ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-396 от 11.02.2011 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

                                                                                    ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№ 2-396/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 11 » февраля 2011 г. г. Пятигорск

Пятигорский районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего Духиной В.Г.

при секретаре Дрозд А.С.

с участием

истца Карташова В.А.

представителя истца Караник В.И. по доверенности

представителя ООП и ДН Булатникова А.Ю. по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску

Карташов В.А. к ФГУ «2 Служба ФСБ России» о признании права собственности на жилое помещение

УСТАНОВИЛ:

Карташов В.А., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Карташовой С.В., ДД.ММ.ГГГГг.р., обратился в суд с иском к филиалу «2 Служба ФСБ России» о признании права общей долевой собственности по 1/2 доли каждому в порядке приватизации на занимаемое по договору социального найма жилое помещение-  общей пл., в т.ч. жилой пл., расположенную по адресу: 

Согласно справки в/ч  от ДД.ММ.ГГГГ Карташов В.А. является военнослужащим по контракту указанной воинской части с выслугой лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ . Новый контракт на прохождение военной службы заключен сроком на 5 лет - по ДД.ММ.ГГГГ

Состав семьи Карташов В.А. : жена Карташова Е.Н., дочь Карташовой С.В.,  Указанное подтверждается представленными свидетельством о заключении брака 1-СИ №, выданном отделом ЗАГСа  ДД.ММ.ГГГГ, и свидетельством о рождении ребенка 1-СИ №, выданном отделом ЗАГСа  ДД.ММ.ГГГГ

Карташова Е.Н. отказалась от участия в приватизации жилья, дав письменное согласие, удостоверенное ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Ессентукского городского нотариального округа ФИО6, регистрация в реестре за №.

С целью исполнения Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-рс ФСБ РФ для членов семей военнослужащих, пострадавших в результате нападения незаконных вооруженных формирований в октябре 2005г. в  за счет бюджетных ассигнований приобретена в 2007г. 2-х комнатная квартира пл по адресу :г.Пятигорск,  для Карташов В.А., сотрудника на тот период ОКУ по СК ФСБ РФ.

Целевое приобретение указанной квартиры для Карташов В.А. на состав его семьи подтверждается данными службы обеспечения деятельности ФСБ РФ об объявлении ДД.ММ.ГГГГ конкурса по приобретению на средства федерального бюджета для сотрудников, пострадавших при нападении незаконных вооруженных формирований в  в октябре 2005г. жилых помещений с готовой внутренней отделкой, в т.ч. в  одной квартиры на ОКУ по СК ФСБ РФ для Карташов В.А. на условиях социального найма.

Двухкомнатная  общей пл. в  была приобретена на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирована на праве оперативного управления за в/ч  согласно данным свидетельства о госрегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 26-АЕ №.

В результате проводимых реорганизационных мероприятий в/ч  балансодержателем спорной квартиры на праве оперативного управления явилось ФГУ «2 Служба ФСБ России» - правопреемник ОКУ по СК ФСБ России, где на момент приобретения жилья ФИО7 проходил службу.

В связи с переводом к новому месту военной службы в в/ч , Карташов В.А. приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-лс с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава ФГУ «2 Служба ФСБ России».

ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом Федеральной службы безопасности Российской Федерации» («Наймодатель») заключило с военнослужащим Карташов В.А. («Наниматель») договор х/ социального найма жилого помещения, которым «Наймодатель» передал «Нанимателю» и членам его семьи ( жена Карташова Е.Н. и дочь Карташовой С.В.,) в бессрочное владение и пользование изолированное для проживания в нем жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 2-х комнатной квартиры общей пл., расположенное по адресу :г.Пятигорск,

Находясь по контракту на военной службе в в/ч  структурного подразделения в/ч , созданного в результате реорганизационных мероприятий с в/ч , Карташов В.А. с членами семьи продолжает проживать и пользоваться на условиях социального найма по договору от ДД.ММ.ГГГГ № х/ квартирой № в .

По данным в/ на настоящее время ни в/, ни ее подразделение в/ч  не обладают статусом юридического лица, в связи с чем они не могут принять на баланс жилье, переданное в бессрочное пользование военнослужащим, проходящим службу в указанных частях.

В связи с этим Карташов В.А. обратился в ФГУ «2 Служба ФСБ России», как балансодержателю спорной квартиры на праве оперативного управления и правопреемнику ОКУ по СК ФСБ России, где он проходил службу на момент приобретения для него жилья, с заявлением о передаче ему с ребенком в собственность в порядке приватизации занимаемого ими на условиях социального найма жилого помещения - .

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ОП/Ю-120 Карташов В.А. фактически было отказано в удовлетворении его просьбы по тем основаниям, что в силу ФЗ «О статусе военнослужащих» и Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение о передаче в собственность жилых помещений входит в компетенцию жилищных комиссий и руководителей тех органов безопасности, в которых военнослужащие проходят военную службу по контракту. Поскольку Карташов В.А. проходит службу в качестве военнослужащего в другом органе безопасности - в в/ следовательно законных оснований для передачи указанной квартиры, находящейся на балансе филиала ФГУ «2 Служба ФСБ России», в собственность Карташов В.А. и членов его семьи не имеется.

В судебном заседании истец и его представитель, действующий по доверенности ФИО4, заявленные требования поддержали, считают их обоснованными по основаниям и доводам, изложенными в исковом заявлении и в письменных объяснениях по иску. Полагают, что отказ в приватизация жилья не соответствует нормам законодательства РФ.

Заключенный с истцом договор социального найма подтверждает законность вселения истца и членов его семьи в квартиру в государственную квартиру, условия предоставления и пользования жилым помещением по социальному найму в соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, а значит и возможность приватизации данного жилого помещения.

Согласно заключенному с истцом договору социального найма жилого помещения № х/ от ДД.ММ.ГГГГ, от имени собственника   в качестве « Наймодателя » выступил руководитель ФГУ «Службы ФСБ России », заключивший договор социального найма, а «Нанимателем» данного жилья с указанием в нем членов его семьи (жена и дочь) явился истец.

Спорная квартира является государственной, а согласно п. 2 ч. 1 ст. 19 ЖК РФ к государственному жилищному фонду относится совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, от имени которого в сфере жилищных отношений выступает уполномоченный орган. В данном случае таким органом явилась служба ФСБ России, которая являлась кроме того заказчиком строительства жилого , расположенного по  , а также балансодержателем на праве оперативного управления - 2 Служба ФСБ России.

В соответствии с п. 6 ст. 15 ФЗ « О статусе военнослужащих » военнослужащие и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Спорная квартира, расположенная в , к числу таких исключений не относится.

Согласно ст. 6 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ » передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

По своей организационно-правовой форме 2 Служба ФСБ России в настоящее время относится к федеральному госучреждению, является юридическим лицом, она наделена надлежащими полномочиями выступать от имени собственника в отношении имущества, переданного ей в оперативное управление, в т.ч. и спорной квартиры.

Пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О некоторых вопросах применения судами Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ » ( с последующими изменениями и дополнениями ) разъяснено, что исходя из преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ », гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

С учетом изложенного и приного и пми полномочиями выступать от имени собственника в отношении имущества, переданного ей в оперативное упранимая во внимание, что занимаемая Карташов В.А.  не относится к числу служебных и не находится в закрытом военном городке, его требования в силу положений Закона РФ « О приватизации жилищного фонда РФ » и ст. 15 ФЗ « О статусе военнослужащих » являются обоснованными и ответчиком не может быть отказано в признании за военнослужащим Карташов В.А. и несовершеннолетним членом его семьи Карташовой С.В. права собственности в порядке приватизации и в передаче занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения - двухкомнатной , в  в собственность по указанным ответчиком основаниям, т.к. нерешенность проблем между службами и ведомствами по переоформлению с баланса на баланс спорной квартиры при отсутствии в этом вины нанимателя жилья не должны ограничивать права нанимателя на установленное государством равенство граждан в получении жилья бесплатно в собственность.

Представитель ответчика в судебное заседание неоднократно не являлся, уведомив суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствие, указав при этом, что спорная квартира не может быть передана истцу в собственность только по тому основанию, что хотя квартира и находится на балансе ответчика, наделенного правом оперативного управления государственным имуществом, а истец хоть и проживает в данной квартире на условиях социального найма, но он является военнослужащим другого воинского подразделения - в/ а потому с ним ответчик не может заключить договор передачи жилья в собственность, т.к. решение о передаче в собственность жилых помещений входит в компетенцию жилищных комиссий и руководителей тех органов безопасности, в которых военнослужащие проходят военную службу по контракту.

Представитель органа опеки и попечительства просила разрешить спор в соответствии с законом, не нарушая права и интересов несовершеннолетнего ребенка, который в данном случае имеет наравне с истцом право на получение бесплатно в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения.

Представители привлеченных к участию в деле в качестве 3-х лиц в/ч  и в/ч  в судебное заседание не явились, хотя своевременно и надлежащим образом были извещены о времени и месте слушания дела, что подтверждается письменными доказательствами и поступившими от них данными об отсутствии у них статуса юридического лица, в связи с чем занимаемая истцом квартира не передана им на баланс по месту несения военной службы Карташов В.А., а потому они не наделены правомочиями заключения договора передачи жилья в собственность военнослужащему.

Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в показаниях допрошенного в качестве свидетеля ФИО8, сотрудника в/ч ., из которых следует, что о возникшем споре и времени его рассмотрения известно по месту службы истца. Против удовлетворения его требований возражений нет, но так как в/ч  и ее структурное подразделение в/ не обладают статусом юридического лица, о чем суду направлено уведомление, они не имеют прав на постановку недвижимого имущества на свой баланс в виде занимаемой истцом, как военнослужащим в/ч , квартиры, не могут произвести регистрацию на нее права оперативного управления, а значит не имеют права заключения договора передачи квартиры в собственность нанимателя в порядке приватизации, несмотря на то, что данная квартира приобреталась целенаправленно для Карташов В.А. на состав его семьи и предоставлялась ему на условиях социального найма во исполнение специального распоряжения.

Для решения данного вопроса ответчиком и войсковой частью принимались меры по оформлению передачи спорной квартиры с баланса ответчика на баланс войсковой части по месту службы истца, т.к. по существу и ответчик и войсковая часть не возражают против передачи квартиры в собственность нанимателей жилья, подтверждением чему является переписка с вышестоящими органами и территориальным управлением Федерального агентства по управлению имуществом об ускорении решения данного вопроса, отсутствием претензий по данной квартире к истцу. Но так как в/ч  и вышестоящий орган в/ч  не является юридическими лицами, а истец не является на данное время военнослужащим ответчика «2 Служба ФСБ России», кроме как в судебном порядке разрешить данный спор не представляется возможным.

При изложенных обстоятельствах суд, с учетом мнения истца и его представителя, считает возможным разрешить спор в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи" (ст. 25).

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11).

Конституцией РФ в статьях 40 и 35 закреплено право каждого на жилище и право гражданина иметь в частной собственности имущество ( в том числе, следовательно, и имущество в виде жилого помещения). Закрепление в Конституции Российской Федерации права на жилище означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища.

В соответствии с ч. З ст. 55 Конституции РФ права гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поскольку право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, не содержит бланкетной нормы, отсылающей к какому-либо закону, и его реализация не зависит от каких-либо условий, кроме указанных в Конституции, постольку не требуется дополнительной регламентации указанного права в законе. Вместе с тем ст. 40 Конституции РФ предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих формы реализации права и соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.

Так, в ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и "иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище". Указанное относится, в частности к военнослужащим, жилищные права которых гарантируются Конституцией РФ, а также Федеральными Законами « О статусе военнослужащих», "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и др., поскольку гарантии жилищных прав военнослужащих обусловлены особенностями статуса указанных граждан, т.е. совокупностью их прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных законодательством: обладание лицом, принадлежащим к определенной социальной группе (военнослужащий) гражданством своего государства и общим правовым статусом личности, включающим в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам, в том числе и в жилищной сфере; - исполнение лицом, принадлежащим к определенной социальной группе обязанностей в государственнозначимой сфере (военнослужащим в сфере обороны и безопасности государства).

С принятием Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ), который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, система обеспечения военнослужащих жилыми помещениями как и прежде основана на гарантии государства предоставления военнослужащим жилых помещений (п. 1 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих").

Гарантированное государством конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным, прежде всего, постоянным жилищем. Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, под таковым понимается жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма в бессрочное пользование или иной форме, например, оформляемое в собственность военнослужащих. В соответствии с ЖК РФ (ст. 49), жилищный фонд социального использования выделен для социально слабозащищенных слоев населения (малоимущие граждане, несовершеннолетние дети - сироты и др.), а также для отдельных категорий граждан, имеющих специальный ("особый") статус в силу специфики их предназначения, в частности, государственные служащие, военнослужащие и другие лица, указанные в Законе.

Установлено, что Карташов В.А., проходящий службу в органах ФСБ РФ, относящихся к силам обеспечения безопасности в соответствии со ст. 12 Закона РФ "О безопасности" от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями, с ДД.ММ.ГГГГ является военнослужащим по контракту в/ч  выслугой лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ . Новый контракт на прохождение военной службы заключен с ним сроком на 5 лет - по ДД.ММ.ГГГГ

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-лс в связи с переводом к новому месту военной службы в в/ч 9600, Карташов В.А. с ДД.ММ.ГГГГ был исключен из списков личного состава ФГУ «2 Служба ФСБ России», являющегося балансодержателем на праве оперативного управления занимаемого им жилого помещения - двухкомнатной  общей пл. в  которая была приобретена целенаправленно для Карташов В.А. во исполнение Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-рс ФСБ РФ для членов семей военнослужащих, пострадавших в результате нападения незаконных вооруженных формирований в октябре 2005г. в  за счет бюджетных ассигнований на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и была зарегистрирована на праве оперативного управления за в/ч  согласно данным свидетельства о госрегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 26-АЕ №. В результате проводимых впоследствии реорганизационных мероприятий в/ч 93489, балансодержателем спорной квартиры на праве оперативного управления явилось ФГУ «2 Служба ФСБ России» (правопреемник ОКУ по СК ФСБ России), военнослужащим которой истец являлся вплоть до его перевода в в/ч .

Целевое приобретение указанной квартиры для Карташов В.А. на состав его семьи нашло свое подтверждение представленными письменными доказательствами, вытекающими из данных службы обеспечения деятельности ФСБ РФ об объявлении ДД.ММ.ГГГГ конкурса по приобретению на средства федерального бюджета для сотрудников, пострадавших при нападении незаконных вооруженных формирований в  в октябре 2005г. жилых помещений с готовой внутренней отделкой, в т.ч. в  одной квартиры на ОКУ по СК ФСБ РФ для Карташов В.А., сотрудника на тот период ОКУ по СК ФСБ РФ, на условиях социального найма. Указанное подтверждается письмами службы обеспечения деятельности ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

Факт законности вселения и проживания истца в жилом помещении с членами его семьи на условиях социального найма подтверждается заключенным ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом Федеральной службы безопасности Российской Федерации» («Наймодатель») с военнослужащим Карташов В.А. («Наниматель») договором х/109 социального найма жилого помещения, которым «Наймодатель» передал «Нанимателю» и членам его семьи ( жена Карташова Е.Н. и дочь Карташовой С.В.,) в бессрочное владение и пользование для проживания в нем изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 2-х комнатной квартиры общей пл, расположенное по адресу :г.Пятигорск,

Удовлетворяя требования истца, суд, исходя из материалов дела, считает доводы ответчика необоснованными в силу следующего.

Спорная квартира не относится к специализированному жилому фонду органов ФСБ, который формируется в качестве одной из социальных гарантий, предоставляемых государством проходящим службу в органах ФСБ РФ, в соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ из жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и отнесение к которому осуществляется с соблюдением требований и в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42 "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" или решением Министерства обороны РФ о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда (подп. "м" п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").

Соответственно на нее не распространяются нормы Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 897, в соответствии с которым под служебным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, предназначенных для проживания сотрудников и работников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются - сотрудники (военнослужащие), которые в связи с характером исполнения ими служебных обязанностей (обязанностей военной службы) должны проживать по месту службы (военной службы) или в непосредственной близости от него.

Согласно Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности работы, связанной с предоставлением служебных жилых помещений, утвержденной приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N 478, служебные жилые помещения предоставляются в установленном законодательством Российской Федерации порядке военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями, в соответствующем населенном пункте или в непосредственной близости от него для создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении ими служебных (должностных) обязанностей по месту военной службы в порядке очередности по решению жилищной комиссии органа федеральной службы безопасности, утвержденному начальником органа федеральной службы безопасности, по договору найма служебного жилого помещения. Распределение служебных жилых помещений между военнослужащими органов федеральной службы безопасности возлагается на жилищные комиссии. Организация распределения, содержания и эксплуатации служебного жилищного фонда возлагается на балансодержателей.

В данном случае Карташов В.А. спорное жилое помещение предоставлено как было указано выше на иных основаниях и условиях, в связи с чем суд считает возможным согласиться с позицией истца и его представителя о необоснованности оснований отказа ответчика в передаче жилья в его собственность.

В соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь в установленный срок в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Статья 15 данного Закона предусматривает реализацию права военнослужащих на жилище, поскольку специфика их статуса обусловливает необходимость особого правового регулирования жилищных отношений с участием военнослужащих.

Из справки по месту службы истца следует, что истец является военнослужащим по контракту с выслугой лет по состоянию на апрель 2010г. - . и с ним заключен новый контракт на прохождение военной службы сроком на 5 лет - по ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение приобреталось целенаправленно для обеспечения жильем истца на состав его семьи и предоставлено ему для постоянного проживания на условиях договора социального найма в бессрочное пользование во исполнение Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-рс ФСБ РФ об обеспечении жильем военнослужащих и членов их семей, пострадавших в результате нападения незаконных вооруженных формирований в октябре 2005г. в  за счет бюджетных ассигнований.

В соответствии со ст. 15 ФЗ « О статусе военнослужащих » военнослужащие и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. По смыслу п. 6 указанной статьи под правом приобретения в собственность занимаемых жилых помещений подразумевается приватизация, т.е. бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, за исключением жилых помещений, указанных в ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1.

Таким образом, закон предусматривает право военнослужащих на предоставление жилья в собственность, а отсутствие механизма передачи в собственность жилых помещений или неразрешенность вопросов передачи с баланса на баланс жилого помещения и т.д. в подобной ситуации не должно создавать препятствия в реализации рассматриваемого права военнослужащего.

Кроме того, следует учесть, что поскольку жилищный договор заключается от имени Министерства обороны РФ, ФСБ или другого федерального органа исполнительной власти, постольку при направлении военнослужащего к новому месту службы жилищный договор сохраняет свое действие до его прекращения или расторжения. Последующий договор также заключается от имени соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу военнослужащий, но в лице командира (начальника) воинской части нового места службы соответствующего федерального органа исполнительной власти. В данном случае новое место службы истца в в/ч 9600 той же системы не прекратило отношений с федеральным органом исполнительной власти ФСБ по пользованию жилым помещением, в отношении которого право оперативного управления осуществляет ответчик, договор найма жилого помещения с истцом не расторгнут и не прекращен в установленном порядке.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.

Данных о том, что спорная квартира относится к какой-либо из указанных категорий жилых помещений, не подлежащих приватизации, суду не представлено.

Ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Лица, ранее участвовавшие в приватизации, лишены такого права получения в бесплатную собственность занимаемых помещений.

Из вышеизложенного следует, что единственным условием для реализации указанной категорией граждан права на безвозмездное получение в собственность занимаемых ими жилых помещений является владение данным помещением на основании договора социального найма (ст. 60 ЖК РФ), а в основу права на приватизацию жилища заложен принцип, состоящий в том, что это право дано на приватизацию именно того жилища, в котором гражданин проживает в настоящее время, т.е. жилище разрешено приватизировать лишь по месту жительства гражданина.

В связи с этим по мнению суда доводы истца и его представителя о праве на бесплатное получение занимаемого им жилья в собственность в силу положений Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" являются обоснованными.

Из указанных положений Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует учесть то, что по своей юридической природе они являются общими нормами, т.е. дают право на приватизацию жилых помещений не только военнослужащим, но и всем другим гражданам, вне зависимости от их социального статуса, имущественного положения, заслуг перед государством или каких-либо других обстоятельств.

В противном случае имело бы место отступление от соблюдения установленного государством принципа равных возможностей, гарантированных ст. 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой: все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Кроме Конституции Российской Федерации, Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" равноправие в реализации прав и свобод уже непосредственно военнослужащими установлено и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Так, в соответствии с п. 1 ст. 3 названного Закона для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. При этом, в силу п. 5 ст. 3 Закона никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с данным Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, сравнительный анализ ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" показывает, что нормы о праве на приватизацию полученных от государства жилищ практически полностью аналогичны по форме и по сути в обоих этих законах, а в отличие от общего права, хотя в нормах ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" на это и нет прямого указания, из буквального их смысла все же следует, что ст. 15 этого Закона дает военнослужащим специальное право на приватизацию, но не любого жилого помещения, в котором они проживают (как общее право), а только того жилого помещения, которое было ими получено во время военной службы от Министерства обороны Российской Федерации, т.е. право на приватизацию жилища из ведомственного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации( ФСБ или иного федерального органа ). В ст. 15 вышеназванного Закона законодатель конкретно указал, что военнослужащие должны получать в собственность только те жилища, которые находятся в федеральной собственности, и только через тот федеральный орган исполнительной власти, в подведомственных которому структурах военнослужащий проходил военную службу (в данном случае - через ФСБ РФ).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспечиваются жилой площадью за счет государственного жилищного фонда, который закрепляется за Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба), а также жилищного фонда, который образуется от жилищного строительства соответствующего федерального органа исполнительной власти или от приобретаемого им жилья, а также от переоборудования нежилых помещений, находящихся в их ведении, которые в совокупности образуют жилищный фонд федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (ведомственный).

Факт предоставления военнослужащему Карташов В.А. спорной квартиры, приобретенной ФСБ, как своему сотруднику, на средства федерального бюджета доказан.

Поэтому ссылка ответчика в обоснование отказа в передаче жилья в собственность на службу своего бывшего сотрудника в настоящее время в другом подразделении этой же системы, имеющиеся затруднения в урегулировании вопроса передачи с баланса ответчика на баланс воинской части по месту службы истца занимаемого истцом помещения, невозможность разрешения данного вопроса в связи с отсутствием правового статуса юридического лица в/ч по месту службы истца и др. обстоятельства, в возникновении которых нет вины нанимателя, не может быть бесспорным основанием отказа истцу в получении занимаемого им государственного жилого помещения на условиях соцнайма в собственность при условии прохождения службы в системе того же федерального органа исполнительной власти.

Установлено представленными свидетельством о заключении брака 1-СИ №, выданном отделом ЗАГСа  ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении ребенка 1-СИ №, выданном отделом ЗАГСа  ДД.ММ.ГГГГ, нотариально удостоверенным письменным согласием от ДД.ММ.ГГГГ, справкой в/ч  от ДД.ММ.ГГГГ, что членами его семьи Карташов В.А., военнослужащего по контракту, являются его жена - Карташова Е.Н., которая заявила отказ от участия в приватизации, оформив его нотариально, и несовершеннолетняя дочь Карташовой С.В.,  имеющая равные права с нанимателем на приватизацию занимаемого жилья, которые постоянно проживают в спорной квартире согласно данным карточки квартиросъемщика.

В силу ст.47 ЖК РФ основанием для заселения жилого помещения по договору найма является ордер на жилое помещение. Гражданин, получив ордер на жилое помещение, является фактически его нанимателем.

Истец, вселившись в жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, что подтверждается договором найма жилого помещения и данными карточки квартиросъемщика, являясь, таким образом, нанимателем жилого помещения, вправе в силу закона приобрести его в собственность в порядке приватизации. Отказ в наделении истца правами собственника в порядке приватизации ввиду отсутствия надлежащим образом оформленных документов на владельца жилищного фонда, а также затягивание процесса передачи жилья на баланс другой воинской части на неопределенное время, как следует из материалов дела и объяснений сторон, существенно ущемляет законные права граждан.

В соответствии со ст.129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Гражданское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений в отношении приобретения и перехода прав на жилые помещения.

Установлено также, что Карташов В.А. является нанимателем спорного помещения на основании заключенного с ним договора социального найма и проживает в государственном жилом помещении на условиях социального найма лено также, что Карташов В.А. является нанимателем и проживает в государственном жилом помещении, приобретенном тав, приобретенном ФСБ РФ непосредственно для Карташов В.А., как сотрудника ОКУ по СК ФСБ РФ, и членов его семьи, в виде 2-х комнатной  пл по адресу  с целью исполнения Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-рс о приобретении жилья для членов семей военнослужащих, пострадавших в результате нападения незаконных вооруженных формирований в октябре 2005г. в  за счет бюджетных ассигнований по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Целевое приобретение указанной квартиры для Карташов В.А. на состав его семьи подтверждается данными службы обеспечения деятельности ФСБ РФ об объявлении ДД.ММ.ГГГГ конкурса по приобретению на средства федерального бюджета для сотрудников, пострадавших при нападении незаконных вооруженных формирований в  в октябре 2005г. жилых помещений с готовой внутренней отделкой, в т.ч. в  одной квартиры на ОКУ по СК ФСБ РФ для Карташов В.А. на условиях социального найма.

Справками из мест прохождения службы Карташов В.А. подтверждается, что он и члены его семьи не принимали ранее участия в приватизации жилья.

Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора социального найма. Дети являются членами семьи и возраст детей для признания их членами семьи не ограничен. Поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ЖК РФ имеют равные права, вытекающие из договора социального найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение. Поэтому требования истца, выступающего в том числе и в интересах несовершеннолетнего ребенка, о признании права собственности на квартиру в равных долях за собой и несовершеннолетней дочерью соответствует требованиям закона.

В соответствии со ст. 8 Закона о приватизации в случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилых помещений они вправе обратиться в суд. В силу чего истец, имея юридическую заинтересованность в разрешении спора, т.к. по независящим от него причинам он не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в судебном порядке. Установлению при разрешении настоящего спора подлежит статус спорного жилья на момент рассмотрения иска и факт проживания истца и членов его семьи в спорном жилом помещении на условиях социального найма.

Согласно ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона, собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель), обязуется предоставить другой стороне, нанимателю, жилое помещение для проживания в нем.

В условиях состязательности гражданского процесса ответчиком не опровергнут факт законности вселения истца и членов его семьи в спорную квартиру, проживания, пользования и владения государственным жилым помещением по договору социального найма.

Исходя из этого, суд считает обоснованными требования истца о признании за ним и несовершеннолетней дочерью права собственности на занимаемое жилое помещение в равных долях по 1\2 доли каждому.

Руководствуясь ст. ст. 14,55,167,194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить иск Карташов В.А. к ФГУ «2 Служба ФСБ России» о признании права собственности на жилое помещение.

Признать за Карташов В.А., Карташовой С.В. право общей долевой собственности в равных долях по 1/2 доли за каждым на  общей пл.  м2, находящуюся по адресу: 

Данное решение является основанием для регистрации права соответствующим регистрационным органом на недвижимое имущество.

Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Пятигорский городской суд.

Судья Духина В.Г.