ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3970/2015 от 03.07.2015 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июля 2015 года

Ленинский районный суд города Оренбурга Оренбургской области

в составе: председательствующего судьи Занездровой К.В.,

при секретаре Паршиной Ю.В.,

с участием представителя истца Барановой О.С.,

представителя ответчика Жекубаева Ж.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова П.А. к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга о признании незаконным градостроительного заключения, незаконным бездействия и обязании предоставить земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Истец Орлов П.А. обратился в суд с иском к ответчику Управлению градостроительства и архитектуры города Оренбурга об отмене решения, обязании выдать новое градостроительное заключение, указав, что он обратился в Архитектуру города Оренбурга с заявлением о выдаче градостроительного заключения о функциональном назначении земельного участка примерной площадью 320 кв.м., расположенного на территории ..., земельный участок свободен от застроек, который истец хотел использовать под индивидуальное жилое строительство, а именно возвести жилой дом с соблюдением действующего законодательства.

В ответ на его заявление было выдано Градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка по обращению Орлова П.А. от 13 февраля 2014г. N, из которого следовало, что конфигурация и площадь испрашиваемого земельного участка не позволяют разместить индивидуальный жилой дом. В связи с чем, для строительства жилого дома участок предоставлен не будет.

Истец категорически не согласен с отказом в предоставлении под индивидуальное жилищное строительство, так как ограничений не было выявлено.

В связи с чем, истец вторично обратился с заявлением о выдаче градостроительного заключения о функциональном назначении земельного участка.

Согласно Градостроительного заключения о функциональном назначении земельного участка по обращению Орлова П.А. от 09.10.2014 года N в предоставлении земельного участка вновь отказано со ссылкой на то, что разбивочным планом предусмотрено размещение на запрашиваемом участке трансформаторной подстанции. Данное обстоятельство истец считает нарушением Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ №242 от 20.06.2003 года.

Истец считает, что вышеуказанные функциональные заключения делают невозможным дальнейшее обращения за предоставлением земельного участка на праве собственности/ аренды, чем нарушаются его законные права и интересы.

Более того, истец считает заслуживающим внимания то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок прилегает к земельному участку, принадлежащему истцу на праве собственности.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 131-132 ГПК РФ, истец просил суд:

1.Отменить решение ответчика об отказе предоставления земельного участка примерной площадью 320 кв.м. расположенного на территории ... земельный участок свободен от застроек.

В процессе подготовки дела к судебному заседанию истец уточнил исковые требований и просил заменить ненадлежащего ответчика Управление градостроительства и архитектуры города Оренбурга на надлежащего- Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, окончательно в иске от 05.06.2015г. просил суд:

Определением суда ненадлежащий ответчик Управление градостроительства и архитектуры города Оренбурга был заменен на надлежащего ответчика- Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга.

Истец Орлов П.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца Баранова О.С., действующая по доверенности от ... года, в судебном заседании уточненные исковые требования истца поддержала в полном объёме.

Представитель ответчика Жекебаев Ж.Н., действующий на основании доверенности от ... года, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований Орлова П.А. просил отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, в т.ч. в связи с пропуском срока обращения в суд, установленного ч.2 ст. 256 ГПК РФ.

В порядке, установленном ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены ст.ст.30-32 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее- ЗК РФ, действующих до 01.03.2015г., далее- статьи ЗК РФ в данной редакции)

В силу п.1 ст.31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

В соответствии с п.2 ст.31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Согласно п.2.3.3 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Оренбургской области – городе Оренбурге, утверждённого постановлением Правительства Оренбургской области от 03.05.2007 года № 166-п, лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для строительства, обращаются с письменным заявлением.

Заявление гражданина должно быть подписано лично или доверенным лицом, заявление от имени юридического лица подписывается руководителем или доверенным лицом. В заявлении указываются:

адрес проживания гражданина;

адрес фактического местонахождения юридического лица;

примерная площадь земельного участка;

испрашиваемое право на земельный участок и срок использования земельного участка;

предполагаемая цель и вид использования земельного участка;

основные данные объекта строительства;

предполагаемое местоположение испрашиваемого земельного участка.

В силу п.п.2.3.4, 2.3.5 Порядка министерство направляет представленные в соответствии с подпунктом 2.3.3 настоящего Порядка материалы, характеризующие испрашиваемый земельный участок, в уполномоченный орган местного самоуправления для проведения последним с участием департамента по градостроительству и земельным отношениям администрации города Оренбурга (далее - Департамент) в соответствии с федеральным законодательством мероприятий по подготовке градостроительного заключения о функциональном назначении и разрешенном использовании земельного участка, ограничениях в его использовании и застройке, благоустройстве территории, а также подготовке и утверждению уполномоченным органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий) (основание: статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 14 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 года N 363).

После поступления от уполномоченного органа местного самоуправления документов, составленных по итогам проведения мероприятий, указанных в подпункте 2.3.4 настоящего Порядка, министерство информирует население о возможном предоставлении земельного участка путем публикации в газете "Оренбуржье" информационного сообщения о земельном участке. Форма и содержание публикации устанавливаются Министерством. Дополнительно публикация может быть размещена в иных средствах массовой информации; либо информирует заявителя, указанного в подпункте 2.3.3 настоящего Порядка, о невозможности предоставления земельного участка, в частности, в случае наличия отрицательного заключения Департамента, в том числе о несоответствии размера испрашиваемого земельного участка нормам отвода земель для конкретных видов деятельности, правилам землепользования и застройки (зонированию территории), землеустроительной, градостроительной документации;

На основании постановления администрации города Оренбурга от 03.03.2014 N «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка градостроительного заключения о функциональном назначении земельного участка» департамент градостроительства и земельных отношений уполномочен на выдачу градостроительных заключений.

В судебном заседании установлено:

10.07.2014 года Орлов П.А. обратился в службу «одного окна» Администрации г. Оренбурга с заявлением N на оказание услуги по подготовке градостроительного заключения о функциональном назначении земельного участка примерной площадью 320 кв.м., расположенного на территории ...

28.07.2014 года заместителем главного архитектора г. Оренбурга было утверждено градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка по обращению Орлова П.А. от 10.07.2014г. за N

Согласно данному заключению предоставление земельного участка примерной площадью 320 кв.м., расположенного на территории ... для строительства индивидуального жилого дома невозможно.

Кроме того, в градостроительном заключении указано, что земельный участок примерной площадью 320 кв.м., расположенный на территории ..., свободен от застройки, разбивочным планом территории за запрашиваемом земельном участке предусмотрено размещение трансформаторной подстанции.

Согласно генеральному плану города, утвержденному решением Оренбургского городского Совета от 10.01.2008г. N в соответствии со ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, земельный участок находится в зоне расширения магистрали районного значения

Также указано, что испрашиваемое функциональное назначение земельного участка не соответствует п 11.1 Местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Оренбурга от 19.08.2010г. N-улично-дорожная сеть города ... предназначена для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций, размещения зеленых насаждений и шумозащитных устройств, установки технических средств информации и организации движения.

В соответствии со ст. 35 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2007г. №190-ФЗ на территории инженерной и транспортной инфраструктур возможно размещение сооружений и коммуникаций автомобильного, трубопроводного транспорта и связи.

Не соответствует п.5.3.4.СП30-102-99 «Планировка и застройка территории малоэтажного жилищного строительства» конфигурация земельного участка не позволяет разместить дом.

Истец Орлов П.А., полагая, что вышеуказанное градостроительное заключение относительно описания функционального назначения земельного участка, является отказом в предоставлении земельного участка, нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Вместе с тем, выданное Департаментом градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга градостроительное заключение на обращение Орлова П.А. от 10.07.2014 года N выдано уполномоченным органом в пределах своей компетенции, соответствует действующему законодательству, основано на Генеральном плане города, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 10.10.2008 N данных транспортной схемы ..., содержит обоснование и выводы о несоответствии выбранного варианта предоставления земельного участка требованиям градостроительной документации, следовательно, оспариваемые действия ответчика сами по себе не могут нарушать какие-либо права и законные интересы заявителя.

Оспариваемое градостроительное заключение Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга само по себе не нарушает какие-либо права и законные интересы Орлова П.А., поскольку в нем фактически изложена информация, содержащейся в Генеральном плане г. Оренбурга, градостроительное заключение необходимо для дальнейшего оформления разрешительных документов по предоставлению земельного участка, но каких -либо распорядительных указаний в отношении спорного земельного участка не содержит. Т.е. градостроительное заключение не является основанием для заключения договора купли- продажи или аренды земельного участка, так как таким документом может являться только распорядительный акт органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования Орлова П.А. об отмене заключения Департамента градостроительства и земельных отношений города Оренбурга в Градостроительном заключении о функциональном назначении земельного участка от 10 июля 2014 года N об отказе предоставления земельного участка примерной площадью 320 кв.м. расположенного на территории ... земельный участок свободен от застроек и производные от них требования; и производного от него требования об обязании ответчика предоставить новое градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка примерной площадью 320 кв.м., расположенного на территории ..., земельный участок свободен от застроек с указанием на возможность приобретения испрашиваемого земельного участка, -удовлетворению не подлежат.

Кроме того, данные требования истца не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Ответчиком до вынесения решения было подано заявление о пропуске истцом срока обжалования действий Департамента, установленного ст.256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- ГПК РФ).

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Оспариваемое градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка было подготовлено и утверждено главным архитектором 28.07.2014г.

С заявлением в защиту нарушенных прав заявитель обратился лишь 30.04.2015г., то есть за пределами установленного законом 3-х месячного срока.

Доказательств в обоснование уважительности причин пропуска срока истцом не представлено.

Следовательно, в удовлетворении вышеуказанных требований истца об отмене заключения Департамента градостроительства и земельных отношений ... в Градостроительном заключении о функциональном назначении земельного участка от 10 июля 2014 года N об отказе предоставления земельного участка примерной площадью 320 кв.м. расположенного на территории ... земельный участок свободен от застроек и производных от них требований об обязании ответчика предоставить новое градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка примерной площадью 320 кв.м. расположенного на территории ... земельный участок свободен от застроек с указанием на возможность приобретения испрашиваемого земельного участка,- надлежит отказать ввиду пропуска срока обращения в суд.

В отношении требования истца об обязании ответчика выдать ответ на обращение от ... суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела истец обращался к главному архитектора администрации г.Оренбурга с заявлением, датированным 07.10.2014г., о предоставлении проекта правого акта ДГ и ЗО администрации г.Оренбурга об образовании земельного участка для последующего строительства, расположенного по адресу: ...

Данное заявление принято в МФЦ и зарегистрировано 09.10.2014 за N срок исполнения заявки установлен 03.02.2015г.

Вместе с тем, согласно реестру документов, переданных из ДГ и ЗО в ГАУ МФЦ, ответ для Орлова П.А. передан 07.11.2014г. за N

Согласно материалам дела на обращение Орлова П.А. от 09.10.2014г. за N было выдано Градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка, утвержденное 05.11.2014г., которое было предоставлено истцом в суд при подаче с искового заявления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответ на заявление истца от 07.10.2014г. был дан ответчиком и получен истцом.

Следовательно, в удовлетворении требований истца об обязании ответчика выдать ответ на обращение от 07 октября 2014 года надлежит отказать

Таким образом, в удовлетворении всех требований истца надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований иску Орлова П.А. к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.В.Занездрова

Решение в окончательной форме изготовлено: 08.07.2015 года

Судья: К.В.Занездрова