ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3/71/2013 от 06.09.2013 Нолинского районного суда (Кировская область)

Дело №2-3/71/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Суна «6» сентября 2013 г.

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Сапожникова А.Ю.,

при секретаре Симахиной С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Сунского района Кировской области о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, как лицу, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ранее она не воспользовалась правом на предоставление жилого помещения в связи с тем, что обучалась в ГОУ СПО «<данные изъяты>» Кировской области, находилась на полном государственном обеспечении. После окончания учебы 24.07.2012 г. она пришла в администрацию Сунского района для решения вопроса о жилье и с целью написать соответствующее заявление. На тот момент работник администрации, ответственный за реализацию прав лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился в отпуске. Она связалась с ним по телефону и объяснила что 02.08.2012 г. ей исполнится 23 года. Её было рекомендовано прийти вновь 10.08.2012 г. Придя в назначенный день, оказалось, что она опоздала, во включении её в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В настоящее время она снимает квартиру по адресу: д.<адрес>, так как по месту регистрации проживает много человек на малой площади. В однокомнатной квартире проживают втроем, квартира требует ремонта. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства и в соответствии с Законом Кировской области №222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию», Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истица просила восстановить её право на предоставление жилого помещения, восстановить срок постановки на учет и обязать администрацию Сунского района включить её в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

ФИО2 также просила решение в части включения в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании ФИО2 на своих исковых требованиях настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Сунского муниципального района по доверенности ФИО5 иск не признала.

В своем письменном отзыве глава администрации Сунского муниципального района ФИО6 указал следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, и которые имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда можно по письменному заявлению по достижении возраста 18 лет.

Согласно п.2, 3 постановления Правительства Кировской области от 18.12.2006 № 77/297 «Об утверждении порядка формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений», формирование и ведение регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, осуществляется государственным органом управления образованием Кировской области на основании списков граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, представляемых органами местного самоуправления муниципальных районов.

В список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 18 до 23 лет), не имеющие закрепленного жилого помещения и принятые в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Списки представляются в департамент образования Кировской области ежегодно, в срок до 1 апреля.

Таким образом, встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в Сунском районе, по приведенным основаниям ФИО2 должна была до достижения ею возраста 23 лет. В свою очередь, орган опеки и попечительства должен был предоставить данные о нуждающихся в жилых помещениях в департамент образования Кировской области до 1 апреля года,

в котором поступило заявление. В 2012 году список уже был сформирован и направлен в департамент образования Кировской области.

В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения», администрацией <адрес>, ФИО1 в связи с непригодностью для проживания ранее предоставленного помещения, была включена в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Данное постановление в администрацию Сунского района предоставила ФИО2 лично. Таким образом, ФИО2 знала о том, что в <адрес> ей должно быть предоставлено жилое помещение, однако, в исковом заявлении указано обратное, отмечено, что за годы учебы в городе <данные изъяты> (2006-2009 г.) и г. <данные изъяты> (2009-2012 г.) с истицей не проводились беседы о написании заявления для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Письменные доказательства того, что ФИО2 обращалась в 2012 году в администрацию Сунского района отсутствуют, заявление о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, написано 24 июня 2013 года.

Ответчик полагал, что ФИО2 утратила право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она может встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на общих основаниях.

Заслушав объяснения сторон, заключение органа опеки и попечительства, полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать, показания свидетелей ФИО12, ФИО13, изучив доказательства, имеющиеся в деле, суд пришел к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", (статья 8) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями

жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ указано, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Пунктом 4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ закреплено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде

жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (Пункт 7).

В соответствии с п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Судом установлено, что истица ФИО2 осталась без попечения родителей до достижения ею 18 лет, поскольку ДД.ММ.ГГГГ умер её отец ФИО7, а ДД.ММ.ГГГГ умерла её мать ФИО8 (л.д.18-19). По этому основанию ФИО2 относится к числу детей-сирот.

В соответствии со ст. 16 Закона Кировской области от 04.12.2012 N 222-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (часть 2).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной

службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (часть 3).

Согласно ст. 17 Закона Кировской области от 04.12.2012 N 222-30 лицам, указанным в статье 16, на территории Кировской области предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее 26 квадратных метров. Жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как следует в ст. 18 Закона Кировской области от 04.12.2012 N 222-30 список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению за счет средств областного бюджета жилыми помещениями, формирует и ведет орган исполнительной власти области, осуществляющий управление в сфере образования (далее - сводный список). Сводный список формируется на основании представляемых ежеквартально в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, органами опеки и попечительства списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении попечительства над несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения», над истицей было установлено попечительство.

В соответствии с распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении выплаты денежных средств на подопечную ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения», истица была переведена на полное государственное обеспечение в образовательном учреждении.

Согласно распоряжению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении права на жилое помещение за несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения» за истицей по ходатайству управления образования администрации <адрес> закреплено право на жилое помещение в <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

Из заключения межведомственной жилищной комиссии, назначенной главой администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по вышеуказанному адресу признано непригодным для постоянного проживания.

В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения», администрацией <адрес>, в связи с непригодностью для проживания ранее предоставленного помещения, решено осуществить предоставление жилого помещения ФИО1 в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ истица заключила брак с ФИО10, ей присвоена фамилия ФИО2, (л.д.17)

Как установлено судом, после получения профессионального образования истица прибыла в Сунский район, где проживает её муж и 24.07.2012 г. явилась в администрацию Сунского района Кировской области с целью реализовать свое право на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма как лицу из числа детей-сирот. Работникам администрации ею были предъявлены необходимые документы для принятия решения по данному вопросу. Однако, специалист, который отвечает за формирование соответствующего списка нуждающихся в предоставлении жилья находился в очередном отпуске и для разрешения вопроса рекомендовал вновь обратиться к нему после отпуска, то есть 10.08.2012 г. Об этом свидетельствуют допрошенные в судебном заседании ФИО12 и ФИО13

23 года ФИО2 исполнилось 02.08.2012 г. (л.д.5) В ходе приема в управлении образования администрации Сунского района 10.08.2012 г. истице было отказано во включении в список для предоставления жилья, так как на дату обращения ей исполнилось 23 года.

Вместе с тем, как видно из должностной инструкции главного специалиста управления образования ФИО9, в его обязанности входит выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Сунского муниципального района. Он обязан осуществлять защиту их прав и охраняемых законом интересов, принимать меры по защите жилищных прав детей-сирот, в том числе по обеспечению их жилой площадью. В период временного отсутствия главного специалиста управления образования, его обязанности выполняет должностное лицо, назначаемое главой администраций района по представлению начальника управления образования.

Согласно распоряжению главы администрации Сунского муниципального района об отпуске от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 был предоставлен очередной отпуск продолжительностью 31 календарный день с 09 июля по 08 августа 2012 г. Данным распоряжением лицо, ответственное за осуществление жилищных прав детей-сирот назначено не было.

Таким образом, в период очередного отпуска обязанности по обеспечению детей сирот и приравненных к ним категорий граждан жилой площадью со специалиста администрации ФИО9 не снимались, в его отсутствие разрешить вопрос о включении в список лиц для предоставления жилья не представлялось возможным.

Из материалов дела видно, что обращение ФИО2 от 24.07.2012 г. о предоставлении ей жилого помещения в Сунском районе должностными лицами администрации Сунского района не было надлежащим образом зарегистрировано.

В силе ст.2 Федерального закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В ст.9 данного закона указано, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

В силу ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина.

Поскольку возможность предоставления жилья ограничена достижением 23 лет и носит заявительный характер, то обстоятельство что заявление истицы должностными лицами администрации Сунского района не было надлежащим образом зарегистрировано, явилось препятствием для реализации ФИО2 своего права.

Вместе с тем, суд находит, что ФИО2 распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было гарантировано предоставление жилого помещения в соответствии с действующим законодательством (л.д.8).

До достижения истицей 23 летнего возраста, она заявила о желании реализовать свое право на предоставление жилья в Сунском районе. Таким образом, ею был сделан выбор муниципального образования для постоянного места жительства. Данное заявление по вине работников администрации района было принято и рассмотрено администрацией лишь после достижения ФИО2 23-летнего возраста, что явилось препятствием для осуществления права, предоставленного ей как лицу из числа детей-сирот Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ.

Учитывая данные обстоятельства, суд находит, что право ФИО2 на подачу письменного заявления о предоставлении жилья не утрачено. Данное заявление ФИО2 было подано 24.06.2013 г. и до настоящего времени не рассмотрено.

В соответствии с п.9. ст.19 Закона Кировской области от 04.12.2012 N 222-30 основаниями для принятия решения об отказе во включении в список органа опеки и попечительства являются:

1) предоставление заявителем недостоверной (заведомо ложной)
информации;

2) несоответствие заявителя требованиям статьи 16 настоящего Закона.
Поскольку сведений о предоставлении ФИО2 заведомо ложной информации не имеется, она соответствует требованиям ст. 16 Закона Кировской области от 04.12.2012 N 222-30, законных оснований для отказа во включении в список органа опеки и попечительства не имеется.

Тот факт, что мужу истицы - ФИО10ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> сельского поселения <адрес> было предоставлено жилое помещение по социальному найму по адресу: д.<адрес> не препятствует в реализации права истицы на жилье из специализированного жилищного фонда.

Согласно ст.69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя и т.д. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя (ст.70 ЖК РФ).

Как видно из договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, нанимателем квартиры по адресу: <адрес>, <адрес> является только ФИО10 На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации <данные изъяты> сельского поселения Сунского района ФИО2 не состоит.

Таким образом, ФИО2 не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не относится к вселенным членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не имеет жилых помещений в собственности.

С учетом данных обстоятельств суд признает за ФИО2 право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Удовлетворяя исковые требования, суд возлагает на администрацию Сунского муниципального района Кировской области обязанность включить ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Как указано в ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Каких-либо особых обстоятельств для обращения решения суда к немедленному исполнению в настоящее время суд не усматривает.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО2 удовлетворить.

Признать право ФИО2 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Кировской области №222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию», на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать администрацию Сунского муниципального района Кировской области включить ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме через Нолинский районный суд Кировской области.

Решение в окончательной форме принято 10.09.2013 г.

Председательствующий А.Ю. Сапожников