дело № 2-394/2017 | Мотивированное решение составлено 09.04.2018. |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2018 года город Кола Мурманской области
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Власовой Л.И.,
при секретаре Адютановой А.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика – администрации МО г.п. Мурмаши Кольского р-на Мурманской обл. - по доверенности ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области о взыскании невыплаченной части премии, денежной компенсации и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. п. Мурмаши Кольского р-на Мурманской обл. (далее также администрация МО г.п. Мурмаши) о взыскании невыплаченной части премии, денежной компенсации за несвоевременную выплату части премии и компенсации морального вреда, в обоснование заявленных требований указав, что работает в администрации МО г. п. Мурмаши с <дата> в должности военно-учетного работника. Распоряжением работодателя от <дата>№ по результатам работы за 4 квартал 2017 года снижен размер его премии, которая ранее рассчитывалась пропорционально (в равных величинах) в процентах от оклада в отношении 2 военно-учётных работников. Указанным распоряжением премия по итогам работы за 4 квартал 2017 года в отношении истца установлена в размере 100%, другому работнику К.Е.Г. – 233, 0001%. Считает, что существенная разница в размере процентов премии между ним и К.Е.Г. свидетельствует об изначальном расчете размера премии в равном проценте, но впоследствии был изменен. Поскольку он не привлекался к дисциплинарной ответственности за недобросовестное исполнение служебных обязанностей или нарушение правил трудового распорядка, имеет поощрения за добросовестный труд, профессионализм и качественную организацию работы по воинскому учету, а также в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, просит взыскать невыплаченную часть премии по итогам работы за 4 квартал 2017 года в размере 6 939 руб. 60 коп., денежную компенсацию за несвоевременную выплату данной части премии в размере 196 руб. 74 коп. и компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. 00 коп, а всего 57 136 руб. 34 коп.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, дополнительно суду пояснив, что нормативными правовыми актами федерального либо регионального уровня вопросы оплаты труда, в том числе премирования, в отношении военно-учетных работников не регулируются, соответствующие критерии не установлены. Оплата труда данной категории работников устанавливается нормативными правовыми актами администрации МО г.п. Мурмаши, и, прежде всего, Положением об оплате труда военно-учетных работников администрации МО городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области, утвержденным постановлением администрации МО г.п. Мурмаши от 15.02.2013 № 24 (далее также Положение). Положение не устанавливает определенный размер премий в отношении военно-учетных работников, обязанности которых являются аналогичными. При этом, ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации возлагает на работодателя обязанность обеспечивать работникам равную оплату труда за труд равной ценности. До декабря 2017 года состоящим в штате ответчика военно-учетным работникам премия выплачивалась в одинаковом процентном соотношении. Кроме того, Положением предусмотрено наличие определенных условий для премирования, большая часть из которых может быть оценена органами военного управления или военным комиссариатом при осуществлении ими контроля за ведением органами местного самоуправления первичного воинского учета. Поскольку в 4 квартале 2017 года деятельность муниципального образования г.п. Мурмаши по осуществлению первичного воинского учета не оценивалась, факты недобросовестного исполнения военно-учетными работниками своих должностных обязанностей не устанавливались, основания для снижения ему размера премии у работодателя отсутствовали. Считает, что размер премии занижен, поскольку ранее премия выплачивалась в большем размере.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения иска по доводам и основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях, согласно которым трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, данные вопросы регулируют локальные нормативные акты работодателя. Соответствующим актом администрации МО г.п. Мурмаши определенный размер премий не установлен. При этом, ст. 191 ТК РФ работодателю предоставлено право при выплате премии, которая является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, с учетом совокупности обстоятельств самостоятельно оценивать выполненные работником трудовые обязанности.
Суд, заслушав участвовавших в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (ч. 1 ст. 132 ТК РФ).
Согласно ч. 1 и 2. ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
Как следует из содержания ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Статьей 5 ТК РФ определено, что трудовые отношения могут регулироваться как коллективными договорами, соглашениями, так и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Работодатели-организации в силу положений ст. 8 ТК РФ принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ организациям и предприятиям дано право самостоятельно выбирать формы и системы оплаты труда, другие виды материального поощрения работников. Условия оплаты труда работников предприятия должны быть закреплены в организационно-распорядительных документах, таких как коллективный, трудовой договоры, положение о заработной плате, положение о премировании. Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. Системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. При этом, выплата работнику премии является одним из видов поощрения работника со стороны работодателя за добросовестный эффективный труд. Премия не является обязательным элементом заработной платы. Рассмотрение вопроса о выплате тому или иному работнику премии является исключительным правом работодателя.
Как установлено ФИО1 с <дата> по настоящее время работает в администрации МО г.п. Мурмаши в должности военно - учетного работника военно-учетного стола.
Согласно заключенному <дата> между истцом и ответчиком трудовому договору с учетом дополнительных соглашений, действующих на дату возникновения спорных правоотношений, за выполнение трудовой функции ФИО1 кроме должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат установлена выплата премии по итогам работы за квартал. С 01.01.2018 заработная плата работника состоит из должностного оклада, выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, премии по итогам работы за месяц, год за добросовестное исполнение должностных обязанностей в соответствии с Положением об оплате труда.
Порядок деятельности военно-учетого стола администрации МО г.п. Мурмаши определяется соответствующим Положением, утвержденным постановлением администрации МО г.п. Мурмаши от 21.11.2017 № 401. Согласно данному Положению военно-учетный стол является структурным подразделением администрации МО г.п. Мурмаши, военно-учетные работники которого назначаются на должность главой администрации МО г.п. Мурмаши по согласованию с военным комиссариатом Кольского района Мурманской области, один из военно-учетных работников является старшим.
Согласно штатному расписанию, действовавшему на дату возникновения спорных правоотношений, в администрации МО г.п. Мурмаши предусмотрено 3 работника, осуществляющих первичный воинский учет, один из которых является старшим военно-учетным работником.
Вопросы выплаты премии рассматриваемой категории работников федеральным либо региональным законодательством не урегулированы.
Как следует из Положения об оплате труда военно-учетных работников администрации МО городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области, утвержденного постановлением администрации МО г.п. Мурмаши от 15.02.2013 № 24 (с изменениями, внесенными постановлением администрации МО г.п. Мурмаши от 22.12.2015 № 430), военно-учетным работникам администрации МО г.п. Мурмаши устанавливаются должностные оклады, компенсационные выплаты и выплаты стимулирующего характера, в том числе премирование по итогам работы за месяц, квартал и год (п. 2 - 4 Положения).
Премиальные выплаты по итогам работы (месяца, квартала) выплачиваются в соответствии с показателями премирования военно-учетных работников, выражающиеся в своевременности внесения изменений в сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учета и сообщения о внесенных изменениях в двухнедельный срок в отдел военного комиссариата установленном порядком; ведение учета организаций, находящихся на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши, ведение Перечня организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, учреждений образования, здравоохранения, энергетики и др.; ежегодное проведение сверки документов первичного воинского учета с документами отела Кольского военного комиссариата по Мурманской области, а ьакже с карточками регистрации; отсутствие претензий к результатам выполнения работ; освоение новых форм, методов и технологий в трудовой деятельности; добросовестное, ответственное отношение к работе; интенсивность и напряженность работы; своевременность и полнота подготовки отчетов; отсутствие нарушений трудовой дисциплины. При недобросовестном исполнении военно-учетными работниками своих должностных обязанностей, упущения в работе, влияющих на качество воинского учета и невыполнении ими Показателей премирования, глава администрации своим распоряжением (в т.ч. и по ходатайству начальника отдела военного комиссариата) может снижать или лишить полностью военно-учетных работников премиальных выплат по итогам работы и единовременного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года. При образовании к концу года экономии средств на оплату труда военно-учетных работников, такие средства решением глава администрации направляются на премирование военно-учетных работников в соответствии с Показателями премирования.
В соответствии с п. 5 Положения при определении размера средств (фондов оплаты труда), направляемых на оплату труда военно-учетных работников администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши, сверх сумм средств, направляемых на выплату должностных окладов (ставок) предусматриваются средства (в расчете на год по штатному расписанию) на выплату: ежемесячных надбавок за выслугу лет в размере 4-х должностных окладов; премий - в размере 2,9-х должностных окладов; единовременного денежного вознаграждения по итогам года в размере 2-х должностных окладов; выплата компенсационного характера за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в размере 25,1-х должностных окладов. При условии поступления дополнительных средств субвенций направлять их на увеличение фонда оплаты труда для выплат стимулирующего характера.
Распоряжением администрации МО г.п. Мурмаши от <дата>№ ФИО1 установлен размер подлежащей выплате премии по итогам работы за IV квартал 2017 года - 100%, К.Е.Г. - 233, 0001%.
Как следует из служебной записки начальника ОУД Б.О.С. и.о. заведующей СОУ С.С.Н. (входящий № администрации МО г.п. Мурмаши № от <дата>) указанные в проекте распоряжения администрации МО г.п. Мурмаши от <дата>№ размеры премий повлекут перерасход фонда оплаты труда, установленного работникам военно-учетного стола федеральной субвенции в размере 1 04 руб. 79 коп., размер премии в отношении ФИО1 является пониженным и в отсутствие достоверно подтвержденной информации о совершении дисциплинарных проступков признается дискриминацией по ст. 132 ТК РФ.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела и участвовавшими в деле лицами не оспаривались.
Рассматривая заявленные требования, а также принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами трудового права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного истцом требования о взыскании невыплаченной части премии по итогам работы за 4 квартал 2017 года, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что выплата премии осуществлена с нарушением локального нормативного акта о премировании.
Из приведенных положений локального нормативного акта, определяющего премирование военно-учетных работников администрации МО г.п. Мурмаши, следует, что выплата премии предусмотрена ответчиком в целях стимулирования работников к эффективной работе. Конкретные размеры премии или иные критерии, позволяющие установить в каких случаях размер премии является пониженным, указанным актом не установлены. При этом, как указывалось выше, трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.
С учетом изложенного, а также указанных норм Трудового кодекса Российской Федерации о премировании работников, суд полагает, что определение более высокого премирования работников является правом работодателя и никаким образом не ущемляет права работника, процентное соотношение размера премии которого не является равным по отношению к остальным работникам, а равно 100%.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что права истца действиями ответчика не нарушены, в связи с чем заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Доводы истца судом не принимаются как не имеющие правового значения для рассматриваемого спора.
Поскольку суд не находит оснований для удовлетворения заявленного истцом требования о взыскании невыплаченной части премии по итогам работы за 4 квартал 2017 года, не подлежат и удовлетворению производные от него требования о взыскании с ответчика денежной компенсации за несвоевременную выплату части премии и компенсации морального вреда.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в удовлетворении искового заявления к администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области о взыскании невыплаченной части премии, денежной компенсации и компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий – подпись.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>