ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-399/2021 от 27.04.2021 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)

К делу № 2-399/2021;

УИД 75RS0031-01-2021-000511-75

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2021 года п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,

при секретаре К.А. Черемисиновой,

с участием помощника прокурора В.А. Плотниковой,

представителем административного ответчика М.А. Юндуновой,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Оловяннинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Ононское» о признании незаконным бездействия, понуждении принять меры, направленные на создание минерализованной полосы и источника наружного противопожарного водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оловяннинского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения «Ононское», выразившееся в непринятии мер, направленных на создание минерализованной полосы в <адрес>; возложить на администрацию сельского поселения «Ононвское» обязанность принять меры, направленные на создание минерализованной полосы в <адрес>.

В обоснование требований процессуальный истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности администрацией сельского поселения «Ононское» на территории <адрес>.

Проведенной проверкой установлено, что администрацией поселения не приняты меры по созданию минерализованной полосы не менее 10 метров в <адрес>. Установленное в ходе проведения проверки бездействие администрации при возникновении чрезвычайной ситуации может повлечь причинение граждан, проживающим в с. Кулинда, вреда жизни, здоровью, имуществу ввиду отсутствия минерализованной полосы.

Также в судебное заседание помощником прокурора представлены уточнения исковых требований, дополнительно заместитель прокурора просит обязать администрацию сельского поселения «Ононское» обязанность принять меры, направленные на создание минерализованной полосы в с.Кулинда, шириной не менее 10 метров, обеспечению с. Кулинда одним из видов источников наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренного частью 2 статьи 68 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (наружные водопроводные сети с пожарными гидратами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары).

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Плотникова В.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель администрации СП «Ононское» Юндунова М.А. с требованиями согласилась частично, указав, что минерализованная полоса в ближайшие дни будет сделана. Источники наружного противопожарного водоснабжения будет сделаны, но в настоящее время нет денег, в с. Кулинда имеется скважина, на закачка воды с нее длительная, около реки нет оборудованного пирса, ранее была большая бочка, которую можно было использовать как резервуар, но сейчас ее нет.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц или интересов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено право обращения в суд прокурора.

Согласно абз.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пп.9 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городских поселений.

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (ст.1 Закона о пожарной безопасности).

Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.1 ст.63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Настоящие правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров (абз.7 п.63 Правил).

В соответствии с п.15 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

В силу ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии ч.1 ст.62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ( далее по тексту Закон №123-ФЗ) здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В силу ч.4 ст.6 Закона №123-ФЗ, Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Частью 2 ст.63 №123-ФЗ устанавливает разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

К источниками наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренным ч.2 ст.68 123-ФЗ, относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.

Согласно уставу сельского поселения «Ононское» в границах сельского поселения находится с. Кулинда.

Согласно справке отдела надзорной деятельности по Борзинскому, Оловяннинскому районам и г. Борзя УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю с. Кулинда нет опашки, отжиги не произведены, не созданы источники наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения.

Доказательств того, что в настоящее время административным ответчиком предприняты меры по устранению нарушений, в суд не представлены.

Бездействие административного ответчика администрации при возникновении чрезвычайной ситуации может повлечь причинение гражданам, проживающим в <адрес>, вред жизни, здоровью, имуществу ввиду отсутствия минерализованной полосы.

Таким образом, из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ, ППР от ДД.ММ.ГГГГ следует, обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов, является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.

Анализируя вышеизложенное, суд полагает административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 179 -180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Оловяннинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Ононское», выразившееся в непринятии мер, направленных на создание минерализованной полосы в с. Кулинда.

Обязать администрацию сельского поселения «Ононское» принять меры, направленные на создание минерализованной полосы шириной не менее 10 метров в с. Кулинда.

Обязать администрацию сельского поселения «Ононское» принять меры по обеспечению с. Кулинда одним из видов источников наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренного частью 2 статьи 68 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (наружные водопроводные сети с пожарными гидратами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.04.2021.

Судья Н.В. Набережнева