиплавания судов по внутренним водным путям,правиламидвижения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей,правиламипропуска судов через шлюзы внутренних водных путей,правиламидиспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а такжеправиламирадиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи.

В силу части 1 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на подлежащих государственной регистрации судах, за исключением судов, указанных впункте 6настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы:свидетельствоо праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;свидетельствоо праве собственности на судно; пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); мерительное свидетельство;свидетельствоо минимальном составе экипажа судна; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна; судовая роль; судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);разрешениена судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна); судовое санитарноесвидетельствоо праве плавания; иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 220 Технического регламента о безопасности объектов водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 г. № 623 в целях обеспечения пожарной безопасности судов эксплуатантом должны быть выполнены следующие требования: а) суда должны быть укомплектованы противопожарным снабжением в зависимости от разряда водного бассейна, в котором предполагается эксплуатация судна, типа и размеров судна. На несамоходных судах, эксплуатирующихся без команд, противопожарное снабжение не требуется; б) конструктивное исполнение противопожарного снабжения должно быть таким, чтобы во всех случаях эксплуатации была обеспечена его надежность и готовность к немедленному использованию; в) все предметы противопожарного снабжения должны поддерживаться в состоянии постоянной готовности к действию и быть размещены в легкодоступных местах; г) комплекты снаряжения для пожарных должны храниться готовыми к применению в легкодоступных местах, наиболее удаленных одно от другого; д) судовые помещения в зависимости от их назначения должны быть снабжены переносными огнетушителями; е) металлические ящики с песком необходимо устанавливать в котельных отделениях, в помещениях, в которых расположены котлы-инсинераторы (со стороны фронта топок), в районе малярной, а также у мест приема и раздачи топлива. В машинных и насосных помещениях установка ящиков с песком не допускается. В этих помещениях должны быть установлены ящики с пропитанными насыщенным раствором соды древесными опилками. Вместо одного ящика с песком или опилками может быть допущена установка одного переносного пенного или порошкового огнетушителя; ж) на судне должно быть разработано и постоянно корректироваться в соответствии с изменениями в составе экипажа расписание по пожарной тревоге; з) на судне должны быть разработаны и доведены до сведения членов экипажа оперативные планы борьбы с пожарами для всех грузовых помещений, отсеков машинного отделения, кладовых горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, блоков жилых и служебных помещений, лабораторий, зрительных залов, постов управления и других помещений, подробный перечень которых определяет эксплуатант; и) на пассажирском судне должны быть разработаны схемы путей эвакуации с указанием всех возможных путей эвакуации пассажиров и экипажа из различных помещений и отсеков, включая использование иллюминаторов и производство вырезов в конструкциях судна. Указанные схемы должны располагаться на видных и хорошо освещенных местах. Полный комплект схем путей эвакуации должен быть оформлен в виде стенда, расположенного в вестибюле судна, с указанием значения сигналов тревог, изложением инструкции по использованию индивидуальных спасательных средств и рисунками по тексту изложения. Организация эвакуации людей при пожаре определяется отдельной инструкцией и учитывается судовым расписанием по тревогам; к) для размещения и хранения противопожарного снабжения на судне должны быть оборудованы специальные кладовые и пожарные посты.

В соответствии с пунктом 221 Технического регламента № 623 для поддержания конструктивных элементов судовой противопожарной защиты, систем пожаротушения, пожарной сигнализации, противопожарного оборудования и снабжения в постоянной готовности эксплуатантом (экипажем судна) должны быть выполнены следующие требования: на каждой противопожарной двери в районе ручного привода должна быть помещена надпись, поясняющая порядок закрытия и открытия двери; на судне должны быть руководства (инструкции) по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту всех систем пожаротушения и пожарной сигнализации.

На основании пункта 329 Технического регламента № 623 должно быть организовано хранение первичных огнегасительных средств пожаротушения, пожарного инвентаря и передвижных приборов пожаротушения в определенных легкодоступных местах и контролироваться содержание их в полном порядке и постоянной готовности к немедленному действию.

В силу пункта 56 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2002 г. № 158 каждое судно в соответствии с нормами должно быть снабжено металлическими ящиками с песком и совковыми лопатами (совками), комплектами пожарного инструмента (топор пожарный, лом пожарный, багор пожарный) с размещением его на штатных металлических счетах в легкодоступных местах, пожарными ведрами на открытых палубах в суппортах, окрашенными в красный цвет с надписью «пожарные» и снабженными линем достаточной длины, а также покрывалами для тушения пламени.

Согласно пункту 4.3 Правил охраны жизни людей на водных объектах Астраханской области и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах на территории Астраханской области, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 25.05.2007 г. № 184-П) техническое состояние береговых сооружений, помещений и павильонов для ожидания пассажиров, водоотводов, причальных и швартовых устройств, леерных ограждений, аппарелей, разводных устройств наплавных мостов, переходных пролетов и трапов должно соответствовать предъявляемым к ним требованиям.

В соответствии с пунктами 4.4, 4.5, 4.6 на видных местах на переправах устанавливаются стенды (щиты) с материалами по профилактике несчастных случае с людьми и с извлечениями из правил пользования (эксплуатации) переправами, включая порядок посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов. Проезжая часть речной части наплавного моста должна быть ограждена колесоотбоями высотой не менее 0,75 метра для автомобильных дорог I и II категорий и не менее 0,35 метра для остальных дорог. Проезжая часть береговой части моста (аппарели, пандусы) должны быть ограждена барьерным ограждением высотой не менее 0,6 метра. Пешеходные тротуары наплавных мостов должны быть огорожены с внешней стороны леерным ограждением высотой не менее 1100 миллиметров и отгорожены от проезжей части колесоотбойным брусом, наращенным леером до высоты 900 миллиметров.

Расстояние между леерными стойками наплавных мостов не должно превышать 1500 миллиметров. Нижний леер должен быть установлен не выше 230 миллиметров от настила пешеходной дорожки, расстояние между другими леерами не должно превышать 380 миллиметров (пункт 209 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 г. № 623.

На внутренних водных путях переправы должны обеспечивать беспрепятственный и безопасный пропуск судов, обозначаться навигационными огнями и знаками в соответствии с установленными требованиями. В темное время суток переправы должны быть освещены, иметь средства для светофорной и звуковой сигнализации. Переправы должны иметь спасательные и противопожарные средства в соответствии с установленными нормами.

Техническое обслуживание элементов конструкции корпуса должно включать в себя профилактические мероприятия, связанные с обеспечением прочности, корозионной стойкости и водонепроницаемости, систематический контроль технического состояния элементов конструкции корпуса и незамедлительное устранение выявленных неисправностей (пункт 261 Технического регламента № 623).

Согласно пункту 262 Технического регламента № 623 в процессе эксплуатации должен быть организован систематический контроль технического состояния корпуса. Если в результате износа при эксплуатации судна остаточные толщины основных групп связей корпуса, обшивки, а также параметры местных остаточных деформаций корпуса, являющиеся следствием эксплуатационных ситуаций, достигли значений, при которых прочность корпуса считается неудовлетворительной, корпус должен подвергаться ремонту. Ремонт может не выполняться, если расчетом будет доказано, что корпус с учетом износа связей и при наличии дефектов в результате повреждений удовлетворяет установленным организацией-проектантом или органом классификации судов критериям прочности.

При контроле технического состояния корпусов судов особое внимание должно быть обращено на обеспечение водонепроницаемости.

При обнаружении пропусков воды в подводной части корпуса как временная мера могут быть допущены цементные заделки (не более 3 в одном отсеке и не более 6 по всему корпусу), устранение которых может быть отсрочено до ближайшего слипования. О наличии дефектов в корпусе должна быть сделана отметка в вахтенном журнале (пункт 263 Технического регламента № 623).

Лакокрасочное покрытие корпуса должно восстанавливаться по мере потери его защитных свойств (пункт 264 Технического регламента № 623).

Запрещается эксплуатировать судно, если прочность корпуса и устойчивость его связей не обеспечивается в связи с износом, повреждениями и дефектами (пункт 265 Технического регламента № 623).

Из материалов дела следует, что Астраханской транспортной прокуратурой на основании информации о наличии нарушений при эксплуатации наплавных мостов проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности эксплуатации водного транспорта, в том числе при перевозке пассажиров.

В ходе проверки переправы через <адрес>, представляющей собой наплавной мост состоящий из нескольких понтонов, установлено, что на имеющихся пожарных счетах отсутствует опись инвентаря, а также инвентарь в неполном составе, отсутствуют акты проверок и действующие сертификаты на спасательное распоряжение.

Кроме того, установлено отсутствие документов и свидетельств на наплавной мост, приказа о режиме работы наплавного моста, акта ввода наплавного моста в эксплуатацию в навигацию, списка членов команды по эксплуатации.

По результатам осмотра наплавного моста выявлено также: отсутствие флага-отмашки, отсутствие наименования идентификационного номера наплавного моста, леерное ограждение требует ремонта, отсутствует пешеходный переход через мост, палубный настил имеет повреждения, частично отсутствуют заглушки на секциях понтонов, во многих местах отсутствует крепления между понтонами, установлены факты наличия воды в отсеках наплавного моста, в связи с чем, можно сделать вывод о водотечности.

Проверкой переправы через реку <адрес>) представляющей собой – наплавной мост, состоящий из нескольких соединенных между собой понтонов, выявлены многочисленные нарушения требований законодательства.

Так, проверкой выявлено: отсутствие документов и свидетельств на наплавной мост, приказа о режиме работы наплавного моста, акта ввода наплавного моста в эксплуатацию в навигацию, списка членов команды по эксплуатации, отсутствие наименования и идентификационного номера наплавного моста, отсутствие описи инвентаря на пожарном щите, а также инвентарь в не полном составе, отсутствуют акты проверок и действующие сертификаты на спасательное снаряжение, леерное ограждение требует ремонта, частично отсутствуют заглушки на секциях понтонов, понтонов, палубный настил имеет повреждения, во многих местах отсутствуют крепления между понтонами, установлены факты наличия воды в отсеках наплавного моста, в связи с чем, можно сделать вывод о водотечности.

Проверкой переправы через <адрес> представляющей собой – наплавной мост, состоящий из нескольких соединенных между собой понтонов, выявлены следующие нарушения: отсутствие документов и свидетельств на наплавной мост, приказа о режиме работы наплавного моста, акта ввода наплавного моста в эксплуатацию в навигацию, списка членов команды по эксплуатации, отсутствие идентификационного номера наплавного моста, отсутствие описи инвентаря на пожарном щите, отсутствуют акты проверок и действующие сертификаты на спасательное снаряжение, леерное ограждение требует ремонта, палубный настил имеет повреждения, частично отсутствуют заглушки на секциях понтонов, во многих местах отсутствуют крепления между понтонами, установлены факты наличия воды в отсеках наплавного моста, в связи с чем, можно сделать вывод о водотечности, отсутствует освещение.

По результатам проверки переправы через <адрес> (наплавной мост, состоящий из несколько соединенных между собой понтонов) выявлены аналогичные нарушения требований законодательства.

Принадлежность наплавных мостов МУП «АвангардЪ», а также выявленные нарушения представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.

Согласно ст.12Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может быть осуществлена путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Неисполнение МУП «АвангардЪ» требований закона в области безопасности эксплуатации водного транспорта может создать угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, жизни, здоровью граждан.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры законны, обоснованны, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «АвангардЪ» о признании бездействия незаконным, обязании проведения организационно-хозяйственных мероприятий – удовлетворить.

Признать бездействие МУП «АвангардЪ», выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2002 г. № 158, Правил охраны жизни людей на водных объектах Астраханской области и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах на территории Астраханской области, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 25.05.2007 г. № 184-П, регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2020 г. № 623, а также иного законодательства, незаконным.

Обязать МУП «АвангардЪ» принять следующие меры в отношении наплавных мостов через реку <адрес> организовать хранение непосредственно на месте расположения наплавных мостов документов и свидетельств на наплавные мосты, приказы о режиме работы наплавных мостов, актов ввода в эксплуатацию навигации, списков членов команды по эксплуатации; произвести опись инвентаря на пожарных щитах, восполнить акты проверок и действующие сертификаты на спасательное снаряжение; провести ремонт леерного ограждения и палубного настила наплавных мостов, восполнить недостающие заглушки и крепления на секциях понтонов; устранить водотечность наплавных мостов, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через районный суд, принявший решение.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 июля 2020 г.

Судья А.М. Илларионова