ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-401/2021КОПИ от 08.02.2021 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-401/2021 КОПИЯ

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2021 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Гладких Н.В.,

при секретаре Жарковой М.Д.,

с участием представителя истца Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края – Костериной Е.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края к ответчику Товариществу собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6а» о возложении обязанности по предоставлению схемы внутридомовой системы отопления многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края обратилась в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к ответчику Товариществу собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6а» с исковым заявлением о возложении обязанности по предоставлению схемы внутридомовой системы отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в течение десяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу (при наличии у ответчика данной схемы) или в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (при отсутствии у ответчика данной схемы и необходимости её восстановления).

В обоснование предъявленного требования указано, что Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края осуществляет региональный государственный жилищный надзор. При осуществлении полномочий в отношении Товарищества собственников жилья «Кондратово, ул, Культуры, 6а» проведена проверка соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в рамках которой у Товарищества собственников жилья «Кондратово, Культуры, 6а» была запрошена схема внутридомовой системы отопления. Товарищество собственников жилья «Кондратово, Культуры, 6а» не исполнило обязанность по предоставлению указанного документа. В силу Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья обязано обеспечить приём, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491. При таком положении ответчик обязан обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Таким образом, не предоставление схемы внутридомовой системы отопления многоквартирного дома в орган жилищного надзора по причине отсутствия или иной причине нарушает положения закона и право граждан на безопасные и благоприятные условия проживания.

В судебном заседании представитель истца Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края Костерина Е.В. просила об удовлетворении требования, предъявленного к ответчику, на основании доводов, изложенных в иске.

Ответчик Товарищество собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6а» извещено о времени и месте судебного разбирательства, не направило представителя в судебное заседание.

При таком положении на основании статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации суд считает ответчика извещёнными о времени и месте судебного разбирательства, поскольку судебное извещение было заблаговременно доставлено по месту нахождения ответчика – организации, и считается доставленным ответчику по надлежащему адресу, в связи с чем, риск последствий неполучения юридически значимого сообщения несёт сам ответчик.

Ответчик не сообщил об уважительных причинах неявки его представителя в судебное заседание и не просил рассмотреть дело без участия его представителя.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 6.1, 154, 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия представителя истца суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, на основании доказательств, имеющихся в материалах дела, для обеспечения осуществления судопроизводства в разумный срок.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

На основании части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.

Из Положении об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 01 сентября 2014 года № 913-п, следует, что Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль (пункт 1.1.).

Инспекция для достижения своих целей осуществляет региональный государственный жилищный надзор, включающий в себя деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), а именно требований к определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункты 3.1 и 3.1.1.);

Инспекция имеет право в пределах своей компетенции: организовывать и проводить проверки органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан (пункт 4.1); запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований (пункт 4.2);

Инспекция имеет право в пределах своей компетенции обращаться в суд по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции, в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (пункт 4.10).

На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее – обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Товарищество собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6А» является действующим юридическим лицом, что следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.40-43).

Товарищество собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6А» создано для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и, в установленных законодательством пределах, распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>А, что следует из Устава.

В силу Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» настоящие Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом товариществами собственников жилья. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее – управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме. Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующего стандарта: прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости) (подпункт «а» пункта 4).

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

При таком положении суд считает, что Товарищество собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6А» как организация осуществляющая управление многоквартирным домом обязано обеспечить хранение технической документации в отношении внутридомовой системы отопления, входящей в состав общего имущества, в том числе обязано предоставлять соответствующую документацию органу, осуществляющему государственный жилищный надзор.

В соответствии с распоряжением Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 13 сентября 2019 года № 8779 в отношении Товарищества собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6А» назначено проведение проверки соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества (л.д.7-8).

Из акта проверки от 20 сентября 2019 года № 8779 следует, что при проведении проверки Товарищество собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6А» не предоставило схему внутридомовой системы отопления многоквартирного дома, находящегося под управлением организации (л.д.11-13).

Предписанием Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 20 сентября 2019 года № 9779 Товариществу собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6А» указано на необходимость устранения нарушения и предоставления схемы внутридомовой системы отопления многоквартирного дома в срок до 28 октября 2019 года (л.д.14).

Из распоряжений Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 23 декабря 2019 года № 8779/1, от 19 февраля 2020 года № 8779/2, от 20 марта 2020 года № 8779/3 и требований о предоставлении информации и документов от 25 декабря № 8779/1, от 25 февраля 2020 года № 8779/2, от 25 марта 2020 года № 8779/3, акта о не предоставлении документов от 27 января 2020 года, актов о невозможности проведения проверки от 19 марта 2020 года и от 16 апреля 2020 года следует, что Товарищество собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6А» не выполнило предписание уполномоченного органа государственного жилищного надзора в части предоставления схемы внутридомовой системы отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.17-31).

Ответчик Товарищество собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6А» не представило доказательства выполнения предписания о предоставлении соответствующей документации органу, осуществляющему государственный жилищный надзор, не представило доказательства наличия технической документации в отношении внутридомовой системы отопления многоквартирного дома, находящегося под его управлением.

В судебном заседании представитель истца Костерина Е.В. пояснила, что председатель Товарищество собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6А» ФИО4 объяснял не предоставление схемы внутридомовой системы отопления многоквартирного дома органу, осуществляющему государственный жилищный надзор, отсутствием соответствующей технической документации в виду не передачей ее прежним председателем.

Согласно пункту 21 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами при отсутствии в организации, управлявшей многоквартирным домом одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования, такая организация обязана принять меры к их восстановлению в течение 3 месяцев.

Ответчик Товарищество собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6А» не представило доказательства принятия мер по восстановлению отсутствующих документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, а именно: схемы внутридомовой системы отопления многоквартирного дома.

При таком положении суд полагает, что ответчик Товарищество собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6А» не исполняет надлежащим образом обязанность по хранению технической документации на многоквартирный дом, в частности схемы внутридомовой системы отопления многоквартирного дома, находящегося под его управлением, либо его восстановлению.

Соответственно, суд считает, что нарушено право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, созданы препятствия органу, осуществляющему государственный жилищный надзор, в осуществлении возложенных на него полномочий.

В силу абзаца 7 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Учитывая изложенное, Товарищество собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6А» обязано выполнять требования жилищного законодательства, а именно: при необходимости восстановить отсутствующие документы; хранить документы, входящие в состав технической документации на многоквартирный дом, в том числе схему внутридомовой системы отопления многоквартирного дома, и предоставить их органу, осуществляющему государственный жилищный надзор.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предъявленное требование является правомерным и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьёй 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд полагает, что исполнение ответчиком обязанности по восстановлению отсутствующей технической документации (схемы внутридомовой системы отопления многоквартирного дома) и предоставлению такой документации в орган, осуществляющий государственный жилищный надзор, подлежит осуществлению не позднее трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такой срок является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края удовлетворить.

Возложить на Товарищество собственников жилья «Кондратово, ул. Культуры, 6А» обязанность по восстановлению схемы внутридомовой системы отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и предоставлению данной технической документации в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края не позднее трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Разъяснить, что ответчик вправе подать в Пермский районный суд Пермского края заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких

СПРАВКА

Мотивированное решение составлено 12 февраля 2021года.

Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких

Копия верна:

Судья Н.В. Гладких

Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № 2-401/2021

Пермского районного суда Пермского края.

УИД: 59RS0008-01-2020-005189-60