ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3956/17 от 24.09.2018 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-997/2018

24RS0013-01-2017-004369-75

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Емельяново 24 сентября 2018 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Гусенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексеева Павла Владимировича к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Министерству лесного хозяйства по Красноярскому краю, Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Алексеев П.В. обратился в суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, в котором просил признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования – для ведения садоводства, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Заявленные требования мотивированы истцом тем, что 05.11.2015 года им был приобретен по договору купли-продажи у Неуструева Д.О. земельный участок с кадастровым номером , категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённого использования - для ведения садоводства, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Решением Емельяновского районного суда от 03.02.2017 года по делу № 2-51/2017 удовлетворены исковые требования Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае об истребовании у истца из чужого незаконного владения вышеуказанного земельного участка. Основанием вынесенного судебного решения явился факт нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда. В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти участки.

В процессе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство лесного хозяйства по Красноярскому краю, Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации

В судебное заседание истец Алексеев П.В. не явился, доверил представление своих интересов Погодаеву Е.В., который, действуя на основании доверенности, требования иска поддержал, на их удовлетворении настаивал. Суду пояснил, что в деле не имеется достаточных данных, указывающих на то, что спорный земельный участок расположен в границах особо-охраняемых территорий и не может быть возвращен в собственность истца.

Представитель ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Согласно представленного отзыва, с требованиями истца не согласен. В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ, судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством; Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Согласно статье 4 ГК РФ, по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, принцип правоприменения реализуется в использовании нормы права, действующей в момент выполнения юридически значимого действия. В данном случае это вынесение решения. Поскольку закон обратной силы не имеет, а решение суда было вынесено до вступления в законную силу Федерального закона от. 29.07.2017 № 280-ФЗ, считает, что нормы указанного закона в данном деле применимы быть не могут. Полагает, что надлежащим ответчиком по требованиям истца является Федеральное агентство лесного хозяйства РФ.

Представитель ответчика – Министерства лесного Красноярского края, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск, согласно которого в соответствии с заключением Филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект», земельный участок с кадастровым номером относится к землям государственного лесного фонда, располагается в границах государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский», в связи с чем положения Федерального закона № 280-ФЗ не подлежат применению.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Таким образом, федеральная собственность на лесные участки признана в силу закона, а не в силу зарегистрированного права собственности Российской Федерации, следовательно, право распоряжаться лесными участками действующим законодательством закреплено за Российской Федерацией даже в случае отсутствия государственной регистрации права собственности на земли лесного фонда.

Согласно пункту 3 статьи 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими пункту 1 статьи 69 Лесного кодекса РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Сведения о лесных участках, внесенные в ГЛР, основаны на материалах лесоустройства. В соответствии со статьями 67-68 ЛК РФ, нормами приказа Федерального агентства лесного хозяйства от Приказ Рослесхоза от 29.03.2018 года № 122 включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов; закрепление лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Согласно статье 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. При этом если спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с указанием категории земли иной, нежели «земли лесного фонда», руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», согласно которой лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Представитель ответчика – Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание не явился. Будучи надлежаще извещенным о времени и месте слушания дела, представил отзыв на иск, в котором просил требования истца оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что ссылка истца на часть 5 статьи 10 Федерального закона № 280-ФЗ несостоятельна, поскольку с учётом позиции, высказанной Конституционным судом РФ, часть 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ применима только в случае если приобретатель земельного участка является его добросовестным приобретателем, и имущество в виде земельного участка, хоть и находится в границах лесничества, лесопарка, однако не выбывало из владения собственника помимо его воли. В том случае, когда имущество выбыло из владения собственника помимо его воли, приобретатель такого имущества не может ссылаться на указанное положение закона как основание своих требований. Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», Алексеев П.В. может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем. Считает, что формирование и передача спорного участка в собственность истца нарушают права Российской Федерации - собственника земельного участка из состава земель лесного фонда. Спорный участок выбыл из владения собственника - Российской Федерации - помимо его воли; отчуждение участка лесного фонда произведено органом местного самоуправления в отсутствие у него полномочий на распоряжение таким участком, который не входил в состав земель не разграниченной государственной собственности, а входил в состав земель лесного фонда Российской Федерации. Учитывая, что решением по делу 2-51/2017 признано, что поставленный на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером находится в составе земель лесного фонда, получен истцом незаконно и находился в его незаконном владении, Алексеев П.В. не может быть признан добросовестным приобретателем. На основании данной нормы ранее прекращенное право собственности не может быть восстановлено. Согласно статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, то есть в силу прямого указания закона, а не в силу осуществления самой процедуры регистрации такого права, и при отсутствии государственного кадастрового учета земель лесного фонда земельный участок может быть отнесен к землям лесного фонда по материалам лесоустройства. Земли лесного фонда относятся к федеральной собственности и не могут быть переданы в собственность граждан. Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда возникло ранее, чем право собственности истца на спорный земельный участок.

Представитель третьего лица - КГКУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края (далее по тексту – КГКУ «Дирекция по ООПТ» Воронов Д.Н. в судебном заседании возражал против требований истца, пояснил, что постановлением Правительства Красноярского края от 20.04.2010 года № 196-п на территории Березовского, Балахтинского, Емельяновского, Майского районов и муниципального образования г. Дивногорск Красноярского края образован государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский» общей площадью 348 314 гектаров. Заказник организован на землях лесного фонда без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков и не является юридическим лицом. Пунктом 3.2 Положения о заказнике определен перечень кварталов лесного фонда, входящих в заказник, в том числе, кварталы 4-12 совхоза «Элита» Емельяновского участкового лесничества Емельяновского лесничества (1-й кластер заказника). Лесохозяйственным регламентом Емельяновского лесничества, утвержденным приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 года № 139-0, определено, что в Емельяновское участковое лесничество входят лесные кварталы 1-12 совхоза «Элита»; кварталы 4-12 совхоза «Элита» Емельяновского участкового лесничества входят в заказник. Участок, о праве на который просит истец, расположен в <адрес>, то есть, на землях лесного фонда, в границах заказника, и относится к особо охраняемой природной территории краевого значения - государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский».

Представители третьих лиц – СНТ «Добрый», администрации Емельяновского района, Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

С учетом мнения представителя истца и представителя КГКУ «Дирекция по ООПТ», руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, настоящее дело рассмотрено по существу в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав представителей истца и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статей 9, 15 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу требований статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли лесного фонда.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, из состава лесного фонда, а также в пределах особо охраняемых природных территорий, за исключением занятых государственными природными заповедниками и национальными парками, являющимися изъятыми из оборота.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу ч.1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (ч.2 ст. 69 ЛК РФ, в редакции до 01.10.2015 г.).

Согласно ст. 4.2 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действующей до 11.08.2017 года), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В силу этой же нормы, в редакции Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель», ранее учтенными объектами недвижимости признаются лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года.

В соответствии с п. 6 ст. 47 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О кадастровой деятельности» (в редакции до 01.01.2017 г.- «О государственном кадастре недвижимости») участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Как установлено в судебном заседании, заочным решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 03.02.2017 года по делу № 2-51/2017 из чужого незаконного владения Алексеева П.В. в собственность Российской Федерации истребован земельный участок с кадастровым номером , с местоположением: <адрес>. Данным судебным актом на Алексеева П.В. возложена обязанность освободить указанный земельный участок.

Как было установлено судом, постановлением администрации Емельяновского района от 25.10.2011 года СНТ «Добрый» предварительно согласовано место размещения земельного участка для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 387711,0 к.м. из земель сельскохозяйственного назначения.

Указанным постановлением утвержден акт выбора и обследования земельного участка для ведения садоводства от 24.08.2011 года.

Постановлением администрации Емельяновского района №1956 от 22.06.2012 года СНТ «Добрый» предоставлен в аренду земельный участок, общей площадью 387711 кв.м., из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес> сроком на 1 год.

На основании данного постановления 26.06.2012 года между МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» и СНТ «Добрый» заключен договор аренды сроком на 1 год находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером .

03.06.2013 года постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края №895 прекращено право аренды СНТ «Добрый» на земельный участок с кадастровым номером , постановлено предоставить в собственность за плату членам СНТ «Добрый» земельные участки из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения садоводства. Данный земельный участок был снят с кадастрового учета в связи с его разделением на 164 земельных участка, в том числе, участок с кадастровым номером , который 12.11.2015 года приобретен Алексеевым П.В. в собственность по договору купли-продажи у Неуструева Д.О.

При разрешении дела по иску РФ в лице МТУ Федерального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и Республике Тыва к Алексееву П.В., судом было установлено, что земельный участок с кадастровым номером расположен на землях государственного лесного фонда, что определено по таксационным материалам Емельяновского лесничества, планами лесных насаждений и планшетами Емельяновского лесничества.

Проведенной по делу № 2-51/2017 судебной землеустроительной экспертизой было установлено наложение земельного участка с кадастровым номером , на земли государственного лесного фонда (<адрес>) с кадастровым (условным) номером ; площадь наложения на земли лесного фонда составляет 0,1 га.

Решение по названному делу, постановленное 03.02.2017 года, вступило в законную силу.

В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Разрешая требования истца, суд учитывает, что изменениями, внесенными Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ статья 14 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» изложена в новой редакции.

Согласно ч.3 ст.14 названного Закона в указанной редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

При этом согласно ч.6 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, положения части 3 статьи 14 не распространяется на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

Согласно ч.8 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

В силу ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

Частью 3 названной статьи установлено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

При этом в силу ч. 6 ст. 14 названного Закона положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ, положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

Согласно ч.4 ст. 60.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

В соответствии с частью 1 ст. 94 Земельного кодекса РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Как установлено судом, согласно сообщения КГКУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края», <адрес>, относится к государственному комплексному заказнику краевого значения «Красноярский», и земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером , расположены в границах названного заказника.

Проверяя состоятельность данных сведений, суд учитывает, что пунктом 4 статьи 5 Закона Красноярского края от 28.09.1995 года № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» установлено, что границы, задачи и особенности режима конкретной особо охраняемой природной территории краевого и местного значения определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, предусмотренном действующим законодательством для их создания.

Постановлением правительства Красноярского края от 20.04.2010 года № 196-п «Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский» (далее - Положение о заказнике) на территории Березовского, Балахтинского, Емельяновского, Майского районов и муниципального образования г. Дивногорск Красноярского края, общей площадью 348 314 гектаров, с целью сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Красноярского края, а также лесов вокруг города Красноярска в целях улучшения качества атмосферного воздуха, защиты лесных насаждений, почв и водных объектов от неблагоприятных природно-климатических и антропогенных факторов, повышения их санитарно-гигиенических, рекреационных, оздоровительных и средозащитных функций образован Государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский».

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона Красноярского края от 28.09.1995 года № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае», создание государственных природных заказников и памятников природы краевого значения может осуществляться как с изъятием земельных участков (акваторий), так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников этих участков (акваторий).

Государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский» образован на землях лесного фонда без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков и не являются юридическим лицом (п.1.2. Положения о заказнике).

Пунктом 1.3 Положения о заказнике установлено, что заказник учитывается при разработке схем территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, иных видов градостроительной и землеустроительной документации, лесного плана Красноярского края, лесохозяйственных регламентов, схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Пунктом 3.2 Положения о заказнике определен перечень кварталов лесного фонда, входящих в заказник.

В соответствии со ст. 4.1. Положения о заказнике, границами заказника «Красноярский» являются:

северная граница: от юго-западного угла кв. № 35 АОЗТ «Майское» граница огибает с запада кв. № 35 АОЗТ «Майское»; огибает с севера кв. 33, 36 АОЗТ «Майское», кв. № 143, 144, 140 Никольского участкового лесничества; огибает с востока - кв. № 183, 184, 196, 197 Устюгского участкового лесничества, кв. 37, 39 АОЗТ «Майское»; огибает с севера кв. № 213, 214 Устюгского участкового лесничества, кв. № 4 АОЗТ «Устюгское», кв. № 200, 187 - 189, 203, 149 Устюгского участкового лесничества. Пересекает по дороге кв. № 5, 12 АОЗТ «Устюгское». Огибает с севера и востока кв. № 14, АОЗТ «Устюгское». Огибает с севера кв. № 2 АОЗТ «Шуваевское» по дороге до п. Красный Пахарь, далее по дороге через кв. № 1, 2 АОЗТ «Логовик» до границы Сухобузимского района; огибает с востока кв. № 1 АОЗТ «Частоостровское». По границе с Сухобузимским районом доходит до р. Енисей;

восточная граница: вверх по левому берегу р. Енисей до границы с землями г. Красноярск;

южная: по границе с землями г. Красноярск до пересечения с Караульным участковым лесничеством;

западная: огибает с юга земли АОЗТ «Элита» и АОЗТ «Соболевский»; огибает с юга и запада кв. № 46, 45, 44, 39 Еловского участкового лесничества, кв. № 12, 11 Крутокачинского участкового лесничества; огибает с юга кв. № 22, 21 Еловского участкового лесничества; огибает с востока кв. № 8, 7, 19, 31 Крутокачинского участкового лесничества; огибает с юга кв. № 31, 30, 17, 28 Крутокачинского участкового лесничества; огибает с запада и севера кв. № 28, 16, 4 - 8 Крутокачинского участкового лесничества, кв. № 21, 15, 8, 1 - 3 Еловского участкового лесничества, кв. № 176, 175, 157, 143, 122, 94, 75, 76, 77 Кемчугского участкового лесничества; кв. № 10, 2, 1 АОЗТ «Емельяновское»; огибает с юга кв. № 40 АОЗТ «Майское», кв. № 230 Кемчугского участкового лесничества; огибает с запада кв. № 38 АОЗТ «Майское» до начальной точки северной границы.

Лесохозяйственным регламентом, утвержденным приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 года № 139-О «Об утверждении лесохозяйственного регламента Емельяновского лесничества» установлено, что общая площадь земель лесного фонда лесничества составляет 326154 га, и в административно - хозяйственном отношении подразделяется на семь участковых лесничеств: Кемчугское, Мало-Кемчугское, Михайловское, Мостовское, Никольское, Устюгское и Емельяновское (п. 1.1.2).

Согласно п. 1.1.8, кварталы 4-12 совхоза «Элита» Емельяновского участкового лесничества (кластер 1 заказника «Красноярский»), входят в перечень особо охраняемых природных территорий.

Положением о заказнике установлен его режим охраны и природопользования, который обязаны соблюдать все без исключения лица, осуществляющие деятельность на территории заказника.

Так, в соответствии с разделом 5 Положения о заказнике, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов на территории заказника могут осуществляться по проектам, получившим положительные заключения государственных экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставление в пользование земельных участков и природных ресурсов на территории заказника осуществляется в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях, гражданским, земельным, водным, лесным и иным законодательством Российской Федерации и Красноярского края.

В ходе судебного разбирательства по делу № 2-51/2017 и в рамках настоящего установлено, что с 2010 года по настоящее время заявочная документация от администрации Емельяновского района Красноярского края и от СНТ «Добрый» для подготовки заключения о предоставлении в пользование земельных участков для ведения садоводства в КГКУ «Дирекция по ООПТ» не поступала.

Принимая во внимание, что государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский» организован на землях лесного фонда без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков; в силу п. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, спорный земельный участок располагается в границах заказника, на землях лесного фонда в выделе 3 квартала 11 совхоза «Элита» Емельяновского участкового лесничества.

Как приведено выше, границы заказника установлены нормами действующего законодательства, а именно, законом Красноярского края от 28.09.1995 года № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае», согласно которому границы особо охраняемой природной территории определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, предусмотренном действующим законодательством для их создания, Положением о заказнике, утвержденном Постановлением правительства Красноярского края от 20.04.2010 года № 196-п.

Исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель», принимая во внимание, что проведенной по делу № 2-51/2017 судебной землеустроительной экспертизой было установлено нахождение земельного участка с кадастровым номером на земля государственного лесного фонда выдел 3 квартал 11 совхоза «Элита», Емельяновского участкового лесничества, Емельяновского лесничества, у суда не возникает сомнений в том, что спорный земельный участок расположен в границах заказника «Красноярский», в границах особо охраняемых природных территорий.

Каких-либо доказательств в опровержение имеющихся в деле доказательств нахождения участка с кадастровым номером в границах особо охраняемых природных территорий, стороной истца в дело не представлено; ходатайств о назначении экспертных исследований по данному вопросу истцом не заявлялось.

Анализируя вышеприведенные обстоятельства в их совокупности с нормами названных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, с учетом положений ст. 61 ГПК РФ, в соответствии с которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Емельяновского районного суда от 03.02.2017 года по делу № 2-51/2017 года, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером , находящийся в границах выдела 3 квартала 11 совхоза «Элита», расположен на землях государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский», в границах особо охраняемой природной территории; образование заказника (апрель 2010 года) имело место ранее регистрации права собственности на участок с кадастровым номером , в связи с чем суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Алексеева Павла Владимировича к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Министерству лесного хозяйства по Красноярскому краю, Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения ( 04.10.2018 года).

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко