ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-399/202225АП от 25.04.2022 Приозерского городского суда (Ленинградская область)

47RS0014-01-2021-002635-57

дело № 2-399/2022 25 апреля 2022 года

город Приозерск Ленинградской области

Решение

Именем Российской Федерации

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:

судьи Горбунцовой И.Л.,

при секретаре Калиновой М.А.,

с участием ответчика Шевцова Д.М., представителя ответчика Романовой Ю.А. действующей на основании доверенности;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" к Шевцову Денису Михайловичу о возмещении затрат, связанных с обучением работника,

установил:

ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" обратилось в Приозерский городской суд с иском к Шевцову Денису Михайловичу, в котором, учетом уточнения заявленных требований (л.д. 160-161 том 1), просит суд:

Взыскать с Шевцова Дениса Михайловича в пользу ПАО «Аэрофлот» задолженность по ученическому договору от ДД.ММ.ГГГГ. в размере 375 669 рублей 09 копеек, в счет возмещения расходов, понесенные ПАО «Аэрофлот» на переобучение Шевцова Дениса Михайловича;

Взыскать с Шевцова Дениса Михайловича в пользу ПАО «Аэрофлот» задолженность по ученическому договору от ДД.ММ.ГГГГ. в размере 901 334 рублей 18 копеек, в счет возмещения расходов, понесенные ПАО «Аэрофлот» на переобучение Шевцова Дениса Михайловича;

Взыскать с Шевцова Дениса Михайловича в пользу ПАО «Аэрофлот» расходы по оплате государственной пошлины в размере 17 096 рублей.

Иск мотивирован тем, что ответчик в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ. был принят в ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» в качестве пилота учебно-летного отряда департамента производства полетов с ДД.ММ.ГГГГ. На основании трудового договора между работником и работодателем заключен Ученический договор от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому ответчик был направлен на переподготовку на самолет SSJ-100 в качестве второго пилота. Переподготовка производилась в учебном центре департаменте подготовки авиационного персонала. Начало переподготовки с ДД.ММ.ГГГГ., а завершением переподготовки считается дата окончания ввода в строй в рейсовых условиях по специальности. Работник обязался проработать в ПАО «Аэрофлот» не менее пяти лет с даты окончания ввода в строй по специальности, при этом возместить денежные средства, затраченные на переподготовку. Также, на основании трудового договора между работником и работодателем заключен Ученический договор от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому ответчик был направлен на переподготовку на самолет SSJ-100в качестве командира ВС. Переподготовка производилась в департаменте производства полетов ПАО «Аэрофлот». Начало подготовки с ДД.ММ.ГГГГ., а завершением переподготовки считается дата получения квалификации командира ВС. Работник обязался проработать в ПАО «Аэрофлот» не менее пяти лет с даты получения квалификации командира ВС, при этом возместить денежные средства, затраченные на переподготовку. На основании заявления ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. и в соответствии с Приказом /л от ДД.ММ.ГГГГ. трудовой договор, заключенный ранее, расторгнут. Количество неотработанного времени по ученическому договору от ДД.ММ.ГГГГ. составило 273 дней.

Истец ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела. Направил в суд возражения на отзыв ответчика, из которого следует, что истец не согласен с доводами ответчика изложенные в отзыве на исковое заявление. Увольнение в порядке перевода в другую авиакомпанию не относится в соответствии с условиями ученического договора к уважительности причинам для расторжения трудового договора. Кроме того, работник был уволен из ПАО «Аэрофлот» в порядке перевода в Авиакомпанию «Россия» на основании личного заявления работника (л.д. 22-24 том 2).

Ответчик Шевцов Д.М., его представитель по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддерживали доводы изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д. 130-140 том 1).

Выслушав пояснения ответчика, представителя ответчика исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абзацу восьмому части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным кодексом, иными федеральными законами.

В силу частей 1 и 2 статьи 196 Трудового кодекса РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Статьей 197 Трудового кодекса РФ определено, что работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в главе 32 Трудового кодекса РФ.

Согласно статье 198 Трудового кодекса РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.

Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 Трудового кодекса РФ, согласно части первой которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.

Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (часть 2 статьи 199 Трудового кодекса РФ).

Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (часть 1 статьи 200 Трудового кодекса РФ).

Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с частью второй названной нормы в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, то по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

Статьей 249 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Таким образом, из приведенных норм Трудового кодекса РФ следует, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. При этом подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников за счет средств работодателя осуществляются им на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В целях профессиональной подготовки работников для нужд работодателя между работодателем и работником может заключаться в том числе ученический договор, в который должно быть включено условие об обязанности работника в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного этим договором. В случае невыполнения работником без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного ученическим договором срока этот работник должен возместить работодателю затраты, связанные с его обучением, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Из абзацев первого и третьего пункта 1 статьи 52, абзаца первого пункта 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса РФ и пункта 3 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 г. N 670, следует, что для получения соответствующего свидетельства лицу необходимо пройти подготовку по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в." области гражданской авиации, а затем проверку соответствия своих знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

Федеральный законодатель в статье 54 Воздушного кодекса установил специальное правовое регулирование подготовки специалистов, закрепив правило, согласно которому требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 2), а также обязал осуществлять подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации исключительно по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию которых также устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4).

Приказом Минтранса России от 02.10.2017 N 399 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", устанавливающие требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню" специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Программа подготовки разрабатывается лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса РФ, эксплуатантом авиации общего назначения, а также лицом, имеющим свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения подготовки пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения в порядке индивидуальной подготовки (квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве пилота) (пункт 3 Правил).

Программа подготовки кандидатов на получение свидетельств, квалификационных отметок должна содержать, в том числе продолжительность и режим занятий (общее количество учебных часов, максимальная продолжительность учебного дня в часах), этапы подготовки (теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка) (пункт 4).

Программа подготовки, указанная в пункте 4 настоящих Правил, должна обеспечивать получение опыта, знаний и навыков (умений), установленных" федеральными авиационными правилами в отношении специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденному приказом Министерства транспорта РФ от 04 августа 2015 г. N 240 (зарегистрирован Минюстом России 04 сентября 2015 г., регистрационный N 38810) (пункт 5 Правил).

Правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации, установлены Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 и разработанными в соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".

Согласно требованиям подпункта "г" пункта 5.12 и пункта 5.84 названных Правил планирование, организацию и проведение подготовки членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, разрабатывающий программы, по которым производится подготовка членов экипажей ВС, утверждает в Федеральном агентстве воздушного транспорта и издает в виде приложений к РПП (часть D "Подготовка авиационного персонала"). Программа считается выполненной с момента прохождения полного курса. Эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.

Согласно пункту 2.8 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, обладатель квалификационной отметки о типе воздушного судна, требуемой в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.7 настоящих Правил, должен приобрести под контролем инструктора опыт на соответствующем типе воздушного судна и/или соответствующем пилотажном тренажере. Обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям пункта 2.6 или отметки о типе воздушного судна в случаях, указанных в пункте 2.7 (пункт 2.5 Правил).

Свидетельства авиационного специалиста выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в установленном порядке, и проверку соответствия из знаний, навыков и опыта, возраста и состояния здоровья требованиям ФАП. В свидетельстве указываются, в том числе, квалификационные отметки (тип воздушного судна, допуск к полетам по приборам, допуск к инструкторской работе, ограничение допуска к полетам только в качестве второго пилота).

В соответствии с требованиями пункта 25 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 13.08.2015 N 246, эксплуатант организует допуск членов экипажей воздушных судов к выполнению своих функций; осуществляет организацию и проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами; разработку и реализацию программ подготовки членов экипажей воздушных судов.

Таким образом, планирование, организацию и проведение подготовки (переподготовки) членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, то есть в данном случае - работодатель, который разрабатывает программы, в соответствии с которыми проводится переподготовка членов ВС, и утверждает эти программы в Федеральном агентстве воздушного транспорта. Эксплуатант осуществляет допуск членов летных экипажей воздушных судов к выполнению своих функций, организовывает проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами, разрабатывает и реализовывает программы подготовки членов экипажей воздушных судов. При этом в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил программа переподготовки кандидатов на получение свидетельств или квалификационных отметок включает в себя следующие этапы подготовки: теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка). После успешного прохождения теоретической и тренажерной подготовки авиационный персонал эксплуатанта с внесенной квалификационной отметкой о типе воздушного судна в свидетельство пилота приобретает под контролем пилота-инструктора практический опыт и демонстрирует умение и знания, требуемые для обеспечения безопасного выполнения полетов на соответствующем типе воздушного судна, которые отвечают обязанностям командира воздушного судна или второго пилота. Программа подготовки членов летных экипажей по решению эксплуатанта может включать летную подготовку как в аэродромных условиях на воздушном судне без пассажиров на борту, так и летную подготовку в рейсовых условиях. Завершается подготовка членов летного экипажа квалификационной проверкой и изданием эксплуатантом организационно-распорядительного документа о допуске членов летного экипажа воздушного судна к выполнению функций в качестве командира воздушного судна или второго пилота.

Из совокупного толкования приведенных выше норм права следует, что одним из обязательных условий ученического договора являются условия о размере оплаты в период ученичества. По соглашению сторон в ученический договор могут включаться иные условия, не противоречащие закону и соглашению сторон. При этом условия договора не должны вызывать сомнений в их толковании и применении.

Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. При этом подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников за счет средств работодателя осуществляются им на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В целях профессиональной подготовки работников для нужд работодателя между работодателем и работником может заключаться в том числе ученический договор, в который должно быть включено условие об обязанности работника в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного этим договором. В случае невыполнения работником без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного ученическим договором срока этот работник должен возместить работодателю затраты, связанные с его обучением, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 июля 2010 г. N 1005-О-О, заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин. Взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, основывающееся на добровольном и согласованном волеизъявлении работника и работодателя, допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю.

Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора установлены статьей 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Частью первой данной статьи определено, что материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

Частью второй данной статьи указано, что каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Согласно статье 248 Трудового кодекса Российской Федерации (порядок взыскания ущерба) взыскание работодателем суммы причиненного ущерба производится с виновного работника.

Действующее трудовое законодательство не конкретизирует состав расходов работодателя, которые включаются в стоимость обучения как возмещаемые затраты. Данный вопрос может быть урегулирован в локальном акте организации и в ученическом договоре. При этом факт понесенных затрат на обучение должен быть подтвержден надлежащими документами, и размер этих расходов должен быть с достоверностью установлен.

Необходимость установления действительного размера расходов работодателя на обучение конкретного работника, подлежащих возмещению этим работников, следует и из содержания подпункта 2 пункта 2 Рекомендации N 85 Международной организации труда "Об охране заработной платы" (принята в г. Женеве 1 июля 1949 г. на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ), предусматривающего, что сумма удержаний из заработной платы работника в порядке возмещения потерь или ущерба, нанесенного им работодателю, должна быть умеренной и не должна превышать действительной стоимости потерь или ущерба.

В силу приведенных выше правовых норм ввод в строй членов летного экипажа осуществляется в соответствии с утвержденной уполномоченным органом программой эксплуатанта, которая может включать в себя летную подготовку как в аэродромных условиях на воздушном судне без пассажиров на борту, так и летную подготовку в рейсовых условиях.

На основании заявления о приеме на работу летного состава (л.д. 15 том 1) Шевцов Д.М. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. принят на работу в должности пилота учебно-летного отряда на неопределенный срок (л.д. 16 том1).

Между Шевцовым Д.М. и ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» заключен трудовой договор (с летным составом) от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 17-23 том 1).

Согласно пункту 5.1 трудового договора работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в порядке, установленном ТК РФ.

Пунктом 6.2 трудового договора установлено, что работодатель обязан обеспечить, повышение профессиональной подготовки и квалификации в порядке, предусмотренном правовыми актами государственных органов гражданской авиации России и действующими нормативными актами ПАО "Аэрофлот".

Между Шевцовым Д.М. и ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» был заключен ученический договор с работником на переподготовку на новый тип ВС от ДД.ММ.ГГГГ. Предметом договора являлась переподготовка на самолет SSJ-100 в качестве второго пилота (пункта 1.3). Переподготовка проводится в ДПАП (пункт 1.4). (л.д. 26-28)

Согласно пункту 1.6 ученического договора завершением переподготовки является дата окончания ввода в строй в рейсовых условиях по специальности.

Стороны согласились с тем, что переподготовка включает в себя самостоятельные этапы обучения: теория, тренажерная подготовка, аэродромная подготовка\летная подготовка на тренажере, наземная подготовка по вводу в строй, а также ввод в строй в рейсовых условиях.

Этапы следуют один за другим или могут быть организованы через некоторые промежутки времени (не более двух месяцев) в зависимости от производственных возможностей работодателя и (или) уважительных причин работника (пункт 1.7 ученического договора).

По окончании переподготовки работник получает квалификацию второго пилота SSJ-100 и переводится на должность второго пилота SSJ-100 (пункт 1.9).

В соответствии с пунктом 2.1.4 ученического договора К.А. принял на себя обязательство проработать в ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" не менее 5 лет с даты окончания ввода в строй по специальности.

Шевцов Д.М. также обязался возместить работодателю денежные средства, затраченные на его переподготовку, в соответствии с пунктами 5.1.1 - 5.1.3 в случаях:, увольнения работника по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного настоящим договором срока обязательной работы; нарушения трудовой дисциплины, совершения других виновных действий, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрено увольнение с работы; отчисления работника за неуспеваемость, нарушение учебной дисциплины; отказа от перевода на должность в соответствии с пунктом 1.9.

Уважительными причинами увольнения являются: перевод одного из членов семьи на работу в другую местность, направление мужа\жены на работу (службу) за границу или переезд; болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимость ухода за больными близкими родственниками, подтвержденная документально; избрание на должности, замещаемые по конкурсу; призыв на военную службу; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в соответствии с пунктом 7 настоящего договора (пункт 2.1.5 ученического договора).

Исходя из раздела 4 ученического договора стоимость переподготовки (без ввода в строй в рейсовых условиях) составляет 1 730 300 руб.

Стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты и составляет 16 350 руб./час., но не менее 1 635 000 руб./курс.

Согласно пункту 5.1 ученического договора если работник без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, он в соответствии со статьей 207 Трудового кодекса РФ возмещает работодателю: стоимость переподготовки в соответствии с разделом 4 настоящего договора, затраты на дополнительную подготовку, иные расходы, связанные с переподготовкой, подтвержденные соответствующими документами.

Возмещение денежных средств, затраченных на переподготовку работника работодателем (пункты 5.1.1. - 5.1.3), производится путем внесения работником суммы долга, пропорционально времени, не отработанному работником в соответствии с пунктом 2.1.4 наличным платежом в кассу департамента бухгалтерского учета (пункт 5.2 ученического договора).

Пунктом 7.1 ученического договора определено, что ни одна из сторон не будет нести ответственности за выполнение своих обязательств по настоящему договору в срок, если неисполнение будет являться следствием обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, возникающих в период действия, настоящего договора, на которые затронутая ими сторона не может реально воздействовать, и которые она не могла реально предвидеть (в том числе наводнения, землетрясения, извержения вулкана и иные стихийные бедствия, войны и военные действия, блокады, запрещение импорта или экспорта, изменения законодательства).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. о прохождении программы наземной подготовки Шевцов Д.М. для прохождения наземной подготовки по плану ввода в строй перемещен в летный отряд ВС RRJ-95 до окончания ввода в строй (л.д. 29).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ об окончании переучивания летного состава на ВС RRJ-95 (SSJ-100) Шевцов Д.М. окончил переподготовку на ВС RRJ-95 (SSJ-100) в качестве второго пилота ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 30).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. о вводе в строй летного состава Шевцов Д.М. в связи с завершением переподготовки на ВС RRJ-95 допущен к вводу в строй в качестве второго пилота ЛО ВС SSJ-100 по варианту , согласно ППЛС с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 31).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ о переводе работника на другую работу Шевцова Д.М. перевели на постоянное место работы в должности второго пилота, в связи с окончанием переучивания и допуском к самостоятельным полетам (л.д. 24 том 1).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. о завершении ввода в строй летного состава Шевцов Д.М. ДД.ММ.ГГГГ. завершен ввод в строй в качестве второго пилота ВС RRJ-95 (л.д. 66).

Между Шевцовым Д.М. и ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» был заключен ученический договор с работником о подготовке к полетам в качестве командира ВС от ДД.ММ.ГГГГ. Предметом договора являлась обучение по программе подготовки второго пилота к вводу в строй в качестве командира ВС RRJ-95 (п. 1.2) (л.д. 68-71).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. о вводе в строй КВС в связи с прохождением программы подготовки кандидатов на должность КВС и после выполнения контрольно-проверочного полета Шевцова Д.М. допущен к вводу в строй в качестве командира ВС RRJ-95 по варианту подготовки , согласовано ППЛС ВС RRJ-95 с ДД.ММ.ГГГГ. в качестве второго пилота АЭ2 ЛО ВС SSJ-100 (л.д. 72).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. о переводе работника на другую работу Шевцова Д.М. перевели на постоянное место работы в должности командира воздушного судна, в связи с окончанием ввода в строй (л.д. 25).

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. о завершении ввода в строй КВС Шевцов Д.М. ДД.ММ.ГГГГ. окончен ввод в строй на ВС RRJ-95 в качестве командира (л.д. 73).

Заявлением Шевцова Д.М. ДД.ММ.ГГГГ. уволен по собственному желанию в порядке перевода в АО «Авиакомпания России» (л.д. 75).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. о прекращении трудового договора Шевцов Д.М. уволен с Департамента производства полетов летнего отряда воздушных судов SSJ-100 Авиационная эскадрилья воздушных судов SSJ-100 в должности командира воздушного судна в порядке перевода в АО «Авиакомпания «Россия» на основании п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 76).

Из представленной суду справки о налете часов на вводе в строй пилота летного отряда воздушных судов ВС SSJ-100 департамента производства полетов ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" Шевцова Д.М. следует, что за период с 29.04.2019г. по 11.06.2019г. налет часов составляет 81 час. 12 мин., полетное время - 95 часа 32 минут, тип самолета - ВС.

Согласно перечню за период ввода в строй с 29.04.2019г. по 11.06.2019г. с Шевцовым Д.М. было выполнено 21 стажерских рейсов:

- 29.04.2019г. рейс 1642 Москва – Астрахань – Астрахань – Москва (полетное время 4:30);

- 30.04.2019г. рейс 1492 Москва – Мурманск – Мурманск – Москва (полетное время 4:52);

- 03.05.2019г. рейс 2262 Москва – Таллин – Москва – Сочи (полетное время 5:55);

- 05.05.2019г. рейс 2800 Сочи – Симферополь – Симферополь – Сочи – Сочи – Москва (полетное время 5:08);

- 12.05.2019г. рейс 1100 Москва – Краснодар – Москва (полетное время 5:50);

- 13.05.2019г. рейс 1353 Воронеж – Москва – Москва – Нижний Новгород – Нижний Новгород – Москва (полетное время 3:25);

- 14.05.2019г. рейс 1228 Москва – Нижний Новгород – Нижний Новгород – Москва – Москва – Белгород – Белгород – Москва (полетное время 4:55);

- 15.05.2019г. рейс 1392 Москва – Пермь – Пермь – Москва (полетное время 4:35);

- 17.05.2019г. рейс 1370 Москва – Белгород – Белгород – Москва (полетное время 1:41);

- 20.05.2019г. рейс 1366 Москва – Ставрополь – Ставрополь – Москва (полетное время 3:46);

- 21.05.2019г. рейс 1230 Москва – Уфа – Уфа – Москва (полетное время 4:13);

- 22.05.2019г. рейс 1500 Москва – Тюмень – Тюмень – Москва (полетное время 5:45);

- 25.05.2019г. рейс 1132 Москва – Сочи (полетное время 2:30);

- 27.05.2019г. рейс 2800 Сочи – Симферополь – Симферополь – Сочи – Сочи - Москва (полетное время 5:08);

- 28.05.2019г. рейс 1390 Москва – Сыктывкар – Сыктывкар – Москва (полетное время 3:46);

- 29.05.2019г. рейс 1258 Москва – Уфа – Уфа – Москва (полетное время 4:35);

- 31.05.2019г. рейс 1316 Москва – Мурманск – Мурманск – Москва (полетное время 4:18);

- 03.06.2019г. рейс 2262 Москва – Таллинн – Таллинн – Москва – Москва – Сочи (полетное время 5:37);

- 05.06.2019г. рейс 2800 Сочи – Симферополь – Симферополь – Сочи - Сочи – Москва (полетное время 4:55);

- 07.06.2019г. рейс 1186 Москва – Волгоград – Волгоград – Москва (полетное время 3:24);

- 10.06.2019г. рейс 1296 Москва – Ижевск – Ижевск – Москва (полетное время 3:41);

Всего 92 часа 48 минут.

Материалами дела подтверждается, что ученическим договором не определена конкретная сумма расходов работодателя на обучение работника, а, по сути, определена стоимость услуг ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" по обучению действующего пилота новым навыкам.

Необходимость установления действительного размера расходов работодателя на обучение конкретного работника, подлежащих возмещению этим работников, следует и из содержания подпункта 2 пункта 2 Рекомендации N 85 Международной организации труда "Об охране заработной платы" (принята в г. Женеве 1 июля 1949 г. на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ), предусматривающего, что сумма удержаний из заработной платы работника в порядке возмещения потерь или ущерба, нанесенного им работодателю, должна быть умеренной и не должна превышать действительной стоимости потерь или ущерба.

Из материалов дела следует, что за исключением обучения в учебном центре, остальные этапы переобучения ответчика и ввод в строй на новый тип воздушного судна производились компанией на собственной учебной базе штатными работниками истца, без привлечения сторонних организаций и специалистов, в связи с чем, расходы истца на оплату услуг третьих лиц отсутствуют.

Между тем, исходя из действующего правового регулирования работодатель имеет право на возмещение фактических затрат, понесенных при обучении работника, а не стоимости услуг по его обучению.

Ввод в строй второго пилота Шевцова Д.М. проводился в условиях выполнения коммерческих авиарейсов с пассажирами на борту, в состав экипажа которых, в силу требований пунктов 2.5, 2.7, 2.8 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 147, включался пилот-инструктор в качестве командира воздушного судна. Шевцова Д.М. включался в качестве пилота-стажера, с оплатой среднего заработка.

Таким образом, выплата сумм заработной платы летному экипажу, выполнявшему коммерческий рейс с участием Шевцова Д.М. на этапе ввода его в строй, также обусловлена наличием трудовых отношений такого экипажа с ПАО "Аэрофлот", а не понесенными затратами для обучения ответчика.

Представленный суду расчет фактических расходов на ввод в строй в рейсовых условиях (том 1 л.д.168) не содержит в себе сведений о фактических расходах на обучение. Расходы на оплату труда инструкторов, отчисления во внебюджетные фонды, расходов АУП по Департаменту производства полетов, административного состава, питание пилота обусловлена наличием трудовых отношений такого экипажа с ПАО "Аэрофлот", непосредственной его деятельностью как авиаперевозчика и не могут быть признаны затратами на обучение ответчика

Суд признает фактически понесенными расходы истца на аэродромную практику, однако с учетом фактически отработанного времени ответчиком в компании истца данные расходы не могут быть взысканы с ответчика.

В силу статьи 206 Трудового кодекса Российской Федерации условия ученического договора, противоречащие Трудовому кодексу Российской Федерации, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются. Таким образом, установление в ученическом договоре стоимость переподготовки, не основанной на реальных фактических затратах работодателя свидетельствуют и дискриминации работника как менее защищенной стороны в трудовых отношениях.

Установив факт наличия дискриминации в сфере труда, суд приходит к выводу о том, что права работодателя в данном случае не подлежат судебной защите.

При этом уд не соглашается с доводами ответчика относительно того, что увольнение по переводу является вынужденным и данную причину надлежит признать уважительной.

Положения статьи 249 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают открытый перечень оснований для признания уважительными причин увольнения работника до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя. Представленные суду ученические договоры не содержат в себе условий об уважительности причин увольнение как перевод. Уважительными причинами увольнения являются: перевод одного из членов семьи на работу в другую местность, направление мужа/жены на работу (службу) за границу или переезд; болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимость ухода за больными близкими родственниками, подтвержденная документально; избрание на должности, замещаемые по конкурсу; призыв на военную службу; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в соответствии с пунктом 7 этого договора (обстоятельства непреодолимой силы)

Также суд не может согласиться с доводами ответчика относительного того, что истцом не выполнены условия по досудебному порядку урегулирования спора в связи с чем иск подлежит оставлению без рассмотрения.

Согласно абзацу второму статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора.

Положения Трудового кодекса Российской Федерации не содержат в себе условий об обязательном соблюдении досудебного порядка при обращении стороны трудового договора в суд.

истцом также заявлены требования о взыскании судебных расходов, понесенных при обращении в суде, а именно в части возмещения расходов по оплате государственной пошлины, уплаченной при подаче иска.

Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 данного Кодекса.

По смыслу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 25.02.2010 г. № 317-О-О, возмещение судебных издержек на основании указанной нормы осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, в силу того судебного постановления, которым спор разрешен по существу.

Учитывая отказ истцу в удовлетворении иска, суд не усматривает законных оснований для взыскания судебных расходов в пользу истца.

На основании изложенного руководствуюсь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

решил

в удовлетворении иска ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" к Шевцову Денису Михайловичу о возмещении затрат, связанных с обучением работника отказать в полном объеме

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приозерский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2022 года

судья И.Л. Горбунцова