Дело № 2-3977/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 26 мая 2017 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Филиппова О.Д. единолично, с участием представителя ответчика ФИО1 по доверенности от ____2016г., при секретаре Ильине С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к отделу пенсионного обеспечения МВД по Республике Саха (Якутия) о взыскании не начисленной компенсации на иждивенцев неработающим пенсионерам за период с ____ 2016 года по настоящее время, неустойки в размере ___ копеек, компенсации морального вреда в размере ___ рублей,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику. При этом в обоснование иска указывает, что истец являлся пенсионером ФСКН по выслуге лет до ____.2016г., однако, в связи с реорганизацией службы, его пенсионное дело в полном объеме было передано в пенсионный отдел МВД по РС (Я). С ____ 2016 года он стал получателем пенсии МВД, однако, выплаты пенсии с ____ 2016 года по настоящее время производятся не в полном объеме. А именно, с ____ 2016 года по настоящее время ему не выплачивается компенсация на иждивенцев неработающим пенсионерам по причине отсутствия ежегодного пакета документов о праве на данную компенсацию. Полный пакет необходимых документов для выплаты компенсации на иждивенцев он предоставил в пенсионный отдел ФСКН РФ по РС (Я) при оформлении пенсии. Он получил надбавку к пенсии с первого дня пенсии по ____ 2016 года. В том числе, при оформлении надбавки он подписал письменное обязательство сообщить в трехдневный срок пенсионному отделу об утрате права на надбавку. Исчерпывающий перечень документов уже содержится в его пенсионном деле. Пенсионное дело в полном размере передано в пенсионный отдел МВД по РС (Я). В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" пенсионеры вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке определенном Правительством РФ. В связи с чем, просит взыскать компенсацию на иждивенцев неработающим пенсионерам за период с ____ 2016 года по настоящее время, неустойку в размере ___ коп., компенсацию морального вреда в размере ___ руб.
В суд надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания истец ФИО2 не явился. При этом направил письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Суд с учетом мнения представителя ответчика ФИО1, полагавшей рассмотреть дело, постановил рассмотреть дело без участия истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В суде представитель ответчика ФИО1 считает иск необоснованным и просит в иске отказать.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что ФИО2, является пенсионером МВД России с ____ 2016 года в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и передачей в МВД России в соответствии с Указом Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 156-ФЗ, функций и полномочий ФСКН России, в том числе по пенсионному обеспечению бывших сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их семей, где он ранее проходил службу. До указанного времени пенсионное обеспечение ФИО2, осуществлялось Управлением ФСКН России по Республике Саха (Якутия) ____ 2013 года до ____ 2016 года. Приказом МВД РФ от 27.05.2005 года N418 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция ЛМШ, которая определяет порядок организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции и членов их семей.
В соответствии с п. 15 Инструкции № 418 пенсионное дело регистрируется в книге учета пенсионных дел. При избрании пенсионером другого места жительства его зарегистрированное пенсионное дело, на основании письменного заявления, направляется в соответствующий пенсионный орган МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Пенсионные дела, поступившие из других органов внутренних дел, после проверки правильности назначения пенсии подлежат регистрации в книге учета.
По состоянию на ____ 2016 г. приняты от УФСКН России по РС(Я) пенсионные дела и поставлены на пенсионное обслуживание в отдел пенсионного обслуживания ЦФО МВД по РС(Я), о чем составлен межведомственный акт приема-передачи. Пенсионные дела, поступившие в пенсионные органы МВД России, регистрируются в установленном порядке с присвоением новых номеров. Пенсионным органом МВД России по поступившим пенсионным делам вновь оформляются разрешения на выплату пенсий, которые направлялись в соответствующие подразделения ПАО Сбербанк. С ____ 2016 года ПАО Сбербанк прекратил выплату пенсий, компенсаций и иных выплат лицам, проходившим службу в органах наркоконтроля централизованно. С указанной даты, пенсионное обслуживание бывших пенсионеров УФСКН осуществляется по требованиям нормативных правовых актов МВД России.
В пенсионном деле истца имеется заявление от ____.2014 года, адресованное в ФИНО УФСКН РФ по РС(Я) о назначении надбавки на иждивенцев с обязательством информирования в случае утраты права на надбавку УФСКН РФ по РС(Я). Согласно п. «б» абзаца 1 ст. 17 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах "а", "б" и "г" части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 настоящего Закона, начисляется надбавка в зависимости от количества иждивенцев в определенных суммах расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона. Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают страховую или социальную пенсию.
В соответствии с п. «а» ч. 3 ст. 29 Закона нетрудоспособными членами семьи считаются дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Согласно ст. 54 Закона, днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. Статья 57 Закона предусматривает, что пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, выплачиваются полностью независимо от наличия у пенсионеров заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от занятия предпринимательской деятельностью, не выплачиваются только надбавки к пенсии, предусмотренные для неработающих пенсионеров пунктом "б" статьи 17 и статьей 24 настоящего Закона. Из анализа указанных положений Закона следует, что установление надбавки на иждивенца носит исключительно заявительный характер. Для получения вышеуказанной надбавки пенсионер должен обратиться с заявлением о ее назначении и к заявлению приложить доказательства, свидетельствующие о том, что: он не работает, имеет на иждивении нетрудоспособных иждивенцев, которые не получают трудовую или социальную пенсию.
С ____ 2016 года по настоящее время истец не обращался с личным заявлением о продлении выплаты надбавки на нетрудоспособных иждивенцев с приложением необходимых документов в адрес отдела пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Саха (Якутия). Уведомление о порядке выплаты пенсии и пособий по линии МВД России от ____.2017 вручено пенсионеру вместе с пенсионным удостоверением.
Так, для начисления надбавки на иждивенцев пенсионером ФИО2 не представлено в адрес ответчика: заявление, документы, подтверждающие отсутствие трудоустроенности - копия трудовой книжки, а также сведения из налоговой инспекции об отсутствии занятия предпринимательской деятельностью, документы, подтверждающие наличие иждивенцев - копия свидетельства о рождении детей, справка о составе семьи, документы, подтверждающие сам факт иждивенства - справки из территориального органа Пенсионного фонда РФ о неполучении социальной и страховой пенсии, выписка из индивидуального страхового счета. Указанным перечнем документов комплектуется пенсионное дело согласно требований п. 12.1 Инструкции № 418.
Данные о том, что гражданин является (не являлся) получателем пенсии, период, в течение которого гражданин не являлся получателем пенсии, выплата которой осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, устанавливаются на основании сведений, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Документами, подтверждающими, что гражданин не работает, не осуществляет работу и (или) иную деятельность, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются трудовая книжка, сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Учитывая, что положениями Федерального закона от 27.07.2006 N152-ФЗ "О персональных данных" обязывают оператора, в качестве которого выступают государственные органы, в том числе Пенсионный фонд РФ, органы местного самоуправления, соблюдать целевое назначение данных сведений и запрещают передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных, то обязанность представить необходимые документы ложится на заявителя.
Кроме того, частью 8 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, относятся к информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности.
Таким образом, для получения надбавки на иждивенца неработающий пенсионер ежегодно должен предоставлять документы, подтверждающие факт того, что он не работает; что иждивенец не получает социальную пенсию, а в отношении иждивенцев в возрасте от ___ лет два раза в год необходимо предоставлять документы, подтверждающие обучение на очном отделении образовательного учреждения.
Полномочия МВД России, закрепленные статьями 11, 50, 56, 65 Закона и главой 5 Инструкции № 418, изданным во исполнение Закона, корреспондируется с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ и статьей 6 Бюджетного кодекса РФ по вопросу надлежащего контроля за расходованием указанных средств федерального бюджета, выделяемых, как указано в ст. 10 Закона, на выплату пенсий в централизованном порядке.
Такая действенная форма контроля за расходованием указанных средств не входит в противоречие с нормами абзаца первого статьи 58 Закона. То есть в данном случае предоставление пенсионером необходимых документов служит законным основанием для возобновления выплаты ему надбавки на иждивенцев. Кроме того, ежегодное предоставление документов корреспондируется с абзацем 2 ст. 55 Закона о том, что в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Довод истца о необходимости применения норм Федерального закона от 27.07.2010 N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" о том, что государственные органы не вправе требовать от истца представления необходимых документов и информации не состоятелен, поскольку пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, осуществляется на основании специальных норм закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». В связи с тем, что неправомерных действий со стороны ответчика судом не установлено, то и производные от основного требования исковые требования истца о взыскании неустойки за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о взыскании компенсации на иждивенцев неработающим пенсионерам за период с ____ 2016 года по настоящее время, неустойки в размере ___ копеек, компенсации морального вреда в размере ___ рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Якутский городской суд.
Председательствующий-судья О.Д. Филиппов