ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-399/19 от 04.09.2019 Первомайского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2-399/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Первомайский Первомайского района 04 сентября 2019 года

Оренбургской области

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Стройкиной Д.Р.

при секретаре Бабиновой И.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика финансового отдела администрации Первомайского района Оренбургской области ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Первомайского района Оренбургской области, финансовому отделу администрации Первомайского района Оренбургской области о признании отношений трудовыми и обязании внести запись о работе в трудовую книжку работника,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Первомайского района Оренбургской области о признании отношений трудовыми и обязании внести запись о работе в трудовую книжку работника.

В обоснование иска указано, что 03 апреля 2006 года между истцом и финансовым отделом администрации Первомайского района Оренбургской области составлен договор по выполнению работ. По указанному договору истец ежедневно выполняла работу по программе СЭД по финансированию организаций районного бюджета через федеральное казначейство. За выполняемую работу финансовый отдел обязался выплачивать истцу <данные изъяты> руб., отпускные за период с 19 апреля 2006 года по 31 декабря 2006 года в размере <данные изъяты> руб., всего начислено <данные изъяты> руб. Договор подписан сторонами.

29 декабря 2006 года между истцом и финансовым отделом администрации Первомайского района Оренбургской области составлен договор по выполнению работ. По указанному договору истец ежедневно выполняла работу по программе СЭД по финансированию организаций районного бюджета через федеральное казначейство. За выполняемую работу финансовый отдел обязался выплачивать истцу <данные изъяты> руб., отпускные за период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2007 года в размере <данные изъяты> руб., всего начислено <данные изъяты> руб. Договор подписан сторонами.

На основании указанных договоров истец с 19 апреля 2006 года была допущена к работе в финансовый отдел администрации Первомайского района в муниципальной должности специалиста 2 категории, ежедневно выполняла трудовые обязанности, подчиняясь правилам трудового распорядка, являлась работником финансового отдела. На истца оформлялась карточка-справка, был присвоен табельный номер, при начислении заработной платы удерживался налог на доходы.

19 апреля 2006 года в трудовую книжку истца была внесена запись за №<данные изъяты> о том, что она принята на работу в финансовый отдел администрации Первомайского района Оренбургской области в должности главного специалиста по бюджету и в соответствии с реестром муниципальных должностей отнесена к группе должностей – старшая должность категории «В».

21 сентября 2010 года истец переведена на должность специалиста 2 категории и в соответствии с реестром муниципальных должностей отнесена к группе должностей – младшая должность категории «В», запись в трудовой книжке №<данные изъяты>.

В указанной организации истец работает по настоящее время. 17 января 2011 года в трудовую книжку была внесена запись за №<данные изъяты> о том, что запись №<данные изъяты> недействительна. Принята 16 июля 2007 года на должность главного специалиста по бюджету и в соответствии с реестром муниципальных должностей отнесена к группе должностей – старшая должность категории «В».

07 июня 2019 года истец обратилась с заявлением в администрацию Первомайского района Оренбургской области о признании отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора за период работы с 19 апреля 2006 года по 16 июля 2007 года в финансовом отделе администрации трудовыми отношениями и включить их в стаж муниципальной службы.

Ответчик в удовлетворении указанного заявления истцу отказал в связи с тем, что отношения, возникшие на основании договоров от 03 апреля 2006 года, 29 декабря 2006 года прекращены. Учитывая положения ч.4 ст. 19.1 Трудового кодекса РФ, в случае прекращения отношений связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми осуществляются судом, администрация Первомайского района не наделена полномочиями по признанию отношений, возникших на основании указанных договоров трудовыми отношениями. Истцу рекомендовано обратится в суд за признанием этих отношений трудовыми.

Истец просит суд признать правоотношения между администрацией Первомайского района Оренбургской области и ФИО1, возникшие на основании договоров от 03 апреля 2006 года и 29 декабря 2006 года, за период с 19 апреля 2006 года по 15 июля 2007 года трудовыми отношениями. Обязать администрацию Первомайского района Оренбургской области внести в трудовую книжку истца соответствующие записи о ее работе в период с 19 апреля 2006 года по 15 июля 2007 года в муниципальной должности специалиста 2 категории финансового отдела администрации Первомайского района Оренбургской области.

Определением Первомайского районного суда от 13 августа 2019 года к участию в дело в качестве соответчика привлечен финансовый отдел администрации Первомайского района Оренбургской области.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика финансового отдела администрации Первомайского района Оренбургской области ФИО2 с исковыми требованиями ФИО1 согласился, подтвердив, что фактически ФИО1 состояла в трудовых отношениях с финансовым отделом и выполняла трудовые обязанности специалиста 2 категории.

Представитель ответчика – администрации Первомайского района Оренбургской области – ФИО3, действующая на основании доверенности №<данные изъяты> от <данные изъяты> года, в судебное заседание не явилась о проведении судебного заседания извещена надлежащим образом. В направленном в суд отзыве от <данные изъяты> года указала, что администрация возражает против удовлетворения заявленных требований ФИО1 Согласно п. 5 Положения о финансовом отделе администрации Первомайского района Оренбургской области, утвержденного распоряжением администрации района от <данные изъяты>-р, действовавшего в период заключения вышеуказанных договоров, финансовый отдел являлся юридическим лицом, имел печать со своим наименованием, бюджетные счета в банках. Финансовый отдел возглавляет заведующий отдела, назначенный главой района на срок своих полномочий и действует без доверенности от имени отдела, распоряжается имуществом переданного в оперативное управление в пределах установленных законом, заключает договора в пределах компетенции, определенной администрацией района. На основании вышеизложенного администрация Первомайского района Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

На основании ст.167 ГПК РФ, рассмотрение дела проводится в отсутствие неявившегося представителя ответчика Администрации Первомайского района.

Суд заслушав истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 03 апреля 2006 года между заведующим финансовым отделом администрации Первомайского района <данные изъяты> действующим на основании Положения от 31 декабря 2003 года и работником ФИО1 был заключен договор, по условиям которого ФИО1 обязалась выполнять следующие работы: ежедневно работать в программе СЭД по финансированию организаций районного бюджета через федеральное казначейство.

Условиями договора предусмотрена оплата за выполненную работу в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а также выплата отпускных за период с 19 апреля 2006 года по 31 декабря 2006 года в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.). Всего начисления <данные изъяты> руб.

29 декабря 2006 года между заведующим финансовым отделом администрации Первомайского района <данные изъяты> действующим на основании Положения от 31 декабря 2003 года и работником ФИО1 был заключен аналогичный договор.

Условиями договора от 29 декабря 2006 года предусмотрена оплата за выполненную работу в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а также выплата отпускных за период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2007 года в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.). Всего начислено <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп.

Приказом заведующего финансовым отделом администрации Первомайского района <данные изъяты> от 12 июля 2007 года № <данные изъяты>, истец ФИО1 принята на работу в финансовый отдел на должность главного специалиста по бюджету временно на период отпуска основного работника с 16 июля 2007 года с оплатой согласно штатному расписанию. Данная должность отнесена к старшей должности категории «В» реестра должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Оренбургской области.

11 января 2010 года между финансовым отделом администрации Первомайского района Оренбургской области (Работодатель) в лице заведующего <данные изъяты> действующего на основании Положения, и ФИО1 (Муниципальный служащий) был заключен трудовой договор № <данные изъяты> с муниципальным служащим финансового отдела администрации Первомайского района Оренбургской области, согласно которому, ФИО1 обязалась выполнять должностные обязанности по должности муниципальной службы – главный специалист по бюджету в финансовом отделе администрации Первомайского района Оренбургской области.

Приказом заведующего финансовым отделом администрации Первомайского района <данные изъяты> от 27 сентября 2010 года № <данные изъяты>, истец ФИО1 с 21 сентября 2010 года переведена на должность специалиста 2 категории в связи с выходом основного работника из декретного отпуска.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации приведены требования к содержанию трудового договора, в котором, в частности, указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор, место и дата заключения трудового договора. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с данным кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено названным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя (часть 1 статьи 61 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть 1 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом (часть 2 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 определения от 19 мая 2009 г. N 597-О-О, в целях предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей и фактов заключения гражданско-правовых договоров вопреки намерению работника заключить трудовой договор, а также достижения соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением федеральный законодатель предусмотрел в части четвертой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации возможность признания в судебном порядке наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера, и установил, что к таким случаям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Данная норма Трудового кодекса Российской Федерации направлена на обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве (статья 1 часть 1; статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, по смыслу статей 11, 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положением части второй статьи 67 названного кодекса, согласно которому трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, отсутствие в штатном расписании должности само по себе не исключает возможности признания в каждом конкретном случае отношений между работником, заключившим договор и исполняющим трудовые обязанности с ведома или по поручению работодателя или его представителя, трудовыми - при наличии в этих отношениях признаков трудового договора.

В силу части 3 статьи 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 8 и в абзаце втором пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729 Гражданского кодекса Российской Федерации) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739 Гражданского кодекса Российской Федерации), если это не противоречит статьям 779 - 782 этого кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу данных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, договор возмездного оказания услуг заключается для выполнения исполнителем определенного задания заказчика, согласованного сторонами при заключении договора. Целью договора возмездного оказания является не выполнение работы как таковой, а осуществление исполнителем действий или деятельности на основании индивидуально-конкретного задания к оговоренному сроку за обусловленную в договоре плату.

От договора возмездного оказания услуг трудовой договор отличается предметом договора, в соответствии с которым исполнителем (работником) выполняется не какая-то конкретная разовая работа, а определенные трудовые функции, входящие в обязанности физического лица - работника, при этом важен сам процесс исполнения им этой трудовой функции, а не оказанная услуга. Также по договору возмездного оказания услуг исполнитель сохраняет положение самостоятельного хозяйствующего субъекта, в то время как по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу по определенной трудовой функции (специальности, квалификации, должности), включается в состав персонала работодателя, подчиняется установленному режиму труда и работает под контролем и руководством работодателя; исполнитель по договору возмездного оказания услуг работает на свой риск, а лицо, работающее по трудовому договору, не несет риска, связанного с осуществлением своего труда.

В подтверждение своих доводов истцом были представлены карточки-справки по выплаченным ФИО1 денежным средствам за период с апреля 2006 года по 31 декабря 2007 года.

Из указанных карточек-справок следует, что начисления производились за отработанные дни и часы, указан должностной оклад, удержания НДФЛ, также указан табельный номер <данные изъяты>, наличие у ФИО1 среднего профессионального образования.

Данные карточки-справки до настоящего времени хранятся в делах <данные изъяты>», срок хранения указанных дел составляет <данные изъяты> лет.

В судебном заседании была исследована должностная инструкция специалиста 2 категории финансового отдела администрации Первомайского района (приложение № 10 к приказу от 03 марта 2011 года № 10-п), которая предусматривала следующие обязанности специалиста 2 категории финансового отдела администрации Первомайского района: ежедневно проводить финансирование бюджетных учреждений из бюджета района через федеральное казначейство; ежедневно осуществлять контроль за состоянием лицевых счетов главных распорядителей бюджетных средств; ежемесячно проводить финансирование сельских поселений по заключенным с ними соглашениям на содержание учреждений по переданным полномочиям; принимать участие в комплексных ревизиях администраций сельских советов, согласно плана контрольно-ревизионной работы; оказывать методологическую, информационную и консультативную помощь муниципальным образованиям сельских поселений района.

Согласно ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Согласно ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Должности муниципальной службы образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность, что нашло отражение и в статье 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, согласно статье 6 указанного Федерального закона под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

До вступления в юридическую силу указанного Закона (01 июня 2007 года) в Российской Федерации действовал Федеральный закон от 8 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", учреждавший муниципальные должности муниципальной службы.

В период работы истца на территории Оренбургской области действовал Закон Оренбургской области от 10.03.1998 N 274/88-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Оренбургской области «О муниципальной службе в Оренбургской области» (утратил силу в связи с принятием Закона Оренбургской области от 10.10.2007 N 1611/339-IV-ОЗ), ч. 1 ст. 1 которого давала понятие муниципальной должности- это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей

Аналогичная формулировка содержалась в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

В указанный спорный период работы истца также действовал Закон Оренбургской области от 29.07.1998 N 88/15-ОЗ (ред. от 01.03.2006) «О реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области», согласно п. 3 ст. 2 которого были определены должности муниципальной службы, учреждаемые органами местного самоуправления для обеспечения исполнения их полномочий - должности категории "В", среди младших должностей которых названа должность «специалист II категории».

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Решением Совета депутатов муниципального образования Первомайский район (пятое заседание первого созыва) от 17 июля 2001 года № 47 учетом внесенных в него изменений решением Совета депутатов муниципального образования Первомайский район от 19 февраля 2002 года № 118 была утверждена структура муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, в которую входит финансовый отдел.

Согласно п.1, п.5 Положения о финансовом отделе администрации Первомайского района, утвержденного распоряжением администрации Первомайского района от 31 декабря 2003 года № 1053-р, финансовый отдел администрации Первомайского района является структурным подразделением администрации Первомайского района с правами юридического лица, находится в непосредственном подчинении главе администрации района. В соответствии с п. 5 Положения финансовый отдел возглавляет заведующий отделом, назначенный главой администрации района на срок своих полномочий.

Основными задачами финансового отдела (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Первомайского района № 821-п от 08 августа 2005 года) указано: участие в разработке и реализации направлений единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики; обеспечение активного воздействия финансов на социально –экономическое развитие района, а также осуществление мер по развитию финансового рынка; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития района, целевое финансирование районных программ и мероприятий; участие в разработке предложений по привлечению в экономику района кредитных и иных ресурсов и источников их погашения; составление проекта бюджета района; казначейское исполнению бюджета района; совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирование и отчетности; осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных и внебюджетных средств района; казначейское исполнение счетов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности всех бюджетных учреждений района.

Указанным Положением также предусмотрено, что руководитель и специалисты финансового отдела являются муниципальными служащими муниципального образования Первомайский район оренбургской области, входят в реестр муниципальных служащих области и обладают правами и обязанностями, предусмотренными законодательством для муниципальных служащих.

В соответствии с подп. «г» п. 2.3 Реестра муниципальных должностей и должностей муниципальной службы органа местного самоуправления Первомайский район», утвержденного решением депутатов муниципального образования Первомайский район (пятое заседание первого созыва) от 17 июля 2001 года № 48, к младшим должностям должностей муниципальной службы (должности категории «В»), утверждаемым в установленном уставом муниципального образования порядке для непосредственного обеспечении полномочий лиц, замещающих муниципальные должности категории «А», относится специалист 2 категории.

Таким образом, должность специалиста 2 категории финансового отдела Администрации Первомайского района является должностью муниципальной службы, поскольку отнесена к таковым муниципальным правовым актом.

Согласно должностной инструкции, специалист 2 категории должен отвечать следующим квалификационным требованиям: наличие среднего профессионального образования без предъявления требований к стажу.

На момент заключения гражданско-правовых договоров, истец ФИО1 указанным квалификационным требованиям отвечала, что также было отмечено в карточке-справке.

Согласно штатному расписанию финансового отдела администрации Первомайского района на 01 января 2006 года и на 04 апреля 2007 года, в финансовом отделе была предусмотрена одна должность специалиста 2 категории, которая была занята иным лицом

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика ФИО2, в спорный период ФИО1 выполняла обязанности, которые не были предусмотрены должностной инструкцией специалиста 2 категории финансового отдела администрации Первомайского района. Указанными обязанностями должностная инструкция была дополнена в 2011 году. В спорный период ФИО1 выполняла обязанности, связанные с осуществлением платежей через органы казначейства, которые начали функционировать в указанный период. По своим функциональным обязанностям ФИО1 подходит под категорию специалиста 2 категории. Поскольку в спорный период в штатном расписании была предусмотрена только одна единица специалиста 2 категории, с ФИО1 были оформлены гражданско-правовые договоры. После принятия ФИО1 на работу по трудовому договору, последняя продолжала выполнять свои функциональные обязанности.

Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая, что порученная истцу на основании договоров возмездного оказания услуг работа по своему характеру заключалась в выполнении в течение длительного периода (более года) ряда поручений в зависимости от возникающих потребностей работодателя и не предполагала достижения конечного результата; характер выполняемой истцом работы соответствовал функциональным обязанностям специалиста 2 категории, в частности ежедневная работа в программе СЭД по финансированию организаций районного бюджета через федеральное казначейство; работа истцом осуществлялась под управлением и контролем ответчика, при подчинении правилам внутреннего трудового распорядка; выполняемая работа оплачивалась ответчиком ежемесячно с оформлением лицевых счетов (карточек-справок), в которых указано количество отработанного времени, удержания НДФЛ и табельный номер истца, суд приходит к выводу о том, что заключенные между сторонами гражданско-правовые договоры фактически регулирует трудовые отношения между работником и работодателем, а потому заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом в силу ч. 3 ст. 19.1 ТК РФ неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

Исходя из обстоятельств дела, суд усматривает, что стороны (истец ФИО1 и ответчик финансовый отдел) находились в трудовых отношениях с 19 апреля 2006 года (с момента допуска истца к выполнению трудовых обязанностей) по 15 июля 2007 года (16 июля 2007 года истец была принята на работу в финотдел на должность главного специалиста по бюджету.

Поскольку в соответствии со ст.37 п.4 Устава муниципального образования Первомайский район (принят решением Совета депутатов муниципального образования Первомайский район Оренбургской области от 29 мая 2014 года № 251), поступление гражданина на муниципальную службу оформляется распоряжением администрации Первомайского района Оренбургской области о назначении на должность муниципальной службы, суд считает необходимым возложить на ответчика администрацию Первомайского района обязанность внести в трудовую книжку истца ФИО1 записи о периоде работы ФИО1 с 19 апреля 2006 года по 15 июля 2007 года в муниципальной должности специалиста 2 категории финансового отдела администрации Первомайского района Оренбургской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ :

Исковые требования ФИО1 к администрации Первомайского района Оренбургской области, финансовому отделу администрации Первомайского района Оренбургской области об установлении факта трудовых отношений и обязании внести запись в трудовую книжку работника о работе удовлетворить.

Признать правоотношения между ФИО1 и финансовым отделом администрации Первомайского района Оренбургской области, возникшие на основании гражданско-правовых договоров от 03 апреля 2006 года и от 29 декабря 2006 года, в период с 19 апреля 2006 года по 15 июля 2007 года, трудовыми отношениями в должности муниципальной службы «специалиста 2 категории финансового отдела администрации Первомайского района Оренбургской области».

Обязать администрацию Первомайского района внести в трудовую книжку ФИО1 запись о периоде работы ФИО1 с 19 апреля 2006 года по 15 июля 2007 года в должности муниципальной службы специалиста «2 категории финансового отдела администрации Первомайского района Оренбургской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья Д.Р. Стройкина

Решение в окончательной форме принято 09 сентября 2019 года.

Судья Д.Р. Стройкина