Дело №2-3974/2023
51RS0001-01-2023-003567-16
Изготовлено 04 сентября 2023 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 августа 2023 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,
при помощнике судьи Саакян Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Авиакомпания «Россия» к Акулинину В.И. о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
АО «Авиакомпания «Россия» обратилось в суд с иском к Акулинину В.И. о взыскании убытков.
В обоснование заявленных требований указано, что 17.05.2023 при подготовке к вылету рейса № по маршруту <адрес>, пассажир Акулинин В.И. согласно посадочному талону занимал кресло №, высказал угрозу взрыва воздушного судна, которую слышала пассажирка, находящаяся в кресле №, <данные изъяты> После чего она сообщила об этом кабинному экипажу. О данном ситуации доложено командиру воздушного судна, который принял решение вернуться на место стоянки и о вызове сотрудников полиции.
В целях обеспечения транспортной безопасности рейс № был задержан на 3 часа (плановое время вылета в 10 часов 45 минут (время местное), фактическое время вылета – 13 часов 45 минут (время местное)), а Обществом были понесены расходы на проведение необходимых процедур, связанных с обеспечением авиационной безопасности.
Воздушное судно SSJ-100, серийный номер № (рег. №), выполнявшее рейс № по маршруту <адрес>, 17.05.2023, эксплуатируется АО «Авиакомпания «Россия» на основании договора операционного лизинга. Лизингодателем по договору является ПАО «<данные изъяты>». Убытки авиакомпании по лизинговым платежам составили 46501 рубль 20 копеек.
В связи с превышением полетного времени по сравнению с расчетным, истец понес дополнительные расходы по оплате труда экипажа, которые составили 24064 рубля 10 копеек.
В результате возврата воздушного судна на место стоянки для снятия пассажиров, багажа и груза авиакомпания понесла расходы на авиатопливо при работе вспомогательной силовой установки в размере 43257 рублей 19 копеек.
Просит взыскать с ответчика убытки в общем размере 113822 рубля 90 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 3476 рублей.
Представитель истца АО «Авиакомпания «Россия» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Ответчик Акулинин В.И. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом путем направления заказного уведомления, письменных возражений в адрес суда не представил, об отложении судебного разбирательства не просил, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
В силу статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ, подлежащей применению к судебным извещениям и вызовам участников процесса, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ 23.06.2015 N 25 (пункты 63-68) повестка, направленная гражданину, по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), считается полученной, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. При этом, гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ).
При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, обозрев материалы проверки №, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Согласно положениям статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15) Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о взыскании убытков может быть удовлетворено при установлении совокупности всех элементов ответственности: факта причинения вреда, его размера, вины лица, обязанного к возмещению вреда, противоправности поведения этого лица и юридически значимой причинной связи между поведением указанного лица и наступившим вредом. При этом установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда в результате данного происшествия, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности» деятельность по обеспечению безопасности включает в себя разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статьей 83 Воздушного кодекса РФ установлено, что авиационная безопасность – состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Полиция на объектах воздушного транспорта осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О полиции». Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.
Частью 1 стать 84 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.
Требования авиационной безопасности к аэропортам устанавливаются Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 28.11.2005 №142.
Согласно пунктам 3, 4 ФАП авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее – САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Пунктом 6 ФАП установлено, что сотрудники САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца.
Таким образом, авиакомпания как юридическое лицо, не осуществляющее аэропортовую деятельность, не имеет возможности самостоятельно обеспечивать авиационную безопасность на территории аэропорта, так как в силу закона осуществлять данную деятельность имеют право только юридические лица, имеющие сертификат соответствия.
Авиационная безопасность обеспечивается посредством предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов (часть 2 статьи 84 Воздушного кодекса РФ).
Пунктом 11 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных Приказом Минтранса России от 25.07.2007 №104, установлено, что технологии проведения досмотров разрабатываются и утверждаются администрацией аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатантом, осуществляющими досмотр применительно к условиям аэропорта, согласовываются с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Предполетный досмотр проводится на всех внутренних и международных рейсах, выполняемых воздушными судами эксплуатантов, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Предполетный досмотр проводится после регистрации пассажиров, а при выполнении международных полетов до или после осуществления пограничного контроля и таможенного контроля либо в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, и иных видов контроля (пункты 12, 13 Правил досмотра).
В силу Требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2014 №1208, физическим лицам, следующим либо находящимся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, запрещается предпринимать действия, имитирующие подготовку к совершению либо совершение актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства.
В соответствии с пунктом 18 Правил досмотра при поступлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на вылетающее воздушное судно проводится повторный предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажа воздушного судна, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.
Наземное обслуживание рейсов АО «Авиакомпания «Россия», обеспечение авиационной безопасности, в том числе проведение предполетного досмотра, на территории аэропорта Мурманска осуществляется в соответствии с договором о наземном обслуживании, заключенным между АО «Авиакомпания «Россия» (Перевозчик) и ПАО «Аэропорт Мурманск», который является держателем сертификата соответствия по авиационной безопасности и по условиям договора аэропорт обязуется обеспечивать авиационную безопасность при обслуживании воздушного судна переводчика.
Судом установлено, что 17.05.2023 при подготовке к вылету рейса № по маршруту <адрес>, пассажир Акулинин В.И. согласно посадочному талону занимал кресло <адрес>, высказал угрозу взрыва воздушного судна, которую слышала пассажирка, находящаяся в кресле №, <данные изъяты> После чего она сообщила об этом кабинному экипажу. О данном ситуации доложено командиру воздушного судна, который принял решение вернуться на место стоянки и о вызове сотрудников полиции.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки сообщения, зарегистрированного в КУСП ЛОП а аэропорту г.Мурманска Мурманского ЛО МВД России на транспорте 17.05.2023 №. Постановлением от 16.08.2023 в возбуждении уголовного дела в отношении Акулинина В.И. отказано.
Вместе с тем, в целях обеспечения транспортной безопасности рейс № был задержан на 3 часа (плановое время вылета в 10 часов 45 минут (время местное), фактическое время вылета – 13 часов 45 минут (время местное)), а Обществом были понесены расходы на проведение необходимых процедур, связанных с обеспечением авиационной безопасности.
Воздушное судно SSJ-100, серийный номер № (рег. №), выполнявшее рейс № по маршруту <адрес>, 17.05.2023, эксплуатируется АО «Авиакомпания «Россия» на основании договора операционного лизинга. Лизингодателем по договору является ПАО «<данные изъяты>». Убытки авиакомпании по лизинговым платежам составили 46501 рубль 20 копеек.
В связи с превышением полетного времени по сравнению с расчетным, истец понес дополнительные расходы по оплате труда экипажа, которые составили 24064 рубля 10 копеек.
В результате возврата воздушного судна на место стоянки для снятия пассажиров, багажа и груза авиакомпания понесла расходы на авиатопливо при работе вспомогательной силовой установки в размере 43257 рублей 19 копеек.
Суд принимает представленные истцом расчеты убытков, находит их арифметически верными. Иного расчета убытков ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, с Акулинина В.И. в пользу АО «Авиакомпания «Россия» полежат взысканию убытки в общем размере 113822 рубля 90 копеек.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию судебные расходы по уплате госпошлины пропорционально удовлетворённым требованиям.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 3476 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 98, 194-198, 235-237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования АО «Авиакомпания «Россия» к Акулинину В.И. о взыскании убытков – удовлетворить.
Взыскать с Акулинина В.И., <данные изъяты>, в пользу АО «Авиакомпания «Россия» (ИНН 7810814522) убытки в размере 113822 рубля 90 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3476 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий О.Н. Матвеева