ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4017/19 от 25.06.2019 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Петропавловск-Камчатский ДД.ММ.ГГГГ

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Штенгель Ю.С.

при секретаре ФИО3,

с участием представителя истца – помощника прокурора ФИО4,

представителя ответчика КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» ФИО5,

представителя ответчика Министерства социального развития и труда Камчатского края ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первого заместителя прокурора г.Петропавловска-Камчатского в интересах ФИО1 к КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных социальных пособий», Министерству социального развития и труда Камчатского края о признании незаконными действий по удержанию выплаченной денежной компенсации, взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Истец, действуя в интересах ФИО1, обратился с иском к ответчикам о признании незаконными действия КГКУ «Центр выплат» по удержанию с ФИО1 выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности на КГКУ произвести перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату принятия решения суда с учетом наличия права на ежемесячную денежную компенсацию в размере 50% платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке, при отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке, в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда; возложении обязанности на Министерство социального развития и труда Камчатского края выплатить размер ежемесячной денежной компенсации ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату принятия решения суда с учетом наличия права на ежемесячную денежную компенсацию в размере 50% платы за наем и платы за содержание жилого помещения; взыскании с Министерства социального развития и труда Камчатского края недополученной части ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по апрель 20198 года в размере 2 836 руб. 05 коп.

В обоснование требований указал, что прокуратурой по обращению ФИО1 проведена проверка, в ходе которой установлено, что материальному истцу как получателю ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по категории «Инвалид» по месту жительства: г.Петропавловск-Камчатский, <адрес> прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ в связи с непоступлением в течение трех месяцев подряд сведений, подтверждающих фактические объемы потребленных жилищно-коммунальных услуг, между тем, данная компенсация с ноября 2018 года в нарушение положений ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ) выплачивалась в размере 20% регионального стандарта, то есть в пределах авансирования. Нормы федерального и регионального законодательства в своей взаимосвязи не содержали и не содержат положений, предусматривающих право КГКУ «Центр выплат» осуществлять перерасчет ежемесячной денежной компенсации в сторону уменьшения ее размера в случае поступления, в отсутствие заявления гражданина, сведений о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг в отношении правоотношений, возникших ранее ДД.ММ.ГГГГ. В связи с произведенным перерасчетом в сторону уменьшения размера ежемесячной денежной компенсации, предоставленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО1 образовалась задолженность перед КГКУ «Центр выплат» в размере 57 604 руб. 32 коп., в том числе за 2017 год в размере 20 800 руб. 38 коп., в настоящее время производится взыскание задолженности за 2017 год без согласия гражданина путем удержания 50% из сумм текущей компенсации. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с октября 2018 года по апрель 2019 года КГКУ «Центр выплат» незаконно произведено удержание излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации от сумм ежемесячной денежной компенсации, причитающихся ФИО1, в размере 2 836 руб. 05 коп., что истец расценивает как фактический отказ в предоставлении материальному истцу мер социальной поддержки в размер и порядке, установленных федеральным законодательством, в виде ежемесячной денежной компенсации. Полагал, что с учетом добросовестной оплаты коммунальных услуг ФИО1, наличия законного права последнего на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в размере 50%, отсутствия счетной ошибки, КГКУ «Центр выплат» неправомерно произведен перерасчет ежемесячной денежной компенсации предоставленной заявителю в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и удержание данных сумм компенсации из денежной компенсации, причитающейся гражданину при последующих выплатах, что нарушает права ФИО1 как гражданина, относящегося к категории «Инвалид».

В судебном заседании помощник прокурора, действующая на основании доверенности, представила уточненное исковое заявление, в соответствии с которым просила признать незаконными действия КГКУ «Центр выплат» по удержанию с ФИО1 выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ «Центр выплат» в пользу ФИО1 удержанную часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по июнь 2019 года в размере 4 437 руб. 91 коп., а также недополученную часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по марта 2019 года в размере 3 868 руб. 89 коп., а всего 8 306 руб. 80 коп.

В судебном заседании истец ФИО1, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, участия не принимал.

В судебном заседании представитель ответчика КГКУ «Центр выплат», действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск, согласно которому ФИО1 является получателем ежемесячной денежной компенсации части платы за коммунальные услуги по льготной категории «Инвалид» по месту жительства по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также ежемесячной денежной компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по льготной категории «Инвалид» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Предоставление ежемесячной денежной компенсации осуществляется в месяце, предшествующем месяцу внесению оплаты за жилое помещение, коммунальные услуги и уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. ФИО1 ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг была предоставлена с учетом частной формы собственности в многоквартирном доме и количества зарегистрированных граждан (1) и составила за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 84 891 руб. 97 коп. Согласно заключенным соглашениям о межведомственном информационном взаимодействии с организациями жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского в КГКУ «Центр выплат» поступили сведения о фактическом объеме жилищно-коммунальных услуг, потребленных ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем КГКУ «Центр выплат» был произведен перерасчет ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, в результате которого установлен факт излишне выплаченных денежных средств в размере 35 645 руб. 81 коп. Таким образом, при начислении ФИО1 ежемесячной денежной компенсации по категории «Инвалид» с ноября 2018 года, без его согласия производится удержание излишне выплаченных сумм, выявленных при осуществлении перерасчета, в размере 50% от причитающейся ФИО1 суммы денежной компенсации при каждой последующей выплате. Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг не относится к суммам, предоставляемым гражданину в качестве средства к существованию, в связи с чем не подпадают под действие положений ст.1109 ГК РФ. Полагала, что перерасчет ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг с учетом регионального стандарта и фактического потребления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, удержание излишне выплаченных сумм из последующих выплат денежной компенсации полностью соответствуют положениям действующего законодательства. Сведения о фактически потребленных коммунальных услугах поступают в КГКУ «Центр» в месяце, следующим за месяцем потребления и оплаты коммунальных услуг до15-20 числа, в связи с чем перерасчет с учетом данных сведений производится в течение следующего месяца после поступления данных сведений в КГКУ «Центр выплат».

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социального развития и труда Камчатского края, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.

Абзац второй преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о социальной защите инвалидов) гласит, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из п.13 ст.17 Закона о социальной защите инвалидов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с п.п.1, 2, 4-6 ст.28.2 Закона о социальной защите инвалидов полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг осуществляется в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (далее по тексту – Порядок), утвержденным приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), положения которого распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1.8 Порядка предоставление денежных компенсаций осуществляется за счет средств федерального и/или краевого бюджета, предусмотренных Министерству социального развития и труда Камчатского края на эти цели через краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий».

Предоставление ежемесячной денежной компенсации осуществляется в месяце, предшествующем месяцу внесения оплаты за жилое помещение, коммунальные услуги и уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ч.2.1).

Исходя из положений п.14 ч.2.8 Порядка основанием для перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации является в том числе поступление информации в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг и размера начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

При наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 2.8 настоящего Порядка, перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации осуществляется при наступлении обстоятельств, повлекших уменьшение размера ежемесячной денежной компенсации либо утрату права на получение ежемесячной денежной компенсации, перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации осуществляется при поступлении в КГКУ «Центр выплат» сведений о наступлении указанных обстоятельств, с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства, но не более чем за период, равный сроку исковой давности, установленному статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяемому с месяца поступления сведений в КГКУ «Центр выплат» (п.1 ч.2.8 Порядка).

Согласно ч.2.11 Порядка (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) Излишне выплаченные гражданину суммы денежной компенсации, выявленные при осуществлении перерасчета по основанию, указанному в пункте 14 части 2.8 настоящего Порядка, учитываются без согласия гражданина в размере 30 процентов от сумм денежной компенсации, причитающейся гражданину при каждой последующей выплате.

Перерасчет размера денежной компенсации по основанию, указанному в пункте 14 части 2.8 настоящего Порядка, осуществляется на основании информации, поступившей в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг или обращения граждан с заявлением (с приложением документов, подтверждающих фактическое потребление жилищно-коммунальных услуг) о перерасчете размера денежных компенсаций по причине несоответствия размера начисленных денежных компенсаций и размера мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, рассчитанных с учетом размера начисленной оплаты за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и (или) размера начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, при отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в течение двух и более месяцев или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашений по ее погашению на дату обращения гражданина с заявлением о перерасчете размера денежных компенсаций (ч.2.12).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ установлена вторая группа инвалидности бессрочно, с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения КГКУ «Центр Выплат» от ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов (по категории «Инвалид») по месту жительства: г.Петропавловск-Камчатский, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в прокуратуру г.Петропавловска-Камчатского с заявлением о защите его прав и законных интересов, допущенных КГКУ «Центр выплат», которые выразились в перерасчете в сторону уменьшения размера ежемесячной денежной компенсации и последующем удержании излишне выплаченных денежных средств.

Согласно ответу КГКУ «Центр выплат» от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Центр выплат» на основании поступивших сведений об объемах жилищных услуг, потребленных ФИО1 в указанный период, произведен перерасчет ежемесячной денежной компенсации, предоставленной в виде аванса. Так как сумма аванса значительно превышает расходы по оплате фактически потребленных жилищно-коммунальных услуг, при проведении перерасчета установлен факт излишне выплаченных денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 57 604 руб. 32 коп. С ноября 2018 года при начислении ФИО1 ежемесячной денежной компенсации по категории «Инвалид» производилось удержание излишне выплаченных сумм, выявленных при перерасчете за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 50% от сумм ежемесячной денежной компенсации, причитавшихся ему, в размере 30% – от сумм денежной компенсации, причитающихся ФИО1 при каждой последующей выплате с марта 2019 года. Остаток невозмещенных излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 52 654 руб. 44 коп.

Установив юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимозависимости, учитывая, что получение меры социальной поддержки в виде размера компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалиду носит индивидуальный характер, поскольку поставлено в зависимость от фактически потребленной жилищно-коммунальной услуги, суд приходит к выводу о том, что КГКУ «Центр выплат» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ правомерно произвело удержание с сумм ежемесячной денежной компенсации, причитающихся ФИО1, кроме того, положения Порядка, предусматривающие авансирование и последующий перерасчет ежемесячной денежной компенсации, являлись действующими.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными действий КГКУ «Центр выплат» по удержанию с ФИО1 выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении исковых требований в данной части.

Довод представителя процессуального истца о том, что удержание выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации производится без согласия ее получателя, судом отклоняется, поскольку подобное согласие в соответствии с положениями п.2.11 Порядка не требуется.

Ссылка истца в исковом заявлении на положения ст.1109 ГК РФ судом признается несостоятельной, поскольку денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по своей правовой природе является мерой социальной поддержки льготной категории граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на что указывает и Пленум Верховного Суда в п.42 постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» и к средствам существования данная выплата не может быть отнесена.

Не является произведенный перерасчет размера денежной компенсации, последующее удержание излишне начисленных сумм и результатом счетной ошибки, поскольку порядок осуществленных КГКУ «Центр выплат» действий установлен нормативными положениями Закона о социальной защите инвалидов, Порядка, и был ответчиком соблюден.

Поскольку требования истца о взыскании с Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ «Центр выплат» удержанной части аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по июнь 2019 года в размере 4 437 руб. 91 коп., недополученной части ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по марта 2019 года в размере 3 868 руб. 89 коп. являются производными, оснований для их удовлетворения также не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Первого заместителя прокурора г.Петропавловска-Камчатского в интересах ФИО1 к КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», Министерству социального развития и труда Камчатского края о признании незаконными действий КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» по удержанию с ФИО1 выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при перерасчете за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании удержанной части аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по июнь 2019 года в размере 4 437 руб. 91 коп., а также недополученной части ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по март 2019 года в размере 3 868 руб. 89 коп. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

СудьяКОПИЯ ВЕРНА

Штенгель Ю.С.

Судья

Штенгель Ю.С.

Подлинник подшит в деле (41RS0-47)

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ