ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4007/2022 от 10.06.2022 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

№ 2-4007/2022

14RS0035-01-2022-006972-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 10 июня 2022 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Филиппова О.Д., с участием представителя истца ФИО1, истца ФИО2, при секретаре Румянцевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Якутского гарнизона в интересах ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» о признании действия, связанной с включением премии на основании приказа Минобороны России от 26.07.2010 №1010 в состав минимального размера оплаты труда, незаконными, с возложением обязанности начисления заработной платы истцу без учета указанной премии в составе минимального размера оплаты труда и о взыскании недоплаченной заработной платы за период с апреля по сентябрь 2021 года в размере 29 366 руб. 86 копеек,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику. При этом в обоснование иска указывает, что военной прокуратурой Якутского гарнизона по заявлению гражданина ФИО2 проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности должностных лиц Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)». ФИО2 работает в измерительном пункте войсковой части 14129 в должности стрелка. Измерительный пункт войсковой части 14129 собственного финансового органа и отдельных лицевых счетов не имеет и в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации ФИО3 от 18.08.2020 № 910 дсп «о зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», а также договором на обслуживание от 01.10.2012 № 150 состоит на финансовом обеспечении в Федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)», которое обеспечивает начисление и выплату всех денежных средств в виде вознаграждения работникам за трудовую деятельность. ФИО2 не выплачивается заработная плата в размере минимального размера оплаты труда, в которую неправомерно включена премия, определенная приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010 от 26 июля 2010 г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации». 02.07.2018 между командиром измерительного пункта в/ч 14129 и ФИО2 заключен трудовой договор № 12\18, по условиям которого последний с указанной даты принят на должность стрелка. При этом, из лицевого счета за 2021 г. следует, что в различные периоды времени по настоящее время ФИО2 начислялась премия в соответствии с приказом МО РФ № 1010. Минимальный размер оплаты труда с 1 января в 2021 года составлял 12 792 рубля в месяц. Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы). Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации издан приказ МО РФ № 1010, которым утвержден порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Пункт 2 приказа МО РФ № 1010 предусматривает выплату дополнительного стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в переделах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Исходя из указанных положений, истец считает, что премия, выплачиваемая на основании приказа МО РФ № 1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала измерительного пункта войсковой части 14129, поскольку является дополнительным материальным стимулированием, соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Такой вывод соответствует пункту 3 Порядка, предусматривающему, что такое материальное стимулирование возможно только по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации. Утвержденный приказом МО РФ № 1010 порядок не изменяет действующую систему оплаты труда, а определяет использование экономии средств, предусмотренных в федеральном бюджете на оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в виде дополнительного материального стимулирования, не предусмотренного системой оплаты труда. Согласно расчету истца сумма задолженности ответчика по заработной плате ФИО2 за период с апреля по сентябрь 2021 года составляет всего 29366 рублей 86 копеек. Истец считает действия работодателя, связанные с включением премии на основании приказа Минобороны России от 26.07.2010 №1010 в состав минимального размера оплаты труда незаконными. В связи с этим истец просит признать действия ответчика, связанные с включением премии на основании приказа Минобороны России от 26.07.2010 №1010 в состав минимального размера оплаты труда истца незаконными, с возложением обязанности начисления заработной платы истцу без учета указанной премии в составе минимального размера оплаты труда и взыскать с ответчика в пользу ФИО2 недоплаченную заработную плату за период с апреля по сентябрь 2021 года в размере 29 366 руб. 86 копеек.

В суд надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания представитель ответчика не явился. Направил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Суд с учетом согласия истца и представителя истца постановил рассмотреть дело без участия представителя ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ.

В суде истец и представитель истца ФИО1 исковое заявление поддержали и просят удовлетворить.

Суд, выслушав представителя истца и истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Как следует из части 1 статьи 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничиваются, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Запрещается, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменений условий оплаты труда.

Согласно части 3 статьи 133 ТК РФ ежемесячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЭ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 января в 2021 г. составлял 12 792 руб. в месяц. В силу частей 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответчики с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы). Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации издан приказ МО РФ № 1010, которым утвержден порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Пункт 2 приказа МО РФ № 1010 предусматривает выплату дополнительного стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в переделах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Исходя из указанных положений, суд приходит к выводу, что премия, выплачиваемая на основании приказа МО РФ № 1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала измерительного пункта войсковой части 14129, поскольку является дополнительным материальным стимулированием, соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Такой вывод соответствует пункту 3 Порядка, предусматривающему, что такое материальное стимулирование возможно только по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации. Утвержденный приказом МО РФ № 1010 порядок не изменяет действующую систему оплаты труда, а определяет использование экономии средств, предусмотренных в федеральном бюджете на оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в виде дополнительного материального стимулирования, не предусмотренного системой оплаты труда.

Из материалов дела следует, что военной прокуратурой Якутского гарнизона по заявлению гражданина ФИО2 проведена проверка, которой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности должностных лиц Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)».. 02.07.2018 между командиром измерительного пункта в/ч 14129 и ФИО2 заключен трудовой договор № 12\18, по условиям которого последний с указанной даты принят на должность стрелка. При этом, из лицевого счета на истца за 2021 г. следует, что в различные периоды времени по настоящее время ФИО2 начислялась премия в соответствии с приказом МО РФ № 1010. Измерительный пункт войсковой части 14129 собственного финансового органа и отдельных лицевых счетов не имеет и в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации ФИО3 от 18.08.2020 № 910 дсп «о зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», а также договором на обслуживание от 01.10.2012 № 150 состоит на финансовом обеспечении в Федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)», которое обеспечивает начисление и выплату всех денежных средств в виде вознаграждения работникам за трудовую деятельность. При этом истцу ФИО2 ответчиком не выплачивается заработная плата в размере минимального размера оплаты труда, в которую ответчиком неправомерно включена премия, определенная приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010 от 26 июля 2010 г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации». Так как премия, выплачиваемая на основании приказа МО РФ № 1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала измерительного пункта войсковой части 14129, поскольку является дополнительным материальным стимулированием, соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Согласно расчету истца, не оспоренного ответчиком и признаваемого судом верным сумма недоплаченной заработной платы ФИО2 за период с апреля по сентябрь 2021 года составляет всего 29366 рублей 86 копеек. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченная заработная плата за период с апреля по сентябрь 2021 года в размере 29366 рублей 86 копеек.

При таких обстоятельствах, исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление военного прокурора Якутского гарнизона в интересах ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» о признании действия, связанные с включением премии на основании приказа Минобороны России от 26.07.2010 №1010 в состав минимального размера оплаты труда, незаконным, с возложением обязанности начисления заработной платы истцу без учета указанной премии в составе минимального размера оплаты труда, о взыскании недоплаченной заработной платы за период с апреля по сентябрь 2021 года в размере 29 366 руб. 86 копеек удовлетворить.

Признать действия Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)», связанные с включением премии при начислении заработной платы ФИО2 на основании приказа Минобороны России от 26.07.2010 №1010 в состав минимального размера оплаты труда незаконными.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» начислять ФИО2 заработную плату без учета указанной премии в составе минимального размера оплаты труда.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» в пользу ФИО2 сумму недоплаченной заработной платы за период с апреля по сентябрь 2021 года в размере 29 366 руб. 86 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха(Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Якутский городской суд.

Судья О.Д. Филиппов